Новости и анонсы

Amīcus Plato, sed magis amīca veritas

16 июня 2018 г. 7:10 | Автор: fedrv | Просмотров: 746 | Комментариев: 0
Amīcus Plato, sed magis amīca veritas


Самая горькая истина лучше
самого приятного заблуждения.
В.Г. Белинский


Докопаться до истины никогда не поздно.
Агата Кристи


Трепет охватывает при мысли,
какого труда требуют поиски истины,
даже самой малой ее части.
Стендаль

Не удержался от латыни в заголовке. А все потому что заметил затаившегося во фразе фокусника. Видите слово «magis»? С латыни оно переводится как «больше». А вот фокусников древние римляне называли «magi». Показательное созвучие, не правда ли? Словно из девиза какого-нибудь средневекового престидижитатора. Впрочем, крылатое изречение приведено в заглавии по другой причине — по смысловой. Оно означает «Платон мне друг, но истина дороже»...

В ходе завершающего сезон магического вечера РАИ мы с Валерием Бастраковым поспорили. Точнее, разошлись во мнениях относительно участия отца и сына Акопянов в карловарских фестивалях. Я говорил, что Арутюн Акопян находился в жюри, а его сын Амаяк получил первое место в разделе «Комическая магия» в 1982 году. Валерий Иванович утверждал, что это случилось в 1985 году. При этом он приводил непробиваемый аргумент, что сам был тому свидетелем, а в 1982 году в Чехословакию не ездил, поскольку тогда вообще еще не начал катался по заграницам.

Никто из присутствующих не мог ни подтвердить, ни опровергнуть наши слова, поэтому дискуссия зашла в тупик. В итоге мы пообещали предоставить друг другу соответствующие свидетельства. Вскоре я отправил в Пермь два файла с данными о 17-м фестивале в Карловых Варах (1982), которые, как мне казалось, послужат неопровержимым доказательством моей правоты.

Данные по 17-му карловарскому фестивалю 1982 года

Ответная реплика из Перми содержала копию диплома дуэту Бастраковых за первое место в номинации «Общая магия» на 20-м карловарском фестивале (1985) и снимок молодых и обаятельных Надежды Андреевны и Валерия Ивановича вместе с Акопянами (см. фото в заглавии, увеличивается щелчком мыши). Свидетельства косвенные, но убедительные...

Диплом дуэта Бастраковых за первое место в разделе «Всеобщая магия»
на 20-м конкурсе иллюзионистов в Карловых Варах, 20 июля 1985 г.

Оказывается, мы с Валерием Ивановичем оба были правы. Акопяны отметились в Карловых Варах как в 1982, так и в 1985 году. Оба раза отец входил в состав жюри, а сын получал первое место в разделе «Комическая иллюзия». Примечательно, что то же самое случилось в 1980 году, с той лишь разницей, что Амаяк тогда занял второе место. Налицо целенаправленное и планомерное наращивание влияния семейства Акопян в самом престижном в то время среди стран соцлагеря конкурсе иллюзионистов.


Конечно, можно подтрунивать над «кумовским» подходом к покорению Карловых Вар, но, по сути, здесь следует не язвить, а учиться. Арутюн Акопян еще в 80-х годах продемонстрировал эффективный способ продвижения не только семейных, но и национальных интересов на международном уровне. Не имея поддержки со стороны новорожденного и еще неоперившегося МКФ, он сам сформировал такую поддержку. Современное олимпийское движение наглядно показывает, что даже лучшие спортсмены нуждаются в административном покровительстве. Многим это не по душе, но такова жизнь — условия диктует сильнейший. Причем как в спорте, так и в иллюзии авторитет с небес не сваливается — над ним нужно работать. И Арутюн Амаякович работал. Он участвовал в гала-шоу, был членом жюри пяти карловарских конкурсов: в 1979, 1980, 1982, 1985 и 1987 годах. С мнением столь активного представителя СССР нельзя было не считаться.

Рекламный календарик Арутюна Акопяна

Лично я нисколько не сомневаюсь в том, что Амаяк Арутюнович стал бы лауреатом и без отца в жюри. Выпускник ГИТИСа, он имел добротный номер, был эффектен, красив, талантлив. Однако взгляните на вышеприведенное распределение баллов конкурса 1982 года. В разделе «Комическая иллюзия» лишь одно очко отделяет Амаяка Акопяна (583 балла) от соперников из Болгарии (дуэт Мити и Геро, 582 балла). Именно в таких случаях административный ресурс особенно актуален. Не исключено, что в тот раз он сыграл важную роль. Поэтому прочь кривые усмешки! Низкий поклон Надежде и Валерию Бастраковым, Арутюну и Амаяку Акопянам. Они добывали призовые места не только для себя. Они завоевывали их для страны.

Итак, первый урок нашего с Валерием Бастраковым спора — это необходимость административной поддержки наших конкурсантов на международных состязаниях. К счастью, Президент РАИ Екатерина Медведева не только отлично это понимает, но и лично претворяет в жизнь, представляя Россию на полях ФИСМ.

Урок второй относится к истории иллюзии. Дискуссия о результатах карловарских фестивалей не имела бы смысла, если бы мы могли быстро навести соответствующие справки. Увы, такой возможности не было и нет. Я размещаю на персональных страничках фокусников их достижения, но, во-первых, далеко не все наши фокусники отражены в магикпедии, а во-вторых, далеко не всегда имеются сведения об их участии в зарубежных конкурсах.

Я веду к тому, что нужна единая база данных по фестивалям иллюзионного искусства, которая позволила бы любому желающему ознакомиться с результатами конкурсов, проходивших в России или за рубежом при участии наших фокусников. Материалы для начала работы над такой базой есть. Итоги первых конкурсов МКФ в Черноголовке (1986, 1987) можно найти в книгах А.С. Карташкина, да и у главного их организатора И.В. Онищенко они, наверняка, сохранились. Протоколы первых Открытых конкурсов РАИ я в свое время отсканировал. Результаты нынешних Открытых чемпионатов регулярно размещаются на официальном сайте клуба.

Хуже обстоят дела с зарубежными мероприятиями. Так, вышеприведенные данные по Акопянам были почерпнуты из брошюры с итогами конкурсов в Карловых Варах за период 1962–1985 гг., выпущенной к XX фестивалю. Туда не вошли результаты за юбилейный 1985 год. В экземпляре, который мне предоставили Евгения и Имант Бриедитисы, лишь вписан карандашом победитель северокореец Ким-Кванг Чо (Kim-Kvang-Cho)1 вместе с новоиспеченными обладателями почетных титулов «Король магии»2 и «Мисс-магия» (в тот год ею стала наша соотечественница Дарима Цыренжапова). Нет у меня данных и по итогам XXII фестиваля (1989), в котором приняло участие рекордное число конкурсантов из Советского Союза.3

Совсем беда с нерегулярными и малоизвестными конкурсами. Если не зафиксировать их результаты сразу, то уже через пару лет восстановить истину будет очень трудно. Например, в рекламе того же Арутюна Акопяна говорится о Гран-при в Париже и семикратном лауреатстве в международных конкурсах. Кто-нибудь может сейчас перечислить эти конкурсы? Я не возьмусь. Обоснованно могу назвать только второе место в Карловых Варах в 1977 году. Остается надеяться, что пролить свет на достижения своего папы поможет Амаяк Арутюнович Акопян.

Раз уж проблема необходимости сбора и сохранения достоверной информации о конкурсах поднята на примере Народного артиста СССР Арутюна Акопяна, продолжу на его же примере тему творческого наследия в других областях, не связанных напрямую с иллюзией. К ним, в частности, относятся роли фокусников в кино. Поразительно, но оказалось, что громкое имя даже после смерти известного человека способно расширять сферу его прижизненных достижений. Так, многие сайты, включая весьма основательный ресурс kino-teatr.ru, указывают Арутюна Акопяна как исполнителя роли фокусника в культовом фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956). Все бы ничего, но кроме иллюзиониста Эдуарда Никифорова, которого сыграл театральный актер Алексей Леонидович Полевой, других фокусников в комедии нет.

Алексей Полевой в роли фокусника Эдуарда Никифорова. Кадры из фильма «Карнавальная ночь» (1956)

Еще более загадочная ситуация с новогодним фильмом-концертом «В тринадцатом часу ночи» (1968), где некто А. Акопян значится в титрах среди исполнителей. Многочисленные киносайты в голос трубят о том, что это Арутюн Акопян, но сколько бы вы ни пересматривали телефильм, найти там фокусника не удастся.

Титры из телефильма «В тринадцатом часу ночи» (1969)

Одно из двух — либо снимался однофамилиц, либо картина подверглась радикальному сокращению, в результате которого Арутюн Акопян остался только в титрах. Дальнейшая проверка проводилась методом опознания и исключения. После того, как все идентифицированные исполнители были отсеяны, в списке подозреваемых остался лишь один кандидат на роль «неуловимого» А. Акопяна — силовой акробат. В фильме он делал стойку на руке, одновременно удерживая в качестве противовеса стол. Затем он подбрасывал и балансировал на голове этот с виду массивный стол.

Неопознанный акробат в телефильма «В тринадцатом часу ночи»

Установить личность акробата не составило труда. Им и вправду оказался Акопян, но другой. Как говорится, Федот, да не тот... Полное имя артиста — Меружан Арменакович Акопян (12.08.1936 – 9.08.1980). Незадолго до съемок в фильме он вместе со старшим братом Мамиконом (Рафаэлем) стал заслуженным артистом Армении, о чем сообщалось в июльском номере журнала «Советская эстрада и цирк» за 1968 год. Вот что там сказано:

Номер воздушных гимнастов братьев Меружана и Мамикона Акопян вызывает даже у самых взыскательных ценителей циркового искусства горячее одобрение. Сочетание красоты, изящества и необыкновенной сложности отличает их творчество. Артисты не пошли проторенным путем, сумели найти свой почерк в искусстве. В их номере интересно сливается мастерство акробатов и воздушных гимнастов.

Указом Президиума Верховного Совета Армянской ССР Меружану Арменаковичу Акопяну и Мамикону Арамовичу Акопяну присвоено звание заслуженных артистов республики.

Этот текст продублирован на сайте русциркус.ру вместе с фотографиями награжденных, что позволило сравнить портреты и установить их сходство. Отвлекитесь от накладных усов и чубчика. Обратите внимание на овал лица, крепкую шею и характерно вздернутую правую бровь артиста.


Упреждая укоризненные замечания, будто я отнимаю лавры у фокусников и передаю их акробатам, отвечу, что, во-первых, чужого нам не надо, а во-вторых, это не совсем так. Прочтите концовку статьи о Меружане Акопяне в энциклопедии «Цирковое искусство России» (2000 год, стр. 15):

Меружан с 1969 выступал как иллюзионист вместе со своей женой Аэлитой Амаяковной Алавердян (26.12.1939 – 27.7.1987) с сюжетным номером — сценкой «Горянка и пастух» (режиссер Анатолий Шаг). С 1981 в номере участвуют их сын Армен (р. 14.02.1965) и дочь Ануш (р. 10.01.1964) со своим мужем А. Шатировым. В 1977 за оригинальность и артистизм номер получил почетный приз и диплом Клуба магов Брюсселя (Бельгия).

Так что при восстановлении справедливости «лавры» возвращены их законному владельцу — тоже фокуснику.

Другой вопрос, почему полвека тому назад эти лавры в виде ошибочного инициала «А.» перекочевали от Меружана к Арутюну Акопяну? Ответ очевиден. Всему виной признание и огромная популярность фокусника, чье столетие мы недавно отметили. Арутюн Акопян был и остается поистине Народным артистом. Люди хотели и по сей день хотят видеть Арутюна Акопяна даже там, где его нет. Такова расплата за всенародную любовь...



1 Частые победы северокорейцев на конкурсах в Карловых Варах (1974, 1979, 1981, 1984, 1985, 1987) — это отдельная тема. Говорят, что причиной был не столько высокий уровень их исполнительского мастерства, сколько политика. Совершившим длительный вояж конкурсантам якобы приходилось каждый раз убеждать партийное руководство, что они не зря катались через полмира за казенный счет. В случае фиаско подобные поездки могли запретить. Организаторы карловарского фестиваля скрепя сердце проявляли «социалистическую солидарность» с товарищами из КНДР. Если это правда, то в 1985 году чемпионами Карловых Вар должны были стать Надежда и Валерий Бастраковы. Подозреваю, что с тех пор у них есть веские основания недолюбливать режим Ким Чен Ира.

2 Титул «Король магии» (Král magiales) вручался на карловарских фестивалях с 1967 года. За весь период существования почетного звания только один наш фокусник был его удостоен — опять таки Арутюн Акопян. Случилось это в 1987 году. Он также был единственным в СССР обладателем диплома «Заслуженный фокусник» (Zasloužilý magik), полученного в Карловых Варах в  1982 году. Знаки внимания и признательности со стороны чешских коллег стали закономерным итогом активного участия Арутюна Акопяна в организации карловарских фестивалей.

3  В 1989 году в Карловы Вары отправились 27 (!) наших фокусников. Некоторые участвовали в двух и более категориях:

  1. Манипуляция (Manipulace): Ачубаков Р.М., Городничий В.Э., Копелевич М.Е., Навицкас Р.В., Онищенко И.В., Переводчиков В.А., Храбров В.В.
  2. Общая магия (Všeobecná magie): Ачубаков Р.М., Баканас Л., Жумагуловы Р.М. и Б.Б.Казарян А.Р., Переводчиков В.А., Циталашвили Р.М. и Е.Ю.
  3. Иллюзия (Iluze): Городничий В.Э., Бриедитисы И.О. и Е.И., Каледин М., Мельниковы А.Д. и С., Мирошниченко А.И., Храбров В.В., Цыренжапов В.А.
  4. Комическая иллюзия (Komická magie): Екимов А.В., Зиновьев В.Г., Иншин С., Нечепоренко И.М. и Ивкина Л.В., Филипин Н.
  5. Микромагия (Mikromagie): Ачубаков Р.М., Городничий В.Э., Храбров В.В.
  6. Детская иллюзия (юниоры, Junioři): Тамара Циталашвили.

Беспрецедентный наплыв конкурсантов из СССР, по-видимому, объясняется тремя факторами: проторенностью дороги в Карловы Вары, в том числе усилиями отца и сына Акопянов, ослаблением госконтроля за перемещениями граждан на закате советской эпохи, а также количественным и качественным скачком отечественной иллюзии после создания МКФ.

Комментарии

Пока комментариев нет. Ваш может стать первым.

Ваш комментарий

Задать аватар для своего комментария можно здесь

Имя (обязательно)

Электронная почта (обязательно)

Веб сайт

Изображение CAPTCHA
Введите код, который вы видите, в следующее поле