Книги и статьи по иллюзионному жанру

Бедарев Г.К. «Иллюзионист на сельской сцене»

Сеанс с жидкостями

Рис. 82

Выйдя на сцену, иллюзионист заинтересовался журналом, лежащим на его столике. Полистав, он показывает журнал зрителям: журнал как журнал, ничего подозрительного в нем усмотреть нельзя. Артист хлопает в ладоши, и к нему выходит помощник с кувшином воды и большой чашкой-полоскательницей на подносе. Свернув журнал трубкой и взяв кувшин, исполнитель льет воду в эту трубку, кувшин он держит высоко (рис. 82) — зрители  хорошо видят, как льется вода, но она целиком остается внутри журнала, а не проливается, как того следовало ожидать. Кувшин поставлен на поднос. Ведущий развертывает журнал, он сухой, нет никаких следов, что, в него лили воду. Закрыв журнал фокусник переворачивает его вверх ногами, и из него сыплется конфетти. Затем иллюзионист листает журнал, закрывает его и, взяв полоскательницу, выливает в нее воду из журнала. Вновь развернув журнал, он показывает его середину присутствующим, а затем, закрыв, кладет на поднос помощника.

Наклонив голову, артист благодарит зрителей за внимание и после небольшой паузы переходит к очередному фокусу.

С рабочего столика он берет стакан, наливает в него из кувшина, что держит помощник, немного воды, а кувшин с оставшейся в нем водой ставит на рабочий стол; ассистент уходит со сцены, унося поднос с полоскательницей. Отпив несколько глотков, исполнитель ставит стакан на свой столик. Взяв лежащий там же пакет, в который обычно магазины отпускают сыпучие товары, он расправляет его и, перевернув, показывает, что он пуст. Держа пакет за край в левой руке, правой он поднимает стакан и, допив остатки воды, опускает стакан внутрь пакета. Артист держит находящийся внутри пакета стакан за верхнюю кромку и закручивает устье пакета так, что он плотно обхватывает верх стакана — это публика должна видеть. И вдруг внезапным быстрым движением он сминает пакет вместе со стаканом в небольшой комок, подбросив, ловит его, а затем бросает за кулисы. После этого ведущий показывает свои пустые руки изумленному залу и не спеша уходит со сцены.

Через короткий промежуток времени он возвращается обратно с небольшим квадратным куском рисовальной бумаги. Показав бумагу со сцены, исполнитель спускается в зал и, обойдя несколько человек, сидящих в ближних рядах, дает каждому из них лист в руки для ознакомления. Вернувшись на сцену, он сворачивает из этой бумаги небольшой тюричек, показывает  его зрителям со всех сторон, подходит к своему рабочему столику, стоящему в середине сцены, и берет кувшин с водой. Подойдя ближе к рампе, он тонкой струйкой льет воду в тюрик; присутствующие не только видят, но и слышат, как льется вода. Налив воду, артист относит кувшин на свой стол и возвращается к рампе, бережно неся воду в бумажном тюрике, держа его обеими руками, чтобы не расплескать. Подойдя к самой рампе, он поднимает тюрик высоко над головой и, сильно размахнувшись, выплескивает воду в зал. Слабонервные даже взвизгнули от неожиданности и, защищаясь, закрылись руками; кое-кто вскочил со своих мест. Но испуг напрасен: ни одной капли воды не выплеснулось из тюрика. В зале оживление, он воспринял шутку. Фокусник держит тюрик-фунтик устьем вниз, а затем, развернув лист, спускается в зал; зрители, к которым он подходит, лично убеждаются, что лист — самый обычный и совершенно сухой. Возвратясь на сцену и дав залу успокоиться, артист начинает новый фокус.

Вновь свернув фунтик, он показывает, что внутри тот пуст. Хлопком в ладоши ведущий вызывает ассистента, который выносит на подносе небольшой прозрачный кувшин с молоком. Взяв кувшин, артист льет молоко в тюрик. Из нижнего конца фунтика вытекает несколько капель молока прямо на пол. Заметив это, фокусник зажимает конец рукой, в которой держит тюрик, и течь прекращается. Вылив примерно около половины кувшина молока, ведущий ставит кувшин на поднос, и ассистент уносит его со сцены. Бережно держа фунтик с молоком, иллюзионист как будто вновь хочет выплеснуть содержимое тюрика в зал — это вызывает оживление в дальних рядах, а сидящие ближе к сцене поглядывают с опаской. Но артист, приветливо улыбаясь, успокаивает зал. Высоко подбросив фунтик прямо над собой, он ловит его и, развернув бумагу, показывает, что молоко исчезло. Раскланиваясь, иллюзионист уходит; на сцене появляется помощник, он, не торопясь, наводит порядок, готовя сцену к очередному фокусу. Закончив приготовление, ассистент остается около рабочего стола.

Фокусник появляется с большой яркой шалью в руках. Остановившись на середине авансцены, он широкими взмахами показывает обе стороны ее, держа правой рукой за один угол, подбрасывает шаль вверх, чем окончательно убеждает присутствующих, что в шали ничего не спрятано. Справа от ведущего встал подошедший ассистент. Взяв шаль за два смежных угла, артист набрасывает ее на свое левое плечо, помощник тут же подхватывает конец, упавший на спину ведущего, а другой рукой берет край, свисающий спереди, как это изображено на рис. 83, А.

Рис. 83

Мгновение — и шаль повисает на правой руке иллюзиониста, как показано на рис. 83, Б. Левой рукой взяв шаль за середину, ведущий сдергивает ее и отдает помощнику, который уходит за кулисы. Зрители видят в руках фокусника вазу с водой, в которой плавают живые рыбки (рис. 83, В). Артист проходит вдоль рампы, чтобы присутствующие могли хорошо рассмотреть и вазу, и рыбок в ней. Левой рукой зачерпнув немного воды, он выплескивает ее на пол, дабы все могли убедиться, что никакой крышки или пленки на вазе нет, а воды в ней много — едва не до краев. Вазу с рыбками исполнитель ставит на виду у зрителей на отдельный столик, стоящий на авансцене. Фокус этот очень эффектный, и публика награждает артиста аплодисментами. Он раскланивается, пятясь за кулисы, но в это время на сцену выходит его помощник с букетом живых цветов. Он объясняет жестами, что эти цветы ему переданы из зала, в знак благодарности, от публики. Артист просит помощника остаться, сам возвращается на середину сцены и, прижимая цветы к груди и низко кланяясь, еще раз благодарит присутствующих. Затем он просит помощника подать с рабочего столика цветочную вазу и кувшин с водой, что тот и исполняет. Ассистент держит вазу, а ведущий, держа цветы в руке, опускает в вазу лишь концы их стеблей и наливает воду. Цветы в вазе с водой держит помощник, артист же относит кувшин на свой стол, где попутно берет цветной платок. Публика хорошо видела, как в вазу наливали воду, к тому же и уровень ее прекрасно виден сквозь прозрачные стенки сосуда.

Рис. 84

Ознакомив зрителей с платком, подбросив, а затем пропустив его через сжатые пальцы, иллюзионист подходит к своему помощнику. Обернув вазу платком, он концы его передает в свободную руку ассистента, по одному вынимает из вазы, скрытой платком, все цветы и, подойдя к рампе, разбрасывает их в публику. Затем ведущий подходит к ассистенту и вынимает вазу из платка; помощник уходит, унося платок. Фокус ник же с вазой подходит к краю сцены; публика бывает очень удивлена, когда обнаруживает, что в вазе не осталось ни капли воды, а у цветов, брошенных со сцены, мокрые стебли. Артист объясняет, что всю воду выпили цветы. На этом фокусе мы закончим наш сеанс.

Секреты фокусов. Как вам легко было догадаться, журнал обладал секретом, раз вода из него не выливалась. Иллюзионист из двух листов полиэтиленовой пленки сделал водонепроницаемый мешок, укрепил его между страницами журнала и в него лил воду. На рис. 84 устройство это показано полностью. Размеры полиэтиленовых листов были на 1,5–2 см меньше размеров журнальной страницы («Огонек», «Смена» и т.д.). Наложив полиэтиленовые листы один на другой и проводя по линейке разогретым до 70° столовым ножом или не очень горячим паяльником, артист сварил листы между собой (линии сварки вы видите на нашем рисунке). При этом следует иметь под рукой кусок ненужного полиэтилена и на нем пробовать разогретый нож, так как перегретый металл не сваривает, а режет полиэтилен. Полиэтиленовый пакет пришивается нитками за край к одной из страниц в середине журнала — на рисунке это показано. Поверх пакета наклеивается соседняя страница, кромки которой смазываются резиновым клеем. Страница, к которой пришит наш пакет, также склеивается с соседней резиновым клеем для того, чтобы не было видно ниток. Но при склейке необходимо предусмотреть устройство между этими страницами — карман для конфетти.

Когда фокусник свернул журнал трубкой, он вставил средний и указательный пальцы левой руки внутрь полиэтиленового пакета и этим раскрыл его устье — так  удобнее  лить в пакет воду. Зрителям при этом  кажется,  что вода льется в середину трубки, свернутой из журнала. Повернув журнал вверх ногами по направлению, указанному на нашем рисунке стрелкой, исполнитель воду перегнал в пазуху, образованную диагональной линией сварки, поэтому вода и не вылилась, а из опрокинутого кармана посыпалось конфетти. Когда же артист еще раз повернул журнал в направлении, обратном указанному стрелкой, вода из пазухи попала на дно полиэтиленового пакета и вдоль сварного шва по линии сгиба журнала вылилась в полоскательницу полностью.

Для второго фокуса берется гладкий круглый стакан и на него делают из прозрачной ацетатной пленки (фотопленки) цилиндрический футляр без дна. Этот футляр на протяжении всего представления находится на стакане, но стоит артисту немного ослабить пальцы,  сжимающие стакан, как он под собственной тяжестью выскользнет из футляра. Именно так и поступил артист перед тем,  как положил  «стакан» в пакет: пронося стакан за столиком над сервантом, он ослабил пальцы, и стакан, выскользнув из футляра, упал в стоящую на серванте специальную коробку, выстеленную ватином. В пакете на нитках подвешен картонный кружок, равный по диаметру стакану. Когда исполнитель опускал футляр от стакана, который зрители принимали за настоящий стакан, картонный кружок он положил  горизонтально на футляр и, зажав   его в таком положении пальцами (поверх пакета), стал скручивать устье пакета. Обжатый таким образом картонный кружок и ввел в заблуждение зрителей. Такой «стакан» смять не представляло трудности.

Лист рисовальной бумаги, который дает осматривать фокусник, самый обычный. Секрет же третьего фокуса заключен в небольшом конусообразном серванте, склеенном дихлорэтаном из тонкого плексигласа; сервант имеет небольшой крючок, с помощью которого конус подвешивается за спинкой стула, стоящего рядом с рабочим столиком иллюзиониста, цепляясь за петлю, привинченную там (рис. 85, А). Свернув из рисовальной бумаги тюрик, артист подходит к столу за кувшином с водой и в этот момент, пронося руку с тюриком за стулом, успевает поддеть конус-сервант внутрь тюрика. Необходимо научиться это делать точно и быстро, естественным движением, не глядя на руку. Тюрик держат высокой кромкой, обращенной к зрителям, чтобы они не заметили крюка нашего серванта (рис. 85, Б). Налив воду, исполнитель относит кувшин на свой рабочий стол и, пронося тюрик за спинкой стула, успевает оставить там, зацепив крючком за петлю, сервант с находящейся в нем водой. Вот и весь несложный секрет этого фокуса. Теперь вам понятно, почему при повторном осмотре бумаги зрители не обнаружили на ней даже следов воды.

Рис. 85 Рис. 86

Для следующего фокуса (с молоком) вам придется самим изготовить специальный кувшин. Изображенный на рис. 86 кувшин сделан на основе мерной кружки, которые продаются в хозяйственных магазинах. Кружки эти удобны тем, что они сделаны из плексигласа. Из плексигласа же вы сделаете (и склеите дихлорэтаном) усеченный конус (рис. 86, А), который приклеите ко дну внутри сосуда; при этом боковой шов склейки конуса нужно устанавливать напротив ручки — так он будет незаметен для зрителей. Молоко наливается только в промежуток между стенками сосудов, но зрителям, не знающим нашего секрета, кажется, что молоком заполнен весь кувшин. Если наш кувшин наклонять, делая вид, что мы льем молоко из кувшина, то оно, переливаясь через стенку внутреннего конуса, будет переливаться внутрь его.Чтобы зрители не могли заметить секрета нашего кувшина, на верхней кромке его и у основания нужно краской нанести полосы и покрасить ручку (рис. 86, Б). Полосы эти лучше всего делать следующим образом: изоляционной лентой, сделанной из полиэтиленовой пленки, заклеивают на кувшине места, на которые не должна попасть краска, и закрашивают промежутки между наклейками. При этом лучше пользоваться эмалевой краской. Когда краска начнет схватываться, изоленту аккуратно снимают. Крашеные полосы получаются четкими и ровными. Чем меньше будет зазор между стенками сосудов, тем больше молока «можно вылить» из кувшина.

Рис. 87

При «наливании» молока в тюрик кувшин нужно класть носиком на низкую часть обреза тюрика, а высокой закрывать его от зрителей. Как вы помните, при показе фокуса из тюрика вылилось на пол несколько капель молока; это делается так — свернув тюрик, фокусник не замял ему нижний конец, и таким образом он держал в руках своеобразную бумажную «воронку», резким наклоном кувшина фокуснику удается выплеснуть немного молока, которое тут же через воронку выливается на пол. После этого артист заминает кончик тюрика будто бы для того, чтобы молоко не выливалось; на самом же деле он просто больше не выплескивает его из кувшина, а, аккуратно наклоняя, переливает молоко внутрь конуса. При этом видимый зрителями уровень молока снижается — они и думают, что молоко вылито в тюрик.

После окончания фокуса с молоком иллюзионист ушел со сцены. За кулисами стояла стеклянная ваза с водой, в которой находились живые рыбки. Эта круглая ваза должна иметь в поперечнике 20–22 см и высоту 6–7 см. Чтобы до нужного момента вода из вазы не вылилась, на нее натягивается резиновая крышка, которая делается из аптекарского резинового пузыря для льда. Из пузыря вырезается горловина и получившийся при этом своеобразный резиновый берет служит надежной крышкой для нашей вазы (рис. 87). Надев крышку на вазу, из-под нее выдавливают воздух. Вот эту вазу, выйдя за кулисы, артист и кладет под жилет с левой стороны, где для нее имеется специальный карман, в который она входит свободно и погружается до половины. Вазу кладут крышкой к себе, так она менее заметна для зрителей.

Под прикрытием шали артист правой рукой достает вазу из-под жилета и, держа ее, как показано на рис.  83, Б, сдергивает с нее шаль одновременно с резиновой крышкой. При необходимости живые рыбки могут быть заменены небольшими пластмассовыми (игрушечными), но при этом внутрь их нужно залить воду, иначе они будут плавать не в воде, а поверх ее. Вазу с такими рыбками необходимо все время покачивать, поворачивая, тогда рыбки будут плавать, как живые.

Последним наш артист показывает фокус с живыми цветами, выпивающими всю воду из цветочной вазы. Как это произошло? Прежде всего нужно сказать о самой вазе (рис. 88). Для этого фокуса лучше всего брать вазу хрустальную с алмазным рисунком (1), но можно пользоваться и стеклянной вазой с рисунком, нанесенным на нее краской (2). Из тонкого прозрачного полиэтилена сваривают мешок-сервант, соответствующий внутренним размерам нашей вазы (3), и вставляют его внутрь ее (4). Если верх вазы у обреза слегка смочить водой, то с ее помощью полиэтилен можно плотно приклеить к стеклу. Так будет намного удобнее наливать воду «в вазу». Сервант наш имеет язычок, свисающий наружу, за него легко будет вытащить в нужный момент полиэтиленовый мешок из вазы; язычок делается из двух слоев полиэтилена.

Рис. 88

Теперь проследим за технологией самого фокуса — исполнитель опускает цветы в вазу, а затем наливает в нее воду, придерживая букет рукой. Помощник держит вазу так, что язычок серванта обращен к нему; придерживая язычок пальцем, он тем самым облегчает наливание и гарантирует от случайного проникновения воды непосредственно в вазу. Обернув платком вазу, иллюзионист полностью скрыл сосуд от глаз зрителей. Затем цветы были вынуты из вазы, при этом уровень воды резко понизился, и поэтому, когда артист вынимает вазу из платка, опуская ее вниз, его помощник легко поднимает сервант с водой, который он держит за язычок, и под прикрытием платка уносит его за кулисы.