Новости и анонсы

И снова Роберт Ленц!

18 апреля 2011 г. 1:51 | Автор: fedrv | Просмотров: 4495 | Комментариев: 2
И снова Роберт Ленц!

Свершилось! Отдел периодики РГБ в Химках начал щедро одаривать нас информацией о фокусниках давно минувших дней. Но обо всем по порядку...

В ходе первого посещения «химкинского газетного Клондайка» выяснилось, что для успешного поиска в ежедневных газетах необходимо знать пространственно-временные координаты события с точностью до населенного пункта и месяца. Увы, по многим фокусникам прошлого сделать это достаточно сложно. Сложно, но возможно! Кое-какие зацепки все-таки имеются. И в первую очередь по Роберту Ленцу. Его именные конверты четко зафиксировали пребывание фокусника в Тифлисе в мае 1896 года, в Севастополе в декабре того же года и в Брянске в июле 1897 года.

К сожалению, эти события разнесены всего лишь на полгода друг от друга и относятся к позднему периоду творчества Р. Ленца (в 1896 году исполнилось 25 лет его артистической карьеры). Мне же хотелось найти более ранние документальные свидетельства. На этот счет имелась зацепка, таившаяся на десятой странице рекламного буклета «Роберт Ленц, придворный артист его величества шаха персидского. Краткая биография с портретом», (СПб., электропечатня А. Блауберг и К°, 1901). Привожу найденную цитату:

В 1883 г. „Сибирь“. Придворный маг г. Ленц произвел сенсацию в нашем обществе еще до своего появления на сцене своими необыкновенными афишами. Жадная до фокусов всякого рода публика битком наполняет театр. И персидский маг не ударил лицом в грязь: фокусы проделываются очень искусно.

Судя по началу, представления г. Ленца будут иметь полный успех. Небезынтересно будет теперь посмотреть, на чьей стороне только будет перевес: что больше любит иркутская публика и чему отдаст предпочтение — слушать ли музыку Глинки, Даргомыжского, Верди, Россини, исполняемую артистами итальянской оперы, или смотреть на „быстрое и непонятное превращение мужчины в даму“?

В данном отрывке назван год — 1883, конкретное печатное издание — газета «Сибирь», а во фразе о предпочтениях местной публики косвенно указан населенный пункт — город Иркутск. Существенно усложняло дело отсутствие данных о месяце или хотя бы сезоне, когда состоялись гастроли, тем не менее, я был решительно настроен «прощупать» иркутское направление, тем более что имелся там у меня и другой интерес — юная «ясновидящая Люция».

Так, очертив круг предстоящего поиска, я отправился в Химки. Библиотечная картотека подтвердила существование иркутской газеты «Сибирь». При этом выяснилось, что ежедневным издание стало лишь в 1906 году, а прежде выходило раз в неделю по воскресеньям. Это здорово сокращало объем предстоящей работы. Настораживало лишь одно — согласно картотечным записям, не все номера 1883 года имелись в библиотеке, вполне могло оказаться, что именно нужные мне газеты отсутствуют1. К счастью, мои опасения были напрасными. Вскоре я нашел три объявления с анонсами представлений Роберта Ленца. Теперь стало доподлинно известно, когда и где состоялись его иркутские гастроли. Также выяснилось, что иллюзионный номер «превращение мужчины в даму» в 1883 уже входил в репертуар артиста. Но самой приятной неожиданностью стали отнюдь не анонсы — каждое из объявлений сопровождалось портретом Ленца! Тем самым, который предваряет настоящую статью. Полагаю, что на сегодняшний день это раннее из известных изображений фокусника!

Однако «не все коту масленица». Исколесив всю «Сибирь», я так и не повстречал вышеприведенную цитату из брошюры 1901 года… Возможно, я плохо искал, но нельзя также исключать, что отрывок в действительности не существовал, а был лишь рекламным трюком артиста.

Не стану описывать в деталях объявления в иркутской газете, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот, пожалуйста, любуйтесь:

«Сибирь» № 12, воскресенье, 20 марта 1883, стр. 11
   
 «Сибирь» № 13, воскресенье, 27 марта 1883, стр. 11 «Сибирь» № 16, воскресенье, 17 апреля 1883, стр. 8

Примечательно, что «ленцевская сибириада» отняла немногим более получаса моего времени. До закрытия библиотеки в 18:00 оставалось свыше двух часов. Воодушевленный успехом, я решил не останавливаться на достигнутом2 и приступил к проработке севастопольского следа, оставленного фокусником 12 декабря 1896 года в виде послания Готфриду Ленцу в германский город Шверин.

Как водится, начал с каталога. Для тех, кто не бывал в химкинском отделении РГБ, кратко излагаю тамошний принцип каталогизации периодики. Два основных раздела обеспечивают структурное деление материала по городам и по названию (есть еще указатель авторов, тематический каталог и отдельный раздел иноязычной периодики, но в данном случае они меня не интересовали). Типичный поиск предполагает два этапа:

  • во-первых, просмотр перечня периодики, издававшейся в нужном городе, в итоге вы определяете название интересующей газеты;
  • во-вторых, поиск найденного на первом этапе издания в алфавитном каталоге с последующим заполнением карточки библиотечного требования3.

Среди севастопольских газет в 1896 году выходил «Крымский вестник». В алфавитном каталоге мое внимание также привлекла газета «Крым», издававшаяся в тот же период в Симферополе. В течение оставшегося до закрытия библиотеки времени я вполне успевал просмотреть подшивки обеих газет за последний квартал 1896 года.

Мне снова повезло. В симферопольской газете, как ранее в иркутской, оказалось несколько иллюстрированных рекламных объявлений фокусника. Располагались они на самых дорогих и престижных местах первых страниц. Гравюры были не столь качественными, но более разнообразными, чем в газете «Сибирь». Главным сюрпризом стал анонс совместного представления Роберта Ленца и его супруги Элеоноры с перечнем демонстрировавшихся ими номеров. Помимо известной по рекламной брошюре гравюры артиста, был там и портрет Элеоноры Ленц, к сожалению, малоформатный и некачественный. Все представления проходили в симферопольском дворянском театре (ныне Крымский академический русский драматический театр имени А.М. Горького).

Далее размещены сканы ленцевских рекламных объявлений с моими краткими пояснениями и комментариями.

1. Как оказалось, Роберт Ленц был искушенным рекламщиком. Первое его объявление («Крым», № 253, 14.11.1896) было лаконичным и интригующим: «Едет Роберт Ленц». За счет высокого контраста и нестандартного частичного использования рекламного пространства (белый текст в черном прямоугольнике обрамляют широкие пустые поля) это небольшой, но весьма броский заголовок трудно не заметить на газетной полосе. Любопытно, действительно ли Ленц находился в тот день в пути или это была лишь рекламная уловка? Не исключено, что он давал объявление, уже будучи в Симферополе.

«Крым» № 253, четверг, 14 ноября 1896, стр. 1

2. В следующем номере газеты «Крым» (№ 254, 15.11.1896) размещено еще более приметное объявление с изображением фургона на железнодорожной платформе и надписью: «Прибыл в Симферополь Роберт Ленц, придворный артист двора Его Величества персидского шаха»:

«Крым» № 254, пятница, 15 ноября 1896, стр. 1

3. Наконец в третьей по счету газете («Крым», № 255, 16.11.1896) появляется анонс вечернего представления четы Ленцев. В объявлении предположительно указаны названия главных иллюзионных номеров каждого из трех отделений представления:

«Крым» № 255, суббота, 16 ноября 1896, стр. 1

4. В двух последующих номерах «Крыма» (№ 256, 257) не было информации по Ленцу, зато очередное объявление в газете от 20.11.1896 (№ 256) оказалось весьма примечательным. Во-первых, там появились новые персонажи — гномы… Впрочем, если вспомнить оформление именного конверта Ленца, не такие уж они и новые. Помните маленького человечка в похожем одеянии с клеткой в руке?

Во-вторых, в объявлении достаточно полно отражены номера представления «Адский буфет Ленца». Заголовки понятны и содержательны:

  • Услужливый повар;
  • Столик, накройся;
  • Превращение мужчины в даму;
  • Перелет Роберта Ленца со сцены в публику;
  • Хижина духов;
  • Десять минут с подземными обитателями.

Возможно, упомянутые в одном из иллюзионных номеров подземные обитатели и есть те самые гномы. Похоже, в газетных объявлениях они успешно замещали столь милых сердцу Ленца чертей, которые оставались уделом рекламы на афишах.

«Крым» № 258, среда, 20 ноября 1896, стр. 1

И еще одна находка связана с этим объявлением. Вернее, не находка, а разоблачение заблуждения. Обратите внимание на написание имени и фамилии артиста на свитке в руках гномов и в перечне номеров: «...представление персидского придворного артиста Роберта Ленц» и «перелет Роберта Ленц со сцены в публику». Как видите, имя дано в родительном падеже, а фамилия не склоняется и фактически остается в именительном падеже. Такое написание иностранных фамилий в русском языке характерно для женского пола, но отнюдь не для мужчин. Примечательно, что в подзаголовке «Адский буфет Ленца» фамилия артиста, как и положено, имеет окончание родительного падежа. Вероятно, вы недоумеваете, к чему этот грамматический анализ? А вот к чему. Полагаю, что орфографическая чехарда со склонением имени Ленца ввела в заблуждение наших зарубежных коллег. В биографическом справочнике Уэйли Бартона «Кто есть кто в магии» (Whaley Barton, Who's who in magic) имеется небольшая статья о Роберте Ленце с указанием его альтернативных имен. Вот цитата оттуда: «...Также известен как „Измаил Ленц“ и „Роберта“ (Aka "Ismail Lenz" & "Roberta")». Так вот, на мой взгляд, источником лжепсевдонима «Роберта» стало заблуждение, связанное с разночтениями имени фокусника в родительном падеже...

Помимо объявления с гномами в этом же номере газеты оказался крошечный анонс вечернего выступления Роберта Ленца, где утверждалось, что грядет «второе и последнее представление». Этим анонсом начиналась рубрика «Театральная заметка» на третьей странице газеты:

— Сегодня Роберт Ленц дает второе и последнее представление. Первое представление имело большой успех.

5. Однако, как оказалось, не таким уж и последним было это представление. Действительно, в очередном номере (№ 259) сведений о Ленце не оказалось, и я решил было, что его гастроли в Симферополе благополучно завершились. Но не тут-то было. На первой странице субботнего номера «Крыма» (№ 260 от 23.11.1896) вновь красовалось объявление. На этот раз оно касалось не Ленца, а Ленцев — супружеская чета давала бенефис вдвоем. «Последний прощальный двойной сеанс» включал следующие номера:

  • Солдат из бессмертного полка и нераненный магик (неуязвимый фокусник);
  • Сувенир от Роберта Ленца, или летающие фотографические карточки во всех углах зала;
  • Невидимая сила духа, или летающий стол;
  • Роберт Ленц в адских когтях, или из огня да в полымя;
  • Смертная казнь, или отрубание головы живому человеку (с объяснением секрета).

Раскрывать в ходе заключительного концерта секреты одного-двух иллюзионных номеров было вполне в духе того времени. Однако, похоже, Роберт Ленц был не из тех, кто ограничивается полумерами. Согласно объявлению, он разоблачил номера всего третьего отделения...

Приятной неожиданностью стал портрет Элеоноры Ленц. К сожалению, малый формат оригинала не позволил получить хорошую копию, однако даже это изображение стало существенным прогрессом в деле изучения биографии Ленца. К тому же почему-то я почти не сомневаюсь, что не за горами новые находки по артисту, включая более качественный портрет его супруги-ассистентки...

«Крым» № 260, суббота, 23 ноября 1896, стр. 1

На этот раз «последнее представление» действительно оказалось прощальным. Других объявлений Ленца в газете «Крым» не было, поэтому я взялся за подшивку «Крымского вестника» за четвертый квартал 1896 года.

Первое, что мне бросилось в глаза — это ежедневные объявления о гастролях в Севастополе цирка Максимилиано Труцци (1833 – 1899). Вскоре показались и ленцевские анонсы. Они явно довлели над цирковой рекламой. В отличие от симферопольского турне, фокусник обошелся без интригующих уведомлений о своем прибытии в Севастополь. Всего в газете «Крымский вестник» я насчитал восемь объявлений Роберта Ленца (в том числе повторных) и одну заметку о нем. Анонсы представлений содержали иллюстрации (портрет Ленца и изображения гномов) и по ширине занимали все пять полос первой страницы газеты. В семи из восьми случаев объявления Ленца напечатаны над рекламой цирка Труцци. Все выступления иллюзиониста проходили в зале городского собрания Севастополя.

1. В первом объявлении («Крымский вестник», № 257, 28.11.1896) упомянуты три иллюзионных номера, уже знакомых нам по симферопольским гастролям:

  • Флора — богиня цветов, или король ловкости;
  • Волшебный погребщик, или обманутый акцизный;
  • Хижина духов.
«Крымский вестник» № 257, четверг, 28 ноября 1896, стр. 1

2. Следующее объявление с изображением гномов было опубликовано в трех последовательных номерах «Крымского вестника» (№№ 258–260). Там анонсировались два представления супругов Ленц, назначенные на утро и вечер 1 декабря 1896 года. В рекламе, в частности, сообщалось, что  в Севастополе Элеонора Ленц «в первый раз исполнит одно отделение интересных опытов до сих пор еще нигде не показанных дамою». Забавно, что пятью днями ранее эта же фраза зазывала симферопольских зрителей (см. газета «Крым», № 260 от 23.11.1896). Некоторые из уже встречавшихся в других объявлениях номеров имели незначительные вариации в названиях (даны курсивом):

  • Солдат из бессмертного полка и неуязвимый фокусник;
  • Сувенир от Роберта Ленца, или летающие фотокарточки во всех углах зала;
  • Невидимая сила духа, или летающий стол и танцующая публика;
  • Адский буфет Ленца и услужливый повар (1, 2, 3, 4, 5, 6, или Столик, накройся);
  • Большая волшебная сцена из детской сказки (вероятно, это то же самое, что и «Десять минут с подземными обитателями» в газете «Крым» № 258, 20.11.1896).

В день представления на третьей странице  «Крымского вестника» (№ 260, 1.12.1896) в разделе «Хроника» опубликована заметка с хвалебным отзывом о первом выступлении Ленца в Севастополе 28.11.1896 и анонсом утреннего и вечернего представлений 1.12.1896. Справа приведен скан этой заметки, ниже — ее содержание в современной орфографии.

Первое представление мага и волшебника Роберта Ленца прошло с большим успехом, так как артист успел проявить в этот вечер истинные чудеса ловкости и изобретательности, не раз поражавшие публику и ставившие ее в тупик перед объяснением многих ловких фокусов г. Ленца. Сегодняшнее второе представление г. Ленца должно быть еще интереснее. Не менее интересен будет и утренний спектакль, на который соберется масса учащейся молодежи.

«Крымский вестник» № 258, пятница, 29 ноября 1896, стр. 1
«Крымский вестник» № 259, суббота, 30 ноября 1896, стр. 1
«Крымский вестник» № 260, воскресенье, 1 декабря 1896, стр. 1

3. В двух очередных номерах «Крымского вестника» (№ 261 от 3.12.1896 и № 262 от 4.12.1896) были напечатаны одинаковые объявления с анонсом предстоящего в пятницу 6 декабря «второго и последнего утреннего представления». Кроме того, в газете от 4 декабря под рекламой Ленца и цирка Труцци размещено уведомление совета старшин севастопольского городского собрания о «4-ом семейно-танцевальном вечере» с участием Роберта Ленца. Ниже вы можете увидеть объявления Р. Ленца, М. Труцци и совета старшин.

«Крымский вестник» № 262, среда, 4 декабря 1896, стр. 1
Аналогичное объявление Р. Ленца (без информации о танцевальном вечере) было опубликовано
в газете «Крымский вестник» № 261, вторник, 3 декабря 1896, стр. 1

4. Объявление в газете «Крымский вестник» № 263 от 5.12.1896 наряду с анонсом утреннего представления 6 декабря содержало информацию о «Большом фантастическом представлении», запланированном на 7 декабря. Мероприятие, по-видимому, завершало севастопольские гастроли фокусника. Более половины сборов предназначались Севастопольскому константиновскому реальному училищу.

«Крымский вестник» № 263, четверг, 5 декабря 1896, стр. 1

5. Заключительное рекламное объявление в «Крымском вестнике» (№ 264, 6.12.1896), повторяло рекламу предыдущего номера с небольшим дополнением о «скрипаче-самоучке» молдавского происхождения Дубовисе и благотворительной направленности «Большого фантастического представления»:

«Крымский вестник» № 264, пятница, 6 декабря 1896, стр. 1

На этом поток ленцевской рекламы в просмотренной периодике конца ХIХ века иссяк.

Подвожу итоги поиска в Химках.


I. Сибирские гастроли 1883 года. Еженедельная газета «Сибирь», город Иркутск.
  • Найдено три объявления:
  1. «Сибирь» № 12, воскресенье, 20 марта 1883, стр. 11 (анонс представлений 20 и 25 марта, с портретом);
  2. «Сибирь» № 13, воскресенье, 27 марта 1883, стр. 11 (анонс представлений 27, 29 и 31 марта, с портретом);
  3. «Сибирь» № 16, воскресенье, 17 апреля 1883, стр. 8 (анонс ежедневных представлений с 18 по 23 апреля, с портретом).
  • Получена информация о десяти представлениях артиста, состоявшихся в городском театре Иркутска 20, 25, 29, 31 марта и ежедневно с18 по 23 апреля 1883 года.
  • Выяснилось, что в ходе сибирских гастролей Р. Ленц демонстрировал иллюзионный номер «Превращение мужчины в даму».
  • Обнаружен ранее неизвестный портрет фокусника.
  • Не удалось обнаружить отрывок, приведенный в рекламном буклете Р. Ленца от 1901 года.

II. Гастроли в Таврической губернии. Ежедневная газета «Крым», город Симферополь.
  • Найдено пять объявлений и одна короткая заметка:
  1. «Крым» № 253, четверг, 14 ноября 1896, стр. 1 (рекламное объявление о скором приезде Р. Ленца);
  2. «Крым» № 254, пятница, 15 ноября 1896, стр. 1 (рекламное объявление о прибытии Р. Ленца в Симферополь);
  3. «Крым» № 255, суббота, 16 ноября 1896, стр. 1 (объявление: реклама представления 16 ноября, с портретом);
  4. «Крым» № 258, среда, 20 ноября 1896, стр. 1 (объявление: реклама представления 20 ноября, изображения гномов), стр. 3 (заметка);
  5. «Крым» № 260, суббота, 23 ноября 1896, стр. 1 (объявление: последний сеанс 23 ноября, портреты Роберта и Элеоноры Ленц).
  • Получена информация о трех представлениях артиста: 16, 20 и 23 ноября 1896, состоявшихся в симферопольском дворянском театре.
  • Получены достаточно подробные сведения о репертуаре Роберта и Элеоноры Ленц.
  • Обнаружен портрет Элеоноры Ленц.

III. Гастроли в Таврической губернии. Ежедневная (кроме понедельников) газета «Крымский вестник», город Севастополь.
  • Найдено восемь объявлений о представлениях Р. Ленца, одно объявление о мероприятии с его участием и одна заметка:
  1. «Крымский вестник», № 257, четверг, 28 ноября 1896, стр. 1 (объявление: реклама представления 28 ноября, с портретом);
  2. «Крымский вестник», № 258, пятница, 29 ноября 1896, стр. 1 (объявление: анонс представления 1 декабря, изображения гномов);
  3. «Крымский вестник», № 259, суббота, 30 ноября 1896, стр. 1 (объявление: анонс представления 1 декабря, изображения гномов);
  4. «Крымский вестник», № 260, воскресенье, 1 декабря 1896, стр. 1 (объявление: реклама представления 1 декабря, изображения гномов), стр. 3 (заметка в разделе «Хроника»);
  5. «Крымский вестник», № 261, вторник, 3 декабря 1896, стр. 1 (объявления: анонс утреннего представления 6 декабря, с портретом);
  6. «Крымский вестник», № 262, среда, 4 декабря 1896, стр. 1 (объявления: анонс утреннего представления 6 декабря, с портретом; информация о семейно-танцевальном вечере с участием Р. Ленца);
  7. «Крымский вестник», № 263, четверг, 5 декабря 1896, стр. 1 (объявление: анонс утреннего представления 6 декабря, с портретом);
  8. «Крымский вестник», № 264, пятница, 6 декабря 1896, стр. 1 (объявление: реклама утреннего представления 6 декабря, анонс представления 7 ноября, с портретом);
  • Получена информация о четырех представлениях артиста: 28 ноября, 1, 6 и 7 декабря, состоявшихся в зале городского собрания Севастополя.

IV. Разное
  • Информация о находках размещена на странице артиста.
  • В перспективе можно просмотреть газеты других крымских городов, например, Ялты и Феодосии. Также ждут своей очереди тифлисские и брянские газеты за 1896 и 1897 годы (если таковые окажутся в библиотеке).
  • По-видимому, тайны Роберта Ленца только начали раскрываться. Уверен, продолжение следует…

1 По закону Мерфи такой исход был предрешен. Странно, что этот универсальный принцип вдруг дал сбой.

2 Согласно неписаным правилам преферанса, если карта «прет», надо этим пользоваться. Бросать игру на взлете — все равно что плюнуть в лицо Фортуне, которая не так уж часто поворачивается передом.

3 Существует также возможность поиска с использованием библиотечных справочников, однако не буду вдаваться в малоинтересные тонкости процесса, тем более, что поиск в справочниках по сути совпадает с картотечным способом.

Комментарии

Ilang
# Ilang
1 января 2013 г. 12:51
Articles like these put the consumer in the dreivr seat-very important.
n.giordano
# n.giordano
19 октября 2013 г. 22:34
I don't even know what to say, this made things so much easier!

Ваш комментарий

Задать аватар для своего комментария можно здесь

Имя (обязательно)

Электронная почта (обязательно)

Веб сайт

Изображение CAPTCHA
Введите код, который вы видите, в следующее поле