Книги и статьи по иллюзионному жанру

Бедарев Г.К. «Иллюзионист на сельской сцене»

Что нужно знать начинающему фокуснику
Общие сведения

Огромное количество существующих фокусов делится на два основных типа: на манипуляции и иллюзионы. Манипуляции — это фокусы, показываемые без применения какой-либо аппаратуры, то есть на основе одной лишь «ловкости рук». Эта ловкость достигается артистом путем длительной и упорной ежедневной тренировки. Все фокусы, в которых участвуют различные приспособления, относятся к иллюзионам. Описанию их и посвящается наша книга. Тем не менее в ней будет рассказано и о некоторых простейших манипуляциях, без которых выступление современного фокусника не мыслимо.

Вообще говоря, сегодня трудно найти артиста, который работал бы только как манипулятор и не использовал бы какой-либо «секретной» аппаратуры. Так же трудно представить себе современного фокусника, работающего на аппаратах, который не владел бы знаниями основ манипуляции. В нашей книге речь пойдет о фокусниках, работающих на небольших аппаратах и с мелкими предметами, а не о тех иллюзионистах, что со сложными и громоздкими аппаратами выступают на арене цирка (например, братья КИО). Это самостоятельная область, и о ней мы говорить не будем, так как она не представляет практического интереса для фокусника-любителя.

Такое деление фокусов по технике их исполнения важно только для самих исполнителей, зрители же о нем даже и не подозревают. Поэтому-то публика с таким огромным удовольствием и с неослабевающим интересом следит за всеми «волшебными» превращениями, внезапными исчезновениями и неожиданными появлениями различных вещей и предметов в руках «чародея» — ей дела нет, к какому типу относятся эти фокусы.

Выступления фокусников пользуются неизменным успехом и любовью зрителей. Все, что демонстрирует артист, необычно, интересно, оригинально, изящно и делается с легкостью. Редко кто догадывается, как много труда и упорства бывает вложено в «легкий» фокус, идущий на сцене всего 2–3 минуты. Неискушенному зрителю, безусловно, трудно представить, что каждый жест, каждое движение, каждое слово артиста им заранее продуманы, точно рассчитаны и тщательно отрепетированы.

Нередко эта кажущаяся внешняя легкость исполнения вводит в заблуждение начинающих фокусников-любителей, и они, едва ознакомившись с фокусом, узнав его секрет, тут же спешат показать его зрителям. Это грубейшая ошибка. Только после полной отработки фокуса его можно выносить на публику. Подробнее об этом будет рассказано ниже.

Вы, конечно, обращали внимание, как свободно, естественно, просто, без тени суетливости движется по сцене профессиональный фокусник, как красивы, пластичны его жесты?! И, конечно, заметили, что он немногословен, но все, что он говорит, остроумно и весело. Это придает его выступлению особый блеск, делает его еще более эффектным. Вот этой-то артистичности очень часто и недостает фокусникам-любителям. Начинающему артисту следует на это обратить особое внимание. Будьте на сцене подтянуты, но естественны, не сутультесь и не хмурьтесь. Помните — зрителю должно быть приятно смотреть на вас, вы должны понравиться ему — в этом скрыта немалая доля успеха вашего выступления в целом.

Другая неприятная ошибка, которую допускают начинающие любители, — это ничем не оправданная поспешность при показе фокусов. При этом движения артиста делаются неприятно суетливыми и скованными, а все выступление оставляет впечатление неуверенного и сырого. Главная же неприятность заключается в том, что при такой спешке зритель не успевает воспринять номер, полностью его осмыслить, а соответственно, и получить удовольствие от фокуса. Фокус, показанный в спешке, можно сравнить со стихотворением, прочитанным скороговоркой и без выражения.

Я как-то видел выступление одного фокусника-любителя: это был молодой человек с очень приятной внешностью, выступал он в прекрасном черном фраке, работал на аппаратуре промышленного изготовления. По залу прокатилось легкое волнение, он замер в ожидании приятных впечатлений. Но, увы! Артист в течение 3 минут буквально «выпалил» в публику целым десятком фокусов. Люди не успевали рассматривать предметы, с которыми работал иллюзионист. Движения его были конвульсивны, прекрасные аппараты при этом производили ужасный шум, плохо срабатывали.   Красивое молодое лицо артиста окаменено, глаза его застыли, устремись в одну точку. Представление окончилось — публика вежливо молчала... Аплодисментов не было, в данном случае они были просто неуместны. Приведенный случай — исключительный, но знать о нем начинающему фокуснику весьма полезно.

Помните: вы демонстрируете свои фокусы публике и выступаете для нее. Если показываете предмет, с которым собираетесь работать, то сделайте это так, чтобы все зрители, сидящие в зале, успели его хорошо рассмотреть. Иногда даже полезно спуститься в зал и, пройдясь между рядами, показать этот предмет из своих рук и дать подержать его зрителям (конечно, если это не угрожает раскрытию секрета самого фокуса). Однако злоупотреблять хождением в зал не следует, хотя это и очень помогает установлению контакта с публикой. Ваши короткие реплики, шутки и вопросы, обращенные к публике, также способствуют установлению так необходимого артисту контакта со зрительным залом. Лицо ваше во время всего представления должно быть подвижным и приветливым.

Стройте и показывайте ваши фокусы так, чтобы публика успевала все хорошо рассмотреть и понять (конечно, кроме секрета фокуса). В отдельные моменты показа фокусники делают небольшие паузы, как бы акцентируя, заостряя интерес зрителя на данном моменте, — это помогает артисту управлять вниманием присутствующих и при необходимости отвлекать его.

Между отдельными фокусами необходимо делать небольшие перерывы — паузы. Это нужно для того, чтобы зритель имел возможность полностью воспринять ваш номер: мысленно восстановить отдельные, заинтересовавшие его детали виденного фокуса, коротко обменяться впечатлением со своим соседом. Только при соблюдении этого правила эффект вашего выступления будет полным и зритель сохранит о нем память. При хорошем показе, когда публика выражает свой восторг дружными аплодисментами, эти паузы образуются сами. Некоторые начинающие любители почему-то смущаются при аплодисментах. Смущаться не следует, а на аплодисменты необходимо ответить легким наклоном головы и приветливой улыбкой — в знак благодарности и признательности.

Во время выступлений случается и такое, что по тем или иным причинам фокус может не удасться или зрители его разгадают, тогда из зала до вас могут долететь не очень лестные слова. Ив этих случаях не следует ни смущаться, ни сердиться, ни обижаться. Просто вместе со зрителями посмейтесь над происшествием и переходите к следующему фокусу. Естественно, что неудавшийся фокус зрителям больше не показывайте, пока не переработаете его полностью и не сделаете неузнаваемым. Никогда не вступайте в пререкания с публикой.

Между иллюзионистом и зрителями на протяжении всего представления происходит некое состязание: артист предлагает свои «волшебные» загадки зрителям, а присутствующие стараются их тут же разгадать. Таким образом, зритель является активным участником представления, а не пассивным созерцателем. Он сотнями глаз следит за каждым движением, за малейшими изменениями в лице и взгляде артиста. А как же Все-таки удается фокуснику, стоящему открыто на сцене, одному обмануть бдительность целого зрительного зала и каждый раз выйти победителем в этом соревновании?! Коротко можно ответить так: с помощью точного расчета. Да, точный расчет является основой искусства фокусников. В данном случае он заключается в следующем: зная, с каким напряжением следит зритель за всем происходящим на сцене, артист овладевает вниманием присутствующих и все время сознательно отвлекает его в сторону от всех секретов своих фокусов, поэтому-то они и остаются не разгаданными.

Существует много различных способов отвлекать внимание зрителей, они так и называются — «отвлекающие моменты». Без них не обходится ни один фокусник — ни манипулятор, ни иллюзионист. Отвлекающим моментом может быть слово, жест, предмет и многое другое. Все зависит от обстоятельств. Но лучше всего рассмотрим это на конкретных примерах.

Фокусник передал из правой руки в левую шарик и держит кулак с зажатым в нем шариком поднятым вверх так, что он все время находится на виду у зрителей. При этом указательный палец свободной правой руки артиста направлен на спрятанный в кулаке шарик; он как бы приглашает зрителей неотступно следить за шариком. Так фокусник отходит в глубину сцены к стоящему там столику и, взяв с него в правую руку «волшебную» палочку, возвращается на авансцену. При этом глазами он все время неотрывно следит за спрятанным в кулаке шариком и указывает на него теперь уже «волшебной» палочкой. Затем легкий взмах палочкой. Левый кулак разжат. Он пуст — шарик исчез! В правой руке его тоже нет, это артист показывает зрителям. Так выглядит фокус со стороны зрительного зала.

Расскажем же о секретах его исполнения. В нем не применялись никакие специальные аппараты, и если бы не отвлекающие моменты — фокуса просто не было бы. «Передавая» шарик из правой руки в левую, фокусник обманул зрителей: он сделал манипуляцию, называемую ложной пассировкой (о ней речь пойдет ниже), при этом шарик так и остался в правой руке.

Далее последовал первый отвлекающий момент — подняв вверх левую руку, артист отвлек внимание зрителей от своей правой руки, в которой остался шарик. Показывая указательным пальцем правой руки на свой левый кулак, он этим естественным жестом оправдал согнутые пальцы правой руки, удерживающие оставшийся в ней шарик. Этот указательный жест фокусник подкрепил еще и своим взором, неотрывно следившим за левым кулаком, — это второй отвлекающий момент.

Здесь уместно сказать, что бдительный зритель особенно зорко следит за направлением взгляда фокусника. Артисты это хорошо знают, и поэтому, когда им бывает нужно что-нибудь незаметно взять в руку или, наоборот, незаметно избавиться от какого-либо предмета, эти свои движения они никогда не сопровождают взглядом, а исполняют их «вслепую», не глядя.

В нашем фокусе «волшебная» палочка не случайно потребовалась артисту, а за тем, чтобы в момент, когда он брал ее со стола, оставить там шарик из правой руки. Таким образом, палочка была третьим отвлекающим моментом.

Освободившись от шарика, фокусник отошел от стола и уж потом показал, что шарик «исчез». Это тоже был отвлекающий момент, иначе зрители могли легко догадаться, что шарик остался на столе.

Как видите, все было рассчитано и предусмотрено заранее, а отвлекающие моменты в исполнении этого фокуса играли основную роль.

Вот еще один очень любопытный пример того, как важны при показе фокуса отвлекающий момент и точный психологический расчет.

Заканчивая номер, фокусник, стоя лицом к публике, очень тщательно и неторопливо складывает яркий платочек в маленький шарик — комок, затем вдруг быстрым, резким, но очень неуклюжим движением прячет его под нижнюю кромку своего жилета.

В зале ропот, смешки — такой неловкости публика не прощает фокусникам. Артист растерян, он в таком замешательстве, что даже не сразу замечает торчащий из-под жилета предательский кончик платка. Полный провал!.. Но не спешите. Заметив злополучный кончик платка, фокусник, хитро улыбнувшись, потянул его, и в руках оказался малюсенький лоскуточек материи одного цвета с «пропавшим» платком. В зале оживление, смех, но смеются зрители уже не над артистом, а над своей промашкой.

Ну, а где же платок, спросите вы, куда он «исчез»?

А платок фокусник действительно спрятал под свой жилет и одновременно с этим ловко выставил из-под него кусочек тряпочки, окрашенной в цвет платка и укрепленной там специально так, чтобы ее можно было легко вытянуть. Эта тряпочка и сыграла ту необходимую отвлекающую роль, на которой и держится весь фокус.

Из приведенных примеров понятно, что фокуснику необходимо уметь управлять вниманием зрителей и что главную роль в этом играют «отвлекающие моменты». К сожалению, не все начинающие фокусники-любители в достаточной степени владеют этим искусством, они мало используют богатый арсенал отвлекающих средств. От этого их выступления безусловно проигрывают, а многие фокусы, показанные ими, легко разгадываются зрителями, что совсем нежелательно, так как при этом пропадает Весь труд, затраченный на подготовку номера, и фокус приходится переделывать заново.

Кроме того, на этих примерах хорошо видно, что каждый фокус имеет как бы две стороны: одну — видимую зрителям, а вторую — скрытую от них. Артисту необходимо очень ясно представлять обе стороны своего фокуса. Только при этом условии его выступление может достичь наибольшего эффекта и выразительности.

В нашей книге, описывая иллюзионы, мы дадим советы, как отвлекать внимание зрителей в необходимых случаях, однако все это не должно сковывать собственной инициативы исполнителей, за ними остается полная свобода действий как при подготовке, так и при показе фокусов. Чем больше самостоятельности и изобретательности они будут проявлять при этом, тем лучше, тем скорее они сумеют овладеть мастерством иллюзионизма.

В практике очень часто одни и те же фокусы исполняются артистами настолько по-разному, что они воспринимаются зрителями как совершенно самостоятельные, не схожие между собой номера. Как раз это и помогает фокусникам найти свою творческую манеру, свой «почерк», проявить собственную индивидуальность. Как во всяком искусстве, здесь также не следует никому слепо подражать или кого-либо копировать.

Большое значение для успеха выступления имеет наличие актерских данных и умение фокусника пользоваться ими на сцене. Именно с их помощью выступления делаются наиболее убедительными. Очень важно иллюзионисту иметь и хорошие мимические способности: ведь на протяжении всего сеанса выражение лица артиста должно меняться в соответствии со смыслом происходящего действия. Это обогащает выступления, помогает лучше управлять вниманием зрителя, отвлекать его, снимать излишнее напряжение (следя за исполнением фокусов, зрители утомляются, и их интерес к выступлению несколько ослабевает, что, естественно, не выгодно артисту). Обычно   фокусник   хорошо   чувствует это перенапряжение у публики; вовремя брошенная им в зал короткая шутка, сопровождаемая доброй улыбкой, мгновенно оживляет зрителей, восстанавливает атмосферу легкой веселости, и фокус можно продолжать. Это, понятно, касается только тех случаев, когда представление длится сравнительно долго. Вот пример такой шутки.

Стоя левым боком к публике, фокусник пальцами правой руки медленно заталкивает в свой левый кулак платок до тех пор, пока тот полностью там не скрывается (мы такой фокус в дальнейшем будем описывать). Платок спрятан, фокусник смотрит на кулак с зажатым в нем платком и слышит, что в зале поскрипывают стулья, замечает — публика начинает чаще поглядывать рассеянным взглядом по сторонам. Это первый признак начавшегося утомления зрителей.

Тогда, продолжая смотреть на кулак своей левой вытянутой руки, артист слегка разжимает и сжимает пальцы, скрывающие платок, — это движение не ускользает от публики, об этом нетрудно догадаться по оживлению, которое прокатилось по залу. Зрителям кажется, что наконец-то они увидели то сокровенное, за чем они так долго и напряженно охотились. Артист спокойно поворачивает лицо к зрителям, понимающе улыбается и, весело подмигнув, слегка вытягивает кончик спрятанного платка и вопросительно-недоумевающе смотрит на зрителей, но те в ответ только улыбаются — нас-де не проведешь! Фокусник вновь заталкивает платок в свой левый кулак и полностью повторяет только что описанную шутку. Реакция зала прежняя, но сейчас зрители уже окончательно убеждены, что именно теперь-то их ни за что не удастся обмануть, заинтересованность их подогрета до предела.

Платок вновь спрятан в кулаке. Несколько «магических» пассов — и он «исчез»! Обе руки фокусника пусты. Публика весело смеется, поняв, что над ней очень ловко подшутили и что фокус так и остался не разгаданным. В зале установилась нужная атмосфера, усталости и перенапряжения как не бывало. Можно продолжать показ фокусов.

Следует сказать, что приведенная шутка не входила в исполнение данного фокуса. Эта импровизация была продиктована исключительно необходимостью оживить интерес зрителей. В то же время она показала, что перед нами выступал опытный и находчивый артист, умеющий хорошо вести свои представления и подчинять себе зал.

Начинающему любителю необходимо не только знать об этом, но и иметь в запасе такие невинные шутки, чтобы воспользоваться ими в нужный момент. Составляя программы выступлений, продолжительных по времени показа, снятие напряжения следует предусмотреть заранее. Вообще нужно сказать, что веселые представления, сдобренные шутками, проходят гораздо лучше и публика их любит больше. Поэтому фокусники обычно сопровождают свои показы остроумными текстами. Такие тексты составляются продуманно, пишутся и разучиваются заранее. При этом следует помнить, что во время сеансов артист не должен быть слишком многословен, болтлив, это его сделает просто смешным. Все, что говорится со сцены, произносится четко и голосом такой силы, чтобы каждый, сидящий в зале, мог расслышать каждое слово. Акустику зала следует проверить до начала представления. Тексты, вводимые в сеанс, должны оживлять выступление иллюзиониста, делать его зрелищно интересным, но ни в коем случае не должны снижать темпа. Мы уже говорили об излишней спешке при показе фокусов. Однако существует и опасность, противоположная этой, — снижение темпа, замедление хода представления, что также вредно отражается на зрелищном эффекте, делая выступление вялым.

Никогда не предупреждайте зрителей о том, что вы хотите им показать; это они должны увидеть сами. Кстати, подобную ошибку допускают многие начинающие любители.

Иногда выступления фокусников-профессионалов сопровождает музыка. Она специально пишется или подбирается специалистами, в зависимости от смысла и темпа представления — иначе она не будет органично связана с ним. Самодеятельному артисту организовать музыкальное сопровождение будет очень трудно, но это и не так необходимо, ведь и не все профессионалы выступают под музыку.

Публика очень любит смотреть фокусы с предметами, взятыми непосредственно у зрителей. Не берите этих предметов у ваших близких друзей, сидящих в зале, — вас немедленно заподозрят в сговоре с ними. Даже в тех случаях, когда действительно сговор имеет место (а такие фокусы тоже бывают), постарайтесь сделать так, чтобы публика не заподозрила в подставном зрителе вашего сообщника.

Итак, вы в общих чертах познакомились с теми условиями, в которых приходится выступать современному иллюзионисту, а также узнали о некоторых необходимых приемах, которые используют фокусники в своей работе.