Книги и статьи по иллюзионному жанру

Бедарев Г.К. «Иллюзионист на сельской сцене»

Сеанс с платками

Ведущий сеанс, выйдя на сцену, приветствует зрителей. Достав из портсигара сигарету, он хочет закурить, но обнаруживает, что у него нет спичек, хлопает в ладоши, и из-за кулис появляется его ассистент с зажженной свечой, от которой артист и прикуривает. Помощник с горящей свечой остается на сцене. Фокусник, вздернув повыше рукава пиджака и обнажив запястья рук, берет со стола лист газеты, показывает обе его стороны зрителям и ударяет по нему рукой, доказывая публике, что перед ними самая обычная газета, без каких-либо секретов. Из этого листа он сворачивает тюрик и, показав, что в нем ничего нет, берет горящую свечу у помощника и помещает ее внутрь тюрика. Ассистент уходит за кулисы.

Зрители видят сквозь тюрик свет горящей внутри него свечи; артист, поворачиваясь в стороны, показывает это всем присутствующим и вдруг резким движением сминает тюрик и находящуюся в нем свечу в небольшой комок. Покавав его зрителям, он аккуратно и не спеша прорывает бумагу, медленно, по частям вытягивает из кома небольшой яркий платочек, а комок бросает за кулисы.

Набросив платочек на левый кулак, как это изображено на рис. 66, исполнитель посыпает его «волшебным» порошком и прячет солонку в карман, а затем середину платка вдавливает большим пальцем правой руки внутрь левого кулака. В образовавшееся таким образом углубление он стряхивает пепел с сигареты, пользуясь им как пепельницей. По лицу артиста явно видно, что он очень доволен своим изобретением.

Рис. 66 Рис. 67

Сделав несколько затяжек и каждый раз стряхивая пепел в свою «пепельницу», он затем гасит в ней горящий окурок сигареты, заталкивая его внутрь большим пальцем правой руки, и, пустив клуб дыма на левый кулак, берет платок за два смежных уголка и показывает его зрителям. Платок цел, на нем даже нет следов пепла, что вызывает, естественно, удивление зрителей.

Рис. 68

Выдержав небольшую паузу, иллюзионист посыпает платок «волшебным» порошком, завязывает на одном из его уголков одинарный узелок и ставит платок на палец. Платок стоит так, словно в него вставлен жесткий стержень (рис. 67). Балансируя платком, фокусник ходит по сцене, чтобы зрители могли рассмотреть эффект этого фокуса. Затем, развязав узелок, он сминает платок, и публика убеждается, что никакого стержня в нем нет.

Положив платок на плечо, иллюзионист берет со стола яркую коробку, раскрыв, показывает присутствующим ее пустое нутро, окрашенное в черный цвет, и, закрыв крышкой, кладет пустую коробку на столик, стоящий у рампы. Сняв с плеча платок, ведущий отходит от стола на несколько метров и, повернувшись к нему лицом, стоя боком к зрителям, вытягивает руки, держащие платок, вперед (рис. 68). Слегка покачивая кистями рук, он начинает медленно и постепенно втягивать платок между ладонями, а затем, дунув на них, раскрывает ладони, и публика видит, что платок исчез, испарился бесследно. Руки фокусника пусты. Он подходит к столику, берет коробку, снимает крышку и поворачивает коробку вверх дном, держа ее на возможно большем расстоянии от крышки — из коробки в крышку падает исчезнувший платок. Коробка и крышка положены на стол, артист, показав зрителям платок, уходит со сцены, а на его место выходит помощник — он убирает со сцены стол и лежащие на нем предметы.

Появляется фокусник. Он благодарит публику за аплодисменты и, как бы уступая желанию присутствующих, начинает очередной фокус.

Достав из кармана пиджака цветной яркий платочек и держа его за два уголка, артист показывает его зрителям, подбросив вверх, ловит и только тогда замечает, что на платке огромные черные пятна. Ведущий смущен, просит присутствующих извинить  его за промашку Осторожно, двумя пальцами, чтобы не испачкать руки, он достает из кармана флакон туши — зрителям становится ясна причина происхождения пятен на платке. Ассистент тушь забирает и уносит. Ведущий задумывается: что же ему делать с испачканным  платком? Вдруг лицо его проясняется, он что-то придумал. Берет со стола небольшую нарядную  коробочку (рис. 69, А), показав все ее  стороны  снаружи,  снимает скрепку и, развернув перед зрителями коробку в виде выкройки (рис. 69, Б), показывает внутреннюю сторону коробки — она сплошь черная. Затем иллюзионист складывает выкройку по сгибам, скрепив скрепкой, вновь демонстрирует коробочку, показывая все шесть ее сторон и, положив в коробку платок с пятнами, закрывает крышку. Несколько раз энергично встряхнув коробку и сделав «магические» пассы, он достает из коробки совершенно чистый, без пятен платок, долго и упорно смотрит на него, поворачивая перед своими глазами — то приближая, то удаляя платок от себя. Фокусник чем-то явно недоволен. Потом, как бы решившись, он кладет платок обратно в коробку и после нескольких энергичных встряхиваний достает платок перекрашенным в другой цвет. «Не коробка, а настоящая химическая лаборатория», — говорит артист, вновь показывая залу развернутую коробку. Сложив и скрепив коробку, он отдает ее подоспевшему помощнику.

Засунув платок в наружный карман пиджака, но так, что один конец его при этом торчит наружу, артист направляется к столику и, взяв там небольшую полую трубку, показывает ее зрителям, смотрит через трубку, приставив один ее конец к источнику света, дает возможность убедиться присутствующим, что это самая обычная трубка с тонкими стенками, склеенная из цветной бумаги.

Рис. 69 Рис. 70

Затем иллюзионист достает платок, конец которого торчал из кармана, держит его за середину, как показано на рис. 70, А, и, подведя под него трубку, поворачивает ее горизонтально и засовывает в нее платок указательным пальцем правой руки (рис. 70, Б). Платок постепенно исчезает в трубке полностью и показывается из другого ее конца, но он изменил цвет. Фокусник, также не спеша, постепенно вытягивает платок полностью, подбросив и поймав его, берет за середину, как об этом уже говорилось, опять проталкивает его с исходного конца через трубку, и тот вновь меняет цвет. Пропустив платок сквозь трубку в третий раз, иллюзионист возвращает ему первоначальный цвет. Положив платок на свой рабочий стол или отдав помощнику, ведущий подходит ближе к публике, а может даже спуститься в первые ряды, чтобы окончательно убедить зрителей, что трубка не имеет никаких секретов. Этот фокус очень эффектен и с большим интересом воспринимается зрителями. Показывать его нужно без излишней спешки. На нем мы и закончим наш сеанс.

Секреты фокусов. Сигарета, с которой начал показ первого фокуса наш артист, была обычная, но обязательно без фильтра и обрезанная заранее на один сантиметр. Свеча, от которой прикуривалась сигарета, представляла собой полую бумажную трубку, склеенную на обычной свече; в один из ее концов был вставлен небольшой огарок настоящей свечи и стеарин оплавлен в виде подтеков, как это бывает на всех свечах. Такую «свечу» невозможно отличить от настоящей. В середину трубки перед сеансом был заложен небольшой яркий платочек. Прежде чем показывать фокус, нужно научиться: сминать тюрик с находящейся в нем горящей свечой. Фокусник держит тюрик в левой руке, раньше всего большим и указательным пальцами правой руки, зажав фитиль, гасит свечу, а уж затем сминает все в комок.

Прорывая скомканную бумагу, артист отгибает рваные кромки ее кверху, ограждая ими место, откуда будет извлечен платок, чтобы зрители не могли случайно увидеть смятой «свечи», так как в ней заключен наш секрет.

Рис. 71

Пряча солонку в карман, артист надевает там на большой палец короткий наперсток (рис. 9, Г), а вминая середину платка внутрь левого кулака, оставляет его там. Наперсток и служит пепельницей, в которую фокусник стряхивает пепел; когда же он гасит окурок, то вновь надевает наперсток на большой палец правой руки и вынимает его из платка, поэтому-то платок не прогорел и не испачкался пеплом. Под прикрытием клуба дыма публика не заметила наперстка, а затем его уже скрывал уголок платка, который держал фокусник. Доставая солонку, ведущий оставляет наперсток в кармане.

Для того чтобы платок мог стоять на пальце, в одну из его кромок, внутри подгиба, вшивается прочная нитка с нанизанным на нее бисером продолговатой формы (рис. 71, А). Бисер с успехом может заменить тонкая пластмассовая трубочка, распиленная на небольшие звенья. Нитка (рис. 71, Б) должна быть такой толщины, чтобы бисер мог свободно передвигаться, но не болтался на ней из стороны в сторону. Длина нитки соответствует стороне платка, а бисер не доходит до конца ее на 3–4 см; таким образом, платок может легко сминаться в маленький комочек, бисер этому не помешает. Однако, если все бисеринки сдвинуть в один конец нитки и, плотно прижав их друг к другу, закрепить в этом положении, то они образуют единый упругий стержень. Именно это и сделал артист, а затем, завязав узелок, он закрепил бисер в единый стержень. Этот стержень он и поставил па палец своей руки и, балансируя им, ходил по сцене — это несложно.

Коробка, которую вначале артист показывает пустой и в которую затем «перелетает» платок, вам уже знакома; до начала фокуса под ее перепадающим дном был спрятан платок одного цвета и размера с тем, что находился в руках у иллюзиониста. Положив коробку вверх дном и отходя от столика, фокусник достает из секретного кармана (из-под полы пиджака) гильзу тянущей механики (см. рис. 8, Г) и пальмирует ее в руке. Встав боком к зрителям и вытянув руки вперед, он зажимает гильзу между ладонями. Двигая пальцами руки, обращенной к зрителям, только для «отвода глаз», он другой рукой заталкивает платок внутрь гильзы. Когда платок спрятан в гильзу, артист разжимает ладони, резинка втягивает гильзу с платком под пиджак, а ведущий имитирует руками жест, будто платок выпорхнул из его рук. Вот и все секреты этого фокуса.

Начав следующий фокус, ведущий обнаружил черные пятна на платке и достал из кармана флакон туши — «причину зла». Вы, конечно, догадались, что флакон был без туши и совершенно сухой — это была чистая бутафория, предусмотренная сценарием, а пятна на платке заранее сделал сам ведущий. Секрет же выведения пятен и перекраски платка в другой цвет заключен в особом устройстве той картонной коробочки, которой пользовался наш иллюзионист; она показана на рис. 72. Под буквой А дана развернутая выкройка этой коробки со всеми необходимыми размерами; обратите внимание, что в задней стенке выкройки есть прямоугольное (70×100 мм) окно. В это окно вделан качающийся сервант, также сделанный из тонкого плотного картона, он показан на рис. 72, Б. Сервант разделен перегородкой на два самостоятельных отдела. На рисунке 72, В изображена готовая коробка в развернутом виде, когда артист показывает ее зрителям; сервант в этом случае находится на стороне, которую зрители не видят. Когда коробочка сложена и скреплена, сервант вводится артистом внутрь коробки, и публика опять же не может его видеть.

Рис. 72

В одно из отделений качающегося серванта фокусник перед сеансом вложил два платка: первый — тот, который будет извлечен вторым, а поверх него — платок без пятен, но по цвету соответствующий платку с пятнами. Во время представления иллюзионист кладет испачканный платок в свободное отделение серванта, находящегося внутри коробки, а затем после встряхивания достает из другого отделения чистый платок. Точно так же он поступает, когда «окрашивает» платок в другой цвет.

Как вы понимаете, секрет нашей коробочки позволяет показывать много других различных фокусов. Хорошо, если вы изготовите две такие коробки, с их помощью можно будет не только выводить пятна и заставлять платки менять цвет, но и показывать различные «перелеты», «исчезновения», «появления» платков и т.п.

Так как во время показа фокусов коробку приходится то складывать, то вновь развертывать, а сервант перемещать из стороны в сторону, для прочности коробки ее лучше делать из отдельных картонных деталей, наклеенных на кусок черной материи (типа коленкора или сатина), который будет внутренней (черной) отделкой нашего аппарата и в то же время не будет переламываться на сгибах. Наружную отделку каждый может выбрать по своему вкусу.

Нам осталось рассказать, каким образом платки, пропущенные через трубку, меняют цвет. Для этого вам придется изготовить приспособление, изображенное на рис. 73. Возьмите обычную стеариновую свечу диаметром 25 мм и на ней, как на болванке, из 5–6 слоев бумаги склейте трубку длиной 50 мм (рис. 73, А). Не снимая этой трубки с болванки, дайте ей высохнуть, а затем, предварительно обернув одним слоем газеты, поверх нее из 4–5 слоев бумаги склейте вторую трубку в; когда и эта трубка высохнет, их снимают с болванки. Меньшую трубку разрезают на три части (рис. 73, А).

Рис. 73

К средней части через дырочки, проколотые в ней, пришивают небольшой матерчатый мешочек б (рис. 73, Б). Далее берут одну из частей а, намазав ее снаружи клеем, вставляют в трубку в и, сравняв обрезы, приклеивают ее. Смазав клеем (снаружи) колечко с мешочком, его также вставляют внутрь трубки в, но с другого конца, и, протолкнув в середину, приклеивают вплотную к части а; затем уже вклеивают и вторую часть а вплотную к среднему колечку. Таким образом (рис. 73, В), у нас получилась из двух трубок одна с матерчатым мешочком, укрепленным внутри нее. Если при склейке внутри трубки через стыки выступит клей, его нужно удалить влажным тампончиком из ваты. Когда клей просохнет, к концу матерчатого мешочка пришивают за середину платок крепкой ниткой одного цвета с платком (рис. 73, Г); пришитый платок заталкивают внутрь трубки до тех пор, пока он не окажется полностью в матерчатом мешочке, конец которого при этом выйдет с противоположной стороны трубки, тогда и к этому концу мешочка пришивают точно такой же платочек, как описывалось выше. Так у нас получилось, что один пришитый к мешочку платок висит на нитке снаружи трубки, а второй точно такой же пришитый к мешочку платок находится внутри его в трубке; затолкнем внутрь трубки (по одному) еще два платка такого же размера, но других цветов (рис. 73, Д).

Отложим заряженную платком трубку в сторону и изготовим еще одну трубку г, показанную на рис. 73, Е. Делается она из 5–6 слоев тонкой яркой цветной бумаги на болванке, имеющей диаметр несколько больший, чем трубка в, с тем чтобы последняя могла свободно входить внутрь трубки г. Теперь все готово для показа нашего фокуса.

Трубку в, заряженную платками (1, 2, 3 — рис. 73, Д), завернув в платок, пришитый к ней, фокусник прячет в наружный карман пиджака, в небольшой пошет (карманчик), имеющийся там, до начала фокуса.

Заканчивая предыдущий показ, артист сунул в этот же карман платок, с которым он работал, оставив торчащим наружу конец платка. Сделал он это сознательно, чтобы зрители думали, что он продолжает новый показ с прежним платком; на самом же деле иллюзионист подменяет его на тот, в который завернута трубка в, лежащая в пошете. Однако публика ничего не замечает, так как платки эти одинаковы и по цвету, и по размерам.

Итак, ознакомив зрителей с трубкой г и достав из пошета платок, пришитый к трубке в, фокусник держит его за середину (рис. 73, Ж). Зрители не подозревают, что под платком прячется трубка в. Другой рукой  он подводит под платок трубку г (как на рисунке указано стрелкой) до тех пор, пока трубка в не войдет в нее полностью, а уж затем поворачивает трубку г в горизонтальное положение (рис. 70, Б) и заталкивает внутрь ее торчащую наружу часть платка. При этом артист удерживает трубку в на месте, сжимая пальцами стенки трубки г, и таким образом выталкивает из мешочка находящиеся в нем платки по одному — так они «меняют» свой цвет. Когда фокусник в третий раз проталкивает платок через трубку, он должен трубку держать, несколько приподняв выходной ее конец, а когда плотно и надежно затолкает последний платок внутрь трубки в, протолкнет эту трубку вперед и в выходном отверстии покажется платок, трубку г надо держать вертикально (выходным отверстием вверх). В таком положении фокусник постепенно, по частям вытягивает платок наружу, свешивая концы его вокруг трубки г, а затем, взяв платок за середину, вместе с ним  вынимает и трубку в с находящимися внутри нее платками — таким образом он прячет под платком «секрет» нашего фокуса — трубку в.