Книги и статьи по иллюзионному жанру

Свечников В.С. «Теория и практика сценической магии»

Свечников В.С. «Теория и практика сценической магии»

О перспективах развития теории иллюзии

Данная публикация — не просто публикация. Это вызов!

Вызов всем тем, кому небезразлично искусство фокусов и кто чувствует в себе знания, опыт, интеллект, желание и волю, достаточные, чтобы внести вклад в укрепление теоретического фундамента иллюзионного жанра. Автор монографии «Теория и практика сценической магии» предлагает сообща расширить, обновить, скорректировать, а возможно и радикально изменить изложенные в работе тезисы.

Но обо всем по порядку.

Думаю, подавляющему большинству отечественных фокусников известен капитальный труд В.С. Свечникова «Теория и практика сценической магии». Лично я узнал о нем еще до выхода в свет в 1998 году цельной одноименной брошюры. Дело в том, что отдельные главы Владимир Серафимович публиковал ранее в своем журнале «Магический круг». Тогда я еще не был знаком с автором, и журналами со мною любезно делился М.В. Изотов, известный ныне как ярый сторонник легитимации объединений российских фокусников, организатор замечательного сайта «Магия изобретения» и автор книги «Фокусы со спичками». До сих пор, несмотря на некоторые расхождения во взглядах, я признателен Михаилу Владимировичу за те журналы, за былые встречи и долгие беседы об иллюзии у него дома в зато Озерный. Однако я отвлекся... Количество журналов было ограниченным, тираж брошюры также не впечатлял — всего сто экземпляров, поэтому далеко не каждому желающему посчастливилось стать обладателем бумажной версии «Теории и практики...» В этой связи было решено разместить данный материал на сайте.

Первоначально мы с Владимиром Серафимовичем намеревались опубликовать электронную версию его работы еще в конце 2010 года, он даже подготовил предисловие к публикации на magicpedia.ru. Однако возникла техническая заминка, вызванная необходимостью извлекать и редактировать изображения из текстовых файлов. Работа однообразная и муторная. А тем временем в поисковом плане у меня шла череда находок, одна интереснее другой. Потому-то я постоянно откладывал рутинное занятие в пользу творческого, оправдывая себя тем, что готовлю более актуальные и свежие материалы, а классика жанра никуда не денется...

Дооткладывался до того, что начисто забыл про публикацию. Безмерно тактичный Владимир Серафимович ничем о ней не напоминал. И только недавно, случайно наткнувшись на незавершенную работу, я вспомнил про свой должок...

Пришлось прервать подготовку фотоотчетов о юбилейном съезде МКФ и вечере памяти Р.М. Циталашвили, чтобы завершить оформление материала. Наконец в минувшее воскресенье вместе с пасхальными поздравлениями я сообщил Владимиру Серафимовичу о запоздалом выполнении обещания годичной давности1. Его ответ меня воодушевил. Владимир Серафимович высказал намерение осовременить и доработать свой труд. Более того, он предложил включить в этот процесс своих оппонентов, высказавших критические замечания в адрес его работы. В первую очередь это относится к А.С. Карташкину и П.Е. Айдарову. Однако приглашение к сотрудничеству не ограничивается двумя персонами. Тех, кто способен внести значимую лепту в общее дело гораздо больше! Это Обрезков и Изотов, Власов и Яблочков, а также многие другие фокусники. Ну, разве не блестящая идея — собрать в единый интеллектуальный кулак лучшие умы отечественной иллюзии? Ради кристаллизации такой инициативы действительно стоило повременить с публикацией!

Если на призыв Владимира Серафимовича откликнутся хотя бы несколько энтузиастов, будет запущен уникальной в своем роде групповой проект, нацеленный на ликвидацию отставания от зарубежной иллюзии. Пусть не в исполнительском и административном плане, но хотя бы в области теоретических изысканий. Звучит несколько претенциозно и, возможно, даже утопично, однако перспектива вполне реализуема. Ведь строить придется не на пустом месте. Имеется основа — «Теория и практика сценической магии». Несомненно, многое там придется перерабатывать и переосмысливать, начиная со структуры и заканчивая отдельными формальными элементами классификации. Тонкие моменты в работе видны невооруженным взглядом. Если первые главы, перекочевавшие из журнальных публикаций, проработаны весьма тщательно, то последние даны скорее в конспективном виде. Сомнительна польза от приведенных биографий западных исполнителей, спорна замена устоявшегося понятия иллюзии (иллюзионизма) на тождественный иноязычный термин «сценическая магия»... Тем не менее, на сегодняшний день в отечественной литературе по фокусам это самая удачная попытка структурировать и классифицировать базовые элементы жанра. Уверен, что при доработке и объединении с другим мощным теоретическим выкладками, которые изложили в своих книгах А.С. Карташкин и Ю.А. Обрезков, результатом может стать элегантная, всеобъемлющая и логически завершенная теория иллюзионного жанра. Она будет актуальна не только для России, но и в глобальном масштабе. Заманчиво вновь оказаться впереди планеты всей, как в годы каштеляно-харитоновских прорывов на всемирных ФИСМах.

Конечно, задача не из простых. И в первую очередь предстоят трудности организационного порядка. Имея опыт работы в международных структурах, включая представительные органы Совета Безопасности ООН, я не понаслышке знаю о тех проблемах, которые сопутствуют выработке на условиях консенсуса единого документа. В профильных комитетах Совбеза нередко приходится изнывать в ожидании, когда дипломаты из других стран согласуют со столицами, казалось бы, пустяковые формулировки. Зачастую супердержавы вынуждены идти на уступки карликовым странам. Однако в итоге, вопреки амбициям и плюрализму, достигается компромисс и выстраданный документ выходит в свет. Пример из ооновской практики призван показать, что консолидация усилий отечественных теоретиков иллюзии — затея достижимая. Если уж разные государства умудряются согласовать позиции по сложным интернациональным проблемам, то неужели российские фокусники не смогут?

Коротко о гарантиях. Вклад каждого участника проекта должен быть учтен и обязательно отражен в итоговом варианте с четким и объективным указанием проделанной работы.

В любом начинании самое сложное — сделать первый шаг. Он уже сделан — инициатива выдвинута. Рассматривайте ее как вызов или как приглашение к участию в проекте, только, пожалуйста, отреагируйте. Дайте обдуманный и взвешенный ответ2, ориентируясь не на собственное эго, а исключительно на интересы жанра. Просьба отказаться от пассивной роли сторонних наблюдателей и подключаться к делу! Перефразируя Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что отечественная иллюзия сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для отечественной иллюзии!»


1 В pазделе «Книги» работа В.С. Свечникова доступна для чтения с экрана. Для тех, кто предпочитает иметь собственную копию «Теории и практики...», О.А. Степанов сформировал электронную версию книги в pdf-формате. Файл можно скачать здесь. Имеются несоответствия данного файла с печатной версии книги.

2 Просьба отвечать либо через сайт, либо напрямую связываться с Владимиром Серафимовичем.

Оглавление