Новости и анонсы

Гимн гитике. Глава V

28 мая 2014 г. 2:03 | Автор: fedrv | Просмотров: 4375 | Комментариев: 3
Гимн гитике. Глава V
V. Летом Путин искал Крыму право весны
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.

Слов ноша манит,
словно шаманит.

Четвертая глава неслучайно оканчивается намеком на «физиков и лириков». Процессу гитикотворчества также присущ диалектический антагонизм. Существуют два лагеря с противоположными подходами. Первые — романтики. Они предпочитают составлять гитики по-старинке, вручную, смакуя сам процесс. Вторые — прагматики, сторонники компьютерного перебора. Представитель романтиков Виктор Филимоненков считает, что разные методы не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Он сравнивает поиск гитик с рыбалкой. Рыбаки-любители обожают коротать время в тихой заводи с удочкой, а рыбаки-промысловики бороздят океанские просторы на сейнерах и траулерах. Их сети, неводы и тралы извлекают из глубин огромные объемы морской живности. Те и другие, по сути, занимаются одним делом, но в разных масштабах. При этом они не пересекаются и не мешают друг другу — сейнеры не заходят на мелководье и в пруды, с другой стороны, удочка — коммерческому лову тоже не соперник.

А вот что говорит по теме «Машинный поиск vs Поиск вручную» типичный представитель прагматиков Михаэль Фукс:

Охотник за гитиками Михаэль Фукс (Израиль)

Плюсы машинного поиска — если есть гитика, которую можно составить из слов словаря, она точно найдется. Минусы... Ну, разве что ограниченность словаря. Каким бы большим он ни был, человек всегда может сгенерировать отсутствующие там словоформы или даже придумать новые слова (само слово «гитик» так и появилось). Но это, по-моему, весьма сомнительный минус.  Вообще, насколько я понимаю, задачи поиска гитик 6×7 (вроде той, про князей) или супергитик 5×6 (про дроздов) для человеческого мозга непосильны. Гитики 5×6 и супергитики 4×5 это максимум, который находили вручную.

Живым примером, подтверждающим идеи Виктора Филимоненкова и Михаэля Фукса, является гитика (5×6), составленная вручную (!) замечательным художником комбинаторного слова Дмитрием Чирказовым22 (Германия):

ДЕДУЛЯ МЯСИСТ КОМКАЛ ТОРШЕР БАБУШИ

Обратите внимание на последнее слово. Многие не замечают, что оно нестандартное. В словарях «бабуши» отсутствуют, поэтому компьютеры пока не научились находить подобные гитики. Кстати говоря, исключение или прибавление букв к слову с целью получения другого слова, существующего или нового, давно практикуется в поэзии. Этот прием называется логогрифом.

Однако, похоже, меня снова понесло в научные дебри... Хватит теории! Наслаждайтесь творчеством лучших гитикоделов.

Начнем с романтиков.

Классика ручной работы — гитики (4×5):
  • ЖЕНИН ТИТУЛ МУЖАМ ВВЕЛА (автор В. Филимоненков)
  • ЧУКЧА РОБКО РУЛИЛ БАГГИ (В. Филимоненков)
  • ШАМАН ДЕМИД ТУШИТ БУБЕН (В. Филимоненков)
  • ГАУСС МАТОМ ГРЕЕТ КОРКУ (В. Филимоненков)
  • КАКИМ ДАДУТ ГРИГУ ТЕРЕМ? (А. Федоров)
  • СИНИЙ КОЙОТ — СУРКУ ТАРАН (вариант: СИНИЙ КОЙОТ — ТРУСУ АРКАН, В. Филимоненков)
  • РУССО ПИПЛО: КУКЛА БАРБИ! (Вариация на тему «Руссо туристо облико морале!», В. Филимоненков)
  • МУЗАМ ВЫЗОВ, СЫСКУ ОТКАТ (В. Филимоненков)
  • КУБИК БОДРО ЛАДИЛ ТРАТУ (В. Филимоненков)
  • ТУМБУ АТОСА — БОЛЕЕ ЛЫСЫМ (В. Филимоненков)
  • САМКА ТОМНО СИДИТ ДЕНЕК (Е=Ё, как и в гитике «Крупу табак берем оптом», Евгений Рубашкин)
  • БАРАН ТОМНО БЛЕЕТ МУРЛУ (чьему мурлу он блеет, догадывайтесь сами, мне же более симпатичен бракованный вариант с однострочным повтором:
    БАРАН ТОМНО БЛЕЕТ АЛАРМ, первое слово можно заменить на БУРУН, тогда повтора не будет, но пострадает смысл, А. Федоров)
  • РИТИН СКУНС УМЕЕТ МОКРО (фантазия на тему НУМГ, вариант последнего слова: ОРКОМ, В. Филимоненков)
  • ВИТИН ГАСАН НЕСЕТ ГОВНО (Е=Ё, автор пожелал остаться инкогнито)
  • ЛОВОК  ДАВИД — К БАБЕ ЛЕТИТ (эта фраза от В. Филимоненкова напоминает упомянутую во второй главе мнемонику из книги Уилла Декстера: DAVID LOVEL IN YON ABBEY, в обоих случаях фигурирует Давид и имеется небольшая погрешность с использованием предлога)
  • ШАШНИ ДЕДКИ БАБКУ (г)НЕТУТ (погрешность посерьезнее — лишняя буква, но какова интрига! В. Филимоненков)
Гитики (5×4) без повторений:
  • ДЕНЬ СЛЕП, ЛУНА ДАСТ ПУТЬ! (В. Филимоненков)
  • НОЕТ АКЫН: РЕКИ, ГАТИ, ГОРЫ... (В. Филимоненков)
  • ДОИТ КОЗУ ЗИНА? ДУНЯ? КАТЯ? (В. Филимоненков)
  • УЖИН, НОЧЬ, ИДОЛ... ЖАЛЬ ЧУДА! (В. Филимоненков)
  • ЗВУК СЛОВ, ЗЛЕЙ КРОЙ СЕРУ! (В. Филимоненков)
  • УДАВ-ЕДОК ОВИЛ КИТУ ТЕЛА (В. Филимоненков)
  • ПУЛЯ-ДУРА ВЫЛА, ВИДЯ ПИРЫ (В. Филимоненков)
  • НЕБО! КРОЯ БУРИ, ТЯНИ КЕТУ! (В. Филимоненков)
  • ПЛЮЩ УВИЛ РОЩУ. ОВЕЮ ПЕРИ (В. Филимоненков)
  • УБИЛ БРАТ КАИН, ТЛЕН — (в) РЕКУ (лишний предлог, зато по библейским мотивам, В. Филимоненков)
Тритики (4×3) без повторений
  • МАТ МАЯ МЯТ, ТАЯ (В. Филимоненков)
  • ОСА — ОНА СОН СНА (невнятные мысли за минуту до пробуждения над плодом граната; В. Филимоненков, комментарий его же)
  • УРА! РАД АДУ ДУР (супертритика, В. Филимоненков)
Тритика (5×6) без повторений:
  • ГОРИТЕ, ГРАНКИ — СТРОКА ГАСНЕТ К ОСЕНИ (использован предлог, В. Филимоненков)

Теперь оцените творчество прагматиков. Начну с главного их оружия — тяжелой артиллерии с боекомплектом в 42 буквы.

Гитики (6×7):
  • ВЫГОДНЫ УШЕДШИМ КНЯЗЬЯМ ПОРТИТЬ ВСПЛЕСК РАЗГУЛА (Михаэль Фукс)
  • ИЛЬМЕНЬ СОШЁЛСЯ! БАБУШКИ ВЫТЯНУТ РЕКОРДЫ ЗВЁЗДАМ (Михаэль Фукс)
  • СМУГЛЫМ — ДРЯХЛАЯ ПОДПИСЬ ЗНОЙНЫХ: «ГРЕЗЬТЕ КИТАЙКУ» (xmyruj)
  • СКАЛЯСЬ ПЕЧЕНЬЮ, УДРУЧАЙ, ВНЯВШИЙ, ХРИПЛЫХ ОДЫШКОЮ  (xmyruj)
  • ОГОРЧАЛ УЧИВШУЮ СТЫРИТЬ КЮММЕЛЬ? ЯКШАЙСЯ, ГНЕВНЫЙ! (xmyruj)

Мощь «компьютерного интеллекта» хорошо видна и на гитиках легких весовых категорий. Так, в результате проведенного Михаэлем Фуксом машинного поиска найдено свыше 3 млн. (!) гитик (5×6) и соответствующих им транспонированных гитик (6×5). Конечно, основная часть улова — невнятная белиберда, но многие фразы просто неотличимы от завуалированных пророчеств Нострадаумуса. Объем «осмысленных» гитик так велик, что из них можно составлять целые рассказы или даже устраивать гадание на «гитиковой гуще». Не верите? Тогда взгляните на хронику недавних событий на Украине и в Крыму, изложенную скупым языком гитик:

  1. МУЗЕЙ ВОЙНЫ ЗАНЯЛ БОЯМИ КЛУБЫ КИЕВА (начало бузы — необандеровцы захватывают административные здания).
  2. СЕРЫЙ СИНОД УБИЙЦ ВЕДУТ ТАНЦЫ РАБОВ (кукловоды из США и их киевские приспешники манипулируют действиями Майдана).
  3. ЗАРЯД ЗУБОВ КИЕВА — КРЫМУ МЕТОД БЫТИЯ (первые антинародные постановления новой власти).
  4. КРЫМЦЫ — ПРЕСНЕ: «СУИЦИД УПОКОЙ МАЙДАН!» (справочно: в Пресненском районе Москвы располагается Дом Правительства РФ).
  5. ПУТИН ТЕЛОМ ИСКАЛ КРЫМУ ПРАВО ВЕСНЫ («вежливые люди» блокируют потенциальные очаги напряженности; вариант см. в заглавии).
  6. ПОЗЖЕ ПУТИН БОЯМИ ЗАНЯЛ МЕСТА СЛУЖБ (массовый переход украинских силовиков на сторону крымчан, выдворение остальных).
  7. СЛОВА ДРАМЫ СНЯТЫ — ВЕДУТ ОБМЕН РУБЛЯ (Крым вошел в состав РФ, гривна заменяется рублем).

Убедились? Имейте в виду, все эти гитики извлечены из файла 2011 года, то есть компьютер нашел их более чем за два года до возвращения Крыма! Нострадамус и Ванга с Кассандрой нервно курят в сторонке...


Продолжение см. по ссылке

Предыдущие главы см. по ссылкам:
Глава I. Литературная слава и филологитика
Глава II. Гитиковы предки и зарубежная родня
Глава III. Владеем ли мы искусством гитик?
Глава IV. Наука гитик


22 Дмитрий Чирказов (р. 1974, Баку) — поэт-экспериментатор, активно использующий в творчестве методы комбинаторики. Окончил физический факультет Бакинского университета (математические методы квантовой радиофизики), однако отошел от науки и работал в других областях. В настоящее время проживает в городе Дюссельдорф (Германия). Считается одним из наиболее талантливых составителей гитик без использования компьютера. Результаты работы размещал в ЖЖ под ником chirkazov-d, впоследствии по неизвестной причине удалил все материалы. Свои комбинаторно-поэтические произведения публиковал в журналах и альманахах «Другое полушарие», «Крещатик», «Журнал ПОэтов», «Футурум Арт», «Ликбез», «Aesthetoscope», «Черновик», в сборнике «Искусство палиндрома» (2011), на многочисленных сетевых ресурсах. В эпиграфе приведена омограмма его авторства из журнала «Юность», 2013, № 8 (691), стр. 170.

Комментарии

Iouri Obrezkov
28 мая 2014 г. 18:31
Oчень интересно, но было бы более интересно (с моей точки зрения) если бы на основе этого материала кто-то смог создать новый фокус или новую подачу.
fedrv
# fedrv
29 мая 2014 г. 6:57
Любопытная идея, Юрий Анатольевич. По тексту статьи я проводил мысль, что для классического фокуса все эти лингвистические изыски бесполезны. Однако кто нам мешает радикально изменить классику? Для этого нужен неординарно мыслящий фокусник, который сумеет «вывернуть трюк наизнанку», продемонстрировав зрителям его мнемоническую подноготную, желательно, во всем разнообразии. Большой беды тут нет — фокус НУМГ общеизвестен. Паттер может получиться просто убойный, но вот сам фокус будет дезавуирован, а ведь он должен оставаться фокусом. Следовательно, секрет и внешний эффект трюка придется менять, а это задача трудная...
Первое и простейшее, что приходит на ум — облечь фокус в форму ложного разоблачения, то есть поделиться со зрителем секретом всех этих гитик, но затем, сымитировав демонстрацию НУМГ, исполнить нечто совсем иное, базирующееся на ловкости рук. Полагаю, что в таком виде задача вполне реализуема.
Viktor Voitko
31 мая 2014 г. 9:32
Есть гитика, отображающая расстановку сил в Украине в духе евротолерантности: ГУЦУЛ  ХОХЛА  В-ГАЕ-В  ПОПЕЦ

Ваш комментарий

Задать аватар для своего комментария можно здесь

Имя (обязательно)

Электронная почта (обязательно)

Веб сайт

Изображение CAPTCHA
Введите код, который вы видите, в следующее поле