Новости и анонсы

К 35-летию выхода первой книги Анатолия Карташкина

12 мая 2018 г. 5:54 | Автор: fedrv | Просмотров: 440 | Комментариев: 3
К 35-летию выхода первой книги Анатолия Карташкина

Трюковой сюжет, подкрепленный последовательностью
специально подобранных фокусов и сориентированный
на характерность исполнителя, еще не означает готового
иллюзионного номера.
Анатолий Карташкин. Праздник с чудесами


Тридцать пять лет тому назад, в далеком 1983 году произошло событие, которое могло бы принести ощутимую пользу отечественной иллюзии. Увы, на фоне андроповских реформ оно осталось почти незамеченным. Даже члены недавно созданного МКФ отнеслись к нему без должного внимания. А зря...

В тот год Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы при Министерстве культуры СССР опубликовал небольшую 30-страничную брошюру «Подготовка оригинальных номеров в самодеятельном цирковом коллективе». По советским меркам тираж издания был скромным, по нынешним — довольно солидным — 1,5 тыс. экземпляров. Основу методички составила работа Анатолия Карташкина «Искусство демонстрации фокуса». Это был первый в нашей стране опыт серьезного аналитического подхода к построению иллюзионных номеров. Прежде были только книги с раскрытием секретов, в лучшем случае — с примерами трюковых сцепок. Анатолий Сергеевич пошел дальше — в его методических рекомендациях не было места слепому подражательству и вкусовщине. Он обосновал и сформулировал общие требования к процессу демонстрации фокусов с четкими, но гибкими, учитывающими индивидуальность исполнителя критериями. Они вполне могут служить ориентирами в творческом поиске, укрепляя художественную интуицию, которая у каждого режиссера и артиста развита по-разному. Если вообще развита...

«Искусство демонстрации фокуса» было только началом. Впоследствии Анатолий Сергеевич демонстрировал свои бойцовские качества (кстати, он призер Москвы и многократный чемпион МАИ по самбо), проталкивая изложенные в брошюре идеи сквозь толщу безразличия и непонимания. Он читал лекции, писал статьи и новые книги. В 1990 году вышло «Искусство удивлять» с провидческой обложкой, изображающей юную Катю Медведеву — нынешнего президента РАИ, затем — «Праздник с чудесами» (1993). На закате XX века издана целая серия его трудов: «Фокусы. Занимательная энциклопедия» (1997), «Карточные фокусы» (1998), «Искусство фокусов» (1999), «Калейдоскоп фокусов» (2000). Добавим сюда многочисленные журнальные и газетные публикации (см. список) — и вот перед нами один из самых продуктивных популяризаторов иллюзионного жанра в истории России.

Поразительна трудоспособность А.С. Карташкина, умеющего сочетать писательство с недюжинной общественной нагрузкой, преподавательской и исследовательской работой1. Будучи одним из отцов-основателей МКФ (членский билет № 2) он в течение 18 лет выполнял обязанности вице-президента клуба, организовал ряд запоминающихся мероприятий и встреч. Это он инициативно вышел на Виктора Чижикова, который как автор Олимпийского Мишки был тогда в зените славы, и убедил знаменитого художника заняться разработкой эмблемы МКФ. Досадно, но ни один из последующих вице-президентов РАИ не сделал на занимаемом посту чего-либо сопоставимого по масштабам с наследием Анатолия Сергеевича.

Ныне появляются молодые фокусники, которые пришли в профессию благодаря книгам Карташкина, однако отдельные представители «старой гвардии» упорно не желают признавать ценность его работ. Кто из зависти, кто из глупого упрямства, кто из-за старых обид... Процитирую отрывок из переписки четырехлетней давности. Это моя отповедь одному аксакалу РАИ, который позволил себе нелицеприято и грубо высказаться об Анатолии Сергеевиче и его творчестве:


Нас с Вами давно позабудут, а Карташкина будут помнить по его книгам. Они по-настоящему глубокие. Если сравнивать с военной наукой, то книги Акопянов — это тактика (отдельные фокусы), книги Вадимова и Бедарева — оперативное искусство (иллюзионы и связки фокусов), а вот книги Карташкина — это стратегия в чистом виде, поскольку он замахнулся на важнейшее в искусстве фокуса — на анализ и построение номера. Как он говорит: «Его Величества Номера». До Карташкина у нас в стране подобным никто из пишущих фокусников не занимался.

Конечно, можно возразить, что в работах Карташкина недостает конкретики, однако не забывайте, что конкретика — это удел тактики. Про отдельные фокусы и действия отдельных бойцов писать легко. Там все очевидно, а вот про высокие материи — гораздо сложнее. Это как разница между прикладной наукой и наукой наук — философией. Если в прикладных науках все можно измерить и описать значениями, функциями, в общем формулами, то в философии действуют всеобщие законы. Очень неконкретные и зачастую, будто бы, очевидные. Так вот те, кто отрицает книги Карташкина, с тем же основанием могут отрицать философию и военную стратегию. Пренебрегать философией и стратегией, конечно, можно, но это ведет к краху мировоззрения и мракобесию в случае с философией или к упадку государства (провалу военной кампании) в случае со стратегией. Пренебрегать в иллюзии номером тоже можно, но тогда искусство фокуса вырождается и опускается до кабацкой застольной развлекухи. К несчастью, сегодня такая тенденция имеется...

Короче говоря, если фокусник не понимает книг Карташкина, то это означает одно из двух:

1) он не хочет их воспринимать и отторгает по каким-то субъективным причинам (будь то личная неприязнь, нежелание читать толстую книгу, далекую от детективной или приключенческой литературы, и т.д.);

2) он просто не дорос до этих книг, т.е. он пока не стратег и находится где-то на «тактическом», в лучшем случае на «оперативном» уровне...


Есть, правда, и более объективная причина, по которой работы Карташкина не получили всеобщего безоговорочного признания. Да, в нашей стране он был первым, но все равно опоздал... В 1991 году советская эпоха закончилась. Централизация сменилась конкуренцией. Исчезла политическая цензура, а вместе с ней — высокие, подчас жесткие требования в области культуры. Прошло время, когда правили бал режиссерские и педагогические таланты Каштеляна, Харитонова, Павловского, Бойко. Захирело и почило в бозе детище Маслюкова — ВТМЭИ. Даже ЦДРИ подвергся дерзким нападкам со стороны новых хозяев жизни. Выдающиеся иллюзионные номера прошлого постепенно уступили место стандартному трюкачеству и аниматорству. В погоне за длинным рублем фокусники стали трансформироваться в массовиков-затейников. Все реже выходили они на большую сцену, предпочитая частные и корпоративные вечеринки в ресторанах. А еще новая реальность помешала нам разглядеть «пророка в своем отечестве». Мы не заметили, что среди нас есть свой Дэрил Фицки (Dariel Fitzkee). Впрочем, и к Фицки признание пришло не сразу...

Диалектика учит, что развитие происходит по спирали. Возможно, очередной ее виток близок. Свидетельство тому — появление крупных иллюзионных шоу и отдельных фокусников, тяготеющих к тематическим и театрализованным постановкам. Новаторы способны возродить интерес к книгам Карташкина, которые не просто учат показывать фокусы, но нацелены на взращивание исполнителей экстра-класса, способных побеждать на самых престижных конкурсах. Недаром все три отечественные гран-при ФИСМ получены за такие номера, которые воспевает Анатолий Сергеевич. Для РАИ, продвигающей интересы отечественной иллюзии на международном уровне, это особенно актуально. 

Недавно А.С. Карташкину исполнилось 75, но его ум и перо все так же остры. Он продолжает преподавать и писать. В апреле текущего года выпустил две новые книги. К сожалению, не по фокусам. Они посвящены радарам и электромагнитному излучению. Несмотря на строгую научную тематику, в них присутствует живая мысль, особый карташкинский стиль и талант.

Не знаю, дождемся ли мы от Анатолия Сергеевича новых книг по фокусам, но давайте хотя бы повторим пройденное. Как говорится, вернемся к истокам. Вашему вниманию предлагается работа А.С. Карташкина 1983 года «Искусство демонстрации фокуса». Материал размещен в разделе «Книги» по следующей ссылке.


1 В узких кругах исследователей непознанного А.С. Карташкин известен как специалист и автор книги по полтергейсту. Однажды я уже затрагивал эту неожиданную ипостась его многогранной личности (см. здесь). Недавно на меня вышел Георгий Вячеславович Федоровский из группы НОЗП (Настоящие охотники за привидениями) и попросил связать его с Анатолием Сергеевичем. Они встретились. Потом Георгий восторженно отзывался о собеседнике и обещал опубликовать интервью с ним. Ждем.

Комментарии

Владимир Свечников
# Владимир Свечников
15 мая 2018 г. 20:27
Уважаемый Анатолий Сергеевич! Поздравляю Вас с первым юбилеем Вашей первой серьезной фокусной книги! Как совершенно правильно отметил Андрей Фёдоров, Вы были первым, кто привнёс в иллюзионизм, в фокусы методики настоящего научного подхода к анализу существующих и к разработке новых трюковых номеров. Именно это и отличает Вас от всех остальных наших коллег по таинственному и хорошо закамуфлированному от остальных зрителей оригинальному жанру. Я был совершенно искренне восхищен Вашим научным докладом на Первом Съезде МКФ, который и по форме и по содержанию напоминал настоящую защиту докторской диссертации! Думаю, что, если всего несколько человек сумели понять, оценить и использовать в практике Ваши идеи, то это уже огромная победа рационализма, сумевшего «поверить алгеброй гармонию», победа научного исследования чего-то, что многим предстает лишь романтическим и эфемерным — не поддающимся строгому и непротиворечивому алгоритмическому описанию и разработке. Желаю Вам еще много новых творческих побед и свершений!
Анатолий Карташкин
# Анатолий Карташкин
16 мая 2018 г. 16:33
Андрею Федорову
Огромное спасибо, Андрей Николаевич! Ожидать такого подарка было свыше моих сил. Благодаря Вашей статье, я узнал о себе очень много нового.
Анатолий Карташкин
# Анатолий Карташкин
16 мая 2018 г. 16:37
Владимиру Свечникову
Уважаемый Владимир Серафимович! Благодарю Вас за теплые слова в мой адрес и приятные воспоминания — ну, и память у Вас, позавидовать можно. Однако, по количеству научных публикаций на иллюзионную тематику первое место принадлежит, безусловно, Вам.

Ваш комментарий

Задать аватар для своего комментария можно здесь

Имя (обязательно)

Электронная почта (обязательно)

Веб сайт

Изображение CAPTCHA
Введите код, который вы видите, в следующее поле