Про глоссарий
Ответы на вопросы о глоссарии: «Почему?», «Зачем?», «Как?»

Глоссарий
 Все  Б  Г  Ж  К  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ч  Ю 
 

Трансформация (художественный прием)

Трансформация (от позднелатинского transformatio, превращение) — художественный прием, заключающийся в перемене костюма, маски, изменении образа персонажа, а также обобщающее название для цирковых и эстрадных номеров, основанных преимущественно на использовании данного художественного приема. Трансформация применяется в разных жанрах: разговорном, иллюзионном, клоунаде, танце и прочих.

Характерной особенностью трансформации в иллюзионном жанре, является мгновенная трюковая смена облика артиста, обычно костюма, реже — маски или грима. Как правило, фокусники демонстрируют трансформацию в качестве отдельных элементов иллюзионного представления или в номерах со смешением жанров. При этом иллюзионно-разговорные и иллюзионно-пантомимические номера (обычно сатирической направленности) используют трансформацию как вспомогательное выразительное средство, дополняющее актерское мастерство исполнителя. Трюковая сторона трансформации в таких номерах играет второстепенную роль и зачастую вовсе опускается (например, в миниатюрах А.И. Райкина). В иллюзионно-танцевальных номерах трансформация используется в качестве основного выразительного средства. Здесь чрезвычайно важна именно трюковая составляющая трансформации, что дает полное основание причислить эти номера к иллюзионному жанру.

Артистов, специализирующихся на трансформации, называют трансформаторами. Среди наиболее известных российских и советских иллюзионистов-трансформаторов выделялись В.К. Кавецкий (Глейзаров), Ж. Гольдовская, Н.И. Березовский, К.И. Капланс и М.А. Пауксте, Л.К. и А.С. Сударчиковы.

В теории иллюзионного жанра используется другое значение термина, подробнее о котором  см. в статье «Трансформация (иллюзионный эффект)».


Источники:
  1. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 114, 230–231, 259–260; 1979, стр. 95, 198–199, 222–223;
  2. Тенин Б.М. Фургон комедианта. М.: Искусство, 1987, стр. 228–229;
  3. Макаров С.М. Эстрада в России. XX век. Лексикон. М.: Росспэн, 2000, стр. 597;
  4. Рудина М.С. Славский Р.Е. Цирковое искусство России. Энциклопедия, М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2000, стр. 374;
  5. Макаров С.М., Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2004, стр. 668;
  6. Сетевой энциклопедический справочник «Википедия».

Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. 114; 1979, стр. 95

Трансформации Балтимора1, основанные на мгновенном переодевании, — разновидность иллюзионного искусства. Молниеносное полное переодевание артиста — это именно фокус, иллюзионный трюк. В дальнейшем мы не раз встретимся с трансформаторами, вовсе не прибегавшими к актерской игре, которой так щедро пользовался Балтимор.

В отличие от иллюзионной трансформации перевоплощение артиста, исполняющего современные эстрадные фельетоны и миниатюры, условно. Оно ограничивается заменой одно-двух броских деталей костюма и грима. Изменение внешности артиста достигается преимущественно чисто актерскими выразительными средствами: походкой манерами, интонациями. 


Определение С.М. Макарова из энциклопедии «Эстрада в России. XX век», 2000, стр. 597; 2004, стр. 668

Трансформация (от позднелат. transformatio — преобразование, превращение) — эстрадно-цирковой номер, относящийся к жанру иллюзии. Заключается в мгновенной перемене костюма, маски и полном изменении облика персонажа. Молниеносное переодевание артиста — это иллюзионный трюк, фокус. Применяется и частичная трансформация (детали костюма, маски). В отличие от полной трансформации используется как художественный прием в современных эстрадных фельетонах и миниатюрах. Ограничиваясь частичной заменой одной-двух броских деталей костюма и грима, артист достигает цели преимущественно чисто актерскими выразительными средствами: походкой, жестикуляцией, речевыми характеристиками.

Среди исполнителей номеров трансформации выделялись мастерством В. Кавецкий, З. Кавецкая и Н. Глейзаров, Ж. Гольдовская, Н. Березовский, А. Райкин и др.


Определение из энциклопедии «Цирковое искусство России», 2000, стр. 374

Трансформация (от позднелат. transformatio — преобразование, превращение) — художественный прием, заключающийся в мгновенной перемене костюма, маски и изменении характера образа. Применяется и частичная трансформация (детали костюма, маски). В цирке номера с трансформацией известны с 18 века: сначала в конном цирке (мимико-трансформационные сцены на лошади), а позднее и в других жанрах. В советском цирке на приеме трансформации построены номера жонглера Т. Брок («Среднеазиатская сюита»), эквилибристки на проволоке В. Сербиной («Танцы народов СССР»), иллюзионистов Сударчиковых и др. Прибегали к трансформации и клоуны (В. Лазаренко, братья Танти, А. Иванов и др.).  Существует несколько способов изготовления (и приемов действия) трансформационных костюмов: на кнопках, на струнах, на пружинах и др.


Определение из сетевой энциклопедии «Википедия»

Трансформация в эстрадном искусстве — цирковой или эстрадный номер, основанный на умении артиста быстро изменять внешность при помощи грима, парика, костюма. Одним из мастеров трансформации являлся А. Райкин.


1 Речь ведется о французском миме, вентрологе и трансформаторе Александре Ваттемаре (1796–1864), выступавшем под псевдонимом Балтимор. Он неоднократно гастролировал в России. Его талантом восхищались А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский. Александр Ваттемар также широко известен как филантроп и учредитель первой системы между­народного культурного обмена между библиотеками и музеями.

Примечание редактора сайта.