Книги и статьи по иллюзионному жанру

Цыренжапов A.B. «Иллюзионист Владимир Цыренжапов»

Глава 4. Не останавливаться на достигнутом

После участия в двух Международных конкурсах иллюзионистов остро встала необходимость изготовить реквизит разгаданных на конкурсах трюков и обновить репертуар, чтобы оправдать надежды зрителя. В.Цыренжапов говорит: «Следует постоянно стремиться достичь другие высоты совершенства, не останавливаясь на достигнутом». В 1985 году Министерство культуры Бурятии совместно с филармонией направляет В.Цыренжапова в творческую мастерскую эстрадного искусства Ленконцерта (ЛТМЭИ) для подготовки новой программы. В ВТМЭИ (Москва) и ЛТМЭИ (Ленинград, ныне Санкт-Петербург) вместо лекций и семинаров проходят практические занятия, которые в течение года ведут авторитетнейшие мастера эстрады. Престиж ВТМЭИ и ЛТМЭИ велик, число желающих попасть сюда намного превосходит возможности мастерских. Не будет преувеличением сказать, что мастерские вливают кровь в эстраду. Здесь артисту делают все — от репертуара до обуви. Л. Маслюков, который на протяжении ряда лет был бессменным художественным руководителем ВТМЭИ, говорил: «Эстрада — самое подвижное искусство. То, что еще вчера было здесь ново и оригинально, сегодня рискует встретить у зрителей прохладный прием».

В Ленинграде В. Цыренжапову предложили создать эстрадную группу, где были бы певцы, танцоры, музыканты, играющие на народных инструментах. «Мы и раньше думали над созданием большой группы и сразу стали эту идею претворять в жизнь», — говорит В. Цыренжапов. Художественный руководитель филармонии композитор А. Андреев отобрал способных музыкантов-выпускников Улан-Удэнского музыкального училища имени П.И. Чайковского. Так, если раньше В.Цыренжапову ассистировали то жена Долгор Кунтохиева, то дочь Дарима, теперь он выступает с целой группой ассистентов. В общем вся группа участвовала в программе В. Цыренжапова, помогала создавать яркие зрелищные представления. Теперь певица Долгор Кунтохиева и танцовщица С. Дамбуева после неожиданного появления на сцене из-за ширмы начинали исполнять свои песни и танец под аккомпанемент оркестра народных инструментов. В. Цыренжапов сам изготовил «шкаф-зигзаг» в цехе Ленинградского авиаремонтного завода по своим чертежам. Кроме того, в программе В. Цыренжапова появились трюки, которые демонстрировались в Лодзи. Так, он показывал, что два пустых цилиндра находятся на двух отдельно расположенных столиках. Затем раздавались звонки будильников и В. Цыренжапов доставал их по одному из каждого цилиндра, пока не заставил ими стул на авансцене в виде двух пирамид в каждой по десять будильников. Теперь весь реквизит был выполнен из легкого и прочного дюралюминия, оргстекла и пластмассы.

Дирекция ЛТМЭИ разрешила В.Цыренжапову присутствовать на 2-м (отчетно-перевыборном) съезде МКФ, который проходил в Москве в сентябре 1986 года. На нем утвердили новый состав Президиума, новый проект Устава МКФ. Одновременно проходили семинары, посвященные созданию новых трюков с картами, цветами, веревками, платками, шариками, китайскими кольцами. На гала-концерте выступали ведущие артисты оригинального жанра: иллюзионисты — А. Василевский, Евгения и Имант Бриедитис, В. Данилин, А. Карташкин, К. Ширкевич, Раиса и Балтабек Жумагуловы, Надежда и Валерий Бастраковы, А. Кириченко, М. Тюменцев, И. Маслюков, А. Морозов, Н. Концов, С. Беляков, А. Петухов, М. Харитонов, «Мисс Магия» К. Медведева (школьница), манипулятор А. Ильин. На этом концерте показывали свое мастерство кукловоды-вентрологи П. Пименов, А. Горяченко и дрессировщик обезьяны Л. Андрусенко. На съезде В. Цыренжапов прошел перерегистрацию, а его ученик Чернин Дабаев был принят кандидатом в члены МКФ.

В. Цыренжапов говорит: «Фокусом является искусный трюк, основанный на обмане зрения при помощи ловких и быстрых приемов. У фокусника, например, могут мгновенно появиться, исчезать и претерпевать различные изменения не только предметы, животные, но и даже люди. Иллюзионный жанр подразделяется на два вида: манипуляцию и иллюзию. Первая основана прежде всего на виртуозной технике пальцев, необходимой ловкости рук фокусника. Он должен незаметно и быстро оперировать предметами, без малейшей задержки переводя одно действие в другое. Это, естественно, дается только ежедневной тренировкой. Иллюзионист же делает свои фокусы помимо рук, с помощью специальной аппаратуры реквизита. Их устройство и позволяет артисту создавать перед зрителями увлеченное, загадочное зрелище. Настоящий иллюзионист должен быть изобретателем и конструктором, актером и режиссером своих номеров».

Новая концертная программа В. Цыренжапова «Волшебный халат», подготовленная в ЛТМЭИ (режиссер-постановщик М. Вайль), успешно прошла просмотр перед художественными советами Творческой мастерской и Бурятской государственной филармонии (директор Г.П. Кулагина).

С новой эстрадно-иллюзионной группой «Баяр» В. Цыренжапов много ездил по родной Бурятии, побывал с концертами во всех отдаленных поселках каждого района республики. Целых два месяца группа выступала в Хакасской АССР, объездила почти всю автономную республику, в Абакане участвовала в открытии Хакасской филармонии. В Тувинской АССР дали 35 концертов. В.Цыренжапов выступал в Иркутской и Читинской областях. «Работа у нас такая, что мы все время на «колесах», — говорит В.Цыренжапов.

В октябре 1989 года сборная бригада артистов Бурятской государственной филармонии гастролировала в Монголии по приглашению Монгольской государственной филармонии. В составе делегации артистов находился иллюзионист В. Цыренжапов с дочерью Даримой. Концерты проходили в городах: Дархане (3 дня), Сухэ-Баторе (3 дня), в Улан-Баторе в течение семи дней, в Центральном концертном зале. В. Цыренжапов встретился и познакомился с заслуженным артистом МНР, иллюзионистом Цэнд Аюшем.

По-иному стало выглядеть выступление В. Цыренжапова, когда в 1989 году в группу «Баяр» пришел музыкант В.Якушев (Читинская государственная филармония). В то время как раз была очень модной или современной электронная (компьютерная) музыка, исполняемая на эстрадных клавишных синтезаторах. В. Якушев в совершенстве владел игрой на саксофоне, синтезаторе. Сочетание звучания этих инструментов влияло на восприятие зрителей демонстрации фокусов В. Цыренжаповым. Если в первом выходе (блоке трюков) иллюзионист выступал в бурятском халате и меховом малахае на фоне компьютерной музыки с восточным колоритом, то во втором выходе В. Цыренжапов показывал фокусы во фраке и цилиндре уже под аккомпанемент современных ритмичных мелодий. Кроме того, выступление иллюзиониста проходило при «музыкальном озвучивании» каждого трюка отдельной музыкой, специально подобранной и соответствующей каждому движению В. Цыренжапова. Например, звонки будильников в третьем выходе (блоке трюков) имели электронный характер. Причем, появление каждого будильника сопровождалось повышением на полтона звонка или, наоборот, понижением.

Во время выступления В. Цыренжапова музыкант В. Якушев с инструментом находился в боковой части сцены, перед авансценой. Эстрадно-иллюзионная группа «Баяр» поменяла свое название на «Магия». В этом составе группа гастролировала по Бурятии, Читинской области, Агинскому Бурятскому автономному округу.

В мае 1990 года В. Цыренжапова с дочерью Даримой пригласили участвовать в шоу-программе 3-го Всесоюзного фестиваля иллюзионистов в Москве. Среди гостей фестиваля были президент Международного братства магов Энтони Шелли с супругой Элизабет (Великобритания), президент Лодзинского клуба фокусников Славомир Пестшеневич (Польша), иллюзионист-манипулятор Майкл Аммар (США). Э.Шелли торжественно провозгласил создание Российского отделения Международного братства магов International Brotherhood of magicians I.B.M. Президентом Российского магического братства избран А. Чар (Москва), а вице-президентом В. Свечников (Саратов). Международное братство магов основано в 1922 году Леном Винтусом, который и стал первым президентом I.B.M.

Международное братство магов, с центром в городе Блуфтон (штат Огайо, США), имеет сотни своих отделений во многих странах мира. Отделения эти называются магическими кругами под определенным номером (Русский магический Круг № 288). Со дня возникновения I.B.M. сменилось много Международных президентов, но основной целью их деятельности всегда было дальнейшее сплочение всех, кто предан Магическому искусству и Братству. Первый съезд I.B.M. прошел в Кентоне, штат Огайо, в 1926 году. Как отмечают историки, это был первый съезд магов. Несмотря на все трудности организации, такие съезды стали традиционно проходить ежегодно. Перерыв был только во время второй мировой воины в 1943–1945 гг. Начиная с 1946 года, стало традицией избирать Международного президента сроком лишь на один год. Многие, оставив свой президентский пост, возвращались к работе в своих региональных отделениях, и все ныне живущие входят в состав Совета старейшин. В Совете старейшин таким образом объединены мудрость и накопленный опыт энтузиастов. Все это служит интересам всех членов Братства (Магический журнал № 7–8, 1992). Фоном официальной эмблемы Международного братства магов служит Силуэт Земного Шара, поскольку филиалы Братства находятся во всех странах мира. В центре эмблемы расположена фигура Меркурия-посланника Богов, покровителя магов. В левой руке он несет волшебный жезл. Крупные буквы I.B.M. в нижней части эмблемы подчеркивают Союз и Содружество всех магов. Дубовая ветвь символизирует магическую силу, а два желудя — Магию Восточного и Западного полушарий. Рукопожатие в правой части эмблемы закрепляет дружбу и Братство Магов всего мира (Магический журнал №10/2, 1993). На одном из семинаров III Всесоюзного фестиваля иллюзионистов Майкл Аммар продемонстрировал три фокуса по разделу микромагии с раскрытием их секрета.

Первый фокус. Он проткнул монету карандашом, а когда вытащил карандаш, то монета оказалась целой.

Второй фокус. Ударил монетой большого диаметра о дно бутылки и монета залетела внутрь. Никто не мог ее вытащить. Он ударил рукой об дно, и монета вылетела через горлышко.

Третий фокус. Один из зрителей запомнил карту в колоде. Затем М. Аммар, не глядя, быстро перетасовал колоду, скрепил ее резинкой крест-накрест и кинул вверх. Колода ударилась о потолок и упала вниз. А одна карта, та, которую вытянул зритель, осталась прилипшей к потолку. Очень интересно выступил также С. Пестшеневич, у которого то появлялись, то исчезали различные драгоценности.

Иллюзионист-манипулятор М. Аммар (США), президент Международного братства магов Э. Шелли (Великобритания)
В. Цыренжапов, президент Российского отделения Международного братства магов А. Чар

В рамках этого фестиваля проводился II Всесоюзный конкурс иллюзионистов. На рынке фокусов В. Цыренжапов приобрел и теперь использует в своем репертуаре трюки с меняющими цвета виниловыми пластинками, с исчезновением и появлением трости, с самовоспламеняющимся портмоне, с легко гнущимся гвоздем.

В апреле 1991 года в городе Саратове проходил 1 съезд Российского братства магов (РОМБ). Экстрасенсы, иллюзионисты, целители, факиры, колдуны, контактеры с внеземными цивилизациями (инопланетянами), ясновидящие собрались в Саратове. Впервые в истории нашей страны эти интересные, необычные и увлеченные люди из разных городов СНГ, всего около 200 человек, смогли встретиться друг с другом и объединиться для будущей работы и сотрудничества. В состав РОМБа вошли ведущие мастера МКФ, в том числе и В. Цыренжапов. В адрес съезда пришло немало приветственных телеграмм. В ее работе приняли участие известные в своей профессии люди, среди них профессор В.Н. Волков, серьезно и давно занимающийся проблемами биоэнергоинформатики. На съезде принят устав, эмблема и проект этического кодекса РОМБа. Российское магическое Братство — это общественное объединение граждан, не преследующее коммерческих целей. РОМБ является зарегистрированным Отделением № 288 Международного Братства магов. Основная цель работы РОМБа — всемерное развитие магии и повышение творческого потенциала его членов.

Финансовая деятельность РОМБа осуществляется за счет добровольных пожертвований, вступительных и годовых взносов. Предложенный на съезде изобразительный знак РОМБа представляет собой конгломерат более простых символов. В знаке в основном применен общеизвестный отличительный символ ордена иоаннитов (мальтийского креста). В центре символа расположен квадрат (Магический журнал № 7–8, 1992; № 10/2, 1993). В № 5 «Магического журнала» объявлен конкурс на расширенное светское толкование предложенного символа РОМБа (Магический журнал № 7–8, 1992). Также на съезде решались вопросы о необходимости разоблачения самозванцев-шарлатанов, расплодившихся за последнее время экстрасенсов, о выпуске российского магического журнала. В. Цыренжапов рассказывает, что на этом съезде столкнулся с несколько поразительными вещами. Раньше с конкурсов и съездов он возвращался чем-то обогащенным — разгадкой уникального трюка, замыслами нового реквизита, номера. На этот раз были вещи, которые удивили В. Цыренжапова, чему он не мог найти объяснения. Был на съезде колдун И.И. Кулебякин, который может разгонять тучи. Среди контактеров была пятнадцатилетняя Олеся Мамонова с Украины. Интересным было выступление шаманки из Казахстана Флоры Ким, а также ее сеансы исцеления. С. Тим выступала с программой «Исцеляю и словом и взглядом». Основными идеалами РОМБА на первом съезде Российского магического братства были провозглашены Любовь, Добро и Справедливость (Магический журнал № 3–4, 1994).

Три человека, в том числе и В. Цыренжапов, за заслуги в области иллюзионного искусства на этом съезде выдвинуты кандидатами в члены Международного братства магов. Одновременно в рамках этого форума проходил конкурс в номинации «Эстрадная магия», на котором В. Цыренжапов был членом жюри (председатель жюри иллюзионист В. Бастраков). Среди других участников запомнилось выступление конкурсанта А. Майорова, который показал очень свежий и оригинальный номер для России. У него маленькие огоньки исчезали и появлялись в самых неожиданных местах: в руке, на туфлях, на бабочке и т.д. Все это было исполнено с большим артистизмом в прекрасном музыкальном сопровождении. До совершенства довел О. Гейзин свой оригинальный номер «Фантазия с вазами». На конкурсе присуждены следующие места: 1 — А.Майоров (Ярославль), 2 место — О. Гейзин (Свердловск), 3 место — А. Фоменко и Н. Афанасьев (Киев).

6–8 декабря 1991 года Российская магическая ассоциация провела в Кузбассе фестиваль «Открытие и презентация Сибирского филиала Российского магического братства», посвященный 70-летию образования Международного братства магов. Интерес именно к Сибири возник потому, что в Кемерово живет замечательный иллюзионист Владимир Андреевич Переводчиков, обладатель многих престижных международных наград, признанный корифей в искусстве магии. В. Цыренжапов с группой «Магия» в составе: певица Долгор Кунтохиева (жена), ассистентка, Дарима Цыренжапова (дочь) были приглашены на этот фестиваль для участия в показательно-развлекательной программе. После официальной части (презентации) прошел гала-концерт «Магические кольца. Сибирь-91» с участием заслуженного артиста РСФСP В. Переводчикова, народного артиста Бурятии В. Цыренжапова с дочерью Даримой, лауреатов Всесоюзного конкурса иллюзионистов Натальи и Владимира Переводчиковых (младших), артиста цирка и варьете А. Ларионова («Король цветов», Москва), иллюзиониста Г. Козельчикова (Екатеринбург), президента РОМБа А.Чара (Москва), единственной в мире женщины-факира, заслуженной артистки РСФСР С. Тим (Москва), факира А. Вий. На этом фестивале также проходил конкурс молодых талантов по сценической магии «Магические кольца. Сибирь-91». Председателем жюри был В.Цыренжапов. В жюри входили: Президент РОМБа А. Чар (Москва), заслуженная артистка РСФСР С. Тим (Москва), иллюзионисты В. Переводчиков (младший), Г. Козельчиков (Екатеринбург), представитель от городского отдела культуры г. Кемерово Л.Чернова. Оценку участникам конкурса ставили по десятибалльной системе, уделяя особое внимание артистичности, технике исполнения, оригинальности костюма, музыкального оформления и реквизита. Лауреатами стали два конкурсанта: факир Н. Гайфулин (Абакан), манипулятор А. Анисимов (Новосибирск). Диплом фестиваля получил А. Харламов (Липецк). После этого конкурса членами жюри было принято решение аннулировать конкурсную систему оценки исполнителей и установить иерархическую систему почетных званий РОМБа по направлениям магии. В результате обсуждения были присвоены почетные звания: бакалавра высшей магии В. Переводчикову (старшему), С. Тим, С. Аронскинду; бакалавра факиризма Н. Гайфулину, А. Вий; бакалавра ментализма А. Харламову; бакалавра иллюзии дуэту Наталье и Владимиру Переводчиковым (младшим), В. Цыренжапову, А. Ларионову, И. Баму, Г. Козельчикову, В. Дроган, А. Шилиной, А. Шагиеву, А. Анисимову; колдуна — И. Кулебякину. На этом фестивале из двух кандидатур сибирского региона: лауреата Всесоюзного и Международного конкурсов, заслуженного артиста РСФСР В. Переводчикова (Кемерово) и лауреата Международного конкурса иллюзионистов «Лодзь-84», народного артиста Бурятской АССР В.Цыренжапова (Улан-Удэ) Президентом Сибирского отделений РОМБа с центром в г. Кемерово единогласно избран В.Переводчиков. В течение фестиваля проходили семинары: «Психотроника на пользу человека» (ведущий-контактер — экстрасенс Л.И. Ананьев); «Древняя и высшая магия» (ведущий В. Переводчиков-старший); «Прямой контакт с НЛО». «Человек ЗОМБИ» (ведущий уфолог A.C. Кузовкин). Демонстрировали ментальную магию (мнемотехника — необыкновенная память, чтение мыслей на расстоянии, эффекты биоэнергетики, ясновидение). В.Цыренжапов с группой «Магия» участвовал в трех гала-концертах и двух сводных концертах мастеров оригинального жанра, включая выезды в областные города — Юрга и Бачатский. Видеозапись выступления В.Цыренжапова транслировалась по Центральному телевидению из Москвы, а в «Комсомольской правде» (от 17.12.91) помещена небольшая заметка. Старейший маг из г. Санкт-Петербурга И. Бам писал в поздравительной открытке: «Ваше выступление в г. Кемерово в большом зале филармонии произвело на меня огромное впечатление: вы покорили не только неискушенных зрителей в искусстве, но и нас, «проевших зубы» на этом! Свидетельство этому несмолкаемые аплодисменты зрительного зала; необычная программа, оригинальная манера исполнения, в прекрасных национальных костюмах, артистизм и сыгранность труппы, а также синхронность и плавность исполнения трюков, взаимосвязанность их. Все это принесло радость людям. Спасибо, до новых встреч!». В России существуют филиалы РОМБа: Пензенский (Президент А. Буханик), Смоленский (Президент Г.Первушев), Саратовский (Президент А. Шевцов) («Магический журнал» № 11/3, 1993). Кроме «Магического журнала» (Орган РОМБа) выпускаются газеты «Вести лечебной магии» (издание Пензенского отделения РОМБа) и «Народный целитель» (издание Саратовского отделения РОМБа)(«Магический журнал» № 12/4, 1993).