Новости и анонсы

Московскому клубу фокусников 30 лет!
История МКФ-РАИ и пресс-релиз

17 марта 2012 г. 3:44 | Автор: fedrv | Просмотров: 34978 | Комментариев: 24
Московскому клубу фокусников 30 лет!<br />История МКФ-РАИ и пресс-релиз

Приближается юбилей нашего сообщества. В связи с недавно освободившейся вакансией пресс-секретаря РАИ президиум ассоциации временно возложил на меня его функции. В частности, мне поручено подготовить пресс-релиз предстоящего юбилейного конгресса РАИ. Выполняя это задание, постараюсь осветить грядущее мероприятие сразу в двух ракурсах — с позиции Пресс-секретаря и как Хранитель истории РАИ, благо само событие способствует слиянию форматов.

Начну с того, что мне ближе — с истории. Вкратце обрисую основные вехи на пути развития МКФ-РАИ.


Этап первый (конец 1970-х годов — апрель 1982)

Предпосылки создания всесоюзного объединения фокусников.

Идея организовать иллюзионное сообщество будоражила умы отечественных фокусников давно. Во второй половине 1970-х годов заслуженный артист Грузинской ССP Д.И. Читашвили периодически устраивал встречи единомышленников у себя дома на улице Каретный Ряд. Активно обсуждалась перспектива создания клуба, однако до реализации идеи дело не дошло — помешала внезапная смерть Дика Иосифовича в мае 1979 года.

В последующем «посиделки» фокусников стали регулярно проводиться на квартире артиста Москонцерта В.П. Руднева. 18 ноября 1981 года1 собравшиеся2 провозгласили создание Московского клуба фокусников — «культурно-просветительной творческой организации, объединяющей на добровольной основе фокусников — профессионалов и любителей». Таким образом, МКФ зародился в конце 1981 года как небольшое региональное объединение. Первым заметным достижением МКФ стало проведение семинара немецкого фокусника Йохена Цмека (Дрезден, ГДР). Мероприятие состоялось в апреле 1982 года во Дворце культуры имени М. Горького (Москва, ул. Вятская, д. 41а). Однако это было лишь начало пути. Замыслы основателей клуба распространялись значительно дальше — они стремились сплотить фокусников всего Советского Союза. В результате большой организаторской работы через полгода после провозглашения клуба был созван съезд МКФ.


Этап второй (май 1982 – 1996)

Создание МКФ как всесоюзного объединения фокусников. Становление и развитие клуба.

29–30 мая 1982 года во Дворце культуры им. В.П. Чкалова (Москва, ул. Правды, д. 1) состоялся Первый съезд МКФ. В нем приняли участие 197 фокусников из разных концов страны. Был утвержден устав МКФ, выбран президиум. Президентом клуба избран В.П. Руднев, вице-президентом — А.С. Карташкин. Заключительным аккордом мероприятия стал концерт артистов оригинального жанра. Масштабность и представительность мероприятия позволяет утверждать, что уже на заре своего развития МКФ совершил стремительный скачок с регионального уровня на федеральный и де-факто стал всесоюзным объединением фокусников3. Если ранее было неясно, жизнеспособно ли новое образование, то после первого съезда уже никто не сомневался: «Клубу быть!»

В конце 1982 года МКФ разместился в здании Центрального ордена Дружбы народов Дома работников искусств СССР — ЦДРИ (Москва, ул. Пушечная, д. 9/6, стр. 1). Встречи фокусников стали проводиться в Каминном зале в последнюю субботу каждого месяца, кроме летних.

8 июня 1983 года организован вечер памяти заслуженного артиста Грузинской ССР Дика Иосифовича Читашвили, ведущий — директор Москонцерта Е. Воронцов.

25 декабря 1983 — 7 января 1984 в Государственном театре эстрады в рамках фестиваля «Русская зима» состоялись иллюзионные представления «Чудеса на Берсеньевской», в которых приняли участие члены МКФ: В. и Г. Сиухины, Т. и А. Василевские, Н. и В. Бастраковы, Т. Леман и С. Русанов, В. Малиновская и К. Зайцев, И. и В. Тишковы, Р. Циталашвили, Р. Городецкий, Л. и В. Мельниковы.

21 июня 1984 года в Большом зале ЦДРИ организована масштабная встреча фокусников и концерт «Говорит и показывает Московский клуб фокусников». В Малом зале Е.Я. Прокопов развернул экспозицию музея МКФ «В мире чудес».

В период с 28 июля по 3 августа 1985 года в Москве прошел ХII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В рамках фестиваля на базе ЦДРИ открылась Международная творческая мастерская циркового и иллюзионного искусства (художественный руководитель Ю.В. Никулин; секретариат: А.С. Карташкин, М.С. Рудина, Т.Г. Ассовская), работал музей «В мире чудес». Состоялись творческие встречи с зарубежными фокусниками: Нгуеном Дык Чыонгом (сценический псевдоним Z-27) из Вьетнама, Йорма Луттененом из Финляндии, Тамашем Гици из города Мако (Венгрия), Асеном, Даниэлой и Николаем Матевыми из города Бургас (Болгария). Многие члены МКФ стали лауреатами и дипломантами фестиваля.

В 1985 году МКФ переместился в здание ДК им. М. Горького.

26–28 сентября 1986 года в рамках Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества проведен Второй съезд МКФ. Участвовало свыше 300 человек. Президентом клуба вновь избран В.П. Руднев, вице-президентом — А.С. Карташкин. Введена должность второго вице-президента, которую занял О.В. Катаманин. В состав президиума МКФ введен А.Ф. Яковлев — директор ДК им. Горького, где проходил съезд.

В 1986 году по инициативе Маргариты Николаевны Воробьевой в редакции газеты «Известия» состоялся советско-американский концерт с участием фокусника из США Билла Уилсона (William Wilson). С советской стороны выступал Александр Чар (А.Ю. Воробьев). Ночью после концерта А.Ю. Воробьев и В.П. Руднев встретились с американцем и обсудили перспективы проведения совместных культурных мероприятий.

29–31 мая 1987 года в зале Дома ученых в городе Черноголовка Московской области состоялся Первый Всесоюзный фестиваль иллюзионного искусства «Волшебный парад — 87». Инициатором и главным организатором фестиваля стал член МКФ И.В. Онищенко. В рамках фестиваля проведен Первый Всесоюзный конкурс иллюзионистов. 42 участника соревновались в единственном разделе «Микромагия».

В 1988 году реализована инициатива А.Ю. Воробьева по организации поездки американских фокусников в Россию. Делегацию США возглавлял Пит Петрашек — представитель Общества американских фокусников (The Society of American Magicians — SAM). В ходе визита достигнута договоренность об участии советских фокусников4 в международном конкурсе в Пуэрто-Рико, кроме того, А.Ю. Воробьев и В.П. Руднев с супругами были приглашены на Конгресс Общества американских фокусников в городе Тампа (шт. Флорида, США) в 1989 году.

В апреле 1988 года в павильоне ВДНХ организована советско-американская концертная программа. Члены МКФ выступали совместно с посетившим СССР фокусником из США Джеем Стерлингом (ученик Фреда Капса).

В мае 1988 года по инициативе И.В. Онищенко проведен Второй Всесоюзный фестиваль иллюзионного искусства «Волшебный парад — 88». Мероприятие состоялось в Доме ученых в Черноголовке. Главным событием фестиваля стал Второй Всесоюзный конкурс иллюзионистов, в программе которого 108 участников продемонстрировали 87 иллюзионных номеров в категориях: «Микромагия», «Манипуляция», «Комическая магия», «Общие (сценические) фокусы», «Большие иллюзионы».

В 1990 году МКФ вновь обосновался в ЦДРИ.

25–27 мая 1990 года во Дворце культуры Государственного подшипникового завода5 (Москва, ул. Мельникова, д. 7) прошел III Всесоюзный фестиваль иллюзионного искусства. Главным инициатором и спонсором выступил В.А. Медведев, возглавивший оргкомитет фестиваля. По срокам проведения мероприятие было приурочено к приезду в Москву американской делегации, включавшей Президента Международного братства магов (The International Brotherhood of Magicians — IBM) Энтони Шелли (Великобритания), члена президиума английского магического круга Брайана Миллера, известного американского фокусника Майкла Аммара, американского бизнесмена Гарри Бьютлера6 и основателя компании A-1 Magical Media Майка Максвелла (США). В последний день фестиваля на сцене Дома культуры издательства ЦК КПСС «Правда» (Москва, ул. Правды, д. 21) 14 человек из числа МКФ были приняты в IBM, что стало основанием для последующего включения СССР в состав IBM под номером 288. Президентом российского отделения IBM был избран А.Ю. Воробьев, организовавший приезд зарубежных гостей.

26 октября 1991 года в ЦДРИ проведен вечер памяти Сергея Русанова.

2 апреля 1993 года в Центральном доме актера организован концерт, в котором принял участие иллюзионист из Швеции Ларс Петер Луэльд. Дома у В.А. Медведева состоялся семинар шведского артиста для членов МКФ.

27 октября 1993 года в ЦДРИ проведена встреча с гастролировавшим в России иллюзионистом-изобретателем из США Андре Коулем (в Москве выступал в ДК Меридиан).

С 1 февраля 1994 по 6 сентября 1995 года в эфире Первого канала Останкино (ОРТ) выходит программа «Магик-шоу», ставшая одним из крупнейших телепроектов за всю историю отечественной иллюзии. Выпущено более десяти получасовых передач.

В марте 1994 года в цирке на Вернадского праздновалось 100-летие со дня рождения Э.Т. Кио. В фойе выступали фокусники — члены МКФ, развернута экспозиция музея «В мире чудес». Встреча в ЦДРИ 26 марта также была посвящена юбилею циркового иллюзиониста.

23 октября 1994 года в ЦДРИ состоялся творческий вечер Веры и Геннадия Сиухиных. Артисты были удостоены звания Почетных членов МКФ.


Этап третий (1997 год – настоящее время)

Закрепление МКФ на международном уровне. Проведение ежегодных конкурсов иллюзионистов. 

24 мая 1997 года в Выставочном зале ЦДРИ праздновался 15-летний юбилей МКФ.

29 мая 1997 года в рамках проекта «Дни Нидерландов в России» в Государственном музее В.В. Маяковского организован концерт «Волшебный вечер». Устроителем мероприятия выступило посольство Нидерландов в лице военного атташе полковника Корнелиса Роса, впоследствии ставшего вице-президентом МКФ по международным связям.

27–29 августа 1997 года в Концертном зале «Измайлово» проведен Первый Российский международный конгресс иллюзионистов «Москва-97», вошедший в программу городских праздничных мероприятий, посвященных 850-летию Москвы. Представители более десяти государств приняли участие в конгрессе. В число гостей, в частности, вошел Рон Макмиллан (Ron McMillan), учредитель престижного международного конкурса по салонным фокусам в Лондоне (International Magic Close-Up Competition).

В 2001 году московские и питерские фокусники обменялись визитами (20 апреля — «десант» москвичей в Санкт-Петербург, 26 мая — в Москву прибыла ответная делегация питерцев).

24 марта 2001 года по инициативе и на средства В.И. Руденко организован Открытый конкурс МКФ по микромагии и салонным фокусам. На следующий год состоялся 2-й открытый конкурс, в дальнейшем мероприятия проводились ежегодно. Они стали наиболее значимыми событиями в жизни иллюзионного сообщества России и стран ближнего зарубежья.

В 2003 году МКФ принят в Международную федерацию иллюзионных обществ — ФИСМ (Fédération Internationale des Sociétés Magiques — FISM). Для приведения названия клуба в соответствие с масштабами его деятельности принято решение о переименовании МКФ в РАИ. В настоящее время рассматривается вопрос о возвращении клубу исторического названия.

На сегодняшний день проведено 11 открытых конкурсов МКФ-РАИ:

  • 24 марта 2003 года — 3-й открытый конкурс по салонным фокусам, микромагии и шоу-момент.
  • 22–23 марта 2004 года — 4-й открытый конкурс по салонным фокусам, микромагии и шоу-момент.
  • 28–29 марта 2005 года — 5-й открытый конкурс по салонным фокусам, микромагии и шоу-момент.
  • 27–28 марта 2006 года — 6-й открытый конкурс по салонным фокусам, микромагии и шоу-момент.
  • 26–27 марта 2007 года — 7-й открытый конкурс по салонным фокусам, микромагии, слейтингу и шоу-момент.
  • 24–25 марта 2008 года — 8-й открытый конкурс по салонным фокусам, микромагии, слейтингу и шоу-момент.
  • 23–24 марта 2009 года — 9-й открытый конкурс по салонным фокусам, микромагии, слейтингу и шоу-момент.
  • 22–23 марта 2010 года — 10-й открытый конкурс по салонным фокусам, микромагии и шоу-момент.
  • 28–29 марта 2011 года — 11-й открытый конкурс по салонным фокусам, микромагии и шоу-момент.

7–9 июня 2011 года в Перми прошел международный фестиваль иллюзионистов «Белая магия». Организаторами выступили члены РАИ народный артист России В.Н. Данилин и заслуженный артист России В.И. Бастраков.

26–27 марта 2012 в Большом зале ЦДРИ состоится конгресс РАИ, включающий отчетно-выборный съезд РАИ, 12-й открытый конкурс по салонным фокусам, микромагии и шоу-момент, а также семинары и гала-представления отечественных и зарубежных исполнителей.


Теперь информация для прессы и телевидения.

В связи с 30-летием клуба президиум РАИ постановил сделать аккредитацию для журналистов БЕСПЛАТНОЙ! Просьба при регистрации иметь при себе подтверждающие документы.

Подробный план проведения конгресса опубликован на официальном сайте РАИ.

Помимо обширной конкурсной программы, ключевыми элементами предстоящего мероприятия станут выступления и семинары трех всемирно известных зарубежных артистов:

  • Итальянский фокусник, победитель Первого Европейского конгресса иллюзионистов ФИСМ (Блэкпул, Великобритания, 2011), лауреат Всемирного конгресса иллюзионистов ФИСМ в Пекине (Китай, 2009) Витторио Беллони (Vittorio Belloni), Италия.
  • Американский фокусник, комик, один из лучших в мире популяризаторов иллюзионного жанра Левент (Levent), США.
  • Лауреат международных конкурсов иллюзионистов Виктор Войтко (Украина).
Витторио Беллони (Италия) Левент (США) 

Кроме того, своим богатым практическим опытом поделится фокусник из Кемерово, заслуженный артист России В.А. Переводчиков.

    В ходе конгресса представители прессы смогут встретиться и побеседовать с известными в мире иллюзии персонами:

    • Президент Международной федерации иллюзионных обществ Эрик Эсвин (Нидерланды).
    • Президент Российской ассоциации иллюзионистов, заслуженный артист России В.П. Руднев.
    • Вице-президент РАИ по международным связям Корнелис Рос (Нидерланды).
    • Чемпион мира И.М. Нечепоренко (обладатель гран-при 20-го Всемирного конгресса иллюзионистов ФИСМ в Дрездене, Германия, 1997 год).
    • Лауреат международных конкурсов иллюзионистов, заслуженный артист России В.И. Бастраков и многие другие артисты.

    В заключение вновь возвращаюсь к истории клуба. Далее приведены статьи, опубликованные в советской прессе в первые годы существования МКФ.


    В ОЖИДАНИИ ЧУДЕС

    Статья Ю. Когтева в журнале «Советская эстрада и цирк», № 8 (311), август 1983, стр. 22–23

    В ожидании чудес

    Всего лишь год прошел с того майского дня, когда в Московском Доме культуры имени В.П. Чкалова впервые собрались артисты оригинального жанра. Собрались, чтобы организовать первый в нашей стране клуб фокусников.

    И вот клуб заканчивает свой первый сезон. Событий он принес немало: были и интересные творческие встречи, и семинары по секциям, и, конечно, концерты. О создании клуба узнали многие читатели нашего журнала. В своих письмах они просят подробнее рассказать о его деятельности.

    Письма наших читателей мы передали журналисту Ю. Когтеву, побывавшему на очередной встрече Московского клуба фокусников.

    Заседание в Каминном зале Центрального Дома работников искусств, на которое я получил приглашение, началось при закрытых дверях. Обычно Московский клуб фокусников гостеприимно раскрывает двери и перед известными артистами и перед начинающими любителями. Но эта встреча была не совсем обычной. Артисты делились со своими коллегами некоторыми профессиональными тайнами и, по вполне понятным причинам, доступ пришлось ограничить: разве можно с успехом показывать трюк, секрет которого всем известен?..

    На небольшую площадку, служившую импровизированной сценой, выходили артисты Московской областной филармонии Юрий Крюков и Николай Дмитриев из Тулы, почетный член индийского магического клуба Николай Концов из Воронежа и другие. Несколько неуловимых пассов — и выступающий дает короткий комментарий. Долго объяснять технику трюка не нужно, его понимают с полуслова.

    Владимир Руднев

    Обмен опытом — одна из основных целей клуба. Принято считать, что иллюзионисты хорошо умеют хранить свои профессиональные секреты. На заседании мне пришлось убедиться в обратном: его участники откровенно рассказывали о своих номерах.

    — Конечно, любой артист мечтает придумать совершенно новый, неповторимый трюк, иначе он не был бы артистом, — сказал мне в перерыве председатель МКФ, лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване артист Москонцерта Владимир Руднев. — Но для того, чтобы придумать что-то свежее, оригинальное, необходимо знать и уметь все, что умеют твои коллеги. В клубе мы занимаемся как «повторением пройденного», так и созданием новых номеров.

    Все началось в тот вечер, когда Владимир и его жена Лариса, тоже артистка, пригласили на чашку чая своих друзей иллюзионистов. Обсудили новости, показали «домашние» фокусы с монетами, картами, платками... А потом начали вспоминать о коллегах, об их «коронных» трюках. И оказалось, что не такая уж это редкая профессия — фокусник, что ее представители живут во многих городах нашей страны.

    Так родилась идея — собрать всех иллюзионистов на встречу в Москву. Несколько месяцев ушло на переписку, рассылку анкет. Адреса узнавали через новых знакомых. И в мае прошлого года в Москве состоялась первая встреча фокусников (тогда же и у клуба появился свой почтовый адрес: 103050 Москва, абонементный ящик МКФ, Рудневу). Два дня продолжались доклады, семинары, заседания. Два дня в фойе Дома культуры имени В.П. Чкалова артисты знакомились друг с другом, демонстрировали свое искусство. Слет завершился, как и было задумано, гала-концертом, в котором приняли участие маги и волшебники, факиры и чародеи, манипуляторы и чревовещатели... Это был настоящий праздник чудес!

    Самая многочисленная секция клуба объединила манипуляторов. Представителей этого искусства любят за внешнюю простоту и наглядность трюков. Никаких сложных, приспособлений: фокусы основаны на ловкости рук, проворности пальцев, гибкости суставов. В руках манипулятора с поразительной быстротой появляются и исчезают шарики, карты, платки... Чтобы добиться такой ловкости, необходима ежедневная тренировка. И, конечно, знание техники «вольта» — быстрого и точного перемещения предмета в руках. Возглавляют секцию сразу двое артистов — уже упоминавшийся Николай Концов и лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады Владимир Данилин из Перми.

    Непростым искусством внятно говорить, не разжимая губ и сохраняя неподвижное лицо, как всегда, блеснули на слете члены секции вентрологии, которой руководит Владимир Переводчиков из Кемерова. В этой же секции собрались артисты, достигшие поистине удивительных успехов в развитии памяти и технике счета. На глазах у зрителей специалисты в области ментальной магии или психологических опытов перемножали в уме многозначные числа, запоминали и затем без запинки воспроизводили в любом порядке целые страницы текста и колонки, цифр.

    Но самый пристальный интерес, без сомнения, вызвала секция по созданию новых трюков. Искусство иллюзиона уходит своими корнями в глубь веков. Многие номера из репертуара современных иллюзионистов с незапамятных времен показывали индийские факиры и фокусники. И хотя отточенное мастерство всегда вызывает восхищение публики, согласитесь, не так уж приятно во время концерта услышать реплику соседа по зрительному залу: «А этот номер я, кажется, уже где-то видел...»

    Древнему как мир оригинальному жанру поможет наука — считает руководитель секции Анатолий Карташкин. Анатолий — не профессиональный артист, он ученый, преподаватель одного из московских вузов. Еще в школе увлекся иллюзией и сейчас успешно «совмещает» звание кандидата технических наук со званием лауреата Всесоюзного фестиваля художественного творчества трудящихся.

    — Даже московский гала-концерт не смог дать полного представления обо всем разнообразии иллюзионного искусства, — рассказывает Анатолий. — За рамками программы остались и большие иллюзионные аттракционы и так называемая микромагия, то есть манипулирование миниатюрными предметами типа монет, спичек, иголок... В основе и тех и других трюков иногда содержатся остроумные технические идеи.

    Вот, скажем, номер «говорящая голова», который многим знаком по аттракциону Игоря Кио. «Ключ» к нему, как известно, кроется в системе зеркал, расположенных под углом друг к другу. Или не менее известный фокус с сундуком, как бы прирастающим к полу каждый раз, когда поднять его пытается кто-то из зала. В его основе — обычный электромагнит, расположенный под полом.

    Эти примеры общеизвестны, но вот минувшим летом в Лозанне прошел XV конгресс ФИСМ — Международной федерации магических обществ. Там был показан в действии аппарат, с помощью которого любой зритель может «парить» над сценой на высоте 10–15 сантиметров. Стоит такой аппарат очень дорого, ведь в его конструкции нашли применение последние достижения оптики, механики, электроники. А с помощью другого прибора можно проделать широко известный трюк с «распиливанием», но в качестве ассистента пригласить...  любого желающего из  зала!

    Поле для приложения фантазии в иллюзионе поистине безгранично. У нас, к сожалению, до недавнего времени изобретение новых трюков не было в особом почете. Пока зарегистрировано лишь два патента на оригинальные трюки. Но ведь умелое применение техники в фокусах приводит к необыкновенным эффектам! Возьмем, скажем, такой номер: артист демонстрирует залу, что в руках у него ничего нет. Затем медленно сближает руки. И вдруг между его пальцами начинают проскакивать ослепительные искры! Этот простой фокус основан на знании химии и физики.

    Не говорю уже о «магических» игрушках, так широко распространенных за рубежом. «Магнитные» карты, летающие шарики, «взрывающиеся» мыльницы, опрокидывающиеся рюмки, прыгающие блюдца, наполненные водой сосуды, из которых невозможно напиться, — мало ли придумано приспособлений, с помощью которых каждый в домашних условиях может показать несколько забавных фокусов!..

    В новой секции собрались инженеры, ученые, студенты — все, кто намерен приложить свои знания и опыт к искусству фокуса. Но, как оказалось, создание новых трюков может стать не только увлекательным досугом.

    — Не знаю человека, который не любил бы раскрывать тайны, — продолжает свой рассказ Анатолий. — Но еще интереснее придумывать их! Уверен, что это не менее творческое занятие, чем, скажем, сочинение научно-фантастических или детективных рассказов. А главное, и там и тут, по моему мнению, сюжет строится по сходным законам.

    Занятия в секции не только не отвлекают от основной работы, но даже помогают ей. Например, я по роду своей деятельности имею дело с компьютерами, решаю комплексные задачи с применением теории вероятности и статистики, теории «искусственного интеллекта». Разработка фокусов, как оказалось, имеет немало общего с этими задачами. Ведь известен круг эффектов, которые могут поразить воображение зрителя. Как правило, это разнообразные появления и исчезновения, прохождения через предметы, отгадывание информации. И эмоциональное воздействие этих эффектов строится по вполне определенным законам.

    Начинающим «теоретикам» иллюзиона Анатолий обычно дает ленточку и монету и просит придумать любой фокус или хотя бы эффектный трюк. И человек сразу же призывает на помощь «динамическое» воображение, старается представить себе эти предметы, их взаимное перемещение в пространстве. Иными словами, развивает пространственное мышление. Или такая задача, которая также предлагается новичкам: иллюзионист показал зеленый шарик, затем взмахнул рукой — шарик стал желтым. Как он достиг такого эффекта? Секрет прост: одна оболочка вложена в другую, и достаточно прикоснуться к внешнему шарику острием иголки, спрятанным в руке артиста, как зеленый шарик мгновенно лопается, а желтый остается. Кажется, элементарно, но для того, чтобы придумать такой номер, нужна фантазия.

    Применение техники в иллюзионе только начинается. Интересно работают артисты Рязанской филармонии Евгения и Имант Бриедитисы. Они выходят к зрителям, и на сцене возникают, словно из глубин вселенной, космические аппараты, звучит «звездная» музыка... В новой программе, возможно, будут использованы лазер, радиоуправление. Конечно, избыток техники иногда мешает воспринимать фокус как маленькое чудо. Тут нужно знать меру. Как и в любом другом жанре, главный «секрет» иллюзиониста кроется в его артистизме. Но если артистизм присутствует, техника поможет выявить его ярче.

    Фокусники-изобретатели Евгения и Имант Бриедитисы

    Официальной датой рождения секции новых трюков стало 28 ноября прошлого года. Эта дата выбрана не случайно: она, как утверждает Анатолий, обладает «магическим» свойством. Записанная цифрами, дата может быть прочитана в любом направлении: 28.11.82.

    И еще одно приятное событие произошло недавно: был избран первый из числа зарубежных артистов почетный член Московского клуба фокусников. Им стал известный артист из ГДР, автор многих учебных пособий и книг по истории жанра Йохан Цмек. Побывав в Москве, он не только провел семинар с советскими коллегами, но и дал для них прекрасный концерт.

    С болгарскими иллюзионистами встретился член клуба Олег Катаманин. Олег — метростроевец и в Болгарии бывает как консультант на сооружении Софийского метро. Но, давно увлекаясь фокусами, встретился с ветераном болгарского иллюзиона «мистером Сенко», привез афиши, плакаты, фотографии и, конечно, новые трюки, подаренные коллегами.

    Тем временем встреча в Каминном зале продолжалась. Ее участники заняли свои места за столиками. Начался концерт, но в нем не было привычного деления на зрителей и артистов. Фокусы показывали все.

    Был здесь инженер-судостроитель из Ленинграда Юрий Обрезков, продемонстрировавший редкое искусство виртуозной манипуляции с картами. Грузинский артист Зураб Вадачкория пришел на встречу в солдатской форме: в настоящее время он проходит военную службу. Показали придуманный ими трюк с апельсинами ученики московской школы Екатерина и Дмитрий Куликовы, оба занимаются в студии иллюзионного искусства при Доме культуры имени В.П. Чкалова, оба — члены секции по созданию новых трюков. С новой программой выступила и самая молодая артистка оригинального жанра Москонцерта Наталия Перфильева.

    Начало новому клубу положено. Пока в его составе около двухсот членов — профессионалов и любителей. Клуб открыт для всех, кто избрал своим занятием чудеса!

    Ю. Когтев

    Тайна клуба фокусников

    Статья Д. Володина и Л. Курина, 1983 год, название газеты определить не удалось

    ТАЙНА КЛУБА ФОКУСНИКОВ

    Симпатичный заяц хитровато глядит на нас с пригласительного билета, зажав между ушами волшебную палочку — международный символ магического искусства. Билет держит в руках главный маг страны — председатель Московского клуба фокусников Владимир Руднев, у которого мы в гостях. «Приглашаем вас на День фокусников», — написано в билете. Но фокусы начались немедленно.

    Появлялись и исчезали сигареты. Зажигалка вместо огня выплескивала из себя воду. Как живые, летали в воздухе карты и снова собирались в колоду. Собирались, чтобы тут же быть разбросанными по столу:

    — Загадай-ка масть. Раз-два! Правильно?

    И масть сходилась.

    Руднев, отражаясь в огромном зеркале, готовился поразить нас очередным трюком...

    — Владимир, Вы председатель одного из самых, пожалуй, необычных клубов в стране. Каким образом и зачем он был учрежден?

    — Как это ни странно, фокусник, представитель весьма любимого публикой оригинального жанра, в какой-то степени забыт и заброшен. То есть, конечно, мы выступаем, работаем, нередко пользуемся успехом. Но откуда берутся фокусники? В этом-то весь фокус. Их ведь не готовят у нас практически нигде. Захотел стать чудодеем — действуй сам, на свой собственный страх и риск. Кроме того, если уже готовому мастеру не общаться с коллегами, не перенимать новое, он быстро завянет, остановится в развитии.

    Вот и родилась однажды мысль: организоваться. Устраивать регулярные встречи, обмениваться информацией, новинками. Может быть, выпускать свой журнал. Открыть студию для молодежи.

    — А почему ваш клуб называется «181181»?

    — По вине вашего коллеги, который перепутал дату основания клуба с его названием. Дело в том, что само число 181181 магическое. Переверните его, и получится тоже 18 ноября 81 года — дата нашего создания.

    — Много ли удалось за эти два года?

    — Провели первый Всесоюзный слет фокусников. Четвертый четверг каждого месяца — «магический день» в Каминном зале ЦДРИ. Причем на этих встречах выступают не только наши коллеги. Приглашаем, например, врачей, психологов. Их советы очень для нас полезны — артист всегда должен быть в форме.

    — Как и всякий клуб, вы должны иметь свой устав...

    — Есть он и у нас. А начинается с фразы: «Московский клуб фокусников является культурно-просветительной творческой организацией, объединяющей на добровольной основе фокусников — любителей и профессионалов».

    — Значит, не только стать фокусником, но и быть им непросто?

    — Совершенно верно. Нужны постоянная тренировка, режим. Как у спортсменов.

    — Эстрада — Ваше призвание?

    Вообще-то сначала я готовился стать слесарем-сантехником, окончил в Москве строительное училище по этой специальности. А потом, насмотревшись цирковых представлений, решил стать клоуном. Но на экзаменах в училище циркового и эстрадного искусства провалился. Пошел на завод, работал слесарем достаточно долго. Тогда-то и появилась новая страсть — фокусы. Увлекся ими с головой и не заметил сам, как стал уже фокусником.

    Так с чего начинается фокусник?

    Свое богатство он, как правило, черпает из литературы. У меня очень большая библиотека специальной литературы. А поскольку таких книг вообще очень немного — как в нашей стране, так и в мире, — то умещается она вся в этих двух шкафах. Есть много старинных трудов — начала века, конца прошлого. Приходится гоняться за ними по букинистическим «развалам». Разумеется, не всегда находишь то, что нужно, но все-таки...

    Открываем старинный фолиант. На титульном листе — «Волшебная  книжка. Разоблачение тайнъ, черной и белой магий. И вызывание привидений. С рисунками». Ощущаешь, что погружаешься в мир графа Калиостро или попадаешь в средневековый замок, где люди с сосредоточенными лицами, взявшись за руки, ждут появления кого-нибудь из своих предке». Что предлагает книга? «Наполнить мгновенно комнату облаками», «Сделать нетающий комок снега», «Изготовить таинственное зеркало, предсказывающее судьбу». И   так далее.

    Книг много, по преимуществу они старинные. Похоже, что современных пособий для фокусников не существует. А потому одна из важнейших задач клуба — выпуск методического пособия.

    — Да, — подтверждает Владимир, — мы хотим «заразить» магическим увлечением как можно больше людей, особенно молодежь. Иногда нам, например, бросают упрек: как можно обучать юношей и девушек фокусам с картами? Это антипедагогично, это неприлично, это... Я считаю: пусть уж лучше парень занимается карточным «волшебством» у нас в студии, чем режется в «очко» в подворотне... А вообще фокусы увлекают чрезвычайно. Ведь среди членов нашего клуба не только «сугубые» профессионалы, но в высококвалифицированные любители. Мой заместитель Анатолий Карташкин — кандидат технических наук, преподаватель МАИ. Участвуют в клубе и военнослужащие, я работники милиции, есть даже один прокурор.

    Анатолий Карташкин — крупный специалист по технической части фокусов. Обращаемся к нему.

    — Чем отличаются современные фокусы от древних?

    Сейчас используются новейшие достижения науки — радиотехники, физики, химии и так далее. Но ведь и традиционные фокусы с картами, лентами, животными тоже усложняются.

    Вы можете привести пример старинного фокуса?

    В 1800 году в Санкт-Петербурге гастролировал знаменитый фокусник Пинетти. Накануне отъезда он предупредил царя, что в полдень он уедет одновременно через все 15 городских застав. Слух об этом, разнесся по всему городу, и в назначенное время повсюду столпились любопытные. В докладе, представленном царю, полиция сообщала, что отъезд был зарегистрирован одновременно на всех 15 заставах.

    — Как же ему это удалось?

    — В нашем уставе есть пункт: «Член МКФ обязан хранить секреты, лежащие в основе каждого фокуса».

    — А Вы так умеете? — вопрос уже к Владимиру Рудневу.

    — В нашем уставе есть другой  пункт — о непоощрении чрезмерной рекламы.

    — Клуб стал большим?

    — Двести пятьдесят человек из разных концов страны. Это действительные члены. Плюс кандидаты.

    Наверное, трудно было объединить всех?

    Непросто. Но ведь многие сами стремились к этому. Каждый из нас обязательно знаком с кем-нибудь из своих коллег. Приглашали их, просили, в свою очередь, пригласить кого-то из знакомых, потом знакомых знакомых, и так далее, по цепочке. По известным уже адресам рассылали специальные анкеты-приглашения. И вот в мае прошлого года провели слет. Оформились окончательно.

    — Стало быть, в клубе собран сейчас весь цвет отечественных фокусников?

    — Почти что так.

    — А сколько, Володя, фокусов у Вас в активе?

    — Говоря абсолютно объективно, без тени хвастовства — не сосчитать. Это, наверное, трудно сделать любому профессионалу нашего жанра. Судите сами: одних карточных могу исполнять не меньше тысячи. А всего фокусов с картами насчитывается в мире около тридцати тысяч. Владею и многими другими...

    Несомненно, Владимир владеет. Иначе его искусству не рукоплескали бы в 51 стране мира, не был бы он почетным членом Индийской магической академии, а также почетным членом Всеиндийской ассоциации иллюзионистов, не обращались бы к нему за помощью и советом десятки магов, не было бы у него такого множества дипломов на разных языках.

    На прощание получили по фокусу и мы. В качестве подарка. А на пригласительных билетах, которые мы тоже получили, были указаны дата и время проведения очередного «магического дня». Когда мы уже вышли, то обнаружилось что на одном билете эти цифры почему-то исчезли. До сих пор не знаем, фокус ли это?

    Д. Володин, Л. Курин

    Репортаж из мира магии

    Статья Марины Андреевны Гаряевой в газете «Советская культура», № 24 (5812), 25.02.1984

    РЕПОРТАЖ ИЗ МИРА МАГИИ

    До сих пор на моем столе лежит обычный календарный листок — 18 ноября 1981 года. В тот день образовался Московский клуб фокусников. Посмотрите на число — 18.11.81... Читайте его задом наперед, вверх ногами, поставьте посередине зеркало — хоть вдоль, хоть поперек, — оно не изменится. Таких «магических» дат в нашем веке уже не будет.

    Тогда я подумала: магия магией, но вот вопрос: зачем фокусникам потребовалось объединяться? Испокон веков ореол тайны окутывал их искусство. Зрителей завораживала абсолютная невероятность того, что творилось у них на глазах. «Голосами духов» говорили античные чревовещатели, лихо «отсекали головы» средневековые маги, граф Сен-Жермен, слывший самой загадочной фигурой XVIII века и распространявший легенды о своем бессмертии, «увеличивал» бриллианты и превращал мешковину в шелк, Гарри Гудини с легкостью проходил сквозь кирпичную стену, и живой слон исчезал со сцены на его представлении.

    Чудеса будоражат нас и, конечно же, требуют разгадки. А разгадка низводит их до уровня вполне объяснимых химических реакций, до умения в нужный момент отвлечь внимание зрителей, до ловкости рук — пусть виртуозной и удивительной самой по себе, но... Согласитесь, вряд ли все компоненты сценического волшебства, будучи понятными, заставили бы бушевать страсти (давя друг друга, люди бросились вон из зала, когда французский фокусник Робер-Уден, невредимо вышедший из взорвавшегося костра, поймал зубами пулю, при всех помеченную и выстреленную зрителем), вряд ли так же кричали бы о них все газеты мира, как о магических сеансах «сверхчеловека» Калиостро, вызывавшего «призраки» в зеркалах и в клубах дыма, превращавшего железо в золото.

    Итак, именно тайна рождала магию. Но как же соблюсти тайну в клубе? Разве что уподобить вступление в этот клуб мистическим обрядам посвящения, сопровождать его страшными клятвами, обетами хранить молчание...

    Листаю устав клуба. Никакой мистики, просто выдавать профессиональные секреты запрещено. Но с коллегами можешь обсуждать их, сколько сочтешь нужным. Захочешь о чем-то умолчать — никто выпытывать тайн не станет. Девиз общения — взаимно полезная откровенность плюс деликатность. Стоп! Вот, кажется, и ответ на основной вопрос: зачем нужен клуб?

    Какой артист не мечтает сказать словами Бориса Пастернака: «Зал затих, я вышел на подмостки»! Но известно, что не каждый добивается этого, даже имея несомненный талант и мастерство. Не чувствуя «отдачи» зала, прирожденный лицедей страдает. И мы, зрители, ощутим это, сидя в последнем ряду галерки. Из вежливости или сочувствия слегка похлопаем, а через минуту забудем, кто выступал, зачем выступал. Ведь мы так и не стали соучастниками таинства, не затрепетали наши сердца в унисон с сердцем мага. Почему?

    — Работая в одиночку, фокусник задает это «почему» сам себе и ответа порой не находит, — говорит президент клуба, артист Москонцерта, лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване Владимир Руднев. — Со стороны он себя видит только в холодном, немом отражении зеркала, оно не подскажет: переставь трюки, смени музыку, зафиксируй движение. Он будет перелистывать книги, но встретит только описания трюков, причем в большинстве старых и приевшихся. Учебника для чародея нет. Мы говорим о профессиональном фокуснике. А каково делать первые шаги? Помните, мальчик в фильме про Золушку говорит: «Я еще не волшебник, я только учусь». Его наставляет добрая фея. Жаль, что в жизни добрые маги встречаются куда реже, чем в сказках. Но они, безусловно, есть. Для меня добрым волшебником в буквальном смысле слова был Дмитрий Федорович Волков — он посвятил меня во все премудрости магического искусства, которые знал сам. Тогда-то еще я подумала: было бы просто прекрасно, если бы фокусники собирались вместе, делились бы опытом, помогали тем, кто еще только учится. Помогали бы друг другу найти ответ на то самое таинственное «почему», найти магическое слово, которое вдыхает жизнь в фокус.

    Фокусники, чародеи и чудаки. На радужном крыле фантазии они переносят нас в страну чудес, где рушатся все аксиомы физики и логики. Как ни странно, в этой стране мы чувствуем себя довольно уютно. Конечно, не исключено, что найдется трезвомыслящий человек, который возмущенно воскликнет: чушь! Сплошное надувательство! Но это наверняка скучный человек, и большим разочарованием для него будет узнать, что волшебное крыло можно сконструировать по строгим законам науки. Только поставленным с ног на голову, вывернутым наизнанку. Это называется магическим творчеством. Смотрите: можно ли вытащить платок сквозь оболочку надутого воздушного шарика так, чтобы шарик не «лопнул»? Ах, нельзя? Очень хорошо. И на наших глазах платок вытаскивают. В доказательство того, что шарик остался цел, его протыкают, и он громко лопается.

    Такой трюк придумал Анатолий Карташкин — вице-президент клуба, который возглавляет секцию магического творчества. Методикам «мозгового штурма», методу инверсий и тому подобному он учит не только фокусников, но и будущих радиоинженеров — преподает в Московском авиационном институте. Имеет диплом кандидата технических наук и диплом первой степени лауреата Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности в жанре иллюзии и манипуляции, написал несколько журнальных статей по теории иллюзионизма, методическое пособие по искусству демонстрации фокуса для народных цирков. Как же сочетаются столь разные занятия?

    — А такие ли уж разные? — говорит он. — Подумайте, разве демонстрация иллюзионного трюка не напоминает по наглядности лабораторный эксперимент? Да сама наука родилась в недрах магии! Поиски алхимиков, проекты «вечных двигателей», формулы «эликсиров молодости». Великие фокусники всегда были изобретателями, скажем, Робер-Уден придумал часы, по принципу которых до последнего времени делали швейцарские. А иные ученые всерьез увлекались иллюзионным искусством — например, известный всем Кеплер. И точность фокусникам нужна не меньше, чем ученым — ведь нет зрелища неприятней, чем оплошавший чародей.

    За бешеными темпами современной науки угнаться не так просто. Но фокуснику куда как важно идти в ногу с веком — тогда химия вызовет целую феерию невероятных превращений, новинки техники подскажут остроумную конструкцию иллюзионного реквизита, теории психологов туже натянут невидимые струны между магом и зрителем, а медицина поможет постоянно быть «в форме» во время долгих, не всегда обставленных комфортом гастрольных поездок.

    Но можно ли объять необъятное?! Под силу ли даже чародею профильтровать целый океан знаний и выловить золотые крупицы, которые обогатят магию? Одному, наверное, не под силу. Но дело облегчается, если чародеев сотни — как в клубе, и если к тому же многие из них по основной своей профессии те же психологи или техники, а потому могут привнести в таинственное искусство свое рациональное и неожиданно уместное слово — возьмите хотя бы «космические» трюки Ии и Иманта Бриедитисов: на пустой сцене вдруг возникают внушительных размеров «луноходы», «ракеты», «радиолокаторы». Весь реквизит Имант, инженер по профессии, изобрел и сделал сам в маленькой домашней мастерской.

    Четвертый четверг каждого месяца под крышей Центрального дома работников искусств СССР проходят «магические дни». В Каминном зале собираются фокусники, и лучше любого очага их согревает тепло дружеских бесед, интерес к работе собратьев по жанру. Ради нескольких часов общения многие едут сюда из других городов,

    На первый же четверг приехал из Перми Владимир Данилин, после того как получил Гран при на 18-м Международном конкурсе иллюзионистов в Карловых Варах (его рекомендовал туда послать Московский клуб фокусников). Среди 600 чародеев из 16 стран он оказался лучшим манипулятором, лучшим комическим магом. Маэстро набрал 482 очка из 500 возможных — такого не случалось за всю историю конкурса! Рассказывая о поездке, он сожалел только об одном — из-за репетиций не хватило времени посмотреть все, что показывали другие фокусники. На том же «магическом дне» чародеи поздравляли и расспрашивали земляков Владимира Данилина — Надежду и Валерия Бастраковых, которые вслед за ним тоже побывали в Чехословакии, на конкурсе в Праге. И тоже привезли трофей — один из первых призов.

    Неотъемлемая особенность четвергов — «шоу-моменты», каждый из магов может при желании показать один номер. Для фокусников это не столько развлечение, сколько учеба. Для нас же, гостей «магического дня», выступления сложились в необычный, разнообразный концерт. Не успевали сидящие в зале называть четырехзначные числа, как Александр Воробьев (аспирант МВТУ имени Н.Э. Баумана) перемножал их между собой, возводил в любую степень, и результат его мгновенных вычислений совпал с результатом электронного калькулятора. В руках Юрия Обрезкова (инженера-кораблестроителя из Ленинграда) карты, как живые, скользили и пускались в причудливую акробатику, исчезали, разворачивались веером, меняли цвет рубашки, и из середины перетасованной колоды появлялась карта, задуманная зрителем. «Второй голос» вентролога Марины Розовской — артистки Москонцерта — позволил ей вести занятный диалог с футбольным мячом. Артистка эстрады Ольга Гундрова виртуозно манипулировала кольцами, Альберт Игнатенко (артист Луцкой филармонии) за секунды запоминал испещренные десятками цифр таблицы и с закрытыми глазами определял цвета картонных дисков.

    За вечер мы увидели почти все направления магического искусства.

    Понятно, что чародеи не замыкаются в стенах небольшого Каминного зала. Рабочим, студентам, солдатам они читают популярные лекции о фокусах, руководят самодеятельной студией иллюзионного искусства при Доме культуры имени В.П. Чкалова, помогают артистам смежных жанров, если те включают в номера иллюзионные трюки, и, конечно же, привносят дух волшебства в зрительные залы. Нынешней зимой, впервые за всю историю советской эстрады, на подмостках шло фантастическое ревю «Новогодние чудеса на Берсеньевской», практически целиком составленное из иллюзионных номеров. В выступлении Ирины и Владимира Тишковых из набора кубиков выскакивал пудель Чарли, зигзагом сдвигались и смыкались боковые стенки ящика, в котором стояла артистка. В пустых руках Константина Ширкевича один за другим появлялись звенящие будильники. Геннадий Сиухин комкал в руках горящую бумажку, из кулака тут же вырывались ленты серпантина, их сматывали, мочили в воде, выжимали и каким-то непостижимым образом превращали в облако искрящегося конфетти. Рафаэль Циталашвили спустился со сцены в зал с тростью, кружившей в воздухе.

    Театр эстрады благодарит Московский клуб фокусников за организацию представления — такими словами кончалась концертная программа.

    М. Гаряева

    1 Дата 18.11.81 выбрана не случайно, ее предложил А.С. Карташкин ввиду редкой «многоосной симметрии» цифр.

    2 Основателями клуба стали: Руднев В.П., Карташкин А.С., Концов Н.А., Рубцова Л.В., Переводчиков В.А., Перфильева Н.В., Лягов В.В., Павлович В.А., Обрезков Ю.А.

    3 Что касается состояния де-юре, то, как известно, проблема не решена до настоящего времени. Тем не менее, большинство представителей иллюзионного сообщества России склонны судить о клубе не по названию или юридическим тонкостям оформления, а по реальным делам.

    4 Мероприятие проводилось в 1988 году. От СССР участвовал О.В. Медведев, получивший специальный приз.

    5 Позднее ДК ГПЗ переименован в Дом культуры ОАО «Московский подшипник». Именно там в октябре 2002 года произошел печально известный террористический акт на Дубровке.

    6 Страстный любитель иллюзионного жанра американский бизнесмен Гарри Бьютлер оплатил дорогу и проживание в СССР Майкла Аммара.

    Видео

    Выступление Витторио Беллони (Италия)
    на Всемирном конгрессе иллюзионистов в Пекине, 2009

    Комический номер Левента (США)
    в программе «Мастера иллюзии»

    Поздравление с 30-летием МКФ от Владимира Свечникова

    Комментарии

    Михаил Изотов
    # Михаил Изотов
    18 марта 2012 г. 13:46
    «25–27 мая 1990 года во Дворце культуры Государственного подшипникового завода (Москва, ул. Мельникова, д. 7) прошел III Всесоюзный фестиваль иллюзионного искусства. Главным инициатором и спонсором выступил В.А. Медведев, возглавивший оргкомитет фестиваля. По срокам проведения мероприятие было приурочено к приезду в Москву американской делегации, включавшей Президента Международного братства магов (The International Brotherhood of Magicians — IBM) Энтони Шелли (Великобритания), члена президиума английского магического круга Брайана Миллера, известного американского фокусника Майкла Аммара, американского бизнесмена Гарри Бьютлера, Пита Петрашека и основателя компании A-1 Magical Media Майка Максвелла (США). В последний день фестиваля на сцене Дома культуры издательства ЦК КПСС «Правда» (Москва, ул. Правды, д. 21) 14 человек из числа МКФ были приняты в IBM, что стало основанием для последующего включения СССР в состав IBM под номером 288. Президентом российского отделения IBM был избран А.С. Воробьев, организовавший приезд зарубежных гостей».

    Помню то счастливое время.
    Пригласил меня на фестиваль вице-президент МКФ Анатолий Карташкин.
    До сих пор храню визитку Брайана Миллера, по совместительству владельца у себя на родине магазина иллюзионного реквизита.
    Что поразило? Поразили примеры того, как следует показывать фокусы, хотя, как я впоследствии выяснил, Майкл продемонстрировал классический фокус.
    Майкл Аммар позволил зрителю выбрать карту из колоды, вручил маркер и попросил подписать ее. Затем извлек из внутреннего кармана пиджака коробочку с надписью секреты и достал из нее … банковскую резинку и стянул ею перетасованную колоду с помеченной картой зрителя.
    После чего зачем-то посмотрел на потолок фойе Дворца культуры Государственного подшипникового завода …
    До потолка было метров пять.
    Взмах руки, колода летит вверх, ударяется о потолок и снова, стянутая резинкой, падает в руки Майкла.
    Но, прямо ужас какой-то, подписанная карта зрителя осталась висеть на потолке …
    Думая, что карта провисела очень долго.
    Затраты минимальные, эффект от рекламы потрясающий.
    Небольшая иллюстрация к тому, что такое «ударность» при демонстрации фокусов.
    бульдозер
    # бульдозер
    19 марта 2012 г. 9:00
    А где сейчас РОМБ?
    Михаил Изотов
    # Михаил Изотов
    19 марта 2012 г. 10:28
    Можете задать вопрос Президенту РОМБ.
    Александр ЧАР получил высшее образование в МВТУ им. Баумана и Московском институте электронного машиностроения, имеет ученую степень кандидата технических наук, работал ведущим научным сотрудником Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, получил специализацию в области экономики и финансов в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Руководитель инвестиционных строительных проектов. Член Совета предпринимателей при Мэре и Правительстве Москвы, лектор Всероссийского общества "Знание" по истории суеверий и мистификаций. Действительный член Американской ассоциации магов, президент Российского магического братства. Член-корреспондент международной Академии наук педагогического образования.
    Источник: http://www.charmagic.ru/
    Контакты с Президентом см. http://www.charmagic.ru/help
    Анатолий Карташкин
    # Анатолий Карташкин
    19 марта 2012 г. 10:38
    Михаилу Изотову. Да, Миша, я отлично помню нашу встречу, пронизанную теплотой и творчеством. Считаю, что МКФ сильно обедняет себя как с юридической, так и с иллюзионно-изобретательской стороны, игнорируя общение с тобой. Не обращай внимания на тявкающих недоброжелателей, продолжай свой путь - он честен и благороден!
    Бульдозеру. Я никогда не был членом РОМБа, и в его делах не участвовал. Знаю лишь, что Свечников раздолбал его в своей статье ("Социологический журнал", № 1, 2003 год). Кто-то мне сказал афористичную фразу - он РОМБ вывел, он же его и увел.
    Михаил Изотов
    # Михаил Изотов
    19 марта 2012 г. 11:42
    Выдержка из упомянутой Анатолием статьи "Религиозность и магические мистификации в массовом сознании".

    "В 1990 г. в России была создана общественная организация, получившая название Российское Магическое Братство (РОМБ). РОМБ был официально зарегистрирован в Москве как филиал Международного Братства Магов - Магический Круг России N 288 (The International Brotherhood of Magicians, Ring of Russia 288). Инициатором его создания выступил Президент Международного Братства Магов Энтони Шелли (Англия). За рубежом эта общественная организация объединяет в основном сценических магов-иллюзионистов, наподобие Дэвида Копперфильда. Но в нашей стране в нее принимали всех желающих. За первые четыре года существования организации открылись пять ее региональных отделений: смоленское, воркутинское, кемеровское, пензенское и саратовское. В 1994 г. в РОМБе зарегистрировано 1025 человек, а в 1996 г. - 1340. Очевидно, положение устава, делающее вступление в РОМБ предельно простым (требовалась лишь рекомендация двух его членов) сделало организацию достаточно массовой.
    Основная цель создания РОМБа, провозглашенная в его уставе, - всемерное развитие магии как синтеза науки и культуры, просветительская и образовательная работа, тестирование и экспертиза паранормальных явлений. РОМБ провел два съезда - в 1991 и 1993 гг. Каждый вступавший в Российское Магическое Братство заполнял анкету, в которой в произвольной форме отвечал на ряд вопросов. Анализ анкет выявляет динамику изменения количественного состава организации, ее социальный состав, образовательный уровень и возраст ее членов, магические направления, привлекающие вступающих в Братство, мотивы обращения к магическим практикам и уровень владения магическими технологиями кандидатов в члены РОМБа. 54% членов РОМБа - женщины и 46% - мужчины. 96% вступающих женщин хотят изучать основы лечебной магии и только 4% - обучиться основам иллюзионизма. У мужчин наблюдается противоположная тенденция: 84% кандидатов хотят изучать иллюзионизм и лишь 16% - лечебную магию. Средний возраст женщин, желающих изучать основы лечебной магии, - 42 года, мужчин - 45 лет. Имеют высшее образование 7% членов РОМБа (техническое - 4,5%, гуманитарное - 2,5%), среднее и среднее техническое - 84%, учатся в школах и техникумах - 9%. 11% кандидатов назвали себя профессионалами в области лечебной магии, имеющими собственные методики лечения; многие заявляли, что и сами обладают экстрасенсорными способностями. Считали себя верующими 83% кандидатов, но при этом не указали, к какой именно религиозной конфессии они принадлежат. К 1998 г. в Российском Магическом Братстве проявились внутренние противоречия между членами организации, верящими в магию, и теми, кто отвергал сверхъестественные силы. Очевидно, именно эти противоречия и привели к фактической самоликвидации РОМБа в 2001 г. Тогда же перестал выходить и журнал этой общественной организации".

    Источник: http://www.magicinvention.ru/artickls/art0072.htm
    Анатолий Карташкин
    # Анатолий Карташкин
    19 марта 2012 г. 13:42
    Дополню информацию Михаила.
    Я, как член IBM (мое членство валидно до 01.01.2022 года), регулярно получаю журнал IBM "The Linking Ring". Так вот, в списке членов IBM, опубликованном в августовском (№ 8) выпуске "TLR" (2010 год, стр. 155), российский круг № 288 отсутствует. Там сразу после Portugal идет (по алфавиту) Singapore.
    Анатолий Карташкин
    # Анатолий Карташкин
    20 марта 2012 г. 23:48
    Мне пресс-релиз понравился. Видна титаническая работа по интервьюированию "аксакалитета" МКФ и перелопачиванию массы сохранившейся документации.
    В целом, фактология изложена верно.
    Думаю, что Андрей Федоров будет хорошим пресс-секретарем - не в пример "уволившемуся" (который не опубликовал ни одной статьи в прессе, и почему он тогда назывался пресс-...?).
    юкункун
    # юкункун
    22 марта 2012 г. 0:57
    Отыскал в своем книжном завале старый, еще 1990 года, "Магический журнал". Оказывается, Руднев, который был президентом МКФ, был еще и членом РОМБ (регистрационный номер - 6). Чудеса! Чем его не устраивал МКФ?
    Анатолий Карташкин
    # Анатолий Карташкин
    25 марта 2012 г. 1:23
    1990 год - ошибочная дата. И регистрационный номер Руднева - не тот. Хочу внести коррекцию.
    Я раздобыл "Магический журнал", № 1 за 1991 год. В нем на страницах 49 - 55 приведен материал под заголовком "члены РОМБ". Список членов РОМБ составлен по алфавитному принципу и насчитывает 195 человек. Если же перестроить этот список по порядку регистрационных (в РОМБе) номеров, то начальная часть этого нового списка будет выглядеть следующим образом:
    Рег. № 1 - Александр Воробьев
    Рег. № 2 - Владимир Свечников
    Рег. № 3 - Владимир Медведев
    Рег. № 4 - Владимир Руднев
    Рег. № 5 - Юрий Обрезков
    Рег. № 6 - Рафаэль Циталашвили
    Рег. № 7 - Владимир Переводчиков
    Рег. № 8 - Николай Концов
    Рег. № 9 - Балтабек Жумагулов
    Рег. №10 - Евгений Прокопов
    Рег. №11 - Зураб Вадачкория
    Рег. №12 - Владимир Лягов
    Беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть - значительная часть тогдашнего президиума МКФ записалась в члены РОМБа. Почему? Это интересный вопрос.
    юкункун
    # юкункун
    25 марта 2012 г. 3:26
    Анатолий, ты прав. Это спешка, материалов куча, смотришь одно, печатаешь другое, думаешь отретьем, так и получаются плюхи.Ошибся, виноват.
    Михаил Изотов
    # Михаил Изотов
    25 марта 2012 г. 4:39
    Маленькая справка.
    Фамилии этих двенадцати человек были зачитаны со сцены Энтони Шелли как учредителей РОМБ. Членство у них возникло в силу учредительства. Заявления о вступлении в РОМБ они не писали.
    Михаил Изотов
    # Михаил Изотов
    25 марта 2012 г. 4:46
    По поводу "де-юре" и "де-факто" а также "исторического названия".
    Рад помочь в год юбилея.
    См.: http://www.magicinvention.ru/artickls/art0083.htm
    Анатолий Карташкин
    # Анатолий Карташкин
    25 марта 2012 г. 7:20
    Из "Магического журнала" (информационный листок Русского отделения М.Б.М.) № 1 за 1990 год.
    Цитирую:
    "...Минимальное количество Действительных членов Отделения - 10 человек..." (стр. 5 ).
    Еще одна цитата:
    "Инициаторы организации Русского Отделения М.Б.М.:
    - от иностранной стороны Майкл Аммар (США) и Интернациональный Президент М.Б.М. Энтони Шелли (Великсбритания)
    - от СССР Александр Воробьев.
    Спонсор с иностранной стороны: Гари Бьютлер (США).
    Первый состав Русского Отделения М.Б.М.:
    Вадачкория З., Воробьев А., Жумагулов Б., Концов Н., Медведев В., Обрезков Ю., Переводчиков В.,Прокопов Е., Руднев В., Свечников В., Циталашвили Р.
    Первый Президент Русского Отделения М.Б.М. - Воробьев А.Ю.
    Дата официальной регистрации Отделения в М.Б.М. - 27 мая 1990 года.
    Штаб-квартира Отделения - СССР, 109280, Москва, Велозаводская, д. ..., кв. ... " (стр. 7).
    В то время лично я исполнял обязанности вице-президента МКФ и с первых же шагов образования РОМБ решительно дистанцировался от создания этой организации. Поэтому многое, происходившее внутри РОМБа, мне неизвестно. И сейчас, размышляя, я задаю себе некоторые вопросы. Опубликую три из них.
    1 вопрос - почему ряд людей из тех, кто создавал МКФ, вошли в первый (!) состав РОМБа?
    2. Сначала цитата из "Магического журнала" № 1 за 1991 год: "...Наибольшую концентрацию древние знания и приемы получили, на мой взгляд, в иллюзионном искусстве, психологии (гипноз, суггестия, психотерапия...) и биоэнергетике.
    Именно эти направления и послужили основой для деления сфер Ваших интересов в РОМБе: - иллюзионное искусство; - приемы колдовства и психологические опыты; - биоэнергетика и экстрасенсорика..." ("Послание президента", стр.1).
    Теперь два вопроса:
    а) почему в РОМБе предполагалось заниматься колдовством, биоэнергетикой, и т.п., хотя в реальном IBM не существовало (и не существует) ни биоэнергетики, ни экстрасенсорики, а развивается только одно направление - иллюзионизм?
    б) почему в первый состав РОМБа не был веден ни один биознергетик или экстрасенс?
    Чар Александр
    28 марта 2012 г. 2:47
    Большое спасибо А. Карташкину и М. Изотову за диалог о РОМБе. Наконец-то я про себя узнал то, о чем только слышал. Такое впечатление, что стремление познать мир посредством квалифицированного обмана (фокусов) перешло у А.Карташкина за рамки искусства в повседневную жизнь.
    Уважаемый Анатолий, ты прекрасно знаешь: чтобы быть членом какой-либо организации, надо платить членские взносы.
    Во время создания РОМБА артисты влачили нищенское существование и были финансовыми импотентами. Платить за знания на иностранном языке, который 98% членов МКФ не знали, вдвойне было глупо. Поэтому отделение 288 прекратило существование из-за финансовой несостоятельности. Мне содержать за свой счет десятки человек - глупо и безрассудно!
    Организовать юридическую связь с ИБМ было невозможно именно по этой причине. За рубежом не понимают теплого русского слово "ХАЛЯВА".
    РОМБ на настоящее время является единственной существующей легальной "профильной" организацией. Недавно я провел экскурсию по РОМБу уважаемого пресс-секретаря МКФ Андрея Федорова. Спросите у него о материальности существования РОМБа.
    РОМБ - профессиональная организация и живет по принципу самоокупаемости.
    Платишь взносы - можешь быть членом РОМБа (если еще примут).
    Не платишь взносы - нельзя быть членом РОМБа.
    Амбиции есть, знания есть, но взносов нет - нельзя быть членом РОМБа.
    В заключении одна просьба: вышлите мне хотя бы одну ссылку из прессы о том, что мы занимались колдовством или подобной дребеденью. С просветительской целью - да. Вел кучу телепередач про экстрасенсов и т.п. Но вначале я был официально аттестован в качестве лектора ЦК КПСС по тематике "Суеверия и научные знания".
    Михаил Изотов
    # Михаил Изотов
    28 марта 2012 г. 4:08
    # Чар Александр
    28 марта 2012 г. 2:47
    В заключении одна просьба: вышлите мне хотя бы одну ссылку из прессы о том, что мы занимались колдовством или подобной дребеденью. С просветительской целью - да. Вел кучу телепередач про экстрасенсов и т.п. Но вначале я был официально аттестован в качестве лектора ЦК КПСС по тематике "Суеверия и научные знания".
    Держите!
    Ссылка первая.
    Московское товарищество Р.Т.И.
    125083 Москва, ул. В.Масловка, 16, корп. 1-53
    тел. (095) 212-62-61
    Сглаз, порча
    Александр Чар
    Цена брошюры 5 руб.
    Колдовство только для непосвященных является непостижимым. Вам предлагается несколько разнообразных вариантов защиты и предохранения от сглаза, порчи и их адаптации к современной действительности.
    - «У меня 6 детей. Под порог сыпят землю, льют воду, дети систематически болеют и я тоже. Похоронила двоих».
    - «Мною обнаружены деньги под ковриком у входной двери: деньги были выложены столбиком. Оказалось, что никто из семьи их не клал. Я деньги выбросила в мусоропровод, но с тех пор стали болеть дети» - из записок А.Чара.
    Для получения брошюры «Сглаз, порча …» вышлите заявку по адресу: 125083 Москва, В.Масловка, 16 корп. 1-53. В заявке укажите сой почтовый адрес, количество комплектов. Если вы являетесь членом РОМБа, укажите свой регистрационный номер.
    Стоимость одной брошюры – 5 рублей плюс почтовые расходы. При заказе свыше 3-х экземпляров предоставляется скидка 10-20% в зависимости от количества экземпляров.
    Оплата производится наложенным платежом.
    Члены РОМБа получают скидку в 20% !!!
    Источник: Магический журнал, № 4, 1991, с.41.
    Михаил Изотов
    # Михаил Изотов
    28 марта 2012 г. 4:34
    # Чар Александр
    28 марта 2012 г. 2:47

    В заключении одна просьба: вышлите мне хотя бы одну ссылку из прессы о том, что мы занимались колдовством или подобной дребеденью. С просветительской целью - да. Вел кучу телепередач про экстрасенсов и т.п. Но вначале я был официально аттестован в качестве лектора ЦК КПСС по тематике "Суеверия и научные знания".

    Держите!
    Ссылка вторая.

    Московское товарищество Р.Т.И.
    125083 Москва, ул. В.Масловка, 16, корп. 1-53
    тел. (095) 212-62-61
    --------------------------------------------------------------------------------------------
    Московское товарищество Р.Т.И. и Всесоюзное общество «Знание» предлагают Вам принять участие в очно-заочной Школе МАГОВ (1-я ступень)

    В программе Школы заложены заложены современные психологические, экстрасенсорные и биоэнергетические методы воздействия на людей, а также элементы древней ритуальной практики.
    Обучение по 10ой ступени включает в себя знакомство с магическими обрядами, практикой колдовства и психотехникой, начальный курс экстрасенса, основы иллюзионного искусства и др.

    РТИ и Знание
    Школа магов
    (1-я ступень)
    В программе практика колдовства, магические обряды, экстрасенсорика, иллюзионное искусство

    Продолжительность одного обучения – 1…2 недели, заочного – до 6 месяцев. Начало занятий – сентябрь-октябрь 1991.

    После окончания Школы по 1-ой ступени членам РОМБа присваивается категория эксперта и выдается удостоверение.

    Для участия в очно-заочной Школе МАГОВ вышлите заявку по адресу: 125083 Москва, В.Масловка, 16 корп. 1-53. В заявке укажите свой почтовый адрес, очный или заочный характер обучения. Если вы являетесь членом РОМБа, укажите свой регистрационный номер!

    После получения заявки Вам будут высланы все необходимые условия.

    Справки по телефону: 8-(095)-344-20-53 (г.Москва)
    Научный руководитель Школы – Президент Русского отделения международного братства магов, кандидат технических наук Александр Чар.
    Методист –Людмила МАРЕНКОВА. Директор – Дмитрий БУСАЛОВ.

    Источник: Магический журнал, № 4, 1991, с. 43.
    Михаил Изотов
    # Михаил Изотов
    28 марта 2012 г. 5:48
    Раз пошла такая пьянка, то …

    Держите!

    Часть денег возвращена банку

    Как и обещал вчера «Ъ», сегодня сообщаются некоторые подробности дела о хищении 1,08 млрд руб. при помощи поддельных авизо из Велозаводского филиала Московского индустриального банка.
    Как стало известно корреспондентам «Ъ», в начале ноября 1992 года Московский индустриальный банк обратился с письмом в отдел 18-го управления внутренних дел Москвы по борьбе с экономическими преступлениями. Банкиры подозревали, что через их банки прошли фальшивые авизо. Проверка выявила факт хищения 1,08 млрд руб., принадлежащих банку.
    Деньги были переведены на расчетный счет «Российского магического братства» по двум фальшивым авизо, поступившим в банк в сентябре 1992 г. из Красноярска и Новосибирска.
    Часть суммы (950 млн руб.) «Братство» перечислило на счет фирмы «Пасифик-Ликсин» в Интерпрогрессбанке. Сейчас эти деньги возвращены Московскому индустриальному банку.
    Счет «Братства» арестован, но эта организация успела получить 129 млн руб. чеками «Россия».
    По факту хищения возбуждено уголовное дело.
    Об итогах следствия, которые будут подведены через неделю, «Ъ» сообщит в номере от 289 ноября.

    Источник: Коммерсантъ-Daily, № 35(176), 21 ноября 1991 года

    Это, наверное, другое «Российское магическое братство»?
    Анатолий Карташкин
    # Анатолий Карташкин
    28 марта 2012 г. 11:19
    Прежде всего хочу поблагодарить Михаила Изотова за большой и серьезный фактологический материал, который он привел на этом сайте, характеризуя деятельность РОМБа. Думаю, что пока этого достаточно, и потому остановлюсь сугубо на цитатах из монолога оппонента, который (монолог, а не оппонент) полностью приведен выше.
    1) "Большое спасибо А.Карташкину и М.Изотову за диалог о РОМБе".
    = Благодарить не надо. Диалог шел не с вами.
    2) "Такое впечатление, что стремление познать мир... за рамки искусства в повседневную жизнь".
    = Это только впечатление. После лекции, в заголовке которой на первом месте стоят суеверия, а научное знание - только на втором, впечатление может оказаться еще и не таким. Как говорится, с кем (а точнее, с чем) поведешься...
    3) "Во время создания РОМБа артисты влачили нищенское существование.."
    = ...и ездили с женами в Тампу (Флорида, США).
    4) "Платить за знания на иностранном языке, которого 98% членов РОМБа не знали, вдвойне было глупо."
    = На месте членов РОМБа я бы хорошо отблагодарил вас за такое лестное о них мнение.
    = Вдвойне - по сравнению с чем?
    = А я думаю, что платить за знания (даже на иностранном языке) отнюдь не глупо, а очень даже разумно. Ибо знания всегда окупаются многократно.
    5) "...я провел экскурсию по РОМБу уважаемого пресс-секретаря МКФ Андрея Федорова. Спросите у него..."
    = Зачем же спрашивать у экскурсанта? Уж лучше я спрошу у самого экскурсовода. Спрашиваю. В моем диалоге с Михаилом Изотовым была обозначена пара вопросов. Насчет того, что в подлинном IBM никто не развивает экстрасенсорику и биоэнергетику. А также насчет того, что в первом составе РОМБа отчего-то не оказалось ни одного колдуна или ясновидящего. Ну, так вот - раз уж вы вмешались в наш диалог, ответьте, пожалуйста, на эти вопросы.
    = Интересно также, какие экспонаты вы демонстрировали во время проведения экскурсии - может быть, нож из Мюнхена?
    6) "...знания есть, но взносов нет - нельзя быть членом РОМБа".
    = Я правильно понял, что главное для РОМБа - это взносы?
    Я правильно понял, что человек знающий, но бедный, никогда не станет членом РОМБа? Я правильно понял, что РОМБ создан для людей с деньгами, а уровень их знаний никого не волнует?
    7) "Я был официально аттестован в качестве лектора ЦК КПСС по тематике "Суеверия и научное знание".
    = Тогда, может быть, не стоило вовлекать в РОМБ фокусников? Ведь по тематике "Иллюзионный жанр и научные знания" вы не были официально аттестованы.
    8) Кстати - человека по имени Александр Чар юридически не существует - у него нет паспорта.
    Анатолий Карташкин
    # Анатолий Карташкин
    31 марта 2012 г. 13:46
    31 марта 2012 года я прочитал на открытом сайте МКФ текст доклада Владимира Руднева, сделанный им на 12-м конгрессе иллюзионистов, который был организован МКФ.
    В этом докладе упоминается моя фамилия. Для меня это было неожиданным. Моя фамилия была упомянута неоднократно. Это было вдвойне неожиданно. Однако, несмотря на это обстоятельство, скажу, что по 1999-й год история МКФ изложена хотя и очень кратко, но в целом объективно.
    В 1999-м году я перестал быть вице-президентом МКФ и членом МКФ, и о дальнейшей истории МКФ ничего сказать не могу.
    В той части доклада Владимира Руднева, которая посвящена периоду по 1999-й год, имеются некоторые "ляпы", о которых мне хотелось бы упомянуть - в целях сохранения исторической объективности. Вот они:
    1) Игорь Кио и Арутюн Акопян не предпринимали попыток к объединению фокусников, поскольку зорко следили, чтобы другие фокусники не показывали трюков, которые демонстрировали они.
    Попытки к объединению фокусников предпринимались другими людьми - Диком Читашвили (в большей степени) и Александром Василевским (в меньшей степени), но о них в докладе почему-то не упоминается.
    2) В докладе указано, что инициативная группа собралась в октябре 1981 года. Это неверно. 11-й месяц - ноябрь. Отсюда и дата 18.11.81.
    3) В составе инициативной группы пропущен Валерий Павлович.
    4) В докладе ничего не сказано об участии МКФ во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985 г.).
    5) В докладе ничего не сказано об обладателях Гран При ФИСМ Владимире Данилине и Иване Нечепоренко, которые являлись членами МКФ.
    6) Слова "Карнелис Росс" написаны непревильно. Правильно - Корнелис Рос.
    Михаил Изотов
    # Михаил Изотов
    1 апреля 2012 г. 0:17
    Историогафия МКФ в изложении Президента напоминает советскую.
    Ленин на самом деле сидел в шалаше в Разливе с Троцким (если не ошибаюсь), а потом, в учебниках истории, оказалось что без него.
    Сам наблюдал выступление члена МКФ Владимира Данилина в стенах МКФ с номером "Игрок".
    fedrv
    # fedrv
    1 апреля 2012 г. 3:13
    Уважаемые коллеги! Спасибо за дельную критику и основательные комментарии. Что касается отсутствия в обзоре данных о наших чемпионах, то здесь есть моя недоработка. Изначально я планировал завершить исторический экскурс фразой: «За 30 лет члены МКФ-РАИ стали победителями и лауреатами следующих международных конкурсов...» Однако для исчерпывающего продолжения требовалась кропотливая въедливая исследовательская работа. У меня элементарно не хватило времени, чтобы завершить ее к юбилею.
    Уж не обессудьте...
    Михаил Изотов
    # Михаил Изотов
    1 апреля 2012 г. 3:51
    Андрей поставил точку.
    Но, точность - вежливость королей.
    Ленин в Разливе прятался вместе с Зиновьевым, а не Троцким.
    Анатолий Карташкин
    # Анатолий Карташкин
    1 апреля 2012 г. 3:52
    Уважаемый Андрей! Не парьтесь. Вы выступили как спичрайтер, и это прекрасно. Но разве текст произносили вы? И разве тот, кто реально читал эти листочки, сам не в курсе того, что происходило в МКФ за 30 лет? И разве об этом юбилее стало известно буквально накануне, а не за год до его проведения? Я думаю, что если бы текст был составлен, например, в начале марта или даже в феврале, то возможность обсудить его и скорректировать без шума и пыли не привела бы с нежелательным прыжкам и гримасам. Другими словами, если бы не было спешки, то все прошло бы замечательно и на самом высоком уровне. Возможности для этого имелись широчайшие. И это - не первоапрельская шутка.
    наф-наф
    # наф-наф
    1 апреля 2012 г. 8:39
    Дорогой Леонид Ильич:
    - Да все я вижу! Передо мной стоит госпожа Маргарет Тэтчер...Но в бумажке ясно написано - госпожа Индира Ганди!

    Ваш комментарий

    Задать аватар для своего комментария можно здесь

    Имя (обязательно)

    Электронная почта (обязательно)

    Веб сайт

    Изображение CAPTCHA
    Введите код, который вы видите, в следующее поле