Книги и статьи по иллюзионному жанру

Бедарев Г.К. «Иллюзионист на сельской сцене»

Веселый рыболов

«Как хорошо часок, другой посидеть на берегу реки с удочкой. Но до реки добираться далеко, да и погода не всегда благоприятствует рыболову. А бывает — места подходящего не найдешь, так ни с чем и возвращаешься с рыбалки, — говорит артист зрителям. — А я, между тем, несмотря на все подстерегающие рыбака невзгоды и неожиданности, очень люблю удить рыбу».

Исполнитель хлопает в ладоши. На сцену выходит ассистент с удочкой в одной руке и стеклянной банкой или вазой, наполненной водой, — в другой. На шее у него надет мешочек с насадкой. Удочку он отдает фокуснику, банку с водой ставит на демонстрационный столик, что стоит на виду у зрителей. Сам же с висящей на шее сумочкой остается на сцене помогать ведущему.

Размотав леску, артист отдает конец ее с крючком ассистенту; тот, достав из мешка насадку, надевает ее на крючок. Артист кидает крючок с насадкой на пол сцены метрах в 3–4 от себя и ждет, пока клюнет рыбка. Вдруг он делает подсечку и поднимает удилище — на крючке бьется   рыбка; он перекидывает леску через себя — и рыба попадает в руки ассистенту; тот снимает ее с крючка, относит и опускает в банку с водой. Зрители видят, как пойманная золотая рыбка весело плавает в банке. Затем ассистент надевает на крючок новую насадку, достав ее из мешка. Иллюзионист  описанным  уже способом забрасывает удочку и ловит вторую золотую рыбку. Ассистент снимает ее с крючка и пускает в банку с водой. Таким образом ловится 5–6 рыбок, и все они целыми и невредимыми оказываются в банке с водой. Удочка смотана, ассистент уносит ее за кулисы, а ведущий, взяв банку с рыбками, обходит первые ряды зрителей, показывая им настоящих золотых рыбок.

Рис. 50

Вернувшись на сцену, ведущий обращается к присутствующим. «Показанный мною способ ужения хорош со многих точек зрения. Первое — то, что он не требует больших переходов: на реку и обратно. Второе — им особенно хорошо пользоваться в безводных районах. Здесь удача не зависит ни от выбора места, ни от погоды — у меня рыба всегда клюет. Кому понравился этот способ ловли, тот может, придя домой, испробовать его!» Этой или другой подобной фразой артист заканчивает свой фокус.

Секрет фокуса. Удочка, с которой  выступает иллюзионист, самая обычная. Удилище бамбуковое — 2–2,5 м длиной; леска нормальная — такой же длины, что и удилище; обычный яркий поплавок. Но вот  вместо крючка на конец лески привязывается небольшой карабинчик, какими снабжаются тонкие цепочки для часов. К этому карабинчику ассистент и прицепляет насадку, но делает он это так, что публике кажется, будто он насаживает ее на крючок.

Основной же секрет данного фокуса состоит в особом устройстве насадок. Они представляют собой трубочки диаметром 6 мм и длиной 35–40 мм (рис. 50, А), которые склеиваются из фотопленки киноклеем на круглом стержне (из дерева или металла). В один конец каждой трубки вставляется круглая пробка длиной 8 мм, имеющая проволочное колечко, крепление которого в пробке понятно из рисунка. Таких насадок нам нужно изготовить шесть штук.

Для каждой насадки требуется сделать из желтой шелковой ленты золотую рыбку (всего шесть рыбок). Лента берется шириной 2,5–3 см. Из картона вырезается шаблон рыбки (рис. 50, Б); самое широкое место у нашей рыбки 2,5 см, ее длина 7 см. Шаблон накладывается на ленту и обводится по контуру мягким карандашом. Для того, чтобы края рыбки не осыпались, поступают так: поливинилацетатную эмульсию (клей ПВА) разводят водой до густоты жидких сливок и затем ею с помощью мягкой акварельной кисти обводят поверх карандашного контура; когда эмульсия высохнет, рыбку выстригают ножницами, а затем с двух сторон раскрашивают алой анилиновой краской (краска для материи) и красным химическим карандашом. Чтобы анилиновая краска не расплывалась на материале, нужно закрашиваемую часть предварительно обвести по контуру расплавленным парафином или стеарином. После высыхания краски парафин удаляется проглаживанием «рыбки» горячим утюгом через промокательную бумагу. Верхняя часть головки рыбки и спинка окрашиваются светлой алой краской, а плавники, хвост и зрачок — красным химическим карандашом (это понятно из рис. 50, Б). К концу хвоста пришивается кусок проволоки или свинцовой полоски П.

Заготовив все детали, перейдем к сборке насадки (рис. 50, В). Вставив в конец трубочки пробку с колечком, мы закрепим ее тонкой проволокой, продев через отверстие а–б (см. рисунок), и, обмотав вокруг трубки концы проволоки, соединим их между собой. Покрасим трубку и проволоку розовой масляной краской и дадим ей высохнуть. Теперь к носику рыбки прикрепим прочную нитку (или тонкую леску), пропустим ее сквозь трубку и пробку и закрепим около колечка так, чтобы нос рыбки на 25 мм не доходил до нижней кромки трубки, на рисунке это хорошо видно. Если рыбку, начиная с хвоста, смотать рулончиком вокруг пришитой к хвосту проволоки и этот рулончик вставить внутрь трубки (рис. 50, Г), то насадка наша готова к употреблению, но ее еще следует проверить. Делается это так: взяв двумя пальцами насадку за колечко и держа трубочку опущенной устьем вниз, фокусник раскачивает руку из стороны в сторону, как маятник, без резких движений — рыбка, свернутая рулончиком, при этом не должна выходить из трубки, но стоит артисту сделать резкое движение рукой — и рулончик должен немедленно выскочить из трубки, а рыбка развернуться в полный свой рост.

Именно так и происходит во время сеанса: ассистент цепляет насадку колечком за карабин, а фокусник мягким движением опускает ее на пол сцены и затем делает подсечку, то есть резко дергает леску в сторону и вверх, отчего наша «золотая рыбка», выскочив из трубки, разворачивается. Развеваясь и крутясь от движения по воздуху, она кажется зрителям живой.

Однако это только половина фокуса; вторая его часть исполняется непосредственно ассистентом фокусника. Дело в том, что за кулисами на столе у ассистента имеется совсем небольшой аквариум с шестью не очень большими живыми золотыми рыбками; эти холодноводные рыбки весьма неприхотливые, продаются они в любом зоомагазине. Перед началом фокуса рыбок вылавливают сачком из аквариума и по одной сажают в пробирки с водой (рис. 50, Д), диаметр пробирок 20–25 мм. В мешке, что висит у ассистента спереди, около бедра имеется специальное устройство для установки пробирок, о нем мы расскажем несколько позже. Лямка, на которой подвешивается мешок, должна подбираться по росту артиста, с таким расчетом, чтобы верх мешка находился на уровне согнутых пальцев его опущенной вниз руки, это сильно облегчает исполнение фокуса.

На рис. 51 вы видите две узкие коробки, склеенные между собой; они сделаны из тонкого плотного картона. Каждая из коробок поверху разбита на шесть равных квадратов тонкой проволокой (0,6–0,8 мм), которая продевается через отверстия, проколотые в стенках коробок. В большую коробку вставляются   пробирки с рыбками, а в меньшую — насадки колечками вверх, натянутые проволоки не позволяют им падать. Высота коробок указана на нашем рисунке, остальные размеры вы должны определить сами, они зависят от имеющихся у вас пробирок и насадок. Это и есть то специальное приспособление, о котором мы упоминали; оно укрепляется внутри мешка на его стенке, прилегающей к бедру артиста, на такой высоте, чтобы зрители не могли видеть пробирок.

Рис. 51

Остается рассказать, как исполняется фокус ассистентом. Когда ведущий закидывает удочку, его помощник стоит в затылок ему на расстоянии 3–3,5 метра. «Поймав» рыбку, фокусник резким движением перекидывает ее через свою голову в направлении к ассистенту, и тот ловит ее в руки. Снимая рыбку «с крючка», помощник стоит спиной к зрителям, что позволяет ему, незаметно сняв рыбку с карабина, опустить ее в мешок и взять там пробирку с живой рыбкой. Повернувшись к зрителям, помощник держит пробирку, скрытно зажав ее между ладонями рук; держит он ее с такой осторожностью, будто и вправду несет живую рыбку в ладонях, при этом он жестами показывает, что она вот-вот выскочит из рук. Выпустив рыбку в банку с водой, ассистент пальмирует пробирку, а возвращаясь обратно, незаметно бросает ее в свой мешок. Надевая очередную насадку, ассистент непременно стоит лицом к публике и открыто достает насадку из мешка. Так он поступает на протяжении всего фокуса.

Успех этого интересного и эффектного фокуса во многом зависит от артистичности его исполнителей, поэтому репетируйте его с особой тщательностью, добиваясь выразительности ваших действий и убедительности каждого жеста.

Фокусы с появлением живых рыбок или животных и птиц пользуются особой любовью у ребят. Вот почему описанный здесь фокус можно показывать на школьных вечерах и детских утренниках.