Книги и статьи по иллюзионному жанру

Бедарев Г.К. «Иллюзионист на сельской сцене»

Сеанс с цилиндрами

Рис. 103

Задернув рукава за запястья, фокусник показывает свои руки публике, чтобы она могла убедиться, что они пусты, и начинает свой рассказ: «Как-то один молодой человек спешил на свидание к девушке, да забыл дома платок. Что делать? Но наш герой не растерялся. Купил он по дороге газету»... Артист берет с рабочего стола газетный лист, держит его за два смежных угла прямо перед собой, поворачивает и показывает обе его стороны, ударяет по газете рукой, всячески доказывая, что она не имеет секретов, и сворачивает из нее цилиндр. Свернув газету трубой, как изображено на рис. 103, ведущий держит ее в левой руке и продолжает: «А дальше было все совсем просто: из газетного цилиндра он без труда добыл нужный ему платок». При этих словах артист опускает правую руку внутрь газетной трубы и медленно, по частям достает яркий платочек. «Вот что значит не растеряться и смекнуть вовремя». Он подбрасывает платок вверх и, поймав, засовывает его в нагрудный карман пиджака, а затем разворачивает газету и, держа ее за два угла, показывает обе ее стороны и относит на рабочий стол.

После этого исполнитель возвращается на прежнее место, достает из нагрудного кармана платок, подбросив его несколько раз в воздухе, ловит и накидывает на свое левое плечо. Правой рукой из левого внутреннего кармана пиджака он достает небольшой листок плотной рисовальной бумаги. Держа этот лист за один угол в левой руке, ребром правой быстрыми и резкими движениями он ударяет по нему, доказывая присутствующим, что перед ними самая обычная бумага, без подвоха. Затем артист сворачивает листок трубкой, смотрит сквозь нее в зал, а потом медленно, частями заталкивает в нее платок полностью и разворачивает трубку, платка в ней нет — он исчез. Показав обе стороны бумаги и несколько раз с силой ударив по ней ребром правой руки, фокусник относит и кладет бумагу на рабочий столик.

Отойдя от стола на несколько шагов по направлению к рампе, он останавливается. «Вы сейчас имели случай убедиться, что из бумажных цилиндров можно не только добывать платки, в таких цилиндрах платки и исчезают бесследно».

Артист достает из правого внутреннего кармана пиджака небольшую стеклянную трубку-цилиндр длиной 15–18 см и 2–2,5 см в поперечнике. Держа ее за два конца руками на уровне груди, он, поворачиваясь, показывает ее зрителям. «Теперь перед вами стеклянный  цилиндрик», — говорит артист. Сделав резкое движение влево, он поднимает вытянутую правую руку с находящимся в ней цилиндром вверх. Публика видит появившийся в стеклянной трубке цветной платок, конец его свисает наружу. «Оказывается, для наших целей пригоден и стеклянный цилиндр». Ведущий извлекает платок из трубки, трубку прячет в карман, на одном из уголков платка завязывает одинарный узелок и, взяв платок в правую руку за противоположный угол, держит его узлом вниз. Висящий таким образом платочек начинает трепетать, и вдруг на глазах у публики узелок медленно развязывается и исчезает   полностью. Этот маленький фокус производит на зрителей большое впечатление.

Иллюзионист, приветливо улыбнувшись, подбросил платок вверх и, поймав его, не спеша затолкал в свой левый кулак. Пауза... Резкий взмах левой рукой снизу вверх и обратно, ладонь разжата, но платка в ней нет — он испарился! Раскланиваясь, артист уходит со сцены.

Появившийся ассистент выносит обычный небольшой стол, затем приносит и ставит на него поднос с тремя большими (высотой 35–40 см и диаметром 15–18 см) цилиндрами, а сам уходит за кулисы.

Через небольшой промежуток времени возвращается фокусник. Подойдя к столу, он переставляет на него цилиндры, сняв их с подноса, а поднос ставит на рабочий столик. Затем он вновь подходит к демонстрационному столу и, взяв один из цилиндров, показывает его присутствующим, смотрит сквозь него на зрителей, просовывает руку, показывает на просвет — это обычный тонкостенный цилиндр, внутри которого ничего нет. Фокусник продевает этот цилиндр сквозь второй и показывает, что тот тоже пуст. Вновь продев   первый   цилиндр сквозь второй, он демонстрирует первый   пустой цилиндр и опять пропускает его через второй. Показав публике, что второй цилиндр по-прежнему пуст, артист пропускает его через третий и показывает, что и в этом нет ничего. Вновь продев второй цилиндр через третий, он демонстрирует пустое нутро второго цилиндра и, еще раз пропустив этот цилиндр через третий, показывает на просвет третий цилиндр и ставит его на стол.

Затем иллюзионист переходит к первому цилиндру, задернув рукава повыше и обнажив запястья, опускает руки внутрь него и извлекает оттуда по одному несколько ярких платков. Делает он это не спеша, вытягивая платки постепенно, при этом поглядывает лукаво в зал. «Как видите, практически платки можно получать из любого цилиндра. Чем больше размер цилиндра, тем больше платков можно извлечь из него». Артист вновь опускает руки в цилиндр и достает из него крупную игральную кость. Взяв ее в руку и повернув всеми гранями перед публикой, он кладет ее на стол, показывает первый цилиндр пустым, продевает его через второй и демонстрирует пустым второй цилиндр. Вновь продев цилиндры один через другой, ведущий ставит их на стол.

Поддернув рукава еще выше, он опускает руки во второй цилиндр и достает из него несколько платков, затем несколько ярких шелковых лент и в заключение ставит на стол небольшую вазу для цветов.

Показав, что третий цилиндр пуст внутри и для большей убедительности продев через него второй цилиндр, ведущий ставит цилиндры, предварительно еще раз показав второй цилиндр пустым. Из третьего цилиндра он поочередно вынимает несколько ярких платков, кусок тонкого красного материала длиной около метра и букетик цветов, который ставит в вазу, добытую из второго цилиндра. Обращаясь к присутствующим, артист говорит: «Оказывается, из цилиндров можно добывать не только платки». Подбрасывая платки и ленты, он еще раз демонстрирует их зрителям, а затем, показав кусок красной материи, превращает его в знамя и, держа одной рукой, торжественным шагом уходит с ним со сцены.

На сцену выходит ассистент. Взяв в руки первый и второй цилиндры, он показывает присутствующим, что они пусты внутри, вставляет их один в другой, демонстрирует третий пустой цилиндр, вставив в него два первых, и, еще раз показав цилиндры, сложенные вместе, уносит их за кулисы.

Рис. 104

Секреты фокусов. Добыть платок или другие подобные вещи из газетного листа совсем не трудно, если умело его препарировать заранее. Для этого берут две одинаковых газеты одного выпуска. Развернув одну из них, в левом верхнем углу листа острым ножом или бритвой делают небольшой изогнутый прорез, как изображено (жирной линией) на рис. 104. Из другой газеты этот же угол отрезают в виде прямоугольника, на нашем рисунке это показано пунктирной линией. Наложив этот прямоугольник на соответствующее место целого газетного листа напротив разреза, отмечают карандашом место его приклейки. Затем намазывают резиновым клеем прямоугольник по всему периметру (ширина полосы клея 1–1,5 см), а также место приклейки по всему контуру, дают клею высохнуть и, наложив прямоугольник на отмеченное место, покрывают его чистым листом бумаги и проглаживают склейку рукой. Излишки клея, выступившие за границы прямоугольника, удаляют подушечками пальцев, от их поглаживания клей скатывается и отходит от газеты.

Так в углу газетного листа у нас получился «секретный» карман, в который аккуратно прячут небольшой тонкий платочек, сложенный четвертушкой. Платок прячется в кармане совершенно незаметно. Когда показывают газетный лист публике, его держат так, что прорез кармана скрывает рука фокусника. При сворачивании листа прорез кармана оказывается внутри цилиндра. Вытягивать платок из кармана следует осторожно, чтобы не порвать прореза в газете, иначе шум, который вызовет разрываемая бумага, раскроет наш секрет.

«Исчезновение» платка в маленьком цилиндре, свернутом из рисовальной бумаги, происходит с помощью наперстка, ранее описанного нами во втором сеансе с платками (см. рис. 78). Разница заключается в том, что в этом фокусе наперсток надевается в левом внутреннем кармане, когда из него достают листок бумаги, да сворачивается из этого листка не фунтик, а трубка. Наперсток артист оставляет на рабочем столике, когда относит туда ставший ненужным листок бумаги.

Чтобы было легче понять, каким образом платок оказался в стеклянном цилиндре, давайте внимательно рассмотрим рис. 105, А.

Рис. 105

На нем показано, что (черная) нитка а, один конец которой закреплен под воротником пиджака, проходит через стеклянную трубку б, а синий платок, прикрепленный к другому концу нитки, прячется в маленьком кармане в (пошете), устроенном под правым лацканом. Синий платок берется потому, что на нем не будет заметна черная нитка. В таком виде трубка и кладется в правый внутренний карман пиджака, при этом нитка на черном фоне костюма фокусника зрителям не видна. Когда артист, достав стеклянную трубку, показывает ее зрителям, он старается держать ее на фоне правой половины пиджака, чтобы скрыть нитку. Трубку он держит обеими руками за концы. Потом вдруг быстрым и резким движением, которое нужно хорошо отрепетировать, артист поднимает обе держащие трубку руки вверх над правым своим плечом, одновременно поворачивая корпус влево. В этот момент нитка под прикрытием левой руки,   натягиваясь,   захватывает с собой платок и втягивает его внутрь стеклянного цилиндра. Когда фокусник опускает левую руку, он, захватив нитку, выдергивает ее закрепленный под воротником конец или просто обрывает его (рис. 105, Б). Для того чтобы фокуснику было легче исполнять этот трюк, длина нитки должна быть им подобрана точно по его росту; примерная длина нитки 70–80 см. Когда стеклянная трубка спрятана в карман, исполнитель держит платок за угол, к которому прикреплена нитка, и вместе с ней завязывает на этом уголке одинарный узел (рис. 105, В). Затем он берет платок за противоположный угол и держит его узлом вниз, конец нитки при этом падает на пол; наступив на этот конец ногой, артист натягивает нитку, слегка подергивая ее, отчего платок трепещет, а затем тянет нитку до тех пор, пока она не развяжет узел. Вот почему нитку нужно брать достаточно прочную.

Далее нитку нужно или незаметно оборвать, или умело спрятать в платке и затолкать его в кулак, в котором находится наперсток (см. рис. 76 — там же подробно описано «исчезновение» платка из кулака). В данном случае артист достал наперсток из серванта, спрятанного под подолом пиджака с левой стороны, когда стоял правым боком к зрителям. Таким же образом он освободился от наперстка, когда окончил фокус.

Рис. 106 Рис. 107

Три цилиндра, с которыми работал иллюзионист, делаются из металла и окрашиваются или склеиваются из плотного картона и отделываются   цветной бумагой. Внутри цилиндры обязательно должны быть черными. Все они делаются одной длины, но диаметры у них разные (15 см, 16,5 см и 18 см), благодаря этому они свободно могут входить один в другой. На рис. 106 показан порядок изготовления наших цилиндров из картона. Прежде всего нужно подобрать болванку соответствующего размера, это может быть обрезок трубы, деревянный валик и т.п. На  этой  болванке делается  цилиндр с наименьшим диаметром, а затем, увеличивая объем болванки за счет наклейки на нее картона в несколько слоев, делаются и остальные цилиндры. Из плотного проклеенного картона вырезается прямоугольник, размеры которого  точно соответствуют высоте будущего цилиндра и окружности болванки. Эта выкройка предварительно изгибается по болванке (рис. 106, А), а затем на внутреннюю (вогнутую) ее сторону наклеивается лист черной бумаги (фотообертки) — рис. 106, Б. Черная бумага должна быть больше выкройки, чтобы с одной стороны (по шву склейки) она выходила на 5–6 см, а по обрезам цилиндра — на 3–4 см. Далее выкройку сворачивают и, надев на болванку, склеивают по шву (впритык), для этого 5–6-сантиметровую полосу черной бумаги, что выходит за пределы выкройки, намазывают клеем. Поверх шва наклеивают для прочности полосу из газеты (рис. 106, В). Черную бумагу, выходящую за обрезы цилиндра, намазав клеем, надрезают, и фестоны, загнув, наклеивают  снаружи цилиндра. Теперь остается обклеить цилиндр снаружи цветной бумагой, хорошо просушить, а затем снять с болванки.

Рис. 108

Чтобы при работе цилиндр случайно не приклеился к болванке, ее необходимо предварительно обернуть чистым листом бумаги. Клей следует наносить не на картон, а на бумагу, тогда склейка получится прочнее. По вашему желанию все три цилиндра снаружи могут быть одного цвета или каждый может иметь собственную окраску.

Нам осталось еще изготовить два крючка, их профиль дан на рис. 106, Г. Они делаются из металлической полоски шириной 5–6 мм и толщиной 0,8–1 мм. Края этой полоски должны быть обработаны так, чтобы не резали подвесок «зарядки».

Теперь расскажем о технологии исполнения самого фокуса, а об устройстве приспособлений для зарядки цилиндров поговорим позднее. Сняв цилиндры с подноса, исполнитель расставил их на столе в следующем порядке — первым справа он поставил цилиндр с меньшим диаметром (1), он не был «заряжен»; следующий цилиндр (2) имел больший диаметр и внутри него на крючке был подвешен «заряд»; последний, самый большой цилиндр (3) был также «заряжен» — рис. 107. Начиная фокус, артист показал публике, что цилиндр 1 пуст — это соответствовало действительности, так как «зарядки» он не имел. Затем фокусник пропустил снизу вверх цилиндр 1 через цилиндр 2, при этом «заряд» вместе с крючком перешел в цилиндр 1, а цилиндр 2 оказался пуст. Далее он продел цилиндр 1 через цилиндр 2 сверху вниз и показал, что цилиндр 1 пуст, так как «заряд» вновь перешел в цилиндр 2. Пропустив в третий раз цилиндр 1 снизу вверх сквозь цилиндр 2, фокусник опять перевел «зарядку» в цилиндр 1. Так, пропуская один цилиндр сквозь другой, то снизу вверх, то сверху вниз, артист каждый раз переводит «зарядку» вместе с крючком из одного цилиндра в другой. Таким образом, ему удалось показать зрителям все три цилиндра «пустыми», после чего «зарядки» находились: А — в цилиндре 1 и Б — в цилиндре 2.

Достав из цилиндра 1 платки и игральную кость, артист полностью извлек из него «зарядку» А и показал цилиндр пустым. Затем он перевел в него «зарядку» из цилиндра 2 и показал его пустым, после чего   вновь перевел в него «зарядку» Б. Когда из цилиндра 2 артист извлек платки, ленты и вазочку для цветов, это была лишь часть «зарядки» Б. Поэтому-то он раньше показал пустым цилиндр 3, а затем перевел в него «зарядку» и показал пустым цилиндр 2. Из цилиндра 3 «зарядка» Б извлекается полностью. После этого ассистент мог показывать публике все три цилиндра, не боясь разоблачения.

Успех данного фокуса во многом зависит от умения ведущего легко и свободно, не глядя, пропускать один цилиндр через другой в обоих направлениях. Поэтому раньше, чем демонстрировать фокус на публике, вам необходимо хорошо овладеть этим искусством.

В заключение, как и обещали, расскажем о «зарядке» цилиндров теми предметами, которые из них «появляются». На рис. 108, А вы видите кубическую коробку, сделанную в виде игральной кости, ее-то и использовал фокусник для «зарядки» А. С помощью петли из толстой черной нитки, прикрепленной к коробке, как показано на нашем рисунке, «зарядка» подвешивается внутри цилиндра на крючке. В коробку артист заранее заложил (зарядил) разноцветные тонкие платочки по одному, чтобы их было легко вытаскивать во время представления. Когда иллюзионист достал из «зарядки» все платки, он снял коробку, спрятал внутри нее крючок и нитяную подвеску, закрыл крышку и показал «игральную кость» (коробку) публике. Для того чтобы   металлический   крючок не болтался внутри коробки и не производил ненужного шума, для него устраивается специальный   отсек, в который он вставляется плотно. Крышка коробки, благодаря ее бортикам, закрывается туго, а чтобы она не проваливалась, внутри коробки к стенкам приклеиваются картонные полоски — упоры. Снаружи коробка обклеена черной матовой бумагой, кружочки (очки) вырезаются из белой бумаги и приклеиваются резиновым клеем.

На рис. 108, Б изображена вторая наша «зарядка» — Б. Она представляет собой небольшой каплевидной формы мешок, сшитый из зеленого материала. В подгиб верхней кромки мешка продернута резинка (на рисунке она показана пунктиром), которая стягивает устье мешка. Но прежде чем вставляется резинка, к верхней кромке мешка прикрепляются на расстоянии друг от друга зеленые шнурки или концы крашеной веревки (длина их 6–8 см) и устраивается подвеска из прочной черной нитки. Если теперь перевернуть мешок устьем вниз, наша «зарядка» примет грибовидную форму, что хорошо видно на рис. 108, В. В таком виде на мешок нашиваются цветы из разноцветного капрона и листья из зеленого  накрахмаленного  материала — так наша «зарядка» превращается в букет цветов, который вы видите на рис. 108, Г. Свисающие вниз зеленые шнурки кажутся стеблями цветов.

Цветы выстригаются из разноцветных капроновых лент по шаблону ножницами, разогретыми до 70°, при этом кромки капрона спекаются и цветы не растрепываются по контуру. Вырезанный цветок складывается (рис. 108, Д) и в точке 1 пришивается к мешку «зарядки». Три-четыре таких сложенных цветка, пришитых к мешку кустиком, образуют пышную и яркую гвоздику. Между цветами вшиваются зеленые листья.

Закладка предметов в «зарядку» производится в порядке, обратном их появлению из цилиндров. Первым на дно мешка укладывается кусок тонкого красного материала, поверх него укладывается раздельно несколько  цветных  платков, затем в мешок вставляется вазочка для цветов, на дне ее лежит несколько цветных лент, а наверху разноцветные платочки. Вазу лучше брать не готовую, так как она тяжела, а на ее основе сделать с нее копию из папье-маше. После просушки папье-маше зачищается шкуркой и шпаклюется, а затем зачищается еще раз мелкой  шкуркой и красится   подогретой в кипятке эмалью. Покрашенную таким способом вазу трудно отличить от настоящей керамической, глазурованной. Извлекая последним из третьего цилиндра букет, артист  успевает  спрятать внутрь мешка металлический крючок.

Вы помните, как в первом сеансе с платками у нас на пальце балансировал платок (см. рис. 67). Для этого нам в его кромку пришлось вставить нитку с нанизанным на нее бисером продолговатой формы. То же самое нам придется сделать и с красным полотнищем материала, чтобы в нужный момент превратить его в развевающееся знамя. Только в одну из его кромок придется вделать не нитку бисера, а прочный шпагат с нанизанными на него продолговатыми бусами цилиндрической формы. Вы знаете, что если такие бусы, сдвинув в один конец и плотно прижав их друг к другу, закрепить в таком положении, зажав, скажем, в кулаке противоположный конец шпагата, то они приобретают жесткость единого стержня. В этом случае красное полотнище можно поднять, как знамя на древке, что и изображено на рис. 109. Так сделал и наш фокусник, уходя со сцены в конце сеанса.

Рис. 109

В описанном фокусе может быть использовано больше, чем три цилиндра, некоторые иллюзионисты работают и с шестью цилиндрами. Таким образом, вы сможете разнообразить свои выступления как за счет изменения количества цилиндров, так и путем изменения характера «заражаемых» в них предметов. Но принцип показа всегда остается неизменным, то есть цилиндры расставляются в порядке возрастания размера их диаметров, первый цилиндр «зарядки» не имеет, а последний имеет увеличенную «зарядку».