Недавно я воочию убедился в справедливости поговорок «Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь» и «Пути господни неисповедимы»...
Утро 14 декабря 2010 года началось с намерения рассчитаться с долгами. Речь вовсе не о финансах — долги мои были иного характера. Поиск информации о выдающихся популяризаторах иллюзионного жанра преподавателях ДВГТУ Т.В. Ивановой и В.М. Кладницком вывел меня на их коллегу — Евгения Николаевича ДИГО, который проживает во Владивостоке и в настоящее время является старейшим преподавателем вышеупомянутого вуза. Евгений Николаевич оказался столь отзывчивым человеком и настолько проникся идеей помочь сайту в сохранении памяти о своих ныне покойных друзьях, что безвозмездно прислал мне объемные материалы из архива семьи Т. Ивановой и В. Кладницкого. Когда я завел речь о компенсации хотя бы почтовых расходов, он наотрез отказался, но попросил об ответной услуге, связанной с поиском данных по его прадеду, знаменитому московскому фотографу Николаю Дмитриевичу Диго, одному из пионеров фотодела в России. Так у меня появился должок...
Ранее Евгений Николаевич, к немалому своему удивлению, обнаружил очень подробную биографию Н.Д. Диго в интернете, вот здесь. Источник информации был указан там же: книга «Фотографы Москвы — на память будущему. 1839–1930: Альбом-справочник», М.: издательство объединения «Мосгорархив»; АО «Московские учебники», 2001. Автором справочника оказалась сотрудница Государственного литературного музея Татьяна Николаевна ШИПОВА, краткая информация о которой также обнаружилась в сети. Естественным желанием Евгения Николаевича стало связаться с автором и выяснить, что еще известно о судьбе его предка. Кроме того, в музее ДВГТУ хранится портрет, на котором, по мнению Евгения Николаевича, изображен его прадед. Возможно, Т.Н. Шипова могла подтвердить или опровергнуть эту версию. Таким образом, моя задача была проста: выйти на Татьяну Николаевну Шипову и уточнить у нее все интересующие вопросы. С этими намерениями я и отправился в Государственный литературный музей.
В головном здании музея (ул. Петровка, 28) мне сообщили, что Т.Н. Шипова работает в другом филиале — в доме С.Т. Аксакова (пер. Сивцев Вражек, 30). Там я с ней встретился, и встреча эта произвела на меня колоссальное впечатление. Татьяна Николаевна оказалась в лучшем смысле слова «одержимым» энтузиастом историко-архивной работы. Выяснилось, что она, видя заброшенность направления, связанного с периодом становления и развития фотографии в России, инициативно взялась за его разработку. Титанический поисковый труд Татьяны Николаевны увенчался многочисленными находками и публикациями. Благодаря ее упорству, сохранены и получили известность десятки имен фотографов и владельцев фотографических заведений ХIХ и ХХ веков, многие люди, включая Е.Н. Диго, получили сведения о жизни и творчестве своих предков. Принимая во внимание, сколько в наше время зарабатывают музейные работники, можно немного высокопарно, но с полным основанием заявить, что Татьяна Николаевна Шипова — яркий, но, к сожалению, редкий образец беззаветного служения культуре. Ее деятельность стала для меня примером того, как следует работать с биографическим материалом.
В свой черед я рассказал Татьяне Николаевне о своих достижениях в поиске и опубликовании биографий отечественных фокусников, показал сайт. Являясь мастером архивных исследований, Татьяна Николаевна дала массу ценных рекомендаций, указала на особенности и наиболее перспективные направления дальнейших поисков и еще много чего конкретного и дельного. Что касается фотографии Н.Д. Диго, то, конечно, она у нее нашлась (см. фото к данной статье), дополнительные сведения о нем я тоже почерпнул. Однако главным для меня было не это. За два часа, проведенные в доме Аксакова, я миновал стадию беспорядочного поиска и могу теперь смело полагаться на совет и поддержку профессионала.
Так, пытаясь рассчитаться за оказанную мне помощь, я неожиданно приобрел нечто другое: доброго и умного наставника, обрисовавшего перспективы дальнейших планомерных поисков, а также получил моральное удовлетворение и твердую убежденность в правильности и нужности дела, которому посвятил массу времени и сил. Воистину не знаешь, где найдешь, где потеряешь...
Что касается второй поговорки про неисповедимые пути, то буду краток. Взгляните на следующие пункты:
- С.Т. Аксаков был первым директором Константиновского межевого института;
- в Константиновском межевом институте учились Николай Дмитриевич Диго и его сын Николай;
- искусствовед Т.Н. Шипова в инициативном порядке провела грандиозную поисковую работу и не допустила забвения Н.Д. Диго;
- в поисках сведений о фотографе Н.Д. Диго я встретился с Т.Н. Шиповой по месту ее работы в доме С.Т. Аксакова...
Круг замкнулся. Волею случая я оказался втянутым в этот большой исторический круговорот, длившийся почти два века...
Казалось бы, что фокусники, биографиями которых я занимаюсь, не имеют никакого отношения к этому круговороту. Но вот еще факт: в 1930 году Константиновский межевой институт был преобразован в Московский институт землеустройства, среди выпускников которого значится Народный артист СССР Арутюн Амаякович Акопян. В хитросплетениях таких совпадений поневоле сделаешься фаталистом... ;)