Книги и статьи по иллюзионному жанру

Бедарев Г.К. «Иллюзионист на сельской сцене»

Предисловие

С незапамятных времен поселилась в народе и живете ним веселая Забава-загадка, хитроумная шутка, игра и игрушка.

Кто придумал сегодняшнюю пластмассовую куклу «Неваляшку» с музыкальным перезвоном внутри?

В далекие и трудные годы татарского ига распространилась и стала любимой на Руси незамысловатая игрушка «Ванька-Встанька». Как ни повали, ни пригни «Ваньку» к земле, а он, знай себе, встает, поднимается на ноги. Казалось бы, пустяковая штука, пустая забава. А и в ней народ находил и черпал силу и веру в свою победу: «Не согнешь, мол, нас, не повалишь!».

Вот и выходит, что «Ванька-Встанька» — родной прадедушка нашей «Неваляшки». А «снарядил и собрал» ее «...с одним топором да долотом» все тот же «расторопный мужик».

У каждого времени свои шутки, свои забавы. Но если серьезно вдуматься, то все популярные игры и развлечения уходят своими корнями в народное творчество.

И фокусы, бытующие сегодня, показываемые дома, в кругу семьи и знакомых, и демонстрируемые с эстрадных подмостков, содержат в основе своей народную выдумку, хитрость, родившуюся давным-давно на народных гуляньях и ярмарках. А посему искусство владения фокусом суть демократическое искусство. Искусство, которому никогда не изменяла и не изменит народная любовь.

Правда, с дореволюционного времени нам досталась в наследство экзотическая форма демонстрации фокуса, пришедшая к нам из-за границы. Фокусники рядились во фраки, чалмы и яркие восточные халаты; свое искусство они показывали в основном в аристократических салонах и лишь потом оно вышло оттуда уже в более широкую аудиторию.

В основе каждого фокуса лежит своя хитрость, свой секрет, известный одному лишь демонстратору. Все свершается, так сказать, под покровом тайны. И это вызывает, пожалуй, главный интерес в выступлениях иллюзиониста. Не случайно высшей похвалой в устах великого К.С. Станиславского, когда ему нравилось выступление какого-нибудь артиста, было: «А скажите, пожалуйста, как вы это делаете?»

Как вы это делаете? Как это делается?..

Именно на эти вопросы и отвечает предлагаемая вниманию читателей книга Г.К. Бедарева «Иллюзионист на сельской сцене». И как это ни парадоксально звучит, в открытии секретов, в подробных объяснениях нам видится главная ценность данной работы. Ибо нам думается, что, изготовив предлагаемую Г.К. Бедаревым аппаратуру и показав свое искусство публике, истинные любители пойдут дальше. Они будут придумывать свои, новые, никому не известные фокусы, а это уже путь к подлинному творчеству.

А.С. Крюков, художественный руководитель отделения эстрады и клоунады
Государственного ордена Трудового Красного Знамени училища циркового и эстрадного искусства