Новости и анонсы

Загадка старинной фотографии

15 февраля 2013 г. 2:02 | Автор: fedrv | Просмотров: 17379 | Комментариев: 7
Загадка старинной фотографии
Qui quaerit, reperit.
Кто ищет, находит.
Латинская пословица

Наша замечательная женщина-факир заслуженная артистка РСФСP Светлана Георгиевна Тим однажды вручила мне настоящий клад — альбом со старыми фотографиями, открытками и газетными вырезками. Об одной жемчужине из ее коллекции — открытке фокусника Л.Л. Кулявского и связанном с ней расследовании я уже рассказывал (см. здесь). Сегодня настал черед другого экспоната — старинной фотографии с изображением неизвестного молодого человека в чалме (см. фото слева, увеличивается щелчком левой кнопки мыши). Снимок представляет собой куда более сложный поисковый случай по сравнению с открыткой, где имеется надпись с именем артиста. На фотографии текстовой информации нет вовсе, отсутствуют даже обычные оттиски фотоателье. Есть лицо на портрете и только…

Вообще, у меня особое отношение к старинным портретам. В отличие от современных высокотехнологичных снимков, они не только документируют действительность, но и пробуждают чувства. Когда вглядываешься в лица людей, давным-давно обратившихся в прах, порой накатывает осознание полной беспомощности перед неумолимым тандемом — временем и забвением. Казалось бы, вот они, ответы на загадки прошлого, совсем рядом, но как их извлечь? Увы, уста на портретах сомкнуты, а глаза, хотя и обещают поведать многое, но молчат. Вот и получается, что экскурс в минувшее, как правило, ограничивается визуальным контактом. Проходит он по-разному. Часто в форме зрительного диалога, когда фотографии словно буравят тебя ответным взглядом, а порой портретируемые безразлично глядят в сторону, позволяя сосредоточиться на изучении их лиц без ощущения встречного интереса.

Мужчина в чалме смотрит в сторону… У него совсем молодое лицо с правильными чертами, чистой кожей и залихватски закрученными усами. Телосложение среднее. Покатые плечи открыты, торс обнажен. Некоторый комизм снимку придают нарочито вытаращенные глаза, напоминающие о признаках базедовой болезни. Однако в сочетании с избитым аксессуаром восточных и псевдовосточных чародеев — чалмой, такой взгляд свидетельствует скорее о тщетных попытках юного факира изобразить пронизывающий гипнотический взгляд1. Как правило, подобные «имиджевые потуги» характерны для начинающих исполнителей с низкой артистической культурой.

При столь скупых исходных данных трудно вести целенаправленный поиск, приходится действовать вслепую, полагаясь на случай и подбадривая себя оптимистичными, но в отношении гарантий очень ненадежными лозунгами типа «Кто ищет — тот всегда найдет» или «Бороться и искать, найти и не сдаваться»... Впрочем, одна зацепка все-таки была. Персонаж на снимке почти наверняка входил в число так называемых европейских факиров2, которые буйно произрастали на российских подмостках и аренах на стыке XIX и XX веков.

Работая с дореволюционными источниками, я обычно выписываю все встречающиеся имена артистов иллюзионного и смежных жанров3. Есть в этом перечне и факиры4. Вот они: Абдали, Аис-Турби, Али-Египтянин (фонтанщик), Аммосс, Бен-Али-Бей, Бен-Бай, Бен-Аис-Саиб, Бен-Марат, Димитриус Лон-Го, Иам, Альберт Лориц, Бен Могамед, Альберт Марсо, Пен-Мен-Наиб, Эль-Доруз Норини, Саади Джеббари (жен.), Солиман-Бен-Саиб, Саиб-Немо, Нэн Саиб, Мустаф Сахиб Том Саид, Мун-Пер-Тим, Чан-до-Сан. Некоторые известны в лицо по сохранившимся портретам. Увы, мне не удалось найти среди них никого похожего на молодого человека с фотографии. Значит, либо его изображения у меня не оказалось, либо он не попал в мой факирский список. В любом случае ничего не оставалось, кроме как продолжить рутинный поиск в надежде, что рано или поздно он принесет плоды.

Миновало полгода, прежде чем я наткнулся на изображение, которое заставило меня вернуться к загадке старой фотографии.

Заинтересовавшее меня фото располагалось на второй странице обложки одесского журнала «Театр-варьете», 1912, № 3–4. Это была реклама факира Аммосса. Любопытно, что другой портрет этого же артиста я отсеял на предыдущем этапе, как не имеющий ничего общего с фотографией. «Забракованное» изображение было опубликовано в рекламном объявлении в «Петербургской газете» от 25 ноября 1910 года. При ближайшем рассмотрении было установлено, что рисунок в газете выполнен по тому самому портрету, который я нашел в журнале.

 
Рекламное объявление факира Аммосса в одесском журнале
«Театр-варьете», 1912, № 3–4, 2 стр. обложки
Петербургская газета № 324,
25.11. 1910, стр. 1

Сходство портретов на старой фотографии и в журнале ограничивалось покатыми плечами и наличием чалмы. Были еще и усы, но разные: в одном случае — «бодрые», в другом — «понурые». В целом, факир в журнале выглядит заметно старше. В конце концов я решил, что юноша на нашем «загадочном снимке» все-таки не Аммосс.

Однако не так-то просто было отделаться от «чудодея Аммосса»... 5 февраля с.г. мой добрый знакомый, беззаветный популяризатор истории С.Д. Сокуренко5 прислал копию статьи из газеты «Петербургский листок». Привожу ее целиком:


Заметка «Факир Аммосс» в газете «Петербургский листок», 6.02.1913

ФАКИР АММОСС

На днях в Петербург приехал небезызвестный бледнолицый6 факир Аммосс.

Три года назад этот интересный факир дал несколько поразительных сеансов в цирке «Модерн», после чего уехал в далекую Сибирь, где прожил долгое время среди туземцев Уссурийского края. Он сблизился с туземными шаманами и изучил всю их премудрость и таинственные заклинания.

Постоянные кровавые опыты над своим организмом до крайности истощили его, и факир Аммосс выглядит раздражительным, болезненно серьезным, в разговоре он очень приветлив, но таинственный огонек его черных глаз всегда напоминает о загадочной силе.

Факир много работал над рядом новых опытов, из которых особенно интересны в научном отношении окрашивание крови любого человека в синий и др. цвета и «спящая танцовщица».

После одной гастроли вчера, 5-го февраля, по особому приглашению в Большеохтенском театре, Аммосс уезжает в Париж, куда он ангажирован за весьма крупную сумму, так как парижская публика очень интересуется таинственными опытами факиров7.

Для дела о старинной фотографии важнее была не статья, а сопровождавший ее рисунок. Ниже я разместил оба изображения, сравните их.

Сравните фотографию с рисунком в газете «Петербургский листок»

Как видите, сходство налицо. Но налицо и различия, преимущественно касающиеся глаз, усов и уха. Неопределенность сохранялась, но все же рисунок заронил большие сомнения в правильности прежних выводов.

Поиск продолжился с удвоенной энергией. Вскоре в Интернете была обнаружена совсем свежая публикация об Аммоссе. Сведения о факире попали в декабрьский номер журнала «Бизнес-новости в Кирове» в составе обзора прессы вековой давности. Эта ретроспективная рубрика фактически повторяет «Газетные старости» Сергея Сокуренко, только в региональном масштабе — в границах Вятской губернии (ныне Кировская область):


Из публикации Марии Петуховой8 «На исходе 1912-го...» с обзором прессы Вятки за декабрь 1912 года

Журнал «Бизнес новости в Кирове», № 50 (208), 16.12.2012, стр. 30

В пятницу в городском театре после спектакля даст сеанс факир господин Аммосс. Среди номеров своего репертуара он, между прочим, покажет останавливание пульса до 0, чтение чужих мыслей, кровавые разрезы тела, вынимание глаза и т.д. По отзывам петербургских газет, сеансы Аммосса представляют большой интерес. Им заинтересовались также и научные силы. Профессор Алексинский в Пятигорске сам пронизывал иглою ему мускул, что отмечено в газете «Пятигорское эхо» от 8 августа 1910 года9.

В публикации не указывается первоисточник, но дается отчетливый след факира — в декабре 1912 года он гастролировал в Вятке. Остальное было делом техники. В РГБ я выяснил, что в тот год выходили газеты «Вятская речь» и «Северное слово». Были еще «Вятские губернские ведомости», но на них не стоило возлагать особых надежд, поскольку в ведомостях, как правило, материалы рекламного и публицистического характера не печатались. В итоге оказалось, что Аммосс выступал в Городском театре Вятки дважды — 7 и 9 декабря. В его рекламных объявлениях было два однотипных портрета:

Рекламное объявление в газете «Вятская речь», № 270, 6.12.1912, стр. 1
 
Рекламное объявление в газете «Северное слово», № 274, 7.12.1912, стр. 2

Как видите, на рисунках в вятской прессе Аммосс молод, круглолиц и усат. Но похож ли он на наш портрет? И да, и нет. Я не смог дать категоричный ответ… Следовало продолжить поиск доказательств или опровержений.

Факир Аммосс изредка упоминается в отечественной литературе, но величают его по-разному: иногда Амосом, иногда Аммосом.


Ю.А. Дмитриев «Кио и его предшественники»

Из предисловия к книге Э.Т. Кио «Фокусы и фокусники», 1958, стр. 1010

Чародей Амос печатно объявлял, что он «зашьет рот и заглушит сердце». Амос приглашал на арену «всех интересующихся оккультизмом»*.


* Афиши цирка «Модерн», Музей цирка в Ленинграде.


Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней» 1966, стр. 225; 1979, стр. 194

«Европейская знаменитость, чудодей Аммос! Поразительное вращение монет силой глаз, чтение чужих мыслей. Заглушение сердца! Кровавые разрезы тела!..» — рекламирует себя этот артист в журнале «Орган» за 1912 год.

Вот за что люблю «От магов древности…», так за указание первоисточников! Двухнедельный журнал «Орган» издавался в Варшаве в период с 1909 по 1915 годы (редактор Р.Э. Витолло). Массу полезной и интересной информации я почерпнул оттуда, это заметка, оправдывающая А.И. Земганно-Ясинского, материалы про Ника Картера, фокусника Клермонта, пса-феномена Джека и многое другое. Похоже, что ключ к тайне фотографии тоже скрывался в старом варшавском журнале. Вы сами можете убедиться в этом, взглянув на упомянутую в книге Вадимова  и Триваса рекламу:

Рекламное объявление в варшавском журнале «Орган», № 77, 1912, стр. 23

Узнаёте? Портрет в объявлении показался мне очень похожим на фото, разве что вместо выпученных глаз — насупленные брови да кончики усов закручены более изящно.

Сравните фото от Светланы Тим и рекламный снимок в журнале «Орган»

Но было одно но и весьма серьезное... На правом изображении ухо факира явно крупнее, чем на портрете слева. Аналогичный «ушной диссонанс» наблюдается при сравнении фотографии с рисунком в «Петербургском листке» (см. здесь). Учитывая, что нигде в рекламе факира не сообщается о номере с растягиванием ушей, данная антропометрическая нестыковка грозила свести к нулю всю проделанную работу. К счастью, я сообразил, в чем тут подвох. На левом портрете чалма прижимает ухо, вследствие чего оно немного оттопыривается и зрительно кажется меньше, чем на правой фотографии. Там даже образовалась складочка от давления, которую я поначалу принял за шрам или рубец на коже. Пришлось провести на собственном ухе «следственный эксперимент», в ходе которого выяснилось, что при определенном давлении подобная кожная складка действительно появляется.

Полагаю, что личность на старинной фотографии идентифицирована. Я почти стопроцентно уверен, что это факир Аммосс. Впрочем, теперь вы увидели все имеющиеся у меня портреты факира и можете сделать собственные независимые выводы. Поисковая работа будет продолжена. В дальнейшем я планирую проверить все источники, указанные в рекламном объявлении в «Органе», и очень бы хотелось выяснить настоящее имя артиста. В разделе «Персоналии» впоследствии появится посвященная Аммоссу страница.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

  1. Рекламное объявление с графическим портретом в «Петербургской газете», 25.11.1910, стр. 1;
  2. Рекламное объявление с портретом в Одесском журнале «Театр-варьете», 1912, № 3–4, 2 стр. обл.;
  3. Рекламное объявление с фотопортретом в варшавском журнале «Орган», № 77, 6(29).12.1912, стр. 23;
  4. Рекламное объявление с графическим портретом в газете «Вятская речь», № 270, 6.12.1912, стр. 1;
  5. Рекламное объявление с графическим портретом в вятской газете «Северное слово», № 274, 7.12.1912, стр. 2;
  6. Факир Аммосс // Заметка и графический портрет в газете «Петербургский листок», 6.02.1913;
  7. Дмитриев Ю.А. Кио и его предшественники (предисловие) // Кио Э.Т. Фокусы и фокусники. М.: Искусство, 1958, стр. 10;
  8. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 225; 1979, стр. 194;
  9. Петухова М. На исходе 1912-го... // Бизнес новости в Кирове, № 50 (208), 16.12.2012, стр. 30.

Более подробный список найденных материалов по факиру, будет опубликован на персональной странице Аммосса.


    1 Похожее выражение можно увидеть на сохранившихся фотопортретах гипнотизера Н.А. Орнальдо. Возможно, в начале прошлого века выпученные глаза впечатляли обывателей, но сегодня они вызывают лишь снисходительную улыбку.

    2 Европейские (иногда бледнолицые) факиры — исполнители европеоидной расы, провозглашавшие себя учениками восточных мудрецов и обладателями утраченных знаний. Окружали себя восточным антуражем, демонстрировали преимущественно факирские трюки, зачастую перемежая их стандартными иллюзионными и ментальными номерами. Не путать с индийскими факирами (см. фото ниже).

    Индийские факиры. Открытка начала XX века. Типография Авербуха, Кишинев
    Благодарю сотрудницу киевского магазина «Borges Books» Лесю за предоставленную открытку

    3 Так формировался тот самый список, который «кристальной души человек» Изотов упорно называет «досье». Впрочем, почему бы и нет, если для него этот термин понятнее и ближе, пускай себе называет...

    4 Примечательно, что на прошлой неделе один персонаж из «факирского досье» стал поводом для очередной «доброжелательской» атаки. На этот раз кляуза в Роскомнадзор касалась «неправомерного» распространения персональных данных Аиса-Турби (помимо факира упомянуты также фокусники Альдикус и В.Г. Амирян). Похоже, у наших доносчиков совсем съехала крыша! Какое-то уж совсем бездарное стукачество. За дореволюционных факиров принялись... Теперь не только всем фокусникам, но уже и сотрудникам Роскомнадзора стало очевидно, что групповое доносительство не имеет ничего общего с интересами владельцев персональных данных, а всего лишь отражает смрадные замыслы самих кляузников. Так что, Изотов, ты уж вразуми своего помощника Федоринина, чтобы он так явно не дезавуировал вашу с ним сущность. Для тех, кто не в курсе, что за персонаж этот Федоринин, поясняю. Это его подпись красовалась под кляузой в отношении проведения RMC-2012, это он угрозами в адрес театра «Русский терем» пытался сорвать концерт «Звезды иллюзионного жанра», это он подписал предновогодний донос в Роскомнадзор. Признаться, сам я сужу о нем исключительно по его делам, в остальном эта темная личность для меня загадка. Почему далекий от иллюзии человек вдруг стал стелиться под Изотова и превратился в кляузника, я не понимаю. Можно лишь предположить, что две родственные души сошлись на узких тропинках сутяжничества.

    5 С Сергеем Даниловичем мы познакомились пару лет назад в газетном отделе Ленинки и с тех пор поддерживаем добрые отношения. Посетители сайта имели возможность узнать о деятельности этого интересного человека по публикации «Горстка фокусных страстей из „Газетных старостей“».

    6 «Бледнолицесть» Аммосса наряду с многочисленными свидетельствами его гастролей по российским городам позволяет с большой долей уверенности, считать факира отечественным артистом.

    7 Знакомая «песня» про суперпопулярность и сверхвостребованность отечественных факиров в Париже... Помнится, ранее она звучала в рекламе Аиса-Турби и воспоминаниях некоего Дани о мифическом Александре Нагеле. Похоже, факиры часто использовали этот примитивный рекламный ход — писали в объявлениях о предстоящих гастролях во Франции, а тем временем ехали в родной Егорьевск или Урюпинск, где залечивали неизбежные для факиров раны, просаживали заработанные деньги и затем возвращались к непритязательному зрителю уже в качестве «покорителей Парижа». Поди докажи, что французы и слыхом не слыхивали ни об Аисе-Турби, ни о Нагеле, ни об Аммоссе.

    8 Я связался с Марией, чтобы выяснить детали про публикацию. Ответ был таков:

    Дело в том, что для подготовки подобных статей я использую материалы радиостанции «Эхо Москвы в Кирове». Информацию для радиостанции предоставляет краеведческий отдел библиотеки им. Герцена. Вам нужно обратиться туда. Сама лично я публикации не видела.

    Остается по-доброму позавидовать журналистам Кирова, которым позволено публиковать под своими именами материалы, добытые библиотечными работниками...

    9 К сожалению, в РГБ отсутствует этот номер газеты.

    10 Фраза без указания источника и слова «печатно» повторяется в книге Ю.А. Дмитриева «Русский цирк», М.: Искусство, 1953, стр. 247.

    Фото

    • Загадка старинной фотографии
    • Загадка старинной фотографии

    Комментарии

    ramzes
    # ramzes
    19 февраля 2013 г. 17:17
    Огромная и хорошо проделанная работа! Вот и еще одного мага вытянул из небытия и забвения! Молодец! Удачи в дальнейших исследованиях!
    Сергей Сокуренко
    3 марта 2013 г. 7:40
    Результаты восхищают!
    Желаю новых находок.
    От меня дополнение к биографии Зубрицкого http://starosti.ru/article.php?id=35505 и http://starosti.ru/article.php?id=35662
    Владимир Боже
    # Владимир Боже
    1 апреля 2013 г. 23:38
    Работаю над справочником по знаменитостям и необычным людям, побывавшим в Челябинске. Ваш Аммосс тоже есть. Вот заметка из местной газеты "Голос Приуралья" от 21 октября 1912 г.: "Сегодня 21 октября в Железнодорожном клубе только одна случайная гастроль европейской знаменитости путешественника АММОСС. Проведёт ряд феноменальных опытов. Чтение чужих мыслей. Кровавые разрезы тела и моментальное заживление ран.Вращение монет силой глаз, вынимание глаза из орбиты, останавливание пульса до нуля. На сеанс приглашены врачи".
    fedrv
    # fedrv
    3 апреля 2013 г. 11:31
    Уважаемый Владимир Стейгонович!
    Я польщен тем, что на сайт magicpedia.ru обратил внимание такой увлеченный и беззаветно преданный истории родного края человек, как Вы. Большое спасибо за предоставленную информацию об Аммоссе! Надеюсь, что в Вашем перспективном справочнике найдется место для представителей иллюзионного жанра.
    В частности, полагаю, там просто необходимо упомянуть Вашего земляка Олега Брылкина (псевдоним Олег Диксон). Увы, его уже нет с нами, но запечатлев его имя в своей книге Вы сделали бы большое дело для сохранения памяти об этом неординарном артисте. Готов оказать всяческую помощь.
    Также прошу Вас информировать меня об исторических находках, связанных с именами фокусников, факиров, мнемотехников, вентрологов и т.п. В свою очередь обязуюсь сообщать Вам о своих находках в интересующей Вас области.
    С уважением, Андрей Федоров,
    хранитель истории РАИ
    Astral
    # Astral
    9 июля 2014 г. 21:35
    У меня есть еще одна фотография с афиши 1910 года. На ней он без крученных усов. Действительно персонаж сходен со второй фотографией которая у вас.
    Вера
    # Вера
    2 августа 2017 г. 13:10
    В июне 1912 г он гастролировал и в Таганроге. В июkьских номерах газеты "Таганрогский вестник" есть о нем немного и реклама.
    https://ok.ru/group/51542815408326/topic/66992102039750
    Click
    30 августа 2017 г. 18:28
    This is really interesting, You're a very skilled blogger.
    I've joined your rss feed and look forward to seeking more of your excellent post.
    Also, I've shared your web site in my social networks!

    Ваш комментарий

    Задать аватар для своего комментария можно здесь

    Имя (обязательно)

    Электронная почта (обязательно)

    Веб сайт

    Изображение CAPTCHA
    Введите код, который вы видите, в следующее поле