Книги и статьи по иллюзионному жанру

Бедарев Г.К. «Иллюзионист на сельской сцене»

Фокус с ширмой и коробкой

На сцене стоит невысокий (сантиметров 55 от пола) стол с крышкой 50X100 см. Фокусник вместе со своим ассистентом выносит четырехстворчатую ширму, замкнутую в виде параллелепипеда (рис. 38, А). Повернув ее перед зрителями несколько раз, исполнители показывают все четыре ее наружные стороны и ставят ширму на стол.

Рис. 38

Оба становятся позади стола, расстегнув крючки, которые замыкают створки по одному из ребер параллелепипеда (см. рисунок), и разворачивают створки ширмы в одну плоскость. Зрители видят, что внутри все четыре створки ширмы окрашены в черный глухой цвет и не имеют никаких секретных устройств. Исполнители вновь складывают створки в виде параллелепипеда и застегивают запирающие его крючки, а затем еще раз показывают все четыре створки снаружи. Теперь публика знает, что внутри замкнутых створок ширмы ничего не спрятано.

Артист остается позади стола, а ассистент отходит немного в сторону. Ведущий, задернув повыше свои рукава, обнажает запястья рук. Показав, что в руках у него ничего нет, он начинает «магические» пассы, «ловит» в воздухе невидимые зрителям предметы и кидает их внутрь нашего параллелепипед Наловив изрядное количество этих невидимок, он отряхивает руки, достав платок, вытирает «вспотевший» лоб, делая вид, что он очень утомился. Платок спрятан в карман, исполнитель, еще раз вздернув рукава, показывает свои пустые руки, а затем опускает их внутрь параллелепипеда и вынимает оттуда, медленно вытягивая, широкую яркую длинную ленту. Он передает ее ассистенту, тот, взмахивая лентой, описывает ею в воздухе красивые зигзаги, а затем кладет ее на стол рядом с ширмой. Иллюзионист в это время уже достал и передает помощнику красивую шаль. Показав обе ее стороны, подбросив и поймав шаль, ассистент и ее кладет на стол. А фокусник уже держит в руках несколько разноцветных платков и передает их своему помощнику и т.д. На протяжении фокуса исполнитель достает из ширмы, сложенной в виде каре, много самых разнообразных и подчас неожиданных вещей: серпантин, различные фонари, гирлянды, кубы и др.

Достав последний предмет и расстегнув крючки ширмы, артисты вновь растягивают ее в одну плоскость и показывают в таком положении обе ее стороны зрителям. Затем, сложив ширму пополам, ассистент уносит ее. Фокусник перебирает лежащие на столе предметы, показывая их присутствующим. В это время возвращается на сцену помощник. Он выносит второй столик, который выше первого, но с маленькой квадратной крышкой. Этот стол ставят рядом с низеньким. Затем на высокий столик устанавливают ящик кубической формы (рис. 38, Б), принесенный ассистентом из-за кулис.

Фокусник встает за высоким столом, опрокинув ящик, показывает, что тот внутри пустой, и ставит ящик на прежнее место, открыв крышку. Ассистент по одному передает ведущему предметы, лежащие на низеньком столике, и тот их складывает в ящик, при этом рукава артиста задернуты высоко и запястья рук обнажены, чтобы у публики не закралось сомнения, что фокусник засовывает предметы в рукава. Так, собрав по одному, он прячет все только что добытые с помощью ширмочки предметы в этот ящик. Взяв ящик в руки и держа крышку открытой, артист подходит к рампе и, слегка наклонив ящик, показывает залу, что он до самого верха заполнен вещами, положенными им туда. Закрыв крышку, фокусник возвращается к столу и ставит на него ящик, а сам отходит на некоторое расстояние. Низенький стол уносится помощником за кулисы.

Стоя в отдалении от стола и ящика, артист достает из внутреннего кармана пиджака «волшебную» палочку, совершает ею «магические» движения, затем подходит к ящику и достает из него клетку с живой птичкой. Клетка по размерам равна ящику. Вещи, вложенные ранее фокусником, «исчезли». Просовывая «волшебную» палочку сквозь прутья, фокусник заставляет птичку порхать внутри клетки. Ведущий прохаживается вдоль рампы с клеткой в руках, а его помощник убирает со сцены столик вместе с ящиком.

Секреты фокуса. Все секреты нашего фокуса заключены в ширме и коробке, которые вам придется изготовить самим. Начнем с изготовления ширмы. Створки ее делаются из фанеры толщиной 10 мм. На рис. 39, А даны выкройки всех четырех створок. Все они имеют высоту 700 мм, ширина трех из них 350 мм, а ширина четвертой — 360 мм. В середине створки б выпиливается прямоугольное окно (250×500 мм). В это окно вставляется качающийся складной сервант. Для его изготовления берется трехмиллиметровая фанера, из которой выпиливаются два прямоугольника г (250×500 мм) и два равнобедренных треугольника д (рис. 39, Б).

Рис. 39

Взяв один прямоугольник г и приложив е обеих его длинных сторон, вплотную к ним, треугольные куски д, наклеим все три детали на черный материал и, хорошо просушив под прессом, обрежем острым ножом лишний материал, выходящий за пределы склеенных деталей. Теперь треугольники д, скрепленные материалом с прямоугольником г, могут складываться поверх прямоугольника, как это показано на рис. 39, Б пунктиром с двумя точками.

Второй прямоугольник г тоже наклеим на черный материал, но так, чтобы после обрезки у верхней его кромки остались отходящие в стороны полоски материи длиной по 120 мм (рис. 39, В). С помощью этих полосок второй прямоугольник прикрепляется к треугольникам д, которые соединены с первым прямоугольником г следующим образом: верхние кромки треугольников от линии их прикрепления к первому прямоугольнику и до средней линии намазываются клеем (на рис. 39, Г это место зачерчено), и к ним приклеиваются полоски второго прямоугольника г. У нас получился своеобразный, черный внутри, карман-сервант (рис. 39, Г), который может складываться, становясь совершенно плоским, как изображено на рис. 39, Д.

Отложим на некоторое время наш сервант в сторону и перейдем к наружной отделке створок ширмы. Каждая створка в отдельности по наружной стороне сплошь оклеивается материей, лучше новой, имеющей рисунок, но можно и старой, окрашенной в яркий цвет. После просушки под прессом излишки материи обрезаются острым ножом или бритвой. Некоторую сложность представляет отделка створки б, в которую вделан качающийся сервант, поэтому о ней мы расскажем несколько подробнее.

Постелив на пол газету, на нее кладут створку б, а в имеющееся в середине ее окно вкладывают изготовленный нами вант в сложенном (плоском) виде. Сервант кладется наружу той сторонкой, к которой приклеены треугольники д. Выровняв поверхности створки и серванта в одну плоскость, их обклеивают материалом. Просушив под прессом, лезвием безопасной бритвы прорезают материал сквозь щель между створкой и сервантом, но только с трех сторон, по верхней и боковым сторонам серванта. Материал, соединяющий нижнюю кромку серванта со створкой б, будет служить своеобразной петлей, на которой сервант откидывается наружу.

Рис. 40

Уложив створки ширмы наружной стороной вниз, в ряд, в том порядке, как изображено на рис. 39, А, их плотно прижимают боковыми кромками друг к другу. Сервант выравнивают в одну плоскость с ширмой. После этого внутреннюю сторону ширмы полностью заклеивают одним куском черного материала и дают ему высохнуть. Таким образом, отдельные створки соединились в единую ширму. Не нарушая цельности ширмы, обрежем острым ножом лишний материал, выходящий за наружные габариты ширмы. Теперь лезвием безопасной бритвы в створке б прорежем черный материал, отделив с трех сторон стенку г серванта от створки ширмы, как это мы уже делали с наружной стороны створки, оставив внизу материал не разрезанным. После этого наш сервант может открываться и внутрь ширмы.

Рис. 41

Хорошо рассмотрите рис. 39, Е, на нем дан вертикальный разрез по створке б. Там изображен сервант, открытый внутри ширмы, а пунктиром с двумя точками показан он же, открытый наружу. Обратите внимание на упор у, он закрепляется посередине верхней перекладины створки б и служит для того чтобы стенки серванта в сложенном состоянии не могли западать ниже плоскости створки нашей ширмы. Там же вы видите два запора з, по одному с каждой стороны створки. Они представляют собой небольшие завертки, сделанные   из жести и вращающиеся на коротких, тонких шурупах (см. деталь). Запоры окрашиваются в цвет ширмы. Теперь, если сложить наш сервант, вложить его стенки в окно, имеющееся в створке б, запереть их с обеих сторон завертками з, а затем показать ширму зрителям любой ее стороной, то они не заметят в ней никаких «секретов». Правда, с наружной стороны в створке б они могут заметить прорезы, сделанные нами в облицовывающей материи. Для того чтобы исключить и эту опасность, мы каждую створку обведем по периметру цветной полосой — это видно на рис. 38, А и 39, Ж. Делается это так: из плотной бумаги, пропитанной стеарином или парафином, вырезается трафарет, который прикалывается на середину створки кнопками, и затем с помощью щетинной кисти масляной краской закрашиваются края створки. Краска должна быть не очень жидкой, берут ее на кисть не слишком много, кисть подсушивают, проведя по газете, а уж затем ею закрашивают полосу по периметру створки. Ширина этой полосы равняется 50 мм, выступы полосы по серединам сторон створок помогают скрыть на наружной стороне створки б имеющийся там запор-вертушку з. Можно сделать по трафарету орнаментальный рисунок и в середине створок (рис. 38, А).

Нам осталось прикрепить к ширме два крючка (рис. 38, А и 39, Ж), с их помощью створки запираются, образуя параллелепипед.

Сложив ширму в виде каре и заперев ее крючками, откройте сервант внутрь ширмы (рис. 39, Ж); вся ширма внутри получилась черная, только наружные стороны двух треугольников достались не окрашенными; покрасьте и их черной краской, и наша ширма готова полностью.

Теперь расскажем о технологии показа фокуса с ширмой. Артисты вынесли ее на сцену и поставили на стол в сложенном виде, с сервантом, «заряженным» и откинутым внутрь ширмы Таким образом, поворачивая ширму перед зрителями всеми ее сторонами, они не боялись раскрыть секрета.

Затем они оба стали позади стола, и пока ассистент, не торопясь, расстегивал боковые крючки ширмы, фокусник повернул завертку з снаружи ширмы, перевел сервант на наружную сторону ширмы и запер его изнутри. После этого, разворачивая створки ширмы, исполнители также не боялись, что сервант может быть обнаружен публикой, тем более, что, стоя за ширмой по обе стороны от серванта, они закрывали его с боков. Вновь составив из створок каре, иллюзионист перевел сервант внутрь. Сервант был «заряжен» теми предметами, которые артист должен доставать во время показа фокуса, — сверху лежала лента, под ней шаль, ниже несколько разноцветных платков и т.д. В последнем разделе книги мы расскажем об устройстве некоторых складных предметов, вы и их сможете использовать для «зарядки» серванта. Достав все предметы из серванта, исполнитель спрятал его в толщине створки б, как описывалось выше. Тогда стало возможным показывать зрителям обе стороны нашей ширмы в развернутом виде; после этого, сложив ширму пополам, помощник фокусника унес ее за кулисы.

Для второй половины нашего фокуса вам придется, изготовить специальный ящик и клетку для птички. Начинать следует с клетки. Она делается из жести и проволоки (железной или медной). На рис. 40 слева вы видите общий вид клетки, размеры ее 300X300X300 мм. Основой клетки являются: внизу — металлическая полоса а шириной 40–50 мм, вверху — квадрат, спаянный из жестяного уголка б; к ним припаиваются вертикальные проволочные прутки длиной 300 мм, расстояние между которыми 15 мм — эти-то прутки и образуют стенки клетки. На высоте 200 мм от основания внутри клетки стенки опоясывает проволока (см. рис. 40), в уголках этого пояска под углом 45° припаяны короткие проволочки в, служащие упорами для подвижного дна нашей клетки. Потолок клетки так же, как и стенки, делается из проволочных прутков, на рисунке это видно.

На рис. 40 справа дано схематическое изображение нашей клетки, опрокинутой вверх дном. Именно в таком положении свободно вставляется внутрь клетки фанерное (толщиной 5–6 мм) дно д; свободно опускаясь вниз, оно задерживается на упорах в (см. рисунок). Чтобы при опрокидывании клетки дно не выскочило из нее, к ленте а в углах припаиваются маленькие косынки-упоры г (см. рисунок). В фанерном дне устраивается небольшая запирающаяся дверка, которая открывается наружу; через эту дверку и пускают внутрь клетки птичку или мелкое животное, вроде белой мыши.

Переходим к изготовлению ящика. Его лучше всего делать из тонкого оргалита или плотного толстого картона. Он представляет собой куб с ребром 350 мм и открывается с двух противоположных сторон, что хорошо видно из разреза, данного на рис. 41, А. Крышки к имеют плоскую форму. К верхней кромке внутри ящика прикреплена деревянная рамка из брусков (бр) сечением 20X30 мм. В этой рамке  крепится бункер Бн, представляющий собой ящик типа усеченной пирамиды, сужающийся книзу; он не доходит до нижней кромки на 125 мм. Все внутренние поверхности ящика оклеиваются черной матовой бумагой или окрашиваются черной неблестящей краской. Крышки к крепятся к ящику с помощью полос материи (типа коленкора или сатина), после чего ящик оклеивается снаружи яркой цветной бумагой или материей.

На разрезе (рис. 41, Б) показано, как в нижнее отделение нашего ящика (под бункером) прячется перевернутая вверх ногами клетка с находящейся внутри нее живой птичкой. В таком виде и вынес ящик на сцену ассистент, придерживая нижнюю крышку к1 рукой, и поставил его на высокий стол. Опрокидывая ящик и показывая его пустое нутро зрителям, фокусник также придерживал нижнюю крышку закрытой. Сложив в бункер все предметы, находившиеся на низеньком столе, артист взял ящик в руки и подошел к рампе, чтобы показать, что ящик заполнен сложенными в него вещами до верха. Закрыв крышку, он вернулся к столу и поставил на него ящик, при этом он повернул его на 180° и поставил на крышку к, то есть бункером вниз.

Сделав «магические» пассы «волшебной» палочкой, фокусник открыл крышку к1  ящика и достал из него клетку с живой птицей (рис. 41, В). Клетку он поднимал за кольцо, имеющееся наверху клетки, при этом фанерное дно д опускалось вниз до упоров г, на нашем рисунке это хорошо видно.

Так как клетка по своим размерам близка к размерам ящика, у зрителей не остается сомнений в том, что на их глазах произошло «чудесное превращение».

Этот фокус очень красивый, но успех его в большой степени зависит от умелой его подачи. Репетируя фокус, помните об этом.