Книги и статьи по иллюзионному жанру

Хенкин В.Л. «Одиссея шахматного автомата»

Хенкин В.Л. «Одиссея шахматного автомата»

Две «Одиссеи» Виктора Хенкина:
прижизненная и посмертная

Наибольшая опасность для большинства
из нас кроется не в том, что мы стремимся
к слишком высоким целям и не достигаем их,
а в том, что мы ставим перед собой слишком
низкие цели и добиваемся своего.

Общеизвестно, что испытания, творчество и спорт формируют характер. Личность Виктора Хенкина (1923 – 2010) выковали война, шахматы, журналистика и история. Великая Отечественная и шахматы развили стратегическое видение при неослабном внимании к тактическим «мелочам», журналистика «набила перо», то есть помогла развить мастерство рассказчика, любовь к истории породила исследовательский азарт, жажду отыскивать в прошлом невидимые связи с настоящим.

Виктор Львович был хорош во всем, за что брался. Основательность и глубина его трудов сочетаются с легкостью и простотой слога. Иллюзионному жанру крупно повезло оказаться в сфере интересов шахматиста-историка. Как же случилось, что верный слуга Каиссы и Клио допустил к благородным музам охальника Меркурия, покровителя фокусников и плутов?

Среди увлечений Хенкина особое место занимал механический аппарат Вольфганга фон Кемпелена — старинное устройство, игравшее в шахматы якобы без участия человеческого интеллекта. Подвох таится в частице «якобы». Первый шахматный автомат, по сути, являл собою хитроумный иллюзионный реквизит, обеспечивающий сокрытие игрока от публики. Чудо «робототехники» XVIII века связало воедино историю, шахматы и искусство фокуса.

Виктор Хенкин из числа тех светлых личностей, которые излучают больше, чем поглощают. Ему было мало знать, ему было важно делиться знаниями. Всю свою жизнь он щедро делал это и делал талантливо. История механического турка не стала исключением. Виктор Львович поведал ее в очерке «Одиссея шахматного автомата», опубликованном в 2007 году на сайте ChessPro. Так родилась прижизненная «Одиссея».

Согласно заветам Микеланджело (см. эпиграф), нужно стремиться к великим целям. «Писать, так писать!» — решил Хенкин и взялся за роман. Ввиду его требовательности и скрупулезности дело продвигалось медленно. Коллеги автора вспоминают:

Виктор Львович работал над романом «Одиссея шахматного автомата» около четверти века, проводя сотни, если не тысячи часов в библиотеках и архивах, чтобы как можно точнее воссоздать атмосферу далекого XVIII века. Ведь сюжет этой книги — не просто романтический вымысел автора, но и попытка исторического исследования одной из самых восхитительных мистификаций эпохи Просвещения, столь богатой на разного рода выдумки.

Стремясь к совершенству, Хенкин по многу раз правил и переписывал уже, казалось бы, готовые главы романа и, к огромному сожалению так и не успел его дописать. Работу довела до конца его жена Татьяна Губарькова, с которой он всегда делился своими творческими замыслами, подробно обсуждал сюжетные линии.

Роман вышел только в 2019 году, через 9 лет после ухода писателя-шахматиста. Вдовы его тоже не стало. Львиную долю редакторской и организационной работы взвалил на себя Владимир Леонидович Барский, соавтор Хенкина по книге «Франсуа Андре Филидор» (2006). Он-то и донес до нас лебединую песню Виктора Львовича — его посмертную «Одиссею»... 

Непростая судьба романа наводит на размышления и назидательные выводы. Лично я извлек такие уроки:

  1. Не надо откладывать великие дела на потом — жизнь коротка, «потом» может не наступить.
  2. Следует беречь тех, кто способен завершить труд вашей жизни, даже если вас уже не будет.

По вопросам приобретения книги обращайтесь к В.Л. Барскому: barsky@ruchess.ru. С отдельными главам можно ознакомиться по ссылкам: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. А здесь мы выкладываем прижизненную «Одиссею» Виктора Хенкина — очерк про механического шахматиста. Он хорош тем, что кратко, но емко и интересно повествует об истории автомата и попытках раскрыть секрет представлений Кемпелена и Мельцеля. Назвать их иллюзионно-шахматные шоу шарлатанством или даже мягче — мистификациями — у меня не поворачивается язык. Изобретатели и демонстраторы автоматов, пусть даже псевдоавтоматов, были истинными иллюзионистами, не чета сонму мошенников от магии, включая гадалок, колдунов, ясновидящих, прорицателей, астрологов, хиромантов, медиумов, хилеров, телепатов, кармаведов и прочих дармоедов. Хитроумное устройство разбудило любопытство и аналитические способности у Джозефа Ракница (Joseph Racknitz) и Роберта Уиллиса (Robert Willis), чьи имена остались в истории во многом благодаря усилиям по поиску живого игрока в механическом. Заинтриговал он и знаменитого американского писателя Эдгара По. Кто знает, быть может, появлением детективного жанра мы во многом обязаны иллюзионному жанру, воплощенному в аппарате Кемпелена... Шахматисты тоже не могли остаться в стороне, ведь автомат был шахматным. В очерке приведены несколько сыгранных им партий.

Спро́сите, зачем размещать на Magicpedia.ru то, что уже есть на ChessPro? Отвечаю. Причин тому несколько.

  1. Во-первых, чтобы почтить память Виктора Хенкина и одновременно растолковать непонятливым, почему страничка шахматиста затесалась среди биографий фокусников.
  2. Во-вторых, чтобы за счет любителей шахмат расширить потенциальную аудиторию любителей иллюзии.
  3. В-третьих, чтобы повысить привлекательность статьи Виктора Львовича, украсив ее более качественными иллюстрациями.
  4. В-четвертых, чтобы познакомить читателей с дополнениями от Владимира Барского. Он углубил анализ партий и частично (без первой главки «Рождение легенды») включил очерк в книгу как приложение о судьбе автомата после смерти Кемпелена.
  5. В-пятых, чтобы реализовать на сайте механизм визуализации шахматных партий (работа пока не завершена, надеюсь, получится как-то так).
  6. Наконец, для оправдания энциклопедического названия нашего ресурса. ;)

Благодарим В.Л. Барского за информационную помощь, трепетное отношение к памяти о наставнике и усилия по сохранению его творческого наследия.

Для диаграмм позиций использован редактор расстановок шахматных фигур с сайта chess-samara.ru.


Приятного вам чтения!

Оглавление