Книги и статьи по иллюзионному жанру

Бедарев Г.К. «Иллюзионист на сельской сцене»

Сквозь стекло

Ассистент выносит рамку со стеклом и ставит ее в специальные подставки на демонстрационный стол; рядом он кладет две мишени (рис. 43) и сам остается на сцене.

Рис. 43

Выходит фокусник с «волшебной» палочкой в руках. Подойдя к рамке, он стучит палочкой по стеклу в разных его участках, показывая, что рамка застеклена полностью. Вслед за этим он проделывает с «волшебной» палочкой любопытные номера: вращая руку в горизонтальной плоскости, он отпускает палочку, но она не падает, а начинает вращаться в воздухе под ладонью артиста на некотором расстоянии от нее; затем палочка то вращается параллельно ладони исполнителя в вертикальной плоскости, то висит вертикально под раскрытой ладонью, прижавшись одним концом к пальцам иллюзиониста, словно они магнитные. Закончив фокусы с палочкой, артист прячет ее во внутренний карман пиджака и, вынув рамку из подставок, спускается с нею в зал, проходит по среднему проходу между рядами, показывая на обе стороны, что стекло в рамке целое, без отверстий, и возвращается на сцену. Там с помощью ассистента по обеим сторонам стекла укрепляются мишени, для этого на рамке имеются треугольные выступы. После этого рамка устанавливается на столе в подставках.

Рис. 44

Помощник подает фокуснику большую иглу (так называемую хомутную) и узкую яркую ленту длиной 3–4 метра. Вдев ленту в игольное ушко, артист еще раз спускается в зал и дает осмотреть иголку с лентой нескольким зрителям, сидящим в первых рядах. Возвратись на авансцену, он говорит: «Вы только что осмотрели рамку и эту иголку с лентой. Это самые обычные предметы, ничем не примечательные. Между тем, они обладают необычными свойствами, которые я и постараюсь продемонстрировать сейчас». Он подходит к рамке, втыкает иглу в центр мишени — игла свободно проходит через обе мишени и стекло и выходит с обратной стороны рамки. Иллюзионист протягивает вслед за иглой всю ленту через стекло; при этом ассистент придерживает рамку, чтобы она не упала. Публика бывает поражена столь необычным прокалыванием стекла иглой.

Артист отдает помощнику иголку с лентой и берет в руки рамку; ассистент снимает с нее мишени и уносит их вместе с иглой за кулисы. Исполнитель показывает рамку со сцены, и зрители видят, что стекло в ней по-прежнему целое, но так как сидящим в глубине зала это недостаточно хорошо видно, фокусник спускается в публику и, идя по среднему проходу, показывает рамку из своих рук с близкого расстояния, постукивает по стеклу пальцем, чтобы доказать его прочность. Так заканчивается этот фокус.

Секрет фокуса. «Волшебная» палочка будет послушно вращаться в любых плоскостях около вашей ладони и липнуть к ней, как намагниченная, только после тщательных и многократных репетиций. Но ради эффекта, который производит этот проходной фокус на зрителей, стоит потрудиться. Дело в том, что к середине палочки артист привязал черную, не имеющую блеска, нитку и с помощью скользящей петли на другом конце нитки прикрепил ее к среднему пальцу своей руки (рис. 44). Так он и вышел на сцену. Сначала нитка скрывалась в руке фокусника, а затем рука его находилась все время в движении, и поэтому на фоне черного костюма артиста нитки не было видно. Очень важно найти правильную длину нитки, чтобы палочка «прилипала» к пальцам фокусника. Закончив фокусы, артист легко снимает скользящую петлю со среднего пальца и прячет палочку в карман пиджака.

Теперь расскажем об устройстве рамки со стеклом, в ней-то и заключается секрет прокалывания стекла иглой. Чертеж рамки со всеми размерами вы видите на рис. 45. Для ее изготовления нам требуются два листа пятимиллиметровой и один лист трехмиллиметровой фанеры, размер каждого листа 400×600 мм.

В центре толстых листов выпиливаются окна с трапециевидными выступами по серединам длинных сторон (рис. 45, А). Затем из выпиленных из середины кусков фанеры делаются основы для мишеней, на нашем чертеже они показаны пунктиром с двумя точками. На них наклеиваются бумажные мишени (см. рис. 43), в центре которых просверливаются круглые отверстия 10 мм в поперечнике. В центре трехмиллиметрового листа вырезается прямоугольник 370×440 мм.

Рис. 45

Далее переходим к изготовлению стекла. Толщина его 2,5 мм, в точке О, отмеченной на рис. 45, Б, оно имеет сквозное отверстие диаметром 5–6 мм. Сверлится стекло ручной дрелью, стальными сверлами для металла. Чтобы стекло при сверлении не лопнуло, поступают следующим образом: на стол кладется очень ровный лист фанеры, на котором в натуральную величину вычерчивается фигура, изображенная на рис. 45, Б; на нее накладывается наше стекло, и в точке о сверлится отверстие. Для сверления стекол годятся только новые, не бывшие в употребление сверла; на протяжении всей работы сверло периодически смачивается скипидаром (сверло окунают в скипидар). При сверлении нельзя сильно нажимать на стекло, так как оно лопнет. Начинают работу сверлом диаметра 0,2–0,3 мм, и, когда на стекле наметится точка, переходят на сверла нужного для отверстия размера. Как только на обратной стороне стекла появится сквозная точка, стекло переворачивают и сверлят его с оборота, навстречу.

Когда стекло просверлено, необходимо обработать с обеих сторон наружные кромки его по всему периметру. Стекло подвигают к самой кромке фанерного листа, который в свою очередь сдвигается на край стола и свешивается за его пределы. На пол подстилается газета. Острым напильником с мелкой насечкой снимаются режущие кромки обреза стекла, кромка закругляется; необходимо также скруглить прямые углы обреза. Хорошим напильником стекло обрабатывается легко, только не нажимайте на напильник с большим усилием, стекло может лопнуть.

Теперь можно собирать (склеивать) рамку. Тонкий (3 мм) лист с одной стороны намажем клеем, избыток его удалим тряпочкой, наложим этот лист на пятимиллиметровый, точно совместив их наружные кромки, и просушим под прессом. Избыток клея снимают, чтобы он не проник во внутренний отсек, где будет помещаться стекло; в этом случае стекло может приклеиться к рамке и потерять подвижность. После просушки склеенных деталей наносят клей на вторую сторону тонкого листа, удаляют избыток клея и, вложив стекло на место, заклеивают его сверху вторым пятимиллиметровым листом, точно совместив его с нижними склеенными деталями. Вторично положим рамку сушиться под прессом. Готовую рамку шкурят, если нужно, шпаклюют и шкурят вторично, а затем красят (в горизонтальном положении, оперев стеклом на подставки) подогретой эмалью и припорашивают наотлип бронзовым порошком («золотят»); чтобы краска не попала на стекло и не заклинила, его нужно закрыть полосками бумаги, подсунув их под фанеру рамки.

Нам осталось изготовить две подставки. Делаются они из деревянного бруска 50X50 мм, как изображено на рис. 45, В.

Если теперь взять готовую рамку в руки и поворачивать ее вокруг длинной оси, то стекло внутри будет перемещаться от одной длинной кромки к другой, при этом в центре видимой части стекла будет появляться и исчезать сквозное отверстие О. На этом секрете и основан наш фокус «Сквозь стекло».

Когда ассистент внес рамку на сцену, он поставил ее на стол так, что отверстия не было видно. В таком виде ведущий показывал рамку зрителям. Когда же в рамку вставляли мишени с двух сторон, то ее повернули на 180°, и отверстие встало против центров мишеней. Теперь артист мог без труда протащить сквозь стекло иголку с лентой. Снимая мишени с рамки, артист ее вновь повернул на 180°, и стекло стало «целым».

Наш артист пользовался готовой промышленной иглой, но ее можно изготовить и самому из тонкого металла.