Новости и анонсы

Про Татьяну Николаевну Шипову и пути неисповедимые...

14 декабря 2010 г. 18:58 | Автор: fedrv | Просмотров: 5184 | Комментариев: 4
Про Татьяну Николаевну Шипову и пути неисповедимые...

Недавно я воочию убедился в справедливости поговорок «Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь» и «Пути господни неисповедимы»...

Утро 14 декабря 2010 года началось с намерения рассчитаться с долгами. Речь вовсе не о финансах — долги мои были иного характера. Поиск информации о выдающихся популяризаторах иллюзионного жанра преподавателях ДВГТУ Т.В. Ивановой и В.М. Кладницком вывел меня на их коллегу — Евгения Николаевича ДИГО, который проживает во Владивостоке и в настоящее время является старейшим преподавателем вышеупомянутого вуза. Евгений Николаевич оказался столь отзывчивым человеком и настолько проникся идеей помочь сайту в сохранении памяти о своих ныне покойных друзьях, что безвозмездно прислал мне объемные материалы из архива семьи Т. Ивановой и В. Кладницкого. Когда я завел речь о компенсации хотя бы почтовых расходов, он наотрез отказался, но попросил об ответной услуге, связанной с поиском данных по его прадеду, знаменитому московскому фотографу Николаю Дмитриевичу Диго, одному из пионеров фотодела в России. Так у меня появился должок...

Ранее Евгений Николаевич, к немалому своему удивлению, обнаружил очень подробную биографию Н.Д. Диго в интернете, вот здесь. Источник информации был указан там же: книга «Фотографы Москвы — на память будущему. 1839–1930: Альбом-справочник», М.: издательство объединения «Мосгорархив»; АО «Московские учебники», 2001. Автором справочника оказалась сотрудница Государственного литературного музея Татьяна Николаевна ШИПОВА, краткая информация о которой также обнаружилась в сети. Естественным желанием Евгения Николаевича стало связаться с автором и выяснить, что еще известно о судьбе его предка. Кроме того, в музее ДВГТУ хранится портрет, на котором, по мнению Евгения Николаевича, изображен его прадед. Возможно, Т.Н. Шипова могла подтвердить или опровергнуть эту версию. Таким образом, моя задача была проста: выйти на Татьяну Николаевну Шипову и уточнить у нее все интересующие вопросы. С этими намерениями я и отправился в Государственный литературный музей.

В головном здании музея (ул. Петровка, 28) мне сообщили, что Т.Н. Шипова работает в другом филиале — в доме С.Т. Аксакова (пер. Сивцев Вражек, 30). Там я с ней встретился, и встреча эта произвела на меня колоссальное впечатление. Татьяна Николаевна оказалась в лучшем смысле слова «одержимым» энтузиастом историко-архивной работы. Выяснилось, что она, видя заброшенность направления, связанного с периодом становления и развития фотографии в России, инициативно взялась за его разработку. Титанический поисковый труд Татьяны Николаевны увенчался многочисленными находками и публикациями. Благодаря ее упорству, сохранены и получили известность десятки имен фотографов и владельцев фотографических заведений ХIХ и ХХ веков, многие люди, включая Е.Н. Диго, получили сведения о жизни и творчестве своих предков. Принимая во внимание, сколько в наше время зарабатывают музейные работники, можно немного высокопарно, но с полным основанием заявить, что Татьяна Николаевна Шипова — яркий, но, к сожалению, редкий образец беззаветного служения культуре. Ее деятельность стала для меня примером того, как следует работать с биографическим материалом.

В свой черед я рассказал Татьяне Николаевне о своих достижениях в поиске и опубликовании биографий отечественных фокусников, показал сайт. Являясь мастером архивных исследований, Татьяна Николаевна дала массу ценных рекомендаций, указала на особенности и наиболее перспективные направления дальнейших поисков и еще много чего конкретного и дельного. Что касается фотографии Н.Д. Диго, то, конечно, она у нее нашлась (см. фото к данной статье), дополнительные сведения о нем я тоже почерпнул. Однако главным для меня было не это. За два часа, проведенные в доме Аксакова, я миновал стадию беспорядочного поиска и могу теперь смело полагаться на совет и поддержку профессионала.

Так, пытаясь рассчитаться за оказанную мне помощь, я неожиданно приобрел нечто другое: доброго и умного наставника, обрисовавшего перспективы дальнейших планомерных поисков, а также получил моральное удовлетворение и твердую убежденность в правильности и нужности дела, которому посвятил массу времени и сил. Воистину не знаешь, где найдешь, где потеряешь...

Что касается второй поговорки про неисповедимые пути, то буду краток. Взгляните на следующие пункты:

  • С.Т. Аксаков был первым директором Константиновского межевого института;
  • в Константиновском межевом институте учились Николай Дмитриевич Диго и его сын Николай;
  • искусствовед Т.Н. Шипова в инициативном порядке провела грандиозную поисковую работу и не допустила забвения Н.Д. Диго;
  • в поисках сведений о фотографе Н.Д. Диго я встретился с Т.Н. Шиповой по месту ее работы в доме С.Т. Аксакова...

Круг замкнулся.  Волею случая я оказался втянутым в этот большой исторический круговорот, длившийся почти два века...

Константиновский межевой институт. Фото Карла Фишера

Казалось бы, что фокусники, биографиями которых я занимаюсь, не имеют никакого отношения к этому круговороту. Но вот еще факт: в 1930 году Константиновский межевой институт был преобразован в Московский институт землеустройства, среди выпускников которого значатся Народный артист СССР Арутюн Амаякович Акопян и его сын Амаяк. В хитросплетениях таких совпадений поневоле сделаешься фаталистом... ;)

Комментарии

Андрей Бирюков
# Андрей Бирюков
8 апреля 2013 г. 11:57
Спасибо за заметку. Она мне дорога тем, что это на моем сайте выложен текст книги Т.Н. Шиповой. Это действительно замечательный архивный работник.
Когда она мне передавала файлы, то усомнилась в полезности моего замысла. А вот ведь кому-то помогло. С тех пор она выпустила другое издание, без иллюстраций, а сейчас я узнал, что в прошлом году вышло и третье, да вот я его, кажется, упустил...
Шипов А.И.
# Шипов А.И.
24 июля 2013 г. 18:55
К слову о совпадениях.
Возможно, Татьяна Николавена в личной беседе уже делилась с Вами, но продублирую тут.
Просто две цитаты:
С сайта ГЛМ:
"Государственный Литературный музей (ГЛМ) - крупнейший в России музей истории русской литературы.<...>Инициатором его создания и первым директором был Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич."
Википедия:
"Михаи́л Дми́триевич Бонч-Бруе́вич — русский и советский геодезист<...>
Из семьи землемера, выходца из дворян Могилевской губернии.
<...>
В 1891 году окончил Московский измерительный Константиновский межевой институт..."
Все в этом мире замкнуто.
Шипов А.И.
# Шипов А.И.
24 июля 2013 г. 19:07
К сожалению, перепутал фрагменты и дал информацию про брата, упустив цель высказывания.
"Влади́мир Дми́триевич Бонч-Бруе́вич — революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель, доктор исторических наук, этнограф, писатель. Брат Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича.
<...>
Владимир Бонч-Бруевич родился в семье землемера, из дворянской семьи польского происхождения, жившей в Могилевской губернии.
<...>
В 1884-1889 годах студент ; за организацию выступления студентов исключен и сослан под надсмотр полиции в Курск. Там окончил землемерное училище."
Liz Karsten
# Liz Karsten
10 сентября 2013 г. 15:14
Spasibo Vam za zametku i teplie slova o Evgenii Nikolaeviche Digo. On moi dedushka is nahodit' podtverjdenie tomu, chto ego tiajelii trud po sohraneniu istorii zenitsia - samoe luchshee oshushenie na svete. Spasibo eshe raz!

Ваш комментарий

Задать аватар для своего комментария можно здесь

Имя (обязательно)

Электронная почта (обязательно)

Веб сайт

Изображение CAPTCHA
Введите код, который вы видите, в следующее поле