Не стало Бориса Грачевского. Эпидемия унесла еще одного светлого человека и осиротила «Ералаш».
Казалось бы, все осознают горечь утраты, но при чем тут сайт фокусников? Дело в том, что Борис Юрьевич был отнюдь не чужд нашему жанру. Можно сказать, он вышел из него. Кто знает, не будь у него иллюзионного прошлого, может, и «Ералаш» не состоялся бы...
Привожу выдержку из интервью Игоря Варнавского с Борисом Грачевским.
Борис Грачевский: «Свою жизнь я пью огромными глотками»
Будучи сыном культработника, Борису было суждено еще ребенком выйти на сцену. В 10 лет он как режиссер поставил свой первый в жизни большой новогодний праздник, через год как хореограф — танец.
Борис: Я с шести лет уже с отцом выступал на сцене и работал, и у нас с ним был специальный номер — угадывание мысли на расстоянии, что мы лихо с ним и делали. Просто огромное количество людей, сидя в зале, загадывали разных известных людей, артистов, писателей, художников, политических деятелей, а я приходил, и всех до одного отгадывал. Я не видел, кого отец показывал зрителям, и он говорил: «Задуман поэт», — а я буквально через секунду говорил, кто. Такой был фокус.
В «Полушкино» отец и сын развлекали народ фокусами и шутками до 1962 года. Потом их семья переехала в Переделкино.
Эпизод с Борисом Грачевским описан в книге Дениса Власова, чей уход нанес жестокий удар по российской иллюзии в 2020 году...
Из книги Дениса Власова «Записки на полях шляпы фокусника», 2019, стр. 57
В конце марта меня обычно приглашают с фокусами на веселый еврейский праздник «Пурим». Сама идея фейсконтроля в синагоге уже довольно смешна. Проверяю входящих, у всех приподнятое настроение, кругом смех и радость. Вижу, чинно движется Борис Грачевский под ручку с красивой дамой. Улыбается, делает приветственные жесты окружающим. Я внезапно преграждаю путь. Говорю, что сегодня повышенные меры безопасности, нужно пройти досмотр. Грачевский вскипает: «Ты что, не узнаешь меня?! Да ты на лицо мое посмотри!» — и поворачивается в профиль. Руки его нервно трясутся. Спутница тоже возмущается: «Что за неуважение к VIP-гостям?! Это же известный человек!» Дабы не затягивать розыгрыш, достал из кармана Грачевского пластиковую яичницу. Намекнул, что необязательно приходить со своей едой, тут сегодня кормят и наливают. Создатель детского киножурнала «Ералаш» на секунду замер, а потом рассмеялся. Было видно, как он несколько раз оглядывался, грозя пальцем. Очевидно, смеялся он больше над своей первой реакцией.