Книги и статьи по иллюзионному жанру

Бедарев Г.К. «Иллюзионист на сельской сцене»

Сеанс с веревками

Фокусник держит в руках кусок веревки длиной около метра, демонстрирует его, просит зрителей осмотреть веревку, для чего кидает ее со сцены в первый ряд. Пока веревка успевает долететь до них, на ней сам собой завязывается узел, что, конечно, публику удивляет. Точно так же продемонстрировав вторую такую же веревку, ведущий и ее кидает в зал, на ней тоже сам собой завязывается в полете узел. Когда веревки осмотрены и узлы развязаны, их передают на сцену.

Рис. 110

Взяв в каждую руку по веревке и показав их публике, артист связывает их концы между собой узлом, затем, с большой силой затянув узел, еще раз показывает теперь уже связанную веревку, держа ее за один конец. После этого он берет веревку в две руки за середину по обе стороны от связывающего узла. Посмотрев с лукавой улыбкой в зал, он резко, но без большого усилия, разводит руки в стороны. Веревки мгновенно развязываются, узел исчезает. Эти маленькие фокусы, показанные ведущим легко и весело, нравятся публике и озадачивают ее.

Отнеся веревки на свой рабочий столик, артист возвращается со шпагатом длиной около двух метров.

На сцену приглашается один из зрителей, желающих принять участие в фокусе. Показав шпагат поднявшемуся на сцену зрителю и сидящим в зале, иллюзионист, сложив шпагат пополам, держит его за концы, как показано на рис. 110, А. Затем, взяв правой рукой конец свисающей вниз петли в точке 1, он передает ее под пальцы левой руки и оттягивает шпагат в сторону, как изображено на рис. 110, Б. После этого артист просит зрителя-помощника взять с демонстрационного стола,   который стоит на авансцене, ножницы и перерезать шпагат в месте, отмеченном на рисунке пунктиром, то есть между руками фокусника, держащими его. Шпагат перерезан, он висит в левой руке артиста, как это видно на рис.110, В. Фокусник связывает верхние концы между собой узлом, берет у зрителя-помощника   ножницы и обстригает торчащие из узелка кончики шпагата по кусочкам, пока не состригает их полностью. Затем он кладет ножницы в свой карман, зажав узел, связывающий шпагат, между ладонями, начинает его скатывать, а вслед, за этим просит присутствующего на сцене зрителя потянуть шпагат за один его конец. Шпагат протягивается через ладони иллюзиониста полностью и оказывается совершенно целым, без узла и каких-либо следов от ножниц. В раскрытых ладонях фокусника узла тоже нет. Шпагат проверяют на прочность, она осталась прежней. Ведущий благодарит зрителя за помощь, и тот уходит в зал на свое место.

Из стоящей на рабочем столе коробки исполнитель берет деревянный шар. Вернувшись на авансцену, он сквозь имеющееся в шаре сквозное отверстие продевает шпагат, придерживая шар левой рукой, правой поднимает один конец шпагата над головой, второй конец свободно падает на пол. На конец шпагата, лежащий на полу, артист наступает носком правой ноги, таким образом, шпагат оказывается натянутым вертикально. Ведущий поднимает шар в крайнее верхнее положение и отпускает держащую его руку. Шар, свободно скользя по шпагату, падает вниз; исполнитель тут же поднимает его кверху и обращается к нему с укоризной: «Ах, как нехорошо! Ты же «волшебный», а ведешь себя как самый обычный невоспитанный шар! Что о нас подумают зрители?! Разве я тебе приказывал падать? Очень прошу тебя — будь послушным и без моего указания не опускайся». Этот шуточный разговор с шаром очень весело воспринимают юные зрители. После этого разговора, когда артист отнимает держащую шар руку, он не падает вниз, а остается наверху. «Вот теперь ты молодец, действительно «волшебный», — говорит артист шару. — Опустись пониже!» Шар послушно опускается на несколько сантиметров и останавливается. «Очень хорошо! Опустись еще ниже!» Шар опускается и останавливается. Так постепенно, с остановками шар доходит до самого низа. Шар вновь поднят вверх и опять путешествует вниз, но уже делает всего только три остановки. Шар снят со шпагата, артист относит шпагат на свой рабочий стол и возвращается обратно с тремя деревянными шарами и двумя тонкими веревками длиной 2,5–3 м каждая.

Рис. 111

Шары ведущий кладет на демонстрационный столик, а веревки передает зрителям для осмотра. Когда веревки возвращены на сцену, в зал для осмотра передаются три шара. Тем временем артист приглашает на сцену двух помощников из зрителей. Артист складывает веревки вместе, уравняв их концы, держит спаренные веревки за середину, ожидая, пока подойдут зрители-помощники и вернутся осматриваемые публикой шары. Поднявшимся на сцену помощникам ведущий предлагает осмотреть предметы, лежащие на демонстрационном столе, и показать их зрителям. Это разноцветные пластмассовые кольца, ключи, ножницы, втулки (короткие трубки) и т.п. вещи (их не более десяти) и один яркий матерчатый мешок — 50X40 см. Боковые швы мешка не доходят до его основания сантиметров на 7–10. Таким образом, у основания в боковых швах имеются щели. Вещи осмотрены и показаны публике, шары возвращены.

Фокусник отдает два конца спаренных веревок одному из помощников, а второго просит надеть на них три деревянных шара, пропуская через шары одновременно обе веревки. Шары надеты, артист завязывает над ними веревки одинарным узлом, как это изображено на рис. 111, А, и отдает концы веревок в руки помощникам, шары повисают на веревках. Затем надеваются два кольца и над ними веревки завязывают одинарным узлом (рис. 111, Б). И так каждый раз, после очередного надетого на веревку предмета или нескольких предметов над ними артист завязывает одинарный узел из спаренных веревок. Таким образом, на веревки нанизываются все предметы с демонстрационного стола, а последним надевается мешок и все ранее повешенные предметы оказываются внутри него (рис. 111, В). Над мешком также делается одинарный узел, но не из спаренных веревок, а из одиночных — на нашем рисунке это хорошо видно. В таком виде помощники-зрители и держат веревки за концы.

Фокусник, засучив рукава, просовывает свои руки внутрь мешка, через низ, а затем по одному достает предметы, нанизанные ранее, в том порядке, как они надевались на веревки, то есть сначала достает шары, затем кольца и т.д. В заключение он просит помощников натянуть веревки; мешок, соскользнув с веревок, оказывается у фокусника в руках, а веревки целыми и невредимыми — в руках у помощников.

На сцену приглашается еще один зритель для осмотра веревок и других предметов, участвовавших в этом фокусе. После осмотра зритель удостоверяет, что все предметы самые обычные — они целы и невредимы. Поблагодарив зрителей-помощников, артист отпускает их на свои места.

Когда в зале устанавливается тишина (помощники-зрители сели на места), ведущий переходит к показу очередного фокуса. Взяв с рабочего стола лист газеты и показав обе его стороны зрителям, артист рвет его пополам по вертикали; затем, наложив половинки одну на другую, рвет их еще раз пополам, но уже по горизонтали. Так, складывая газету несколько раз, он разрывает ее на клочки. Скомкав обрывки, он держит ком в левой руке и, аккуратно разобрав его, из середины медленно, по частям, извлекает яркий платок (40Х40 см). Комок артист бросает за кулисы, а платок, показав зрителям обе его стороны и подбросив вверх, отдает подоспевшему ассистенту. Ассистент с платком остается на сцене. Иллюзионист берет в руки кусок веревки длиной 1–1,5 м, демонстрирует его зрителям, а затем на одном из концов веревки завязывает петлю. Взяв веревку за противоположный петле конец, он обеими руками держит ее свободно свисающей вниз и просит ассистента подбросить платок повыше. Падающий платок артист ловит на конец веревки, что с петлей, как на рапиру. Веревка в руках фокусника неожиданно приобрела жесткость стержня. Так, держа повисший на конце веревки платок над головой, ведущий уходит со сцены. Это последний фокус в сеансе.

Рис. 112

Секреты фокусов. «Самопроизвольное» появление узлов нами уже описывалось, правда, на примере платков (второй сеанс с платками, рис. 81). Узлы на веревках завязались точно таким же путем, и поэтому вторично об этом «секрете» мы говорить не будем.

Связывая веревки между собой узлом, артист поступал следующим образом. Завязав самый обычный двойной узел, он сначала не затягивал его сильно, а уж потом начал тянуть веревки с большой силой. Именно в этот момент он и обманул зрителей. Давайте рассмотрим рис. 112. На верхнем рисунке вы видите самый обычный двойной узел, завязанный фокусником, правда, он здесь для наглядности совсем не затянут, в действительности он бывает более плотным. Когда же ведущий затягивал узел с большой силой, то он растягивал лишь одну из веревок, в показанном на нижнем рисунке случае веревку б–б. При такой «затяжке узла» вторая веревка а–а образует скользящий узел, что на рисунке хорошо видно.

Вот почему, когда исполнитель резко потянул веревки в разные стороны, они развязались. Хотя этот фокус прост, его следует репетировать до тех пор, пока он не будет у вас получаться уверенно, так как при неумелом исполнении узел не будет соскальзывать.

Следующий фокус с разрезанием шпагата очень эффектный, хотя исполнение его и несложно. Основной «секрет» заключается в том, что когда фокусник передает в левую руку середину свисающей вниз петли, он средним пальцем правой руки захватывает шпагат, свисающий от конца б, и оттягивает его в сторону (рис. 113, А).

Рис. 113

В момент разрезания шпагата ножницами (что на рисунке отмечено пунктиром)  иллюзионист отпускает из левой руки конец а. Таким образом, разрезанный шпагат повисает в руке, как показано на рис. 113, Б. Видя одновременно четыре конца шпагата, зрители думают, что он разрезан на две равные части. Когда верхние концы связаны между собой узлом (рис. 113, В), артист тут же берет его в левую руку, прикрывая большим пальцем.   Далее ведущий обстригает торчащие вверх концы шпагата. Он стрижет их по одному и чередуя, как бы стараясь уровнять концы, но это ему не удается, и он состригает их полностью. Концами ножниц ведущий незаметно для зрителей вытаскивает и остатки расстриженного узла. Так «восстанавливается» цельность разрезанного шпагата.

Столь послушный шар, что по приказанию фокусника останавливается и опускается вниз, изготовлен им самим. Это деревянный шарик 6–7 см в диаметре, в котором из диаметрально противоположных точек просверлены навстречу друг другу отверстия,  идущие под углом (рис. 114, А). Диаметр этих отверстий должен быть больше толщины шпагата, по которому скользит шар, с тем, чтобы шпагат можно было легко продеть сквозь шар. Такой шар скользит по шпагату, но стоит лишь натянуть шпагат (рис. 114, Б), как шар остановится. Этим и воспользовался наш фокусник. Первый раз он не натягивал шпагата и поэтому шар под собственной тяжестью соскользнул вниз. Вторично же шар опускался только тогда, когда артист ослаблял натяжение шпагата. Вновь натягивая шпагат, исполнитель останавливал шар на месте.

Рис. 114 Рис. 115

Столь послушный шар, что по приказанию фокусника останавливается и опускается вниз, изготовлен им самим. Это деревянный шарик 6–7 см в диаметре, в котором из диаметрально противоположных точек просверлены навстречу друг другу отверстия,  идущие под углом (рис. 114, А). Диаметр этих отверстий должен быть больше толщины шпагата, по которому скользит шар, с тем, чтобы шпагат можно было легко продеть сквозь шар. Такой шар скользит по шпагату, но стоит лишь натянуть шпагат (рис. 114, Б), как шар остановится. Этим и воспользовался наш фокусник. Первый раз он не натягивал шпагата и поэтому шар под собственной тяжестью соскользнул вниз. Вторично же шар опускался только тогда, когда артист ослаблял натяжение шпагата. Вновь натягивая шпагат, исполнитель останавливал шар на месте.

Рис. 116

В очередном фокусе, пока зрители осматривали шары, артист перевязал веревки, которые он сложил вместе, посередине тонкой проволочкой и, перегнув их, совместил попарно концы каждой веревки, как показано на верхней схеме рис. 115. Так как место связки веревок скрыто от зрителей рукой исполнителя, то им кажется, что шары и другие предметы нанизываются одновременно на обе веревки. Когда шары надеты на веревки, то место их соединения проволокой скрывается внутри среднего шара. Завязывая одинарный узел над шарами, артист при этом меняет концы веревок между зрителями-помощниками, то есть к тому помощнику, который держал концы 1–1, переходят концы 2–2, и наоборот. Так в течение всего фокуса концы переходят от одного помощника к другому. Это видно на схемах рис. 115. Только когда завязывается узел над мешком из одиночных веревок (см. схему), в руках у зрителей-помощников оказываются концы от разных веревок.

Помощники не должны растягивать веревки в стороны, иначе будет затруднено исполнение заключительной части фокуса. Проникнув внутрь мешка, фокусник сдвигает средний шар в сторону и снимает проволоку, соединяющую веревки; при этом он удерживает веревки вместе рукой, иначе все предметы немедленно упадут на пол. Снятую проволочку он наматывает на мизинец руки, держащей веревки, и начинает по одному доставать шары, затем кольца и т.д. до тех пор, пока не извлечет все, ранее надетые на веревки предметы. После этого исполнитель просит помощников натянуть концы веревок, и мешок как бы соскакивает с веревок в руки фокуснику. Остается только избавиться незаметно от проволочки, что скрепляла середины веревок, это теперь для вас уже не составит большого труда.

Для наших фокусов мы рекомендуем пользоваться веревками с наружной оплеткой, а для последнего иллюзиона другая веревка просто непригодна. Добыть платок из разорванной газеты можно только если ее препарировать и зарядить платком, с чем мы вас уже познакомили в сеансе с цилиндрами (см. рис. 104). Вы уже, очевидно, догадались, почему веревка вдруг приобрела жесткость стержня, мы с подобными явлениями встречались дважды — в сеансе с платками (см. рис. 67) и в сеансе с цилиндрами (см. рис. 109). Фокусник снял с веревки наружную оплетку и вставил внутрь ее нанизанные на простой шпагат бусы, имеющие соответствующий диаметр и цилиндрическую форму. К концам шпагата были привязаны пучки ниток, ранее вытянутые из оплетки, это показано на рис. 116, А. Шпагат с бусами вставляется внутрь оплетки при помощи длинной мягкой проволоки. Затем пучки ниток были подстрижены вровень с оплеткой, и веревка приобрела свой естественный вид. Конец веревки позволяет завязать петлю, так как он внутри мягкий, а это заставляет зрителей полагать, что и вся веревка такая же. Когда фокусник сдвинул бусы в одну сторону, к петле, они, прижавшись друг к другу, и придали веревке твердость стержня (рис. 116, Б).

Вот и все «тайны» фокусов с веревками, которые включены в этот сеанс.