Новости и анонсы

Интервью с режиссером Люком Коремом

27 сентября 2019 г. 19:38 | Автор: fedrv | Просмотров: 443 | Комментариев: 0
Интервью с режиссером Люком Коремом
Как часто нас спасала слепота,
Где дальновидность только подводила.
Уильям Шекспир. Гамлет

Ведь лучше всего понимает, что такое свет,
не электрик, не фотограф, не художник, а слепой,
потерявший зрение в зрелом возрасте.

Освободите себя от надежды,
что море когда-нибудь успокоится.
Мы должны научиться плыть
при сильном ветре.

Для тех, кто желает приложить большие
усилия, приготовлены великие чудеса
и удивительные сокровища.

17 сентября в 20.50 мск состоялось скайп-интервью с режиссером документального фильма «Раздача» (Dealt) Люком Коремом (Luke Korem). Российскую сторону представляли зрители кинотеатра «Факел», что на Авиамоторной. Американскую — только интервьюируемый. Мы его видели на большом экране. Он нас только слышал. Скромный такой асимметричный телемостик. Расскажу о нем, потому что события, не наследившего в информационном поле, как будто и не было вовсе...

Как все начиналось

Мне довелось быть ведущим мероприятия. Виной тому сарафанное радио. Организаторы услышали обо мне от моего хорошего приятеля и почти однофамильца Георгия Вячеславовича Федоровского, очень энергичного и инициативного исследователя непознанного. В 2018 году я помог ему связаться с А.С. Карташкиным. Их знакомство вылилось в два интервью (ссылка 1, ссылка 2), выступление Анатолия Сергеевича на седьмой «Необъяснимой встрече» и переиздание его книги «Полтергейст» (М.: изд. «Вече», 2019, 416 стр., впервые вышла в 1997 году). Кстати говоря, второе издание снабжено добротным послесловием Г.В. Федоровского. Есть там и его фотография.

И вот через год Георгий вернул «бумеранг» в виде рекомендации. Поначалу я скептически отнесся к идее интервьюировать режиссера. Ну, не обсуждать же с ним композицию и раскадровку... Вот если бы говорить с фокусником — тогда другое дело. Однако поразмыслив, я решил, что существенной разницы нет. Толковый художник-портретист настолько проникается моделью, что зачастую знает ее лучше, чем она сама. А в том, что Люк Корем — блестящий мастер документалистики, нет никаких сомнений. В ходе интервью он мимоходом отметил, что на съемки фильма ушло три года. Вдумайтесь, три года на полуторачасовой неигровой фильм! Вот кто после этого посмеет утверждать, будто американцы — люди несерьезные и относятся к делу поверхностно?!

Впрочем, не стоит забегать вперед. На звонок ивент-менеджера Наили Гольман я ответил согласием. Было предложено подготовить с десяток вопросов, но не зная, насколько словоохотливым окажется режиссер, я удвоил это число. Вернее, довел до символического значения 21 — «очко». Таки фильм «Раздача» про карточного фокусника... Лучше уж израсходовать не все вопросы, чем судорожно придумывать новые во время диалога. Импровизация хороша, если подготовлена заранее...

Иногда реплики теледебатов или интервью кажутся настолько глупыми и никчемными, что хочется выключить телевизор. Но когда сам берешься за составление вопросов, понимаешь, что дело не такое простое, как кажется со стороны. Много в нем противоречивых и даже взаимоисключающих требований. Человека следует разговорить и притормозить, если он слишком разойдется. Нужно обеспечить видимую «свободу слова» и одновременно направлять мысли собеседника в нужное русло. При этом сочетать твердость с тактом, ни в коем случае не давить. Не умничать, не искрить интеллектом, чтобы не затмить интервьюируемого и не поставить его в глупое положение, однако опускать себя до уровня безмозглой амебы еще хуже. Зрителям (слушателям) должно быть интересно, но скатываться в «желтизну и хихиканье» нельзя. Публику нужно не только развлекать, но и просвещать...

Я знаю один надежный рецепт: говорить надо о том, что интересно самому. Это частное следствие универсального закона человеческого счастья — занимайся тем, что любишь... Избитые фразы-затравки типа «расскажите о себе» решил не использовать. Известно, что многие люди искусства способны вещать о себе часами. Зачем рисковать, если хочется узнать не столько про самого Люка Корема, сколько про главного героя его фильма — Ричарда Тернера. Ведь словосочетание «слепой фокусник» интригует сильнее, чем короленковское «слепой музыкант», и уж тем более, чем «зрячий режиссер»...


Анонс фильма «Раздача» на сайте «Москино». Причиной возрастного ограничения (16+), видимо, стал поздний сеанс

За 15 минут до начала кинопоказа встретились с одним из организаторов — Ириной Чернушкиной. Чуть позже подошел Георгий Федоровский. Постояли, поболтали о разном...

Когда зашли в зал, Люк Корем уже моргал с экрана. «Какой красавчик!», — перешептывались дамы. У режиссера и вправду на редкость привлекательная внешность. Даже странно, что он снимает, а не снимается... Особенно впечатляет его улыбка а-ля Джулия Робертс. Это когда напоказ не только зубы, но и десны чуть ли не до основания. Попробуйте так ощериться перед зеркалом — и вы поймете, что это за гранью физиологических возможностей человека. У нас на такое способны разве что Игорь Верник да Дмитрий Иосифов, сыгравший в детстве Буратино.

Мероприятие чуть было не сорвалось из-за технических неполадок. Голос Москвы никак не мог пробиться в США. Люк нас не слышал. Зрители уныло взирали на тщетные потуги наладчиков. Удивительно, но обошлось без колкостей и кривых ухмылок. Российская публика явно привыкла к тому, что диалог между нашими странами выстраивается мучительно... Думали уже запускать фильм без интервью, но на финальной проверке связи случилось чудо — Штаты нас услышали! Мы это мгновенно поняли по оживившемуся лицу Люка.

Интервью

Далее привожу подготовленные для интервью вопросы. Часть из них я не задавал. Как и прогнозировала опытная Наиля, хватило десятка фраз. Запись не велась, поэтому ответы режиссера восстанавливаю по памяти. Фактически привожу только выжимку из его реплик. Гораздо более кратко, чем было на самом деле, но и более емко...

Здравствуйте, Люк, или как начинает свои выступления Ричард Тернер, — Хауди!

— Хауди! [Люк смеется — здесь и далее фразы в квадратных скобках даны примечания редактора сайта]. Да, именно так здороваются в Техасе.

В первую очередь хотел бы поблагодарить Вас за прекрасный фильм и за готовность поговорить о нем. Очевидно, лента не столько про фокусы, сколько про силу духа и волю к победе, в первую очередь к победе над собой.

1. Но мой первый вопрос не про внутренние качества Ричарда, которыми нельзя не восхищаться, а про внешнее проявление его фантастической целеустремленности. Человек он разносторонний. Какая его страсть поразила Вас больше всего? Карты, карате, охота на акул или, может быть, метание ножей?

[Я не стал задавать первый вопрос, поскольку ответ на него очевиден. Конечно, больше всего поражает владение Ричарда картами. Тут и думать нечего. Зачем засорять эфир банальностями? Сразу начал со второго вопроса — ред.]

2. Расскажите, Люк, как Вы познакомились с Ричардом и когда решили снять о нем фильм?

— Мой папа был фокусником. С детства он прививал мне любовь к иллюзионному жанру. Собственно, от него-то я и узнал про Ричарда Тернера. Так что не будет преувеличением сказать, что этой неординарной личностью меня заинтересовал отец.

3. В 2012 году в США вышел документальный фильм «Обманчивая практика» (Deceptive Practice) про фокусника и историка иллюзии Рики Джея (Ricky Jay), в 2014-м снят документальный фильм «Честный лжец» (An Honest Liar) про иллюзиониста и скептика Джеймса Ренди (James Randi). Ваш фильм «Раздача» (Dealt) продолжил эстафету документалистики про американских фокусников. Оказали ли фильмы-предшественники влияние на Вас как режиссера или это случайная последовательность никак не связанных событий?

— Конечно же, я видел эти фильмы, но они тут ни при чем. Идея снимать Ричарда Тернера возникла после нашего с ним знакомства. Так что документальный «сериал» про видных американских фокусников следует воспринимать как совпадение.

4. При переводе на иностранные языки оригинальные названия фильмов часто теряют глубину и значение. Не могли бы Вы рассказать, как родилось название «Раздача» (Dealt) и имеет ли оно смысловые оттенки, которые трудно сохранить в переводах с английского?

— Да, так и есть. При выборе названия фильма важную роль сыграла смысловая многозначность слова. Первое значение заголовка — это «справился, смог, сумел» [к сожалению, в переводе на русский язык это значение полностью утрачено — ред.]. Второе — раздача игральных карт. Третье — это аббревиатура D.E.A.L.T., используемая Ричардом в качестве названия реабилитационных курсов для инвалидов, которые он ведет.

5. Чего в вашем фильме больше, желания познакомить мир с биографией неординарного современника, или стремления мотивировать зрителей?

— Главным образом мне хотелось рассказать о сильном и целеустремленном человеке. Но, конечно, без мотивации тоже не обойтись, потому что Ричард Тернер — сам по себе мощный стимул к работе над собой. Глядя на него, неловко сидеть сложа руки и не добиваться успеха.

[Тут я хотел задать незапланированный вопрос про съемочную команду, но вовремя сообразил, что все ее члены перечислены в титрах. Да и что нам скажут имена помощников, если имя самого режиссера большинство россиян слышит впервые? — ред].


Скайп-интервью с режиссером фильма «Раздача» Люком Коремом. Кинотеатр «Факел», 17.09.2019

6. Скажите, пожалуйста, Люк, как знакомство с Ричардом повлияло лично на Вас, на Ваше отношение к себе, побудило ли к самосовершенствованию?

— Три года моей жизни ушло на создание фильма, но за все это время я ни разу не видел Ричарда в плохом настроении. Он всегда весел и жизнерадостен. Ричард научил меня не унывать, несмотря на обстоятельства и невзгоды.

7. Незрячие издревле доказывали свою нужность обществу, но, как правило, избирали писательский труд, науку или музыку. Так, Гомер написал «Илиаду», Николай Островский — один из мощнейших романов-мотиваторов советского периода «Как закалялась сталь». Как Вы думаете, почему Ричард стал именно фокусником? Что тому виной, любовь к картам (недаром же он дал сыну «карточное» имя Эйсе), или это жажда бросить вызов судьбе, доказать, что самый страшный физический недостаток может стать величайшей силой?

— Верно и то и другое. Ричард фанатично предан картам. Он бесконечно тренируется и практически не выпускает колоду из рук. Можно сказать, он живет с ней. Поэтому страсть к картам, несомненно, оказала решающее влияние, а несгибаемая воля сделала его тем фокусником, которого мы знаем.

8. Иногда параолимпийцы, получая медали, заявляют, что не случись трагедии, приведшей к инвалидности, они не достигли бы сияющих высот. А относительно Ричарда, как Вы считаете, если бы он не потерял зрение, гордились бы им американцы или сегодня он был бы рядовым гражданином страны?

— Я бы не сказал про национальную гордость. Наверное, это слишком громкие слова. А вот то, что Ричард не стал бы собой, если бы не случилась беда — совершенно точно. Он лично говорил мне об этом.

9. Сам Ричард называет самыми страшными болезнями человека лень и прокрастинацию. Не думаете ли Вы, что физические недостатки помогают бороться с этими недугами? Ну, например, у тех же слепых гораздо меньше соблазнов отвлекаться на телевизор и компьютерные игры, а значит больше шансов достичь значимых целей.

— Мобилизующая роль травм и увечий бесспорна. Характер и сила проявляются в преодолении трудностей. Другое дело, что далеко не каждый готов к самоотдаче по примеру Ричарда. Инвалидов много, таких как Тернер — единицы.

10. А как насчет компенсации утраченных функций организма? Известно, что у слепых обостряется слух и осязание. Как вы считаете, сыграло ли это роль в достижениях Ричарда, или по сравнению с его силой воли это вторично и несущественно?

— Да, в результате потери зрения у Ричарда значительно повысилась чувствительность пальцев. Недаром он является тактильным экспертом ведущего производителя национальной игорной индустрии — компании «Ю-Эс плеинг кард компани» (The United States Playing Card Company). Ему присылают новые колоды для тестирования. Осязательные возможности Ричарда настолько развиты, что он способен различить микроскопические погрешности. Он «видит» кожей то, что бессильны увидеть зрячие.

[Вопросы 11–14 были резервными и не задавались]

11. На мой взгляд, Ричард являет собой, если можно так выразиться, образец эволюции инвалидов в исполнительском искусстве. Сто лет назад их показывали как диковинки в иллюзионах, делали участниками фрик-шоу, но постепенно они становились полноценными артистами. Теперь на примере Ричарда, мы видим, что люди с ограниченными возможностями выступают наравне со здоровыми коллегами, а то и превосходят их. Можете ли Вы спрогнозировать, что будет дальше? Сохранится ли такая тенденция или Ричард — это уникальное разовое явление? Как, например, Стивен Хокинг в науке?

[Этот вопрос был рассчитан не столько на Люка Корема, сколько на другого человека, которого я намеревался пригласить на мероприятие и по ходу представить публике. Речь идет о Елене Эдуардовне Штейн, дальней родственнице артистки-мнемотехника Розалины Михайловны Греголи. Недавно я говорил про нее на сайте (ссылка). У Елены Эдуардовны очень серьезные проблемы со зрением, она почти слепая. Но вопреки инвалидности она стала известным этнографом, доктором наук. К сожалению, 17 сентября Е.Э. Штейн находилась за границей, поэтому обеспечить ее присутствие в зале не получилось].

12. Ричард несколько дистанцируется от фокусников, называя себя «Карточным механиком» (“card mechanic”). Его репертуар большей частью составляют «игровые трюки» (Gambling). Понятно, что из-за слепоты он в основном должен работать сам. Зрители способны внести хаос в номер, поэтому Ричард привлекает их не очень активно. По фильму видно, как тщательно он подходит к отработке автоматизма и точности движений. Не видя карт, массу информации нужно удерживать в голове. Заменяет ли Ричард память механической отработкой серии последовательных манипуляций с колодой, или он также работает над концентрацией внимания?

13. Современный иллюзионный жанр, в частности карточная магия, бурно развивается. Мне трудно представить, как можно изучать новые приемы без обратной связи через зрение. Не показалось ли Вам, что слепота мешает Ричарду двигаться вперед, осваивать новое? Как он преодолевает эти проблемы?

14. В фильме мы видим интервью с фокусниками Джонни Томпсоном, Максом Мейвеном, Армандо Лусеро, Джейсоном Ингландом. Не пришлось ли их уговаривать, чтобы участвовать в съемках? Как Вы считаете, насколько искренним было восхищение профессионалов мастерством Ричарда?

15. В фильме детально показано исполнение некоторых приемов, которые активно практикуют не только карточные шулера, но и фокусники. В частности, «Сдача вторых» (The Second Deal). Не возмущались ли фокусники тем, что Вы раскрываете секреты их ремесла?

Нет, не возмущались. Вероятно, потому что ту же сдачу вторых Ричард не подает как фокус. Он открыто разоблачает этот шулерский прием с перевернутой верхней картой. В его демонстрации это не секрет, а искусное владение манипуляционной техникой.

16. Чтобы снять хорошее документальное кино о живом человеке, нужно сблизиться с ним и его семьей, понять их мотивацию. Вы говорили, что работали над фильмом три года. Насколько трудно или легко было войти в семью Тернеров?

— Тернеры — люди открытые и доброжелательные. Проблема была в другом. Первые несколько месяцев снимать не получалось. Мы пробовали, но члены семьи были закрепощены. Получалось неестественно. Потребовалось время, чтобы Тернеры настолько привыкли ко мне и съемочной группе, что воспринимали нас как нечто обыденное и оставались самими собой.

17. Поддерживаете ли Вы связь с семьей Ричарда? Известно ли Вам, чем сейчас занимается его сын Эйсе (Asa), какой жизненный путь он избрал?

— Да, поддерживаю, но, конечно, не столь активно, как во время съемок. Хочется видеться чаще, но не всегда получается. Эйсе учится в колледже. Занимается трехмерной графикой.

18. Писатель Сергей Довлатов, эмигрировавший в 1978 году из Советского Союза в США, говорил: «В Америке успех и слава — не одно и то же. Успех и деньги — не синонимы. Мой, скажем, вид успеха называется „critically acclaimed“ — „отмеченный критиками“. К деньгам это серьезного отношения не имеет. К славе — тем более». Как бы вы охарактеризовали успех своего фильма «Раздача»? Сопутствовала ли слава и финансовое благополучие Вашим победам на фестивалях?

— Документалистика — не та область, где следует рассчитывать на громкую славу и деньги. Польза, несомненно, была. Меня узнали как режиссера, хотя это и не та известность, которая сопутствует игровому кино.

19. Как фильм стимулировал Ваше дальнейшее творчество и как повлиял на вашу жизнь? Появились ли новые предложения?

— Работая над фильмом, я приобрел хороший опыт. Стали поступать интересные предложения. Вообще, главное в нашем деле — продолжать двигаться вперед и не останавливаться. Во всяком случае я стараюсь действовать именно так.

20. Недавно Вы работали над сериалом «Action». Насколько я знаю, он про игровой бизнес. В какой мере он стал продолжением «Раздачи»? И рекомендуете ли Вы его российскому зрителю?

— Нет, «Экшн», конечно же, не является продолжением «Раздачи», хотя и перекликается с ней тематически через гемблинг. Думаю, было бы хорошо, если бы фильм увидели в России.

21. Традиционный завершающий вопрос, каковы Ваши дальнейшие творческие планы?

— Как я говорил, нельзя останавливаться. Продолжу снимать.

Напоследок было предложено задать несколько вопросов из зала. Видимо, не стоило этого делать, поскольку первый же вопрос граничил с бестактностью:

— Сколько зарабатывает Ричард Тернер?

Ожидаемо Люк ответил уклончиво. Сказал, что точно не знает, но Ричард человек востребованный и не бедствует. Много разъезжает по миру с выступлениями и семинарами.

— Какой трюк из репертуара Ричарда Тернера больше всего понравился Люку?

Он назвал фокус с мгновенным отсчетом названного зрителями числа карт.

На этом скайп-интервью завершилось. Зрители попрощались с режиссером, пожелали ему успехов и вскоре попали под «Раздачу»... В смысле, под обаяние фильма и его главного героя — Ричарда Тернера...

Хочется верить, что рано или поздно в дополнение к своему неотразимому голливудскому оскалу Люк Корем получит голливудского Оскара. Он этого достоин. Главное, чтобы продолжил снимать про фокусников... ;)

Видео

Официальный трейлер (рекламный ролик) фильма «Раздача»

Комментарии

Пока комментариев нет. Ваш может стать первым.

Ваш комментарий

Задать аватар для своего комментария можно здесь

Имя (обязательно)

Электронная почта (обязательно)

Веб сайт

Изображение CAPTCHA
Введите код, который вы видите, в следующее поле