Новости и анонсы

Снова про гитики
Глава I. Мировоззренческая оплеуха

21 июля 2018 г. 8:56 | Автор: fedrv | Просмотров: 226 | Комментариев: 3
Снова про гитики<br />Глава I. Мировоззренческая оплеуха


Потом, в Новый год, на рассвете
начнет похмеляться наш двор,
смакуя заложенный летом
в домашний рассол помидор.


Случаются порой события, которые словно молотом сокрушают устоявшиеся представления о соотношении в нашей жизни случайного и закономерного, очевидного и невероятного. Недавно «мировоззренческая кувалда» стукнула и по моему темечку...

Начну издалека. Постоянные посетители нашего сайта, возможно, помнят опубликованный в мае 2014 года объемный материал про гитики. В семи главах были детально разобраны исторические, лингвистические, математические, литературные и даже пророческие грани мнемонических формул, пригодных для демонстрации старинного карточного фокуса. В итоге удалось выявить кандидата на роль первой русскоязычной гитики и более чем на 20 лет «состарить» крылатое выражение «Наука умеет много гитик». Теперь эти результаты отражены не только в магикпедии, но и в википедии. Кроме того, в статье были представлены многочисленные отечественные и зарубежные гитики, а в заключение дан список публикаций по теме (свыше 170 наименований и около 16 тыс. просмотров). Если быть точным, то изначально в 2014 году перечни литературы и иностранных гитик были заметно короче — я дополнял их после, и особенно активно, когда находился в Англии и имел прямой доступ к библиотеке Лондонского магического круга (The Magic Circle).

Весь этот самопиар я затеял для обоснования следующего нескромного заявления. Длительное и целенаправленное изучение гитик сделало меня одним из немногих специалистов в данной области. Благо, серьезных конкурентов у меня не было и до сих пор нет1. Почему я вдруг вздумал беззастенчиво хвастаться, станет понятно немного позже.

Помимо гитик и биографий отечественных иллюзионистов, есть у меня «пунктик», касающийся книг по фокусам и истории иллюзии. Я лелею надежду, что рано или поздно удастся создать библиотеку нашего клуба, и даже название для нее придумал — библиотека Российской ассоциации иллюзионистов имени А.А. Вадимова. Ради этой цели я участвую в аукционах, скупаю соответствующую литературу у букинистов и на сетевых книжных развалах, завез из Британии около 600 кг англоязычной литературы, отыскал большую часть вадимовской библиотеки. В общем медленно, но планомерно приближаюсь к реализации замысла.

И вот недавно я заказал на букинистическом сайте Alib.ru небольшую книжечку Николая Аменицкого «Игры и фокусы с картами» (1913 год). Среди прочих карточных эффектов в брошюре описан тот самый трюк «Наука умеет много гитик». В статье я писал об этом издании и даже приводил скан, любезно предоставленный Ильхамом Асадовым и Бринатом Рамазановым. Перед покупкой продавцы честно предупредили об имеющихся владельческих пометках на полях. Меня это не смутило. В результате вместе с пришедшей из Питера брошюрой я неожиданно получил вышеупомянутую мировоззренческую оплеуху...

Дело в том, что на полях были не просто пометки. Там оказалась совершенно замечательная неизвестная гитика! Из числа тех немногих, которые наука пока еще не знает и не умеет... :)

Надпись на полях книги Н.Н. Аменицкого «Игры и фокусы с картами»

Вот скажите, как могло такое произойти, что затерянная в старинной книге рукописная мнемоническая формула волей случая попала к специалисту чрезвычайно узкого профиля, едва ли не единственному в стране человеку, которого эта надпись на полях могла всерьез заинтересовать?! Что это, шалости провидения или сбой теории вероятности? Мое материалистическое сознание отказывается верить, что информация сама пробивается к заинтересованному потребителю, чудесным образом меняя реальность путем выстраивания нужной цепочки событий...

Внимательно просмотрев полученную книжку, я тут же принялся писать письмо в магазин «Книжная лавка»:

Здравствуйте, уважаемые Ольга Николаевна и Татьяна Валерьевна!

Вас беспокоит Андрей Федоров — покупатель, который через сайт Alib.ru приобрел 7 июля в вашем букинистическом магазине брошюру «Игры и фокусы с картами» из серии Н.Н. Аменицкого «Научно-забавная библиотека для семьи и школы», выпуск 27-й и последний, Москва: издание А.С. Панафидиной, 1913 год.

Не подумайте, что у меня есть какие-либо претензии к покупке. Нет, все прошло гладко, без проблем и нареканий. Спасибо за оперативность и внимательное отношение к клиентам. Книгу я получил своевременно, заранее был проинформирован о ее состоянии, включая пометки карандашом.

Тем не менее, именно пометки стали причиной моего обращения к вам. Дело в том, что это тот редкий случай, когда записи на полях оказались важнее, чем сама книга. В 1637 году нечто подобное случилось с «Арифметикой» Диофанта, на полях которой Ферма сформулировал свою знаменитую теорему. :) Так вот на странице 34 приобретенной у вас книги, в главе, посвященной известному карточному фокусу «Наука умеет много гитик», изображена альтернативная мнемоническая формула:


С Е М Е Н
С О Л И Л
П А П И Н
Т О М А Т

Рядом написано: «Фраза осмысленная и мною придуманная» (см. прилагаемое фото). Увы, никаких владельческих помет или экслибриса, которые указывали бы на имя человека, оставившего данную запись, в книге не оказалось.

В связи с этим у меня к вам просьба. Не могли бы вы уточнить, как и от кого к вам попала брошюра? Я понимаю, что букинисты и антиквары обычно не выдают свои источники, но тут особый случай. Я не преследую коммерческую выгоду и не пытаюсь перехватить новые поступления в ваш магазин. Мой интерес чисто академический — установить авторство и время создания этой интереснейшей мнемоники. Для этого как минимум нужно выяснить, кто был прежним владельцем книги.

Поверьте, это не праздное любопытство. Являясь так называемым хранителем истории Российской ассоциации иллюзионистов, я посвятил немало времени изучению происхождения и вариаций этого старинного фокуса. Результаты опубликованы по следующим ссылкам: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Неординарная мнемоническая фраза на полях брошюры из вашего магазина станет продолжением исследования. В ближайшее время я намерен рассказать о находке на сайте magicpedia.ru. Надеюсь, вы не будете возражать, тем более, что это послужит дополнительной рекламой вашему букинистическому магазину.

Напоследок хочу выразить признательность за ваш профессионализм, проявившийся в том, что вы не стали ради дополнительной прибыли придавать брошюре «товарный» вид с помощью ластика и сохранили столь важные владельческие пометки.

Очень надеюсь на понимание и содействие с вашей стороны.

До свидания. Всего вам доброго.

С уважением, Андрей Федоров

e-mail: fedrv@list.ru

Site: http://magicpedia.ru

Ответ был быстрым, кратким и безотрадным:

Простите, но у нас скупка. Приносят валом. Что-то идет на алиб, что-то на свалку, что-то в распродажу. Знали бы — сказали бы...

Таким образом, семейство лексически правильных гитик, авторы которых неизвестны, пополнилось еще одной беспризорницей — мнемоникой СЕМЕН СОЛИЛ ПАПИН ТОМАТ (далее сокращенно ССПТ)... Это уже третья питерская или скорее ленинградская сирота. Напомню, что ранее ленинградец Яков Перельман почему-то не стал публиковать имена своих читателей, придумавших фразы КРУПУ, ТАБАК БЕРЕМ ОПТОМ и МАКАР РЕЖЕТ НОЖОМ НИТКИ (подробнее см. здесь).

Теперь о том, почему меня заинтриговала мнемоника ССПГ. В чем ее неординарность, помимо того, что занятие у Семена более творческое, чем у его коллеги Макара?

  • Во-первых, очень похоже, что гитика найдена вручную и довольно давно. Скорее всего, еще до Великой Отечественной войны — в 20-е–30-е годы. Надпись на полях сделана без «ятей», поэтому короткий период между изданием книги и языковой реформой 1918 года можно исключить. «Игры и фокусы с картами» замыкали научно-популярную серию Н. Аменицкого, и на обложке перечислены все 26 предыдущих выпусков. Так вот бывший владелец поставил метки около 19 из них, то есть он имел или как минимум прочел три четверти брошюр серии (точнее 74%). При этом он не был библиофилом — уж слишком небрежно он относился к предмету своего интереса. Разве станет книголюб делать пометки на страницах? По-видимому, автор ССПТ увлекался занимательными науками и покупал брошюры от случая к случаю, когда встречал их в книжных лавках. При таком эпизодическом подходе собрать столь полную коллекцию можно было не позднее чем через 20–25 лет после выхода серии... Логика этих рассуждений не безупречна, но больше опереться не на что. К сожалению, среди моих знакомых нет экспертов-криминалистов, которые могли бы уточнить датировку надписи путем физико-химического анализа.
  • Заключительная брошюра из научно-забавной библиотеки Николая Аменицкого
    Титульный лист и вторая страница обложки с пометками прежнего владельца

  • Во-вторых, как справедливо отметил неизвестный автор, фраза «Семен солил папин томат» осмысленная (в той мере, насколько понятие смысла вообще применимо к псевдовысказываниям). Следовательно мнемоника претендует на роль очередной жемчужины в ожерелье русскоязычных гитик, включая «Смуту ведет долом слава», «Макар режет ножом нитки», «Крупу, табак берем оптом», «Чукча робко рулил багги», «Шаман Демид тушит бубен», «Самка томно сидит денек» и др.

  • В-третьих, и это главное. Мнемоника ССПТ имеет особенность, которая делает ее уникальным явлением среди других гитик, «осмысленных» и не очень. Сам автор эту особенность, похоже, не заметил. Ниже я разместил таблицу, где одинаковым буквам соответствует одинаковый фон. Присмотритесь к цветовой гамме — каждая пара букв расположена в одном ряду или столбце. Есть единственное исключение — литера «А». Однако оно ничуть не умаляет достоинств гитики, ведь иначе и быть не может — буквенных пар десять, а рядов и столбцов только девять (4+5). Одна пара обречена быть разделенной.
С Е М Е Н
С О Л И Л
П А П И Н
Т О М А Т

Данное свойство позволяет разнообразить исполнение трюка. Для того, чтобы идентифицировать выбранные карты, фокуснику достаточно знать один единственный вертикальный или горизонтальный ряд. Если зритель не может указать таковой, значит искомые карты соответствуют буквам «А». Аналогичным качеством обладает старинная мнемоника LIVINI LANATA LEVETE NOVOTO для троек карт (подробнее см. здесь).

Вот, собственно, и весь рассказ об удивительной гитике, которая свалилась на меня как снег на голову. Уточнить дату ее создания и найти автора пока не представляется возможным. Остается лишь зыбкая надежда, что бывшие владельцы книги или их потомки прочтут эту публикацию и внесут ясность. Шансов мало, но как мы уже видели, провидение не очень-то считается с теорией вероятности.



1 Справедливости ради надо признать, что  у меня имеется как минимум два конкурента. Да еще какие! Гиганты иллюзионного жанра! Увы, россиян среди них нет, оба из США. Я расскажу о них в следующей главе.

Комментарии

Денис Власов
22 июля 2018 г. 9:25
Да, история интересна и своей невероятностью и загадкой. Кто мог бы быть автором этого гитика? Профессиональный лингвист? Писатель? Фокусник?
Я обратил внимание еще на одну деталь. Человек делал комментарий строчными буквами собственным почерком, а потом перешел на печатные буквы, четкие, крупные, с уверенным нажимом. Он не стал писать прописными. И шрифт характерен для инженеров. У меня отец инженер-строитель, и в его записях постоянно встречаются именно такие переходы с одного почерка на другой, причем буквы очень похожи. Поэтому мне кажется, что автор был как-то связан с инженерной специальностью.
fedrv
# fedrv
23 июля 2018 г. 8:55
Спасибо, Денис, за дельный и интересный комментарий. Честно говоря, я не согласен с твоими выводами. Во-первых, переход с рукописного текста на печатный (или, что вероятнее, наоборот — с печатного на рукописный, так как автор, скорее всего, сперва изобразил мнемонику, а потом написал пояснение к ней) вполне объясним. Текст мнемоники формирует таблицу, поэтому использовать не связанные меж собой заглавные литеры совершенно логично, ведь каждая из них соответствует отдельной игральной карте. Пояснительный текст не несет мнемоническую функцию, оттого и написан обычным почерком, кстати, довольно неразборчивым. Таким образом, переход с прописных букв на строчные вряд ли связан с профессией, он обусловлен самим содержанием текстов.

Во-вторых, про версию об инженерной специальности автора. Мой отец — инженер проектировщик шахтного оборудования, да и я в течение двух лет изучал инженерную графику в вузе. Так вот чертежные шрифты (ссылка) заметно отличаются от надписи на полях. Буквы мнемоники ближе к тому, что изображают дети, которые изучают азбуку в школе или детском саду. Литеры прямые и бесхитростные, такие же, как в букваре. Мастерства и опытной руки чертежника я там не увидел, скорее наоборот. Так что мой вывод противоположен твоему — автор весьма далек от ремесла инженера-чертежника.

И последнее, с чем я не согласен в твоем комменте. Исходя из грамматической логики оригинальной фразы «Наука умеет много гитик», слово «гитика» — женского рода. В противном случае наука бы умела много гитиков... ;)
Денис Власов
27 июля 2018 г. 20:19
Соглашусь с замечаниями, погорячился с выводами.

Ваш комментарий

Задать аватар для своего комментария можно здесь

Имя (обязательно)

Электронная почта (обязательно)

Веб сайт

Изображение CAPTCHA
Введите код, который вы видите, в следующее поле