Книги и статьи по иллюзионному жанру

Цыренжапов A.B. «Иллюзионист Владимир Цыренжапов»

Глава 1. История иллюзионного искусства

Истоки иллюзионного искусства можно найти в Древней Сирии, Древнем Египте, Ассиро-Вавилонии, Византии, где странствовали дервиши или факиры, профессиональные иллюзионисты. А жрецы, уже владевшие некоторыми научными знаниями, сумели создать довольно сложную аппаратуру для иллюзионных трюков. Если представление бродячего народного фокусника воспринималось как чудо, совершаемое могущественным человеком, то в храме иллюзионное зрелище выдавалось жрецами за «божественные чудеса». Первый человек, научившийся фокусам, обрел власть над своими соплеменниками. Храмы были первыми цирками в истории. Врата храма раскрывались несколько минут спустя после того, как зажигали жертвенный огонь. Оказывается, огонь жертвенника подогревал воду в невидимом публике сосуде, пар давил на противовесы и врата раскрывались. Храмы были оборудованы медными вмонтированными в стены трубами, выведенными через потолок. Поэтому пение и даже шепот с земли раздавались несколько минут спустя после того, как зажигали жертвенный огонь. Слезы из глаз богини тоже шли по трубам. До наших дней сохранился храм Абу-Симбела, вырубленный на берегу Нила. Узкая дверь ведет в полутемный зал с колоннами. В этом храме совершалась одна из торжественных церемоний: ежегодно 21 октября Рамзес должен был показаться народу в храме. Жрецы в белых одеждах, коленопреклоненный народ, дым курильниц, торжественное песнопение. И когда присутствующие были взвинчены до предела долгим, напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносит священную формулу, именно в этот момент, словно и в самом деле повинуясь заклинанию жреца, косой луч солнца прорезает полутьму зала и ярко высвечивает в глубине святилища солнечное божество — Рамзеса. Таков блистательный расчет архитекторов, строивших храм: лишь раз в году 21 октября луч солнца, всегда в одно и то же время, проникает в дверь храма и освещает фигуру Рамзеса. Египетские и вавилонские жрецы, опираясь на свои познания в области физики, математики, астрономии, механики и химии, изобрели немало иллюзионов — на применении крупной аппаратуры. Они приносили храмам славу и большие доходы. При ослепительном блеске молний и раскатах грома двери распахивались сами и из-под земли вырастали статуи богов. Эти статуи плакали, протягивали руки. Жрецы-иллюзионисты «подавали» трюки с торжественностью: двигались медленно и важно, свои действия сопровождали заклинаниями, произнося их нараспев. В одном из храмов Египта действовал такой аттракцион: статуя Сивиллы изливала из своих грудей теплое молоко. Устройство ее простое: на 4-х колоннах держался герметически закрытый купол. Из него потайная труба шла в постамент, на котором высилась фигура Сивиллы. В постаменте был скрыт бак с теплым молоком. Как только под куполом зажигались два жертвенных светильника, внутри купола расширявшийся от нагревания воздух шел по трубке, давил на молоко в баке, и молоко поднималось по другой трубке до уровня грудей статуи. Постепенно приемы иллюзии стали применяться и вне сферы религии. В Древней Греции, например, существовала тавматургия — искусство фокуса: исполнители фокусов — тавматурги забавляли присутствующих на домашних празднествах.

В Средние века в Западной Европе фокусы показывали бродячие комедианты-гистрионы, жонглеры, в России — скоморохи. С XIII века в литературе упоминается иллюзионный трюк, особенно типичный для средневековья — эпохи влияния Церкви. Это древнейший трюк «обезглавливание». Стол закрыт до полу скатертью, в ней, как и в доске стола, проделаны два круглых отверстия. Вместе с иллюзионистом участвуют два мальчика. Один ложится на стол ничком; иллюзионист, делая вид, что отрубает ему голову, заслоняет ее от зрителей своим телом, а мальчик опускает голову в отверстие. Затем иллюзионист, будто бы поднимает отрубленную голову, не поворачиваясь, идет вдоль стола. А в это время другой мальчик, высовывает голову сквозь второе отверстие. Впоследствии голову человека стали подменять восковой. Иллюзионные трюки в средние века воспринимались как действительные явления. Никто не отличал фокусов от таких подлинно научных экспериментов, как, например, увеличение изображения посредством линзы. С древнейших времен приписывали волшебную силу завязыванию узлов и разрезанию веревок. Маги завязывали узлы и разрезали веревку, изображая этим действия враждебных сил, а затем в знак того, что после произношения заклинаний злые чары становятся бессильными, показывали, что разрезанная веревка по-прежнему цела и узлы сами собой развязываются. С течением времени эта церемония утратила свою мистическую окраску, только фокус — сращивание разрезанной веревки сохранился.

В XV веке во Франции был создан современный тип игральных карт, а еще через столетие появились и карточные фокусы. Дают, например, такие фокусники вытянуть из колоды любую карту и не глядя называют ее. Или предлагают вытянуть и задумать, в какую она должна превратиться. Задуманная карта сама выпрыгивает из колоды. Огромное количество воды «выпивал» уроженец Мальты Манфред. Секрет его трюка был раскрыт в английской книге «Тайна великого водопойцы» (1650). Объедало и Опивало — это особый жанр иллюзионного искусства, почти исчезнувший в настоящее время. Примерно с XVII века поражали умы современников вентрологи, или чревовещатели. Задавал, допустим, такой чародей вопрос кукле, а она, представьте себе, человеческим голосом отвечала! Конечно, отвечал сам вентролог, почти не пользуясь артикуляцией.

Публичная демонстрация механических устройств (автоматов) началась примерно с XII века. Один из таких «автоматов» изображал турка в чалме, размером больше натуральной величины. «Турок» сидел, поджав ноги, перед ящиком размером 120 × 80 см, на котором лежала шахматная доска. Внутри помещалась сложная система колес и рычагов. Перед началом сеанса Кемплен — изобретатель этого номера, «раздевал турка», давая возможность зрителям убедиться, что это механическая кукла. Открывал одну за другой дверцы ящика, показывая, что там только рычаги и колеса. А затем «турок» сражался с любым из зрителей, разыгрывая самые сложные партии, и неизменно побеждал. С «турком» играли в шахматы Фридрих II, Екатерина II и Наполеон I. «Турок» не был настоящим «автоматом». Внутри ящика, скрытый за колесами и рычагами, сидел человек, который приводил в движение руку «турка», переставлявшую фигуры на шахматной доске. Имена этих шахматистов теперь известны: Вильяме, Муре и др. После смерти Кемплена «автомат» продолжали эксплуатировать другие владельцы. «Турок» сгорел в 1854 году во время пожара «китайского музея» в Филадельфии. В конце XVIII — начале XIX века уже целые иллюзионные представления строились на использовании настоящих «автоматов» («механическая ткачиха» Петра Дюмолина, 1759; иллюзионные зрелища П.Кулибина с помощью изобретенных им оптических и других приспособлений, 1770-1780; разнообразные иллюзионы в «механическом кабинете» А.Гамулецкого, 1820-1840; механическая кукла Х.Чугмала, 1836; и др.).

Взгляды на иллюзионное искусство как на колдовство окончательно исчезнут в России только в XVIII столетии. А пользоваться большим успехом в России этот жанр стал во второй половине XIX века благодаря гастролям иностранных фокусников-иллюзионистов (Р. Беккер, Б. Боско, А. Германн, Л. Деблер, Г. Уферини, В. Фрикель и др.). Из русских артистов в этом жанре выступали Н. Козлов, В. Ларионов (Леони), Г. Иванов, его сын Ф. Иванов и др.

Среди иностранных иллюзионистов самым знаменитым считался Робер Удэн. Он пользовался техническими приемами, основанными на малоизвестных в то время химических и физических явлениях. Книги Р.Удэна сейчас пользуются уважением, а его научные открытия были удостоены одиннадцати дипломов. Робер Удэн вручал зрителям револьвер, пускал его по рядам, чтобы убедились, что это настоящий револьвер. Затем он вызывал на сцену добровольца, вручал ему револьвер, порох и пулю, просил зарядить орудие, прицелиться в большую мишень и спустить курок. Раздавался выстрел, все ощущали запах пороха, все видели, как в мишени появлялась большая дыра. Удэн проделывал с пулей и порохом заново, вновь пускал по рядам револьвер и объявлял: «Сейчас он выстрелит в меня, в голову или в рот». Раскрыв рот, Удэн стоял перед замершими зрителями. В зале раздавались протестующие крики, слабонервные закрывали лицо руками. Наконец — выстрел. Из дыма появлялся невредимый Робер Удэн, зубами сжимавший пулю. Секрет его фокуса прост: у него был особый револьвер. В первый раз действительно и пуля и порох закладывались в ствол револьвера. Следовал выстрел. Пуля пробивала мишень. Зато второй раз ловким движением пальцев вкладывался внутрь фальшивый ствол. Фокусник показывал зажатую в зубах пулю, которая задолго до начала была спрятана у него за щекой.

Издавна предполагали, что в факирских или иллюзионных номерах индийцев доказывается могущество психических сил. Одним из этих трюков является так называемый иллюзионный номер «Индийский канат», над секретом которого много лет безуспешно бились иллюзионисты всего мира. Факир выходит на открытое место на лоне природы. Зрители окружают его. Он расстилает на ровной земле ковер. Из-под ковра появляется мальчик ассистент. Факир берет свернутый в бухту канат и бросает его вверх. Канат, разматываясь, становится твердым, как шест. Мальчик лезет по канату вверх. «Индийский канат» видел А.М. Горький. «Индийцы великий народ, — пишет Горький. — Я расскажу вам о моем личном впечатлении. Однажды на Кавказе я встретил индуса, о котором ходило много замечательных историй. В то время я был настроен недоверчиво. Наконец, мы встретились, и все, что я расскажу вам, я видел своими собственными глазами. Он взял длинную бечевку, подбросил ее в воздух и, к моему удивлению, она осталась торчать вертикально». Многие исполнители факирских трюков изо дня в день рисковали своей жизнью. Факир Эйнипуп но время представления в Тегеране неожиданно почувствовал острую боль в животе и был срочно доставлен в больницу. Когда же солнца прорезает полутьму зала и ярко высвечивает в глубине святилища солнечное божество — Рамзеса. Таков блистательный расчет архитекторов, строивших храм: лишь раз в году 21 октября луч солнца, всегда в одно и то же время, проникает в дверь храма и освещает фигуру Рамзеса. Египетские и вавилонские жрецы, опираясь на свои познания в области физики, математики, астрономии, механики и химии, изобрели немало иллюзионов — на применении крупной аппаратуры. Они приносили храмам славу и большие доходы. При ослепительном блеске молний и раскатах грома двери распахивались сами и из-под земли вырастали статуи богов. Эти статуи плакали, протягивали руки. Жрецы-иллюзионисты «подавали» трюки с торжественностью: двигались медленно и важно, свои действия сопровождали заклинаниями, произнося их нараспев. В одном из храмов Египта действовал такой аттракцион: статуя Сивиллы изливала из своих грудей теплое молоко. Устройство ее простое: на 4-х колоннах держался герметически закрытый купол. Из него потайная труба шла в постамент, на котором высилась фигура Сивиллы. В постаменте был скрыт бак с теплым молоком. Как только под куполом зажигались два жертвенных светильника, внутри купола расширявшийся от нагревания воздух шел по трубке, давил на молоко в баке, и молоко поднималось по другой трубке до уровня грудей статуи. Постепенно приемы иллюзии стали применяться и вне сферы религии. В Древней Греции, например, существовала тавматургия — искусство фокуса; исполнители фокусов — тавматурги забавляли присутствующих на домашних празднествах.

В Средние века в Западной Европе фокусы показывали бродячие комедианты-гистрионы, жонглеры, в России — скоморохи. С XIII века в литературе упоминается иллюзионный трюк, особенно типичный для средневековья — эпохи влияния Церкви. Это древнейший трюк «обезглавливание». Стол закрыт до полу скатертью, в ней, как и в доске стола, проделаны два круглых отверстия. Вместе с иллюзионистом участвуют два мальчика. Один ложится на стол ничком; иллюзионист, делая вид, что отрубает ему голову, заслоняет ее от зрителей своим телом, а мальчик опускает голову в отверстие. Затем иллюзионист, будто бы поднимает отрубленную голову, не поворачиваясь, идет вдоль стола. А в это время другой мальчик, высовывает голову сквозь второе отверстие. Впоследствии голову человека стали подменять восковой. Иллюзионные трюки в средние века воспринимались как действительные явления. Никто не отличал фокусов от таких подлинно научных экспериментов, как, например, увеличение изображения посредством линзы. С древнейших времен приписывали волшебную силу завязыванию узлов и разрезанию веревок. Маги завязывали узлы и разрезали веревку, изображая этим действия враждебных сил, а затем в знак того, что после произношения заклинаний злые чары становятся бессильными, показывали, что разрезанная веревка по-прежнему цела и узлы сами собой развязываются. С течением времени эта церемония утратила свою мистическую окраску, только фокус — сращивание разрезанной веревки сохранился.

В XV веке во Франции был создан современный тип игральных карт, а еще через столетие появились и карточные фокусы. Дают, например, такие фокусники вытянуть из колоды любую карту и не глядя называют ее. Или предлагают вытянуть и задумать, в какую она должна превратиться. Задуманная карта сама выпрыгивает из колоды. Огромное количество воды «выпивал» уроженец Мальты Манфред. Секрет его трюка был раскрыт в английской книге «Тайна великого водопойцы» (1650). Объедало и Опивало — это особый жанр иллюзионного искусства, почти исчезнувший в настоящее время. Примерно с XVII века поражали умы современников вентрологи, или чревовещатели. Задавал, допустим, такой чародей вопрос кукле, а она, представьте себе, человеческим голосом отвечала! Конечно, отвечал сам вентролог, почти не пользуясь артикуляцией.

Публичная демонстрация механических устройств (автоматов) началась примерно с XII века. Один из таких «автоматов» изображал турка в чалме, размером больше натуральной величины. «Турок» сидел, поджав ноги, перед ящиком размером 120 × 80 см, на котором лежала шахматная доска. Внутри помещалась сложная система колес и рычагов. Перед началом сеанса вскрыли его желудок, там нашли ложку, ключ, куски стекла — всего восемьдесят шесть предметов. Он объяснил, что с 19 лет выступает как факир и иногда вынужден проглатывать предметы, чтобы они «исчезали».

В начале XX века приобрели популярность номера, в которых артисты быстро, на глазах у зрителей освобождались от цепей, веревок, из наглухо замкнутых сундуков и т.д. (Г. Гудини, Г. Джейк, Тафт и др.). Большое распространение получили номера факиров. Выдавая себя за индусского (индийского) факира, египетского мага, китайского волшебника, гипнотизера, исполнители облекали свои «сеансы» в покров загадочности, сверхъестественности (Али, Линга-Синг, То-Рама, Дмитрий Лонго). Многие элементы этой манеры исполнения стали вскоре характерными для большинства иллюзионистов (Гарри Янсен, псевд. — Данте; К. Касфикис и др.), в том числе и для советских иллюзионистов в раннюю пору их творчества. Однако постепенно они начали освобождаться от штампов, находить новые приемы и методы, которые утвердились как основополагающие принципы советского иллюзионного искусства, — сюжетность, занимательность — в сочетании с высоким исполнительским мастерством. Творчество народного артиста РСФСР иллюзиониста Эмиля Теодоровича Кио (1894–1965) — значительная веха в истории иллюзионного жанра. С 1917 года он сначала работал актером в Театре миниатюр в Москве, затем униформистом, берейтором, администратором в цирке А. Чинизелли в Варшаве. Как иллюзионист стал выступать в 1921 году на эстраде. Исполнял традиционные номера («Омоложение», «Человек-молния»и др.) на аппаратуре, приобретенной им у фирмы Конради-Хорстсра в Берлине. С 1932 года Кио работал в цирке. Вначале Кио придавал своим номерам «восточный» колорит, таинственность, выходил в чалме, часто менял костюмы. Его окружали ассистенты (по афише-75). Номер был оформлен декоративно. Но в поисках новых творческих путей Кио постепенно отходил от этого стиля. Он реконструировал популярный иллюзионный номер «Девушка в воздухе», придал ему комедийную окраску (вместо девушки, которая якобы под воздействием гипноза повисла в воздухе без всякой опоры, в номер был введен клоун А. Юсупов, позднее — К. Берман). Артист выходил во фраке, держался непринужденно, поддерживал контакт со зрительным залом. Стал вносить в свои номера элементы актуальной общественно-политической тематики. Один из первых опытов в этом направлении — номер «Наш ответ интервентам» (о событиях на Китайско-Восточной железной дороге). В годы Великой Отечественной войны Кио создал номер «Фриц едет на войну». После 1947 года Кио перешел к своеобразным ревю — целостным иллюзионным представлениям, в которых некоторые номера носили злободневно-сюжетный характер («Ангел мира», «Голова некоего культурного джентльмена», «Голова с Уолл-Стрита», «Домик на окраине Парижа», бытовая сценка «Бракодел» и др.). Кио реконструировал ряд трюков, обогативших иллюзионный жанр: «Индийский канат», «Девушка и лев» и др. Иллюзионист демонстрировал свои программы артистично, в четком темпе, быстро переходя от трюка к трюку. Лучшие работы Кио готовились в творческом содружестве с крупнейшими режиссерами советского цирка Б.Шахетом и А.Арнольдом, художниками А.Судакевич, В.Рындиным и др. Среди ближайших помощников и ассистентов Кио — Е. Ренард-Кио, И. Брюханов, П. Лепковский, Н. Татаринский, А. Бугрова, Ф. Шварц, М. Чуркин, помощники и ассистенты-лилипуты И. и М. Прутковские, А. и Ф. Кудашевы, Б.Яшин, А.Ольховиков, М. и Р.Якубовы и др. Кио гастролировал в Румынии, АРЕ, Сирии, Англии, Дании, Японии, Польше, Венгрии. В 1961 году получил золотую медаль Международной артистической ложи (Лондон). В иллюзионном аттракционе Э.Т. Кио с 1959 года выступал его младший сын — Игорь Кио, ас 1961 года — старший сын Эмиль Кио. С 1966 года сыновья работают самостоятельно.

К представителям советского иллюзионного искусства, кроме династии Кио, относятся Ю. Авьерино, Алли-Вад, Клео Доротти, М. Марчес, Пассо, Рубановы, И. Символоков, З. Тарасова, А. Фурманов, А. Шаг. В 1935 году известный артист-гипнотизер Орнальдо (настоящая фамилия — Смирнов) организовал в Ленинграде иллюзионный театр, показавший две сюжетные постановки — «Человек-невидимка» и «Тысяча первая ночь Шехсрезады». В 1967 году своеобразный иллюзионный аттракцион подготовил О. Ратиани. Некоторые советские иллюзионисты создают свои аттракционы, используя новейшие достижения науки и техники («Чудеса без чудес» А. Сокол). Из других советских артистов, выступавших в жанре иллюзионного искусства, — Бертроф (псевдоним артистов Берестицкого и Трофимова), С. Ван Тен-Тау, Ван Ю-ли, А. Галсанэ, А. Зотова, Ю. Писаренко, К. Резников, Си У-ли, Б. и А. Хейфец, М. Ширвани, П. Назаров, X. Абдуллаев. Именно в этот период развития иллюзионного искусства началось творчество иллюзиониста Владимира Цыренжапова.

Не секрет, что иллюзионисты фанатики своего дела. Эти люди не дают поблекнуть любимому жанру, хотя в наши дни, нашпигованные всевозможными техническими чудесами, такая опасность для иллюзии несомненно есть. Фокусы могут порой показаться наивными, способными удивить разве что детей. Впрочем, и детей-то теперь не всегда удивишь!

О хороших артистах обычно говорят, что у них «чувствуется школа». А какая школа у хороших иллюзионистов? Иллюзионизму у нас не учат, фокусы никто не преподает. Однако наших волшебников за рубежом то и дело награждают золотыми медалями, вручают различные международные призы. Иллюзия стала полноправным жанром в семье других искусств. Фокусы, которые показываются в цирке или на эстраде, являются искусством, и отнюдь не из самых простых. Умение заставить предметы и даже людей то исчезать, то появляться, то увеличиваться, то уменьшаться, менять цвета и т.д. — это, вероятно, не меньшее искусство, чем извлечение из немого до поры до времени музыкального инструмента чарующих звуков. И все-таки школа иллюзионизма существует, и в основе ее — фанатизм самих волшебников. Они сумели от жизни не отстать. Легко ли это им удалось? Нет, путь у них был труден до чрезвычайности. Но интересен для всех, прежде всего для молодежи, штурмующей все сферы нашей насыщенной чудесами повседневности. Не исключением является и творческая биография иллюзиониста Владимира Александровича Цыренжапова.