Про глоссарий
Ответы на вопросы о глоссарии: «Почему?», «Зачем?», «Как?»

Глоссарий
 Все  Б  Г  Ж  К  М  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ч  Ю 
 

Сервант

Сервант

Сервант (фр. servante) — место скрытного хранения (удержания) одного или нескольких объектов, обеспечивающее их извлечение (демонстрацию), закладку (зарядку, сброс), замену, перемещение или иное использование в ходе фокуса. Объектами могут выступать реквизит (от незначительного количества вещества, в том числе формирующего изображения и надписи, до крупных тел, вплоть до зданий и сооружений), гиммики, растения, животные, люди (ассистенты, зрители, сам фокусник) или отдельные их части.

Как следует из определения, серванты имеют две основные функции: а) постоянное или временное удержание объектов; б) обеспечение постоянной или временной невидимости (незаметности) объектов для публики. В связи с этим ошибочно называть сервантами одни только приспособления вроде полок и фиксаторов, игнорируя экранирующие (камуфлирующие) элементы. Правильно считать сервантом полку и скрывающий ее от зрителей стол (деталь стола, скатерть), фиксатор и то, за чем он спрятан. Иными словами, в любом серванте можно выделить удерживающую и маскирующую части, которые могут быть разделены или составлять единое целое.

Остальные функции сервантов (извлечение, закладка, замена объектов и пр.) являются вторичными и могут быть не реализованы вовсе или реализованы с помощью приспособлений, механизмов, дополнительных экранов, манипуляционных приемов, отвлечения внимания публики и т.д. Под обтекаемой фразой «иное использование объекта в ходе фокуса» подразумеваются функции помещенных в серванты гиммиков и вспомогательных устройств, включая магниты, цуг-механику, радиомикрофоны, виброустройства, генераторы дыма, источники электропитания, пищалки, воздушные груши и т.п.

Серванты применяются для достижения практически всех иллюзионных эффектов, от классических (появление, исчезновение, транспозиция, трансформация, неуязвимость, восстановление, оживление, левитация, эскапизм, ясновидение, телепатия и др.) до редких и специфических, наподобие обонятельных иллюзий или факирского трюка «Остановка сердца».

Сервант в виде шляпы-цилиндра с кроликом-зарядкой является самым распространенным иллюзионным клише.


Классификация сервантов

Серванты делятся на две большие группы: оборудованные и импровизированные. В свою очередь оборудованные серванты бывают встроенными и съемными. Встроенные размещаются в (на) предметах, подвергшихся доработке (подчас высокотехнологичной), или в муляжах предметов. Чаще всего в обиходных вещах, мебели, посуде, одежде, аксессуарах, деньгах, бутафории и др.

Съемные серванты, как правило, представляют собой удерживающие устройства, которые крепятся к обычным (без доработки) предметам и могут быть сняты (извлечены) без ущерба для внешнего вида и функциональности предмета-носителя.

В зависимости от требуемого эффекта оборудованные серванты могут снабжаться полками, подвесами, мешками, карманами, штативами, кронштейнами, держателями, фиксаторами, захватами, зажимами, ловушками (устар. трапами), люками, крышками, дверцами, защелками, замками, упорами, стационарными и подвижными перегородками, реле, направляющими, автоподатчиками, катапультами, тянущей механикой, пневматикой, гидравликой, вентиляцией, дыхательными трубками, сигнализаторами, осветителями, проекторами, световодами, зеркалами, экранами, светодиодными панелями, таймерами, дозаторами, распылителями, воспламенителями, динамиками, источниками шума, средствами сигнализации и связи, дистанционным управлением, другими механизмами и вспомогательными устройствами.

Рисунок из книги Г.К. Бедарева «Иллюзионист на сельской сцене» (1973)
Автор допустил распространенную неточность, назвав представленные устройства сервантами
В действительности это только удерживающие элементы оборудованных сервантов

При оборудовании сервантов важную роль играют маскировка, камуфляж и освещение. Так, специальный дизайн1 с использованием контрастных цветов может визуально уменьшить размер предмета, в котором скрыт сервант. Изготовление задника сцены и костюмов исполнителей из светопоглощающих материалов позволяет реализовать принцип «Черного кабинета», фактически превратив в сервант все сценическое пространство. Избыточный (ослепляющий) свет также помогает скрыть объекты. С помощью серванта с управляемым освещением можно демонстрировать ряд эффектов под общим названием «Призрак Пеппера».

Классификация сервантов

В роли импровизированных сервантов могут выступать обычные (без доработки) предметы или их части, позволяющие скрыть объект за собой, в себе или на своем фоне. Как правило, это привычные вещи, имеющие ниши или обладающие подходящими размерами, формой, расцветкой, внешним видом, конструкцией: игральные карты, банкноты, носовые платки, покрывала, скатерти, шторы, конверты, спичечные коробки, сигаретные пачки и другие контейнеры (упаковки), печатная продукция, канцелярские принадлежности, посуда, кухонная утварь, папиросы и курительные трубки, зонты, вееры, часы, кольца, браслеты, украшения, элементы одежды (карманы, рукава, фалды пиджака, воротники, лацканы, штанины, носки, юбки, складки ткани, головные уборы, ремни, галстуки, шарфы, перчатки, обувь) и т.п.

Особой разновидностью импровизированных сервантов являются так называемые телесные серванты. Они представляют собой полости и плохо просматриваемые со стороны части человеческого тела (рот, ноздри, носоглотка, уши, желудок, пищевод, ладони, подмышечные впадины, пупок, кожные складки, пространство за веками, между пальцами, под ногтями, за ушами, в волосах и пр.), способные вместить или скрыть объект (реквизит, гиммик).

Телесные серванты входят в арсенал фокусников-манипуляторов и зачастую неотделимы от манипуляционных приемов. Так, пальмирование есть не что иное, как использование ладони в качестве импровизированного телесного серванта. Артисты-эскаписты (эскапологи), факиры и менталисты (экстрасенсы) также широко применяют телесные серванты.


Фокусник Александр Наумов вытягивает нить изо рта через глаз
Факирский трюк Уэйна Хучина (Wayne Houchin) с использованием телесных сервантов


Не следует путать телесные серванты с теми, которые размещены в одежде фокусника и, согласно западной терминологии, именуются нательными (body servantes). Грань между ними тонка, но она есть. Строго говоря, у телесных сервантов удерживающую и маскирующую функции выполняет тело фокусника. У нательных (оборудованных и импровизированных) — обе или одна из основных функций возложена на «внетелесный» элемент, обычно деталь костюма. Так, импровизированный сервант в рукаве обеспечивает сокрытие объекта за счет ткани, а удерживающая функция распределена между рукой фокусника и той же тканью рукава.

Серванты на теле тоже могут «дооборудоваться» для улучшения маскирующих и удерживающих свойств или достижения специфического эффекта. В этих целях широко применяется грим (макияж), липкие вещества, накладки и наклейки телесного цвета. Порой доходит до хирургического вмешательства. Очевидно, подготовленные таким образом потайные укрытия не являются импровизированными. Их следует считать оборудованными нательными сервантами. Один из таких сервантов стал визитной карточной британского фокусника Стивена Фрейна (Steven Frayne), он же Динамо (Dynamo).


Динамо исполняет фокус Дэна Сперри (Dan Sperry)
с мятной конфетой (Lifesaver Trick, Polo Trick)


Импровизированные серванты ввиду их обыкновенности можно открыто показывать зрителям в пустом (незаряженном) виде. Прием явной или неявной демонстрации пустого или якобы пустого серванта называется «Оправданием». Иногда фокусники злоупотребляют им, многократно повторяя в ходе затянутых рутин, наподобие перевода игральных карт из положения классического пальмирования в обратное и наоборот (по сути, это череда изъятий и закладок карт в телесные серванты по обеим сторонам ладони). Непомерный упор на демонстрацию ловкости рук в ущерб иллюзионному эффекту может дискредитировать секрет и превратить фокус в контактное жонглирование.

Даже будучи «заряженными», импровизированные серванты в большинстве своем некритичны к разоблачениям. Ведь если секрета нет или он банален, то стоит ли им дорожить? По крайней мере иллюзионная общественность не подвергнет остракизму фокусника, который открыто покажет, как ловко и весело дурачил публику с помощью импровизированного серванта. Другое дело, если исполнитель поведает зрителям про устройство хитроумного оборудованного серванта, например, для распиливания ассистентки. Тут уж болтуну несдобровать. Не спасет даже маска в стиле Вэла Валентино...

Различия между рассмотренными типами сервантов порой условны и едва различимы. Так, если в фокусе используется обычный карман, то это импровизированный сервант. Если при пошиве сценического костюма скроен специальный карман или он «намертво» вшит в уже готовое платье, то такой пошет (устар.) следует считать встроенным сервантом. Накладной карман, который временно крепится (например, булавками или пришит на живую нитку) и может быть быстро и бесследно снят с костюма, является съемным сервантом (см. также топит).

Следует признать, что типология сервантов не имеет серьезного прикладного значения для практикующих фокусников, однако она способствует ясности и единообразию понимания теоретических основ иллюзионного жанра. Разные по масштабам и сложности действия иллюзионистов, салонных фокусников и микромагов могут быть описаны по общей схеме как последовательность операций с сервантами разных типов. Учитывая шлифованную веками изощренность искусства обмана, операции эти бывают весьма затейливыми и включают повторы, циклы и многоуровневые вложенности сервантов по подобию матрешки. Например, рука с «шестым пальцем» или напалечником представляет собой типичный телесный сервант, скрывающий гиммик, который в свою очередь является оборудованным сервантом в муляже пальца. Для завершенности картины недостает лишь формализованного языка, который кратко и по-математически точно отображал бы канву фокусов в виде символов и формул. Возможно, рано или поздно найдется страстный исследователь, способный разработать такой язык на базе «Теории сервантов» в кандидатской, а то и докторской диссертации. Неясно только, где ее защищать. Разве что в голливудской Академии магических искусств (The Academy of Magical Arts). ;)


Происхождение термина и динамика его смысловой наполненности

Как видите, сервант — это не просто потайное место для объекта, но и одно из основополагающих сущностных понятий иллюзионного жанра. Любопытно проследить, как менялась семантика термина. В профессиональный сленг фокусников слово вошло в середине XIX века. Причем, несмотря на французскую этимологию, первое упоминание зафиксировано в англоязычной литературе — в книге «Разоблачение секретов: тысяча фокусов с картами и другие развлечения» (The Secret Out: One Thousand Tricks with Cards and Other Recreations), изданной в 1859 году в Нью-Йорке.

В 1868 году Робер-Уден в знаменитом труде «Секреты престидижитации и магии» (Les secrets de la prestidigitation et de la magie, стр. 379) приписал первенство в изобретении серванта Коню. Естественно, не самцу лошади, а французскому фокуснику с омофоничным псевдонимом. Немногие слышали о Коню (в оригинальном написании Conus, иногда Connus), настоящая фамилия Котт (Cotte, ?–1836). Зато его наследие знакомо каждому фокуснику. Согласно другому свидетельству Удена в тех же «Секретах...» (стр. 287), именно Коню придумал неувядающий трюк «Собрание тузов» (Ace Assembly, the Aces, Conus' Aces, Four Ace Trick, Multiplying Aces, Travelling Aces), как минимум ту его часть, когда в руках зрителя вместо четырех тузов оказываются безразличные карты. Что касается серванта, то во второй половине XVIII века Коню якобы первым сообразил закрепить края скатерти, так чтобы позади стола образовалась складка в виде кармана по подобию фартуков-сумок а-ля ягдташ (gibecière) — непременного атрибута уличных фокусников того времени. Вскоре «застольные» серванты стали нормой.

Изображение первого серванта в книге Робера-Удена «Секреты престидижитации и магии», 1868, стр. 379

Некоторые историки иллюзии считают, что Уден ошибся и изобретателем серванта был другой французский фокусник с похожим псевдонимом — Комю (Comus), настоящее имя Николя-Филипп Ледру (Nicolas-Philippe Ledru, 1731–1807). Поводом для сомнений стали британские гастроли французов. Коню неоднократно выступал в Лондоне в период с 1789 по 1799 год. Комю был старше, поэтому работал там раньше — в 1765–1770 гг. — и уже якобы использовал съемный сервант, подвешивая за столом свой gibecière. Этой версии, в частности, придерживался фокусник-энциклопедист Бартон Уэйли (Bart Whaley, 1928–2013). Однако оставим поиск первооткрывателя на откуп западным историкам. Вернемся к слову.

В русский язык термин вошел в 1877 году с подачи Юлиана Симашко, организовавшего перевод и издание в России эпохальной книги Профессора Гоффмана «Современная магия». Забавна трансгендерность заимствования, сменившего женский род на мужской. Оказывается, нынешний «сервант» прежде звался «сервантой».

Отрывки из книги Проф. Гоффмана «Современная магия», 1877, стр. 7–9

...Сзади, на 6 дюймов ниже уровня доски стола, должен помещаться выдающийся ящик, 6–8 дюймов в глубину и занимающий почти всю длину стола. Этот ящик, технически именуемый servante, должен быть обит войлоком или сукном, так чтобы не был слышен стук от падающих в него предметов.

...Надлежащая высота стола всего лучше определяется ростом самого фокусника. Серванта, или скрытый ящик, должна быть на такой высоте от земли, чтобы приходиться  уровень с суставами пальцев фокусника, когда его руки свободно опущены; а поверхность стола, как уже сказано, должна быть дюймов на 6 выше. Опыт доказывает, что эта высота позволяет фокуснику секретно брать или класть предмет, не нагибаясь и не сгибая рук; каждое из этих движений внушило бы зрителям подозрение, что его рука чем-нибудь занята за столом. Одна из первых забот новичка должна состоять в том, чтобы приобрести навык быстро брать предмет с серванты и класть его на нее, не делая соответственных движений телом и особенно не глядя на свои руки.

Длинная коробка, 12–14 дюймов в длину и 3 в ширину, хорошо обитая толстым сукном и помещенная в серванту, весьма удобна для помещения мелких предметов, как то — монеты, апельсина и т.п.; эти предметы могут быть положены в коробку без стука и, следовательно, не привлекая внимания.

Впрочем, магик может быть вызван показать образчик своего искусства, не имея под руками ни настоящего, ни временного стола, и даже обладая ими, он нередко бывает вынужден произвести или скрыть данный предмет, не уходя за стол. Магики прошлого столетия избавлялись при этом от затруднения посредством мешка или передника, который на языке французских магиков получил название gibecière, по предполагаемому сходству с ягдташем. Он употреблялся не только на то, чтобы прятать чашечки и шарики и другие мелкие принадлежности искусства, но и для того, чтобы по желанию фокусника производить, обменивать и заставлять исчезать мелкие предметы. Этот мешок заменял собой серванту, которая еще не была в употреблении. Вряд ли нужно говорить, что ягдташ уже давно оставлен, и фокусник, который явился бы теперь, надев на себя мешковидный передник, рисковал бы быть принятым за цирюльника. Но не нося, как прежде, открыто ягдташ, современный магик снабжен некоторыми тайными его суррогатами, для объяснения которых необходимо сказать несколько слов.


Узко утилитарное толкование термина «сервант» как скрытой за столом (спинкой стула) полки или мешка оказалось на редкость живучим. В книге А.А. Вадимова (Алли-Вада) «Искусство фокуса» (1959) сервантом зовется «небольшая полка, находящаяся на 6 см ниже верхней доски стола». Как видите, расхождение с Гоффманом только в единицах измерения.

Через несколько лет в работах «Фокусы для всех» (1962) и «Репертуар иллюзиониста» (1967) Вадимов дал универсальное определение, но за рамки оборудованных сервантов так и не вышел. Все его примеры касались тех же полок и мешков. Потайные карманы (пошеты) описывались без увязки с сервантами.

Из книги Вадимова А.А. «Репертуар иллюзиониста», 1967, стр. 28

Сервант — специальное подсобное приспособление для хранения необходимых вещей реквизита незаметно для зрителей. На него еще до начала сеанса кладут предметы, которые должны затем явиться или быть замененными. С помощью серванта также «исчезают» различные вещи во время демонстрации фокуса. Существует очень много сервантов различных систем и назначений. Каждый фокусник изготовляет себе такой, который ему больше всего подходит.

Обычный стол можно быстро, без особых хлопот превратить в стол с сервантом, который вполне удовлетворит начинающего любителя.


Примерно в том же ключе термин раскрывали советские и постсоветские цирковые энциклопедии:

«Цирк. Маленькая энциклопедия». Составители Шнеер А.Я., Славский Р.Е., гл. ред. Дмитриев Ю.А. 1973, стр. 264

Сервант — приспособление в виде небольшой полочки, устроенной в специальном столике, которым пользуются манипуляторы при демонстрации фокусов.

«Цирк. Маленькая энциклопедия». Составители Шнеер А.Я., Славский Р.Е., гл. ред. Дмитриев Ю.А. 2-е изд. 1979, стр. 299

Сервант — приспособление, используемое манипуляторами для того, чтобы незаметно прятать и доставать вещи, которыми артист оперирует по ходу номера. Прикрепляется скрытно к столику, стулу или другому предмету любой формы.

«Цирковое искусство России. Энциклопедия». Составители Кошкин В.В., Рудина М.С., Славский Р.Е., гл. ред. Швыдкой М.Е. 2000. стр. 341

Сервант, приспособление, используемое манипуляторами, чтобы незаметно для зрителя прятать и доставать различные вещи. Сервант прикрепляется скрытно к столику или другому предмету


На Западе происходило то же самое. В литературе изредка проскальзывали сленговые выражения типа «servanteing in the mouth» (спрятать во рту), но в целом «полочная» интерпретация термина оставалась незыблемой. В толковом иллюзионном словаре уже упоминавшегося ранее Барта Уэйли (The Encyclopedic Dictionary of Magic, 2007) приводится следующее определение серванта:

A shelf or open receptacle hidden behind the magician's table... Used for loads and steals. Special types include the bag servante, body servante, card servante, chair servante, necktie servante, shelf servant = table servante, and vest servante.

Перевод:

Полка или открытое вместилище, скрытое за столом фокусника. Используется для заряженного и отработавшего реквизита. Специальные виды сервантов: серванты-сумки, нательные серванты, серванты для карт, сервант-полка = сервант в столе, серванты в стуле, галстуке, жилете.


Отрадно, что за рамки классического толкования вышел наш современник и соотечественник Владимир Серафимович Свечников. 

Отрывки из монографии В.С. Свечникова «Теория и практика сценической магии», 1998

Стр. 60

...Поиск подходящего секретного места укрытия объектов. Такое место среди иллюзионистов принято называть сервантом.

Стр. 68

В самой простейшей форме секретное отделение (сервант) встраивается в какой-нибудь контейнер — в коробку, в трубку, в кабинку или во что-то иное. Все это — достаточно малоэффективные приспособления, поскольку зритель чаще всего подозревает наличие серванта именно там, где он и находится. Тем не менее, это — фундаментальный принцип целой школы иллюзионизма.

Стр. 72

Весьма распространенный и простой вариант секретного серванта — просто спрятать объект, который должен появиться, внутри или за каким-нибудь дополнительным реквизитом.

В этом случае необходимо тщательно продумать весь путь доставки объекта к месту появления. Путь такой доставки назовем секретным путем-пассировкой. Во многих случаях он будет совпадать с видимым для зрителей перемещением какого-либо реквизита, они лишь не будут знать, что вместе с этим реквизитом происходит и перемещение по пути-пассировке скрытого объекта.

В последней выдержке говорится про импровизированные серванты. Это означает, что В.С. Свечников окончательно преодолел многовековую инерцию мышления теоретиков, зациклившихся на сервантах, исключительно как оборудованных потайных местах.

Кроме того, Владимир Серафимович предложил весьма практичную типологию сервантов, основанную на их конструктивных особенностях. В монографии он лишь обозначил контуры будущей классификации, которая еще ждет своего Карла Линнея от иллюзии:

Стр. 166–167

7.4. Типы сервантов

Одним из самых важных магических средств являются места укрытия объектов — серванты. Серванты применяются почти во всех магических актах. Целесообразно выделять их типы и способы применения:

  1. Простой сервант в виде мешка, перегородки, коробки, кармана. Его форма, размеры и материал, из которого он сделан, определяются тем объектом, который будет в нем скрыт.
  2. Поворачивающаяся панель.
  3. Поворачивающееся, качающееся, перемещающееся отделение, встроенное в место появления объекта.
  4. Зеркало или плоское стекло с контролируемой подсветкой.
  5. Два отделения, из которых каждое может быть секретным.
  6. Тонкая скорлупа, повторяющая форму скрытого объекта.
  7. Экран, панель, контейнер, по цвету и фактуре совпадающий с задником сцены.

7.5. Способы извлечения объекта из серванта

  • Объект самостоятельно выбирается из серванта. Этот способ возможен при использовании в виде объекта ассистента либо дрессированного животного.
  • Объект извлекается исполнителем вручную:
    а) когда внимание зрителей отвлечено;
    б) когда его появление имитируется с помощью ложной формы;
    в) когда его появление имитируется отдельной частью.
  • Объект извлекается из серванта механически:
    а) с помощью тянущей нити;
    б) с помощью тянущей резины;
    в) с помощью пружины;
    г) с помощью катапульты;
    д) по направляющим с использованием гравитации, центробежной силы или их аналогов.
  • К месту появления сервант с объектом либо сам объект перемещаются следующими способами:
    а) перенос к месту появления внутри, вместе или за каким-то реквизитом;
    б) перемещение с помощью секретного трапа или пути-пассировки.

Источники:
  1. Гоффман, проф. Современная магия. СПб.: Типография А.М. Котомина, 1877, стр. 6–9;
  2. Вадимов А.А. Искусство фокуса. М.: Искусство, 1959, стр. 61–64;
  3. Вадимов А.А. Фокусы на клубной сцене. М.: Профиздат, 1959, стр. 191–195;
  4. Вадимов А.А. Фокусы для всех. М.: Профиздат, 1963, стр. 37–38; 
  5. Вадимов А.А. Репертуар иллюзиониста. М.: Профиздат, 1967, стр. 28–29;
  6. Бедарев Г.К. Иллюзионист на сельской сцене. М.: Советская Россия, 1973, стр. 28–29;
  7. Цирк. Маленькая энциклопедия. Сост. Шнеер А.Я., Славский Р.Е., гл. ред. Дмитриев Ю.А. М.: «Советская энциклопедия», 1973, стр. 264; 2-е изд. 1979, стр. 299;
  8. Свечников В.С. Теория и практика сценической магии [монография]. Саратов, СГТУ, 1998, стр. 60–78;
  9. Кошкин В.В., Рудина М.С., Славский Р.Е. Цирковое искусство России. Энциклопедия. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000, стр. 341;
  10. Исмагилов Д.Г., Древалёва Е.П. Театральное освещение. М.: ЗАО «ДОКА Медиа», 2005, стр. 175;
  11. The Secret Out: One Thousand Tricks with Cards and Other Recreations. New York, NY: Dick & Fitzgerald, 1859;
  12. Robert-Houdin, Jean-Eugène. Les secrets de la prestidigitation et de la magie. Paris: Michel Lévy Frères, 1868, p. 80–81, 379;
  13. Roterberg, August. New Era Card Tricks [The Card Servante]. London: Messrs W. & F. Hamley, 1897, p. 149–150;
  14. Stanyon, Ellis. Magic. Philadelphia: The Penn Publishing Company, 1910, p. 16–18;
  15. Price, David. Magic: A Pictoral History of Conjurers in the Theater. Cranbury, NJ: Cornwall Books, 1985, p. 42–43;
  16. Whaley, Barton. The Encyclopedic Dictionary of Magic. Lybrary.com, 3rd edition, 2007, p. 806;
  17. Whaley, Barton. Who's who in magic [about Comus & Conus]. Lybrary.com, Version 3.2, 2009, p. 138, 139;


1 Роль дизайна и освещения в создании иллюзий учитывают не только фокусники, но также театральные режиссеры, декораторы и художники (операторы) по свету. Ниже приведена выдержка из содержательной книги Дамира Гибадрахмановича Исмагилова и Елены Павловны Древалёвой «Театральное освещение», 2005, стр. 175:

Восприятие размеров зависит от многих условий. Художник по свету должен знать, что существуют зрительные иллюзии. Белые и светлые предметы выглядят крупнее, чем равные им по размерам темные. Предмет, расположенный на ограниченном фоне или в окружении малых форм, кажется значительно больше, чем на большом поле или среди крупных предметов. Обычная иллюзия зрения — преувеличение длины вертикальных линий и приуменьшение горизонтальных. Соответственно и форма, члененная по вертикали, кажется выше, чем нерасчлененная или расчлененная по горизонтали. Верхняя часть прямоугольника, разделенного на две половины, выглядит крупнее нижней и т.д.