Книги и статьи по иллюзионному жанру

Читашвили Д.И. Публикации в журнале «Огонек»

Ловкость рук, или чудеса без секретов

«Огонек» № 15, март 1961, стр. 30–31

Иллюзионист Дик Читошвили
начинает рассказывать
о «секретах» фокусов

Деди — так звали первого фокусника, который упоминается в очень древней египетской рукописи, дошедшей до нас со времен фараона Хеопса.

Описывая великолепнейшие дворцы и пышную жизнь фараонов, составитель папируса рассказывает о «волшебниках». Искуснейшим из них был Деди. Однажды его привели к фараону, и тот грозно спросил «волшебника»:

— Так ты и есть тот самый Деди, который может отрубить голову живому существу и опять соединить ее с туловищем?

— Да, владыка, — ответил фокусник.

— Что ж, покажи, на что ты способен! — потребовал фараон и велел привести раба.

— Только не человека, о мой господин! — воскликнул Деди. — Я ничтожный раб, а жизнь человека лишь в твоих руках и руках богов. Но дай мне гуся; я отрублю ему голову и снова соединю с туловищем!

По знаку Хеопса фокуснику принесли гуся. Деди выхватил из-за пояса нож и перерезал гусю шею. Потом он отнес туловище птицы к западной стене зала, а голову — к восточной. Вернувшись на прежнее место, Деди начал шептать заклинания. И произошло чудо: голова и туловище стали медленно сближаться, соединились, и гусь ожил.

Из текста папируса не ясно, как удавались Деди эти трудные фокусы. Он не открывал своих секретов никому, даже фараону. Иначе фокус Деди, утратив свою таинственность, потерял бы и свою бессмертность, а имя Деди как величайшего кудесника того времени не дошло бы до наших дней.

Деди был прав. Кого бы вообще стали интересовать фокусы, если бы люди знали их секреты? Достаточно вспомнить знаменитый фокус француза Робера Гудена, которым он прославился в середине прошлого века. Гуден брал легкий железный ящик, клал в него несколько монет, ставил на железную подставку, и никто из присутствующих в зале не мог больше сдвинуть ящик с места. На сцену выходили известные силачи, пытавшиеся поднять «чудесный ящик», но их попытки были безрезультатны. Все же дело в том, что под подставкой ящика был помещен сильный электромагнит, провода от которого шли за сцену. И как только секреты электричества стали известны широкой публике, фокус перестал быть фокусом.

Зато другой (по мнению Гудена, «худший») трюк, с растущим на глазах публики лимонным деревом, заставляет людей по сей день строить различные догадки и предположения. Финский магик Солму Мякеля в своем труде «Большая книга чудес» пытается объяснить этот фокус следующим образом: «Сделанные из папиросной бумаги цветы появлялись на голых ветках и превращались затем в хорошо сделанные бумажные плоды. Настоящие же лимоны были прикреплены к веткам железными булавками и спрятаны среди листвы за железными шторками, выкрашенными в зеленый цвет. Когда Гуден поворачивал шторки, лимоны падали...»

В.И. Ермаков, житель Бурятии, прислал мне письмо, в котором пишет, что нашел в одной старой русской книге иное объяснение этого трюка. «Берется свежее лимонное дерево, имеющее уже несколько цветочных шишек и несколько зародышков к плодам, и мочат оное в хорошем горячем вине 24 часа, а незадолго до опыта сажают в горшок или в другой какой сосуд, наполненный чистой садовой землей, смешанной с треть¬ей долею негашеной извести. Потом поливают ее понемногу обыкновенной колодезной или дождевой водой; тогда соразмерно тому, как известь будет гаснуть, станет и дерево давать цветы, а напоследок и плоды».

Как делал Гуден свой фокус, понять трудно. Более вероятным кажется объяснение Мякеля, но я думаю, что не исключена возможность и совсем иного принципа.

У нас в стране есть немало любителей фокусов. Редакция «Огонька» передала мне множество писем читателей с просьбой поделиться кое-какими «секретами». О некоторых фокусах я хочу рассказать.

Посмотрите на фотографию № 1: из бутылки льется вино. Но вот бутылка завернута в бумагу. Небольшая пауза — и в бумаге ничего нет. Бутылка исчезла.

Затем я беру шелковый платок и кладу его на газету. Завернув платок в газету, разрезаю ее вместе с платком пополам. В каждой руке — половина газеты и половина платка. Но вот я соединяю обрезки и медленно вытаскиваю совершенно целый платок (фото №№ 2 и 3).

«Секреты» этих небольших фокусов довольно просты.

На бутылку надевается выкроенный и склеенный из черной глянцевой бумаги футляр, который можно свободно снимать. В бутылку наливается вино, а на футляр наклеиваются соответствующие этикетки. Справа от фокусника стоит стул, за спинкой которого (разумеется, невидимо для зрителя) заранее укреплен металлический ободок с мешочком. Через этот ободок в мешочек должна свободно проходить бутылка. Рядом с ободком на спинку стула кладется сложенный лист бумаги. Постучав для убедительности по бутылке и налив стакан вина, фокусник подходит к стулу и берет лист бумаги левой рукой. Одновременно правой рукой он незаметно опускает бутылку в мешочек. В руках фокусника остается лишь футляр, который он и заворачивает в бумагу.

Фокус с косынкой также прост. Взяв две одинаковые косынки, отрежьте у одной из них уголочек и приклейте его к краю сложенной вчетверо газеты. Поверх уголочка наклейте кусочек газеты. Наклейте его так, чтобы образовался квадратный карман, в который можно целиком спрятать весь отрезанный уголок косынки.

Затем на подготовленную вами газету кладете косынку, заворачиваете ее и ловко вытаскиваете из газетного кармана заранее отрезанный и приклеенный уголочек. Целую же косынку проталкиваете в другую половину косынки. Теперь можете браться за ножницы. Сложив обе разрезанные половины, незаметно уберите уголочек в газетный карман и вытаскивайте целую косынку. Здесь все зависит, конечно, от ловкости.

Особенно много существует карточных фокусов.

Предполагают, что карты возникли в VII веке, когда китайцы изобрели бумажные деньги. Существует также индийская легенда, рассказывающая, что карты были изобретены женой одного магараджи с целью отучить его от дурной привычки дергать себя за бороду. Карты у индусов были нарисованы от руки на деревянных пластинках и на рыбьей чешуе.

Предполагалось, что четыре масти обозначают четыре сословия: церковь, дворянство, купечество и крестьянство. Затем появляются карты с астрономическими и мифологическими изображениями. А в XVII веке на картах стали изображаться даже целые политические сюжеты. Однако более стойкими оказались календарные карты. Двенадцать карт четырех мастей (валет, дама, король) как бы символизируют 12 месяцев в году. 13 карт каждой масти — число недель в квартале, 52 карты в колоде — число недель в году, 4 масти — 4 сезона, а общее число очков в колоде — 364 плюс один джокер — число дней в году.

Карточные фокусы очень популярны. Научиться некоторым из них не представляет особого труда. Предложите, например, приятелю взять из колоды 10 карт. Затем попросите запомнить название и порядковый номер любой из них, считая сверху колоды. Ни масть, ни номер вам не называют. Взяв ненадолго карты, надо просмотреть их и возвратить обратно. После этого вы просите приятеля переложить сверху вниз одну за другой столько карт, сколько было до замеченной им карты. А последней положить и замеченную. Например, ваш приятель заметил четвертую карту и, значит, должен переложить сверху вниз четыре карты. Не следя за этой перестановкой, вы уверенным голосом командуете:

— Теперь переложите одну карту сверху вниз, а следующую на стол. Затем еще одну сверху вниз. И снова следующую на стол. Так — пока не останется в руках одна карта. Это и есть избранная вами!

Фокус здесь происходит автоматически. Но одной детали люди не замечают. Делая вид, что вы ищете избранную карту, изучая колоду, надо незаметно переложить пять карт снизу наверх, что и дает в конце фокуса желаемый результат.

В свое время мастером фокусов с нартами и другими мелкими предметами считался итальянец Боско. Любопытно, что научился он фокусам в России, попав в плен во время войны 1812 года. Здесь он развлекал по вечерам пленных, постепенно доведя технику рук до совершенства. Вернувшись на родину, Боско стал фокусником. Он показывал фокусы не только на сцене, но и повсюду, где бывал: на улице, в кафе, в парках. Часто случалось, что когда он демонстрировал свое искусство незнакомому человеку, тот восклицал: «Мосье, вы или сам дьявол, или сам Боско!» Боско приобрел почти сказочную известность. Имя его стало нарицательным.

Некоторые из фокусов Боско дошли до наших дней. Но я раскрою вам секреты других фокусов — с мелкими предметами, которые всегда находятся под руками.

Фокус со спичкой. Надо взять спичку, зажать ее между кончинами больших пальцев, а остальные пальцы переплести. Потом большие пальцы размыкаются, а спичка сама по себе таинственно реет в воздухе.

Фокус делается так. Спичку зажимают между большими пальцами рук, укрепив ее кончик под ногтем указательного пальца. Этот палец с торчащей спичкой скрыт остальными. После того, как большие пальцы размыкаются, указательный движется, и спичка как бы реет в воздухе (фото № 4).

Спичка — очень удобный реквизит для фокусника-любителя. Поэтому раскрою вам секрет еще одного фокуса. Разверните носовой платок на ладони, как это показано на фотографии № 5, и положите на него спичку. Затем прикройте спичку четырьмя уголками платка и дайте приятелю ее сломать. Раскройте платок — в середине его окажется целая спичка. Все дело в том, что вы дадите ему ломать спичку, заранее продетую вами в прошитый рубец края платка.

Вот вам небольшая шуточная программа для семейного вечера.