Новости и анонсы

Девять дней без Николая Дмитриева

8 августа 2019 г. 16:44 | Автор: fedrv | Просмотров: 432 | Комментариев: 3
Девять дней без Николая Дмитриева
Скромная птица высокого полета

Умер Николай Дмитриев. Ушел талантливый исполнитель оригинальных иллюзионных номеров. Ушел незадолго до своего 70-летия.

Думается, что кончина этого артиста означает несколько большее, чем смерть рядового исполнителя волшебных трюков.

Николай Дмитриев являлся верным и преданным учеником гениального эстрадного режиссера Сергея Андреевича Каштеляна, и не его вина в том, что он не обладал мощным, искрящимся талантом своего учителя — просто он был образцовым реализатором его идей, верным последователем, практически воплощающим его принципы.

Он, Дмитриев, перефразируя расхожее выражение, любил не столько себя в иллюзионизме, сколько иллюзионизм в себе. Он был скромным человеком, и ему никогда не пришла бы в голову мысль самозванно выдавать себя за заслуженного артиста России или наделять самого себя титулом эксперта МВД по карточному шулерству — титулом, который МВД никому не присваивало. Такое честное отношение к своему артистическому статусу он унаследовал от Сергея Каштеляна, который, обладая исключительно самобытным дарованием, ненавидел пошлость в эстрадном искусстве.

Вероятно, будет справедливым сказать, что Николай Дмитриев умер недооцененным. Его сверкающий исполнительский талант как-то остался в тени, и до сих пор широкая (даже иллюзионная) аудитория до обидного мало знает о его творчестве. Впрочем, замечу вскользь, не только о нем. В публикациях современных иллюзионных «гастарбайтеров» не найти имен и других выдающихся представителей цеха рукотворных загадок — Владимира Данилина, Ивана Нечипоренко, Анатолия Питухина, Анатолия Сударчикова и других. Печально, что, похоже, подтверждается пословица об иллюзионистах, не помнящих родства.

Более того — сейчас, когда в жанр иллюзии пришло много «разночинцев», практически пропало представление о сложности исполнения, о техническом мастерстве демонстратора, о феерической головоломности являемых сценических чудес. Ну разве способен грузный, лысеющий менталист, обладающий вечно-настороженным взглядом, выбрасывать в воздух и ловить шесть мячей в их водопадном крутящемся каскаде?! А Николай демонстрировал эту уникальность в далеко запенсионном возрасте.

Я использовал слово «уникальность», и это именно так, потому что ни один сценический чародей в мире не демонстрировал такую зрелищную фантастику — появление шести мячей из одного, жонглирование ими и последующая сборка этих мячей в один. Да, номер «Спортлото» придумал Сергей Каштелян, но осуществил-то его на сцене Николай Дмитриев!

Проблема создания новых трюков не нова в иллюзионизме. Однако творческое воображение многих чародеев настолько скудно, что они готовы подраться из-за того, кто первый применил для карточного брейка не мизинец, а безымянный палец. Мелочь, пустячок, но спор иногда разгорается не на шутку. И вдруг в исполнении Николая Дмитриева появляется номер «Нотки», в котором иллюзионист снимает с партитуры крупные нотные знаки и начинает ими манипулировать. Наверное, можно было бы сопровождать появление и исчезновение этих знаков соответствующими переливами мелодии — в такт движениям кистей фокусника, но... Преждевременная смерть Сергея Андреевича помешала ему завершить этот ни на что не похожий иллюзионный номер. И мне хорошо известно, сколько времени и сил потратил Дмитриев на логическое завершение этой музыкально-поэтической иллюзионной феерии. Увы... Достойного финала Николай не нашел. Может быть, кто-нибудь из молодых чародеев вдохновится этой идеей и выведет это волшебство на международную сцену? Во всяком случае, к этому призывает отечественных магов и чародеев память о Николае Дмитриеве.

И хочется надеяться, что путь, пройденный Николаем, не останется единичным явлением. Он стал первопроходцем, показав, что в иллюзии существуют неосвоенные пока глубины и вершины. Спасибо тебе, Маэстро! И — прощай, Мастер!





Несколько слов о предыстории данной публикации.

В день смерти Н.М. Дмитриева я позвонил А.С. Карташкину и попросил написать некролог. Анатолий Сергеевич с пониманием отнесся к просьбе и через несколько дней выполнил ее. Однако чтобы перенести прочувствованные строки на сайт, пришлось организовывать личную встречу с автором. Она состоялась 8 августа, как раз на девятый день после безвременного ухода Николая Михайловича.

Спросите, зачем было встречаться, если есть интернет? Дело в том, что А.С. Карташкин писал от руки. Он недавно вышел из больницы, где перенес серьезную операцию на глазах. Работать на компьютере ему нельзя, вот и писал вручную. На переданных мне пяти листах текст выведен крупными печатными буквами. Отдельные литеры иногда пропущены, иногда дублируются. Неровные строки плывут и наезжают одна на другую... Как тут не вспомнить литературный подвиг Николая Островского?

Когда я просил Анатолия Сергеевича отдать дань памяти Н.М. Дмитриеву, я не знал о предстоящей операции, назначенной как раз на день похорон. А он не сказал, промолчал... Вдумайтесь! Человек на грани утраты зрения, но ему даже в голову не приходит отказаться от несвоевременного предложения. Уважение к ушедшему товарищу сильнее заботы о здоровье...

Такие поступки, в моем понимании, и отличают настоящего Человека от тех, кто делу предпочитают пустые слова. Тех, кто даже будучи в полном здравии не соизволили приехать и проститься с неординарным фокусником, одной из жемчужин славного ожерелья, созданного режиссерским гением Каштеляна...

Вот какую правду я хотел рассказать об авторе приведенного здесь некролога. Правду об Анатолии Карташкине и о достойном подражания чувстве долга перед почившим коллегой.


Рукописный фрагмент некролога «Скромная птица высокого полета»

Комментарии

Александр
8 августа 2019 г. 18:57
Спасибо от всех учеников Каштеляна. Вечная память!
Владимир Свечников
9 августа 2019 г. 0:39
Спасибо, Анатолий Сергеевич, за Ваши теплые, дружеские слова памяти о Николае Дмитриеве. Я видел "вживую" этот его замечательный номер "Спортлото" и до сих пор воспоминание об этом каскаде бесподобных и невиданных прежде манипуляционных приёмов, заставляет замереть от восхищения. Вспоминаешь это как настоящее волшебство! А ведь как было бы замечательно, если бы кто-то из молодых ребят восстановил бы этот номер и исполнял его к изумлению зрителей. Ведь такой пример в истории отечественного иллюзионизма уже был: Василевский исполнял трюк "Появление чаши с водой", громко объявляя, что этот номер был осуществлён Диком Читошвили и исполняется, как память о таком замечательном артисте. Интересно, а сохранилась ли качественная запись номера "Спортлото"? Ведь очень многие фокусники, подозреваю, не понимают, о чём идет речь... Светлая память Николаю Дмитриеву.
fedrv
# fedrv
9 августа 2019 г. 6:43
В сентябре 2010 года я сделал это фото Николая Михайловича на ступенях Цирка на Цветном. Помню, я тогда специально подыскивал позицию, чтобы круг с надписью «цирк» формировал как бы нимб вокруг головы Дмитриева...

Больно осознавать, что его уже нет с нами. Он был верующим человеком. Не могу сказать о себе то же самое, но если из нас двоих прав был Николай Михайлович, то сейчас он бродит по райским кущам с похожим нимбом над головой...

Помните фразу про Гошу из фильма «Москва слезам не верит»?

На самом деле перед вами руки золотые. Ну, в смысле «золотые руки»!

Так вот то же самое можно сказать про Николая Дмитриева. И не только в адрес его золотых рук жонглера и фокусника, но и в отношении его сердца. Сердце у него на самом деле было золотое. Самой высокой пробы...

Ваш комментарий

Задать аватар для своего комментария можно здесь

Имя (обязательно)

Электронная почта (обязательно)

Веб сайт

Изображение CAPTCHA
Введите код, который вы видите, в следующее поле