Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ГРЕГОЛИ Григорий Иосифович (1899 – 1949)

ГРЕГОЛИ Григорий Иосифович (1899 – 1949)
Помогите с информацией об этом человеке!

Григорий Иосифович Греголи (8.08.1899 – 15.01.1949, Москва) — московский эстрадный артист-мнемотехник, работавший в паре с женой Розалиной Михайловной Греголи (1.07.1893 – 2.10.1959). Демонстрировал также ментальные трюки. Был одним из первых советских популяризаторов иллюзионного искусства, а также обладателем первого в истории России официально зарегистрированного изобретения в области фокусов (авторское свидетельство № 42451 от 31.03.1935).

Супруги Греголи похоронены на 4-м участке Донского кладбища в Москве (между аллеями 2 и 3, координаты могилы: 55°42'41.2"N 37°36'05.5"E).

Благодарим Дениса Анатольевича Шабалина за информационное содействие.


Сочинения:
  1. Греголи Г.И., Горшков А. Фокусы. Для демонстрирования на затейных вечерах с пояснительными рисунками в тексте. М.: «Молодая гвардия», 1930, 40 стр. с иллюстрациями. (В помощь затейникам);
  2. Греголи Г.И. Забава и польза. Сборник фокусов, шуток, забав и головоломок. Приложение к набору детских фокусных аппаратов «Долой чудеса». М.: Мособлит, Типо-лит. «Труд и Творчество», б.г. (предположительно 1932), 16 стр.;
  3. Греголи Г.И. Плавающий сахар. Волшебные кольца. (Два трюка в рубрике «Фокусы») // Журнал «Затейник», 1938, № 11, стр.27;
  4. Греголи Г.И. Фокусы. М.: Центральный дом художественного воспитания детей, 1940, 40 стр. с чертежами;
  5. Гердт З.Е. (текст), Греголи Г.И. (составитель фокусов). Как показывать фокусы. М.: Издание Художественной мастерской ЦДРИ, 1946, (брошюра 22 стр. и набор фокусов);
  6. Имеются сведения о наборе юного фокусника, составителем которого в 1949 году был Г.И. Греголи. Поиск информации об этом издании продолжается.

Литература:
  1. И.О. Эстрада «Эрмитажа» // Известия, № 172 (6334), 24.07.1937, стр. 4;
  2. Пэ Евгения. 2 Греголи // Журнал «Декада московских зрелищ», № 29, 11.10.1938, стр. 15;
  3. Анонс Эстрадного театра в парке ЦДКА // Правда, № 204–225 (7889–7910) [всего 22 номера], 25.07–15.08.1939, стр. 6;
  4. Анонс эстрадного концерта 25/XI в театре Народного Творчества, пл. Маяковского // Известия, № 271 (7041), 24.11.1939, стр.4;
  5. Анонс эстрадного концерта в театре Народного Творчества, пл. Маяковского, 18 // Известия, № 112 (7184), 17.05.1940, стр.4;
  6. Чернов Я. Мнемонисты Греголи // Советское искусство, № 56 (726), 27.10.1940, стр. 4;
  7. Анонс эстрадного концерта в Колонном зале Дома Союзов // Известия, № 188 (7564), 10.08.1941, стр.4;
  8. Вадимов А.А. Фокусы для всех. М.: Профиздат, 1962, стр. 13;  изд. АО «Познание», 1995;
  9. Дмитриев Ю.А. Артисты цирка на эстраде // Русская советская эстрада. 1930–1945. Очерки истории. М.: Искусство, 1976, стр. 363–364;
  10. Карташкин А.С. Устройства для мистификаций // Техника — молодежи, 1989, № 1, стр. 62;
  11. Иванова Т.В., Кладницкий В.М. Угадывание желаний в системе мнемотехники Греголи, // Саратов: Магический журнал, № 1 (19) 1995, стр. 5–81;
  12. Изотов М.В. Первое иллюзионное изобретение в России // Магический журнал, 1997, № 3 (31), стр. 9–10.


Статья Евгении Пэ «2 Греголи», опубликованная в журнале «Декада московских зрелищ», № 29, 11.10.1938, стр. 15

2 Греголи

В пестром списке эстрадных жанров существует один, если не забытый, то во всяком случае малораспространенный жанр — мнемотехника. Именно эстрадный, а не цирковой, так исстари повелось.

Обычно, когда конферансье объявляет такой номер, в публике водворяется ироническое молчание или раздаются реплики под сурдинку: «что за чепуха», «подумаешь... искусство!».

Происходит это, очевидно, потому, что у зрителя с названием мнемотехника ассоциируется в памяти стародавнее представление о «чтении мыслей на расстоянии», «ясновидении» и тому подобных «чудесах».

Конечно, никаких «чудес» нет. Совершенная техника памяти. Прекрасная подача номера. Это показали нам на днях в эстрадной программе Колонного зала Григорий и Розалина Греголи.

— Розалина, отгадайте, что... — спрашивает Греголи-старший из зрительного зала свою партнершу, стоящую на сцене с завязанными глазами.

— Не трудитесь продолжать, знаю, — перебивает Розалина Греголи, — у товарища, к которому вы сейчас подошли, в руках книга.

— Какая, скажите.

— Лион Фейхтвангер.

— Назовите ее.

— «Безобразная герцогиня».

— На какой странице сейчас зрителем открыта книга?

Следует быстрый и точный ответ. Недоставало только, чтобы вслед за этим была прочитана наизусть какая-нибудь глава из этого романа.

В специальной беседе с нами Греголи-старший бегло познакомил нас с методом своей работы. И, по правде сказать, это вызвало наше удивление. Это труд, большой, серьезный труд, которому были посвящены долгие годы.

Каждое слово в его системе имеет свой номер, каждый номер зашифрован краткой комбинацией слов.

«Розалина отгадайте», «Розалина «угадайте», «скажите», «говорите», «прошу» — все это скрывает за собой занумерованные фамилии, имена, даты, возрастные цифры и т.д. и т.п.

Таким способом у них зашифровано до 12000 слов. Кроме того имеется аварийный словарь, на случай иностранных и сложных фамилий или вообще каких-нибудь неожиданных объектов.

Хорошо работают 2 Греголи. Их номер по праву может быть отнесен к наиболее интересным жанрам эстрады и добавим: полезным, так как он наглядно иллюстрирует, какие «чудеса» может проделывать человеческая память.

Евгения Пэ


Статья Я. Чернова «Мнемонисты Греголи», опубликованная в газете «Советское искусство», № 56 (726), 27.10.1940, стр. 4

Мнемонисты Греголи

О том, какой должна быть эстрада, толкуют много и давно.Здесь сталкиваются различные мнения, спорят, но все соглашаются в одном: эстрада не должна быть скучной. Когда смотришь номер мнемонистов Греголи — меньше всего скучаешь. Наоборот, блестящая техника, артистическое исполнение, легкость, непринужденность и поистине феноменальная быстрота мнемотехнического сеанса — поражают и восхищают зрителя.

Греголи на эстраде давно. До революции о них в афишах писали так: «Сеансы телепатии!», «Опыты мантевизма» (?), «Ясновидение!» Некоторые артисты, работавшие в этом жанре, «скромно» приписывали: «отгадывание прошедшего, настоящего и будущего». Разумеется, что мнемотехнические сеансы проводились на большом серьезе. Без улыбки. И верно: какие могут быть шуточки, когда отгадываешь зрителю его прошедшее или предсказываешь ему его будущее!

Но с революцией Греголи первые из мнемотехников сбросили со своей работы покрывало таинственности, раскрыли, что дело здесь не в ясновидении и не в гипнозе, а в очень сложной системе запоминания десятков тысяч слов, наименований и понятий. Иные мнемонисты не допускают шуток во время своего исполнения и, попросту говоря, втирают публике очки. Так работали Арман и Жанна Дюкло, Притель Фай, Казини и др. Греголи во время своего номера острят, они как бы посмеиваются над ореолом таинственности, которым может быть окружен их интересный номер.

Большинство мнемонистов подражает Греголи. И это немудрено — ведь они лучшие представители своего жанра. Однако подражание подражанию рознь. Так, артист Пикассо, которого, кстати сказать, сам Греголи обучил мнемотехнике, самым беззастенчивым образом . «перенимает» у него шутки, репризы, смешные трюки.

Мосэстрада, к сожалению, не в силах спасти Греголи от плагиатора. А жаль. Отличные эстрадники Греголи заслуживают того, чтобы их работа была ограждена от посягательств людей, привыкших пользоваться плодами чужого труда.

Я. Чернов

Из книги А.А. Вадимова «Фокусы для всех», 1962, стр. 13

У нас в Советском Союзе блестяще демонстрировали мнемотехнику Розалия и Григорий Греголи, которые достигли такого виртуозного мастерства, что другие артисты того же жанра поражались лаконичностью и простотой их ключа.


Отрывок из очерка Юрия Арсеньевича Дмитриева «Артисты цирка на эстраде»

Сборник «Русская советская эстрада. 1930–1945. Очерки истории», 1976, стр. 363–364

Другие мастера мнемотехники, Розалия и Григорий Греголи, были люди уже в летах. Он в смокинге, она в вечернем платье. Они придавали своему номеру чуть-чуть салонную манерность. Но технически номер был — само совершенство. Казалось удивительным, как могла быстро и исчерпывающе отвечать партнерша на вопросы при том минимуме информации, которую она получала от партнера.


Из статьи А.С. Карташкина «Устройства для мистификаций»

Опубликовано в журнале «Техника — молодежи», 1989, № 1, стр. 62

В аппарате, изобретенном Г.И. Греголи (а. с. № 149895, 1934 г., СССР)2, монета пропадает из закрытой коробочки — иллюзионист встряхивает ее, зрители слышат стук монеты о стенки, но, когда исполнитель открывает коробочку, монеты там уже нет. Секрет предельно прост — вблизи дна, вдоль одного из ребер коробочки сделана щель, через которую монета и выпадает в ладонь чародея.

Описание игрушки с фокусом. Авторское свидетельство Г.И. Греголи № 42451

Статья Т.В. Ивановой и В.М. Кладницкого «Угадывание желаний в системе мнемотехники Греголи»3

Опубликовано в «Магический журнал», весна–лето 1995, № 1–2, стр. 6–9

В Москве были известны несколько пар артистов оригинального жанра, которые успешно выступали со своими сеансами мнемотехники. Среди них, пожалуй, наибольшей известностью пользовались артисты Мосэстрады мнемотехники Розалина Михайловна и Григорий Иосифович Греголи — настоящие мастера этого интересного жанра. На своих концертах они вовлекали зрителей в своеобразную игру: Розалина Михайловна была на сцене с завязанными глазами, а Григорий Иосифович ходил по залу и получал от зрителей задания. Зрители шепотом задавали ему вопросы и предлагали различные предметы, а она быстро и точно отгадывала, что это за предметы и отвечала на вопросы, часто в шутливой форме. Например, зритель протягивал ему книгу.

— Что в руках у гражданина? — спрашивает он.

— Книга Лиона Фейхтвангера «Безобразная герцогиня», — отвечает она.

— А на какой странице открыта книга?

— На двести двадцать пятой.

Вот другой зритель подал ему пачку папирос «Казбек».

— Какие папиросы предпочитает курить гражданин?

— Чужие! — следует ответ.

Разнообразие выполняемых заданий, точность и быстрота ответов — все это невольно очаровывало и увлекало. Зрители, заинтригованные игрой, не успевали удивляться тому, что происходит и предлагали все более сложные задания. Греголи выполняли их во все более возрастающем темпе.

Система мнемотехники, разработанная ими, позволяла выполнять практически все задания, которые предлагались им в различных зрительных залах.

Названия предметов, их цвет и форма, названия и номера различных документов и денег, имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, воинские звания и многое другое могли передать и другие мнемотехники. Но у Греголи есть одна область, которая не встречалась у других современных им пар. Это — угадывания желаний.

Для того, чтобы надежно передавать всю эту информацию, система мнемотехники должна быть универсальной и относительно легко и однозначно запоминаемой партнерами. Из этих требований и вытекают принципы построения системы. Один из них — это классификация и координатный способ размещения в таблицах объектов передачи. Другой принцип — использование приемов, облегчающих запоминание. Художественность исполнения требует юмора, лаконизма и естественности построения фраз, которыми индуктор передает информацию медиуму.

В системе Греголи эти принципы осуществлены так: все многообразие объектов передачи размещено в таблицах по разделам. Например, имеются таблицы мужских и женских имен, таблицы названий городов, рек, стран, профессий и так далее. Есть предметная таблица, которая содержит названия предметов, часто встречающихся в зрительном зале. Есть и другие таблицы. Названия объектов передачи, входящих в ту или иную таблицу, связаны стихотворным текстом (см. таблицу).

Это облегчает запоминание названий. Каждое название занимает в соответствующей таблице определенное место, которое определяется двумя координатами: номером строки и номером столбца. Номера эти передаются ключевыми словами — сперва номер строки, затем номер столбца. Ключевые слова подобраны так, чтобы индуктор мог построить естественную фразу, которая укажет медиуму место названия того объекта, который передается. Медиум, приняв фразу, должен уловить содержащиеся в ней ключевые слова и, осознав смысл фразы, назвать объект передачи. Оба исполнителя должны накрепко запомнить стихотворные тексты таблиц и в ежедневных тренировках научиться быстро выполнять свои задачи: индуктор — шифрует и составляет естественные фразы; медиум — расшифровывает фразы и называет переданный объект.

Как правило, индуктор ищет в зале ту информацию, которая есть в таблицах. Но иногда возникает необходимость передать такую информацию, которая не занесена в таблицы. На такой случай в системе имеется буквенный код, в котором каждой букве поставлены в соответствие сигнальные слова. Этот код выглядит следующим образом:

А — как, какой, скажите
Б — отвечайте, вы
В — ну, пожалуйста
Г — угадайте
Д — ну да, ну так, ну дальше
Е — мне, скорей
Ж — ну, угадайте
3 — узнайте
И — Розалина (имя медиума)
К — хорошо, укажите
Л — прошу
М — назовите
Н — можете
О — что, кто, точно
П — пожалуйста
Р — говорите
С — скажите
Т — да, так, дальше
У — тут нужно подумать
Ф — ну, отвечайте
X — ну, хорошо
Ц — ну говорите
Ч — ну, что ж, еще
Ш — я прошу
Щ — ну, еще
Э — ну, скорей
Ю — попрошу
Я — а

Поясним сказанное примером пользования таблицей, которую можно назвать:

Угадывание желаний, и что может случиться

Скажите, сейчас, узнайте, угадайте, где, ждем Продолжайте, прошу, пожалуйста, дальше, теперь Какой, который, хорошо, укажите Назовите нам, начинаем, что, еще
  1 2 3 4
Угадайте желание, где, ждем Исполнится ль желание? Увижу ль друга я? И жив, иль нет такой-то? И любит ли меня?
Дальше, отгадайте, тогда Добьюсь ли исцеления? И долго ль буду жить? Коль верность вне сомнения Придется ль в брак вступить?
Хорошо, укажите, как, какой Как счастлив буду в браке? И что в грядущем ждет? Получатся ль бумаги? Как случай тот пройдет?
Что, еще Что поступлю, иль нет, я? И надо ль поступать? Я нравлюсь ли, ответь-ка? Сойдусь ли с ним, как знать?
Быстро, быстрее, пожалуйста Поеду ли в дорогу? Сюда ль письмо придет? А ехать ли, ей-богу? Не знаю, что там ждет
Прошу, можете, назовите Могу ль детей дождаться? И, правда ль, что узнал? Коль сделать операцию Какой будет финал?
Узнайте, скажите, скорей, сейчас Скажите, что с родными? Вернется ли любовь? И скоро ли случится? Что, буду счастлив вновь?
Верно, отвечайте, вы Вступать в брак иль не надо? Опасность мне ль грозит? Предпринимать ли дело? Чтоб отпуск получить?
Говорите, рассказывайте Разлука ли продлится? Пропавшее найду? Жизнь лучше моя станет? Иль предадут суду?

 

Пусть индуктор выяснил, что зритель хочет поступить в университет на биологический факультет. Тогда передача этой информации может осуществиться в таком, примерно, диалоге:

  1. Индуктор — Что скажете этому зрителю?
    Медиум — Я могу определить его желание. Он хочет куда-то поступить.
  2. И — Подумайте. Можете сказать куда?
    М — Он хочет поступить в университет.
  3. И — Ну, пожалуйста, Розалина, скажите, на какой факультет?
    М — Он хочет поступить на биологический факультет.
  4. И — Да. И что скажете?
    М — Он поступит. Если, конечно, хорошо подготовится.

Пояснения к диалогу.

  1. Выделенными ключевыми словами в первом вопросе передано в таблице место 4-1, которое занимает желание куда-то поступить.
  2. Уточнение дано буквенным кодом. Выделенные слова дают две буквы «УН» — университет.
  3. Еще одно уточнение буквенным кодом «БИ» — биология.
  4. «Да» — по таблице сигнал положительного ответа.

Рассмотренная таблица имеет в системе Греголи особое значение. Она, в сочетании с буквенным кодом и другими таблицами, значительно расширяет возможности партнеров для построения естественного и интересного диалога на сцене и в салоне. Кроме того, она дает возможность исполнителям имитировать предсказания будущего, что вызывает у зрителей дополнительный интерес.


1 «Магический журнал», позднее переименованный в «Магический круг», издавался В.С. Свечниковым в 1990–2000 гг. В связи с незначительным числом подписчиков и проблемами окупаемости выходил он нерегулярно. Известно два варианта данного номера журнала:  № 1 (19) весна 1995 и № 1–2 (19–20) весна–лето 1995.

2 В статье допущена неточность. Авторское свидетельство Г.И. Греголи выдано в 1935 году и имеет номер 42451. Приведенное шестизначное число — это учетный номер заявки на изобретение, поданной 25 июня 1934 года.

3 Во вступительной части авторы использовали статью Евгении Пэ из журнала «Декада московских зрелищ» (см. выше). Супруги Греголи состояли в длительной переписке с педагогами и популяризаторами иллюзии Татьяной Ивановой и Виктором Кладницким. После смерти Григория Иосифовича в 1949 году вдова отправила им во Владивосток все наработки, касающиеся номера мнемотехники. Впоследствии архив Ивановой-Кладницкого перешел в распоряжение их соседа и коллеги по ДВГТУ Евгения Николаевича Диго. Летом 2014 года состоялась частичная передача архивных материалов (включая многочисленные тетради с мнемоническими таблицами Греголи) хранителю истории РАИ А.Н. Федорову. Планируется включить их в экспозицию перспективного Музея отечественного иллюзионного искусства.

Фото

  • ГРЕГОЛИ Григорий Иосифович (1899 – 1949)
  • ГРЕГОЛИ Григорий Иосифович (1899 – 1949)
  • ГРЕГОЛИ Григорий Иосифович (1899 – 1949)
  • ГРЕГОЛИ Григорий Иосифович (1899 – 1949)
  • ГРЕГОЛИ Григорий Иосифович (1899 – 1949)