Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)

РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)

Ратиани (Белоусов) Отар Александрович (23.06.1920 – 9.03.1992) — жонглер, иллюзионист, заслуженный артист РСФСР (1976). Окончил ГУЦИ (1940). Выпускной номер «Жонглеры на бильярде» (партнеры — Г. Ермолович, В. Вобликов, позднее — 3. Белоусова, Ю. Логинов) был оформлен как виртуозная трюковая игра в бильярд. Ударом кия шары направлялись в несколько луз сразу или в партнеров; артисты ловили каскады шаров, отлетавших от борта в лузы, укрепленные на поясе, на лбу, на плечах. В 1960–62 гг. Ратиани — художественный руководитель Грузинского циркового коллектива. В 1967 году создал иллюзионный аттракцион «Человек-невидимка» (режиссер и художник А. Фальковский). При полном освещении артист исчезал с арены, в ходе номера только по его голосу можно было установить, где он находится.

Похоронен в Москве на Донском кладбище (4 участок, близ административного здания).

В цирке работает его дочь Людмила (р. 7.09.1948). Заслуженная артистка Грузинской ССР (1980), заслуженная артистка Российской Федерации (1995), воздушная гимнастка (1968-86). С 1986 года — руководитель аттракциона «Человек-невидимка», который приняла от отца. Ее дочь — Карина Владимировна Белоусова (р. 23.03.1981) — участница аттракциона с 1992 года.


Литература:
  1. Дмитриев Ю.А. За что критикуют журнал «Советский цирк» // Советский цирк, 1959, № 11, стр. 9;
  2. Островский Я. Невидимка идет по манежу // Советская эстрада и цирк, 1967, № 10, стр. 23;
  3. Черкасский Я. «Человек-невидимка» и другие // Харьков: Красное знамя, 30.03.1972, стр. 4;
  4. Долгополов М.Н. «Человек-невидимка» на манеже // Известия, № 213 (17751), 10.09.1974, стр. 4;
  5. Дмитриев Ю.А. Творчество — всегда борьба за совершенство // Советская эстрада и цирк, 1974, № 11, стр. 1–3;
  6. Яшинов Ф.Д. В цирке — «Человек-невидимка» // Харьков: Красное знамя, 10.12.1981;
  7. Благов Ю.Н. Видимый невидимка. Сборник «Чудеса на манеже». М.: Искусство, 1984, стр. 83–118;
  8. Карташкин А.С. Фокусы. Занимательная энциклопедия. М.: Искатель, 1997, стр. 223–224;
  9. Шаина Е.Ю. Парад-алле на афишной тумбе. Рисованный цирковой плакат: искусство vs реклама. СПб: «Балтийские сезоны», 2014, стр. 157, илл. 168;
  10. Яковлєв Я. На арені — молодь // Вечірній Харків, 4.04.1972.

Из статьи Ю.А. Дмитриева «За что критикуют журнал „Советский цирк“»

Журнал «Советский цирк», 1959, № 11, стр. 9

Московский цирк может гордиться тем, что он принимал участие в выпуске номера биллиардистов Белоусовых. Гордится-то он гордится, но на его арене они давно не выступали. А между тем номер действительно отличный и оригинальный. Шары, посланные ловкой рукой жонглера, ударяются о борт биллиарда и как заколдованные летят в лузы, расположенные на головах и плечах партнеров. Весь номер уложен в музыку, сделан в танцевальном ритме, и меня, в отличие от Ал. Макалюкина (см. «Советский цирк» № 7 за 1959 год), нисколько не смутило, что одна из исполнительниц номера танцует на столе.


Невидимка идет по манежу

Статья Яна Островского в журнале «Советская эстрада и цирк», 1967, № 10, стр. 23

НЕВИДИМКА ИДЕТ ПО МАНЕЖУ

Эту заметку мне очень хотелось начать словами: «Вы это скоро увидите». Но такое заявление тут же показалось мне странным, парадоксальным. В самом деле. Если увидеть невидимку, то что же это за невидимка и какое это чудо? А ведь именно чудес ждем мы от созданного по сценарию О. Белоусова, Ю. Благова и А. Фальковского аттракциона, который так и называется: «Человек-неведимка». На ожидание чуда, чего-то таинственного настраивают уже первые такты превосходной музыки, написанной композитором В. Белинским, и звучащие  из репродуктора стихи:

«В искусстве цирка утвердились
Отвага, сила и краса,
Веселье, смелость, ловкость, гибкость
И непременно чудеса...»

Должен сразу сказать: ожидания наши оправдались, мы действительно встретились тут с удивительным и впечатляющим зрелищем. Чудеса начинаются с первой же сценки, когда в затемненном зрительном зале у форганга появляются чьи-то движущиеся руки и ноги в светящихся перчатках и башмаках. Они движутся синхронно, но будто существуют совершенно самостоятельно, не являясь частью человеческого тела. Стоит только исполнителю снять перчатки и обувь, как облик его тут же при нас совершенно растворяется, исчезает.

Так происходит неоднократно, когда клоуны О. Артанов и А. Язынин по ходу действия много раз безуспешно пытаются поймать Невидимку (в его роли выступает руководитель аттракциона — артист Отар Белоусов), чтобы выведать секрет его чудесных превращений. Во время этой веселой возни взрывы смеха в зрительном зале то и дело чередуются с возгласами удивления. В самом деле, поразительные вещи  происходят  на наших  глазах.

...По всей видимости, на манеже, точнее, в комнате, которую он изображает, никого нет. Но вот на письменном столе зазвонил телефон, и трубка, будто поднятая невидимой рукой и поднесенная к невидимому уху, останавливается в воздухе. Незримый человек спокойно отзывается на телефонный звонок, ведет деловой разговор, по окончании которого трубка «сама» укладывается  на рычаг.

А можем ли мы оставаться равнодушными к такой, скажем, сценке? Клоуны просят Невидимку дать им автограф. Тот, сидя за столом (об этом мы можем только догадываться, видя, как в зависимости от обстоятельств пустое кресло отодвигается от стола или придвигается к нему), отвечает согласием. И тогда лежащая на столе авторучка «сама» поднимается и начинает делать надписи...

В другом случае клоун, наклонив к себе один из трех микрофонов, стоящих на манеже, деловито обращается к публике:

— Товарищи, вы не видели Невидимку? Сразу же и второй клоун, притянув к себе другой микрофон, задает зрителям тот же вопрос. Но не успевает он произнести последнее слово, как третий микрофон, точно так же как те два, наклонившись, «сам» исторгает уже знакомый нам металлический, будто у робота, голос Невидимки:

— А я здесь!

Видят ли зрители Невидимку? Да, в тех нескольких случаях, когда он появляется в одежде: невидимо только его тело, а надетые на нем предметы не обладают свойством прозрачности. И, вероятно, поэтому он носит пальто с необычно большим воротником, полностью закрывающим лицо — ведь и оно незримо. Но стоит нашему герою начать снимать с себя одежду, как он будто растворяется в воздухе. Это прекрасно показано в сценке с душевой кабиной, куда Невидимка входит одетым.

Новому аттракциону, на мой взгляд, предстоит долгая интересная жизнь в ряду наиболее значительных произведений советского циркового искусства, созданных в честь 50-летия Великого Октября. Базирующийся на прочной основе новейшей техники, прекрасно оформленный — постановщик и художник А. Фальковский, — он бесспорно привлечет к себе внимание самых широких кругов зрителей как взрослых, так и особенно детей.

Кое у кого может вызвать возражение некий налет таинственности, присущий аттракциону «Человек-невидимка», в частности тот «загадочный» оттенок, который ему сообщает музыкальное оформление. Но думается, что такого рода таинственность, лишенная и намека на мистику, вполне тут правомерна. Пусть она будит мысль зрителей, заставляет их размышлять над тем, каким образом, с помощью какой аппаратуры совершаются эти «обыкновенные чудеса», такие, например, как...

Впрочем, полагаю, что не стоит рассказывать про все трюки, показываемые в новом аттракционе, выпускаемом Ярославским цирком. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Уверен, что придумано это изречение в предвидении советского аттракциона «Человек-невидимка».


Статья Михаила Николаевича Долгополова «Человек-невидимка» на манеже

Газета «Известия», № 213 (17751), 10.09.1974, стр. 4

«Человек-невидимка» на манеже

В цирке шапито Центрального парка культуры  отдыха столицы по манежу разгуливает «человек-невидимка», словно сошедший со страниц знаменитого романа Герберта Уэллса. Собственно говоря, невидимка не разгуливает, он невидимо присутствует и участвует в иллюзионном представлении, которое подготовили Отар Ратиани, либреттист Ю. Благов и художник А. Фальковский. Зрители слышат голос невидимки. видят, как некто, выйдя из душевой кабины, невидимо проходит по манежу: мы видим, как возникают следы мокрых ног...

Конечно, чудес на свете не бывает. Техника и научные достижения уже давно применяются артистами иллюзионного жанра. И в этом аттракционе на манеж выезжает мотоцикл с коляской, передвигаются сами стулья, наклоняется бутылка, наливая воду в стакан, невидимка садится в кресло.

Лет десять назад Отар Ратиани выступал в цирке с оригинальным номером «Жонглеры на бильярде». Прошли годы, и он стал работать в более трудном и интересном иллюзионном жанре, создав аттракцион «Человек невидимка».

В этом же представлении участвует группа канатоходцев — выходцев из знаменитого дагестанского аула Цовкра во главе с народным артистом РСФСР Р. Абакаровым. Большое удовольствие доставляет зрителям выступление воздушной гимнастки. заслуженной артистки РСФСР В. Сурковой. На канате, спускающемся из-под купола, а затем в веревочной сетке она исполняет сценку «Бабочка в паутине». Зрители аплодируют силовым акробаткам К. Дворядкиной и А. Мареевой, демонстрирующим трудные трюки и поддержки. Весело проходят номера акробатов-эксцентриков Ракитиных, жонглеров Логиновых, комических акробатов с шестами Н. Карсеева и Е. Мареева. В паузах выступают молодые клоуны-пародисты 3. Малков и А. Тряпицын.

В общем, новый и оригинальный аттракцион О. Ратиани и представление цирка шапито оставляет хорошее впечатление.

Мих. Долгополов

Из статьи Ю.А. Дмитриева  «Творчество — всегда борьба за совершенство»

Журнал «Советская эстрада и цирк», 1974, № 11, стр. 3

И, наконец, номер Отара Ратиани «Человек-невидимка» — бесспорно один из интереснейших аттракционов современного цирка. Когда-то крупнейший советский иллюзионист Э.Т. Кио говорил режиссеру А.Г. Арнольду: «Дело не только в том, что бы придумать новые трюки, — это еще не самое главное. Надо суметь дать принципиально новый ход всему номеру». Вот такой новый ход Ратиани и предлагает. Следует признать, что принципиально новых трюков, кроме «мокрых следов на полу» у него нет. Но весь ход номера новый. Отталкиваясь от известного романа Герберта Уэллса, но по своему его интерпретируя, артист создает ряд забавных приключений, связанных с Человеком-невидимкой. Самое важное, что исчезновение человека происходит на круглой арене и при полном свете. Сначала исчезает голова, потом туловище и ноги. И став невидимым, Ратиани перебирает книги, поднимает телефонную трубку, ездит на мотоцикле, моется в душе. И постоянно разыгрывает наивных клоунов. Иногда Невидимка становится видимым, и тогда его даже сажают в клетку и запирают на замки, но через несколько секунд он освобождается, оставляя вместо себя то ассистенток, то клоунов.

Этот интересный и своеобразный аттракцион использует и старые цирковые чудеса и современную технику, вплоть до стереозвука. Номер, который с интересом и с пользой посмотрят и дети и взрослые.

И то, что артист, когда он становится видимым, одет в короткое пальто в крупную клетку, а на голове носит котелок (постановщик и художник А.П. Фальковский). привлекает к нему особое внимание. И хотя такой наряд, вероятно, был бы больше присущ доктору Ватсону, другу знаменитого сыщика Шерлока Холмса, созданного Конан Дойлем, но он также вполне присущ таинственному персонажу, каким Невидимка является.

Чего этому номеру пока не хватает? Темпа, разнообразия приемов у клоунов, циркового шика. И, само собой разумеется, было бы отлично, если бы появились какие-то совсем новые трюки. Но и в своем настоящем виде аттракцион Ратиани украшает любую цирковую программу. А ведь еще относительно недавно артист вместе с партнерами выступал как жонглер бильярдными киями и шарами. И вот он сумел себя найти и утвердить в принципиально новом жанре.


О присвоении О.А. Белоусову звания заслуженного артиста РСФСР

Опубликовано в журнале «Советская эстрада и цирк», 1976, № 11, стр. 26

Отар Александрович Белоусов в девятнадцатилетнем возрасте окончил Государственное училище циркового искусства. В 1939 году начал выступать с номером «Жонглер на бильярде». В то же время молодой актер упорно искал и находил оригинальное решение различных иллюзионных трюков, многие из которых поныне находятся в репертуаре ряда исполнителей.

Самое большое достижение О. Белоусова — создание им в 1967 году фантастико-приключенческого аттракциона «Человек-невидимка» (авторы сценария — О. Белоусов, Ю. Благов и А. Фальковский; режиссер-постановщик и художник А. Фальковский). В 1969 году аттракцион был высоко оценен на смотре новых произведений циркового искусства. С тех пор аттракцион обогатился рядом трюков, в которых сочетаются достижения науки и техники с артистизмом исполнителей.

О. Белоусов участвует в шефской работе, выступает перед тружениками города и деревни. В 1970 году он был награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», в 1971 году — орденом «Знак Почета».

Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации ОТАРУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ БЕЛОУСОВУ присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР.


Из книги А.С. Карташкина «Фокусы. Занимательная энциклопедия», 1997, стр. 223–224

В главе «Иллюзионные лики привычного» рассказывалось об оптическом иллюзионном трюке «Горящая голова» — там туловище исполнителя было скрыто от взоров зрителей системой зеркал. Заслуженный артист РСФСР Отар Белоусов-Ратиани продемонстрировал в цирке инверсный фокус — в волшебном аппарате исчезла верхняя часть туловища участника зрелищного чуда, а ноги его оставались видными публике. Подобная инверсия интересна сама по себе, но впечатление от нее усиливается многократно, если добавить, что участником этого трюка являлся вовсе не иллюзионист, и не ассистент, а любой вышедший на манеж зритель!

Белоусов-Ратиани демонстрировал этот иллюзион сравнительно недавно, а примерно двумя десятилетиями раньше им же был создан совершенно необыкновенный цирковой иллюзионный аттракцион «Человек-невидимка» — в нем человеческий силуэт таял на фоне ночного города, на пластиковом полу в такт обычным шагам появлялись следы человека-невидимки, «сами собой» переворачивались страницы снятой с полки книги, а телефонная трубка взмывала в воздух, висела, пока шел разговор незримых собеседников, а потом точно укладывалась на рычаг. И надо же было так случиться, что на самой ранней стадии, на этапе еще предварительных задумок и чертежей, с Отаром Александровичем произошла история, чрезвычайно поучительная для тех, кто придумывает секреты аппаратурных иллюзионных трюков. Слово Белоусову-Ратиани:

«С улыбкой вспоминаю, как утверждал свою заявку на режиссерской коллегии Союзгосцирка. Правда, тогда мне было не до смеха. Аттракцион чуть не „зарубили“. Называю трюк, а в ответ: „Это невозможно“. Я — в карман: „Вот справочка из научно-исследовательского института, что трюк осуществим“. Рассказываю о втором: „Ну, уж это-то наверняка невыполнимо, чудес не бывает“. Пожалуйста, еще справка. И на следующий справка нужна? Кладу на стол третью. Сценарий утвердили...»

В мире иллюзий случается всякое, но вот что интересно: на строгих членов комиссии подействовали не мнения авторитетных иллюзионистов, не их собственные опыт и компетентность, а нечто совсем другое — справки из научно-исследовательских институтов, то есть из учреждений, вплотную жанром иллюзии не занимающихся. Не странно ли это? Конечно, окончательное согласие режиссерской коллегии легко объяснить обычным бюрократизмом — всем ведь известно, что легче всего бюрократ верит именно справке. Наверное, так оно и было — отчасти. А решающим скорее всего оказалось другое — соображение, что мнение специалистов по науке и технике сомнениям не подлежит. «Где ты насобирал столько справок? — спросил у Отара управляющий Союзгосцирком Ф.Г. Бардиан. Тот рассмеялся: „Я их сам написал!“

Рассмеялся и управляющий...»

Какой неожиданный поворот, не правда ли? И что из этого следует? Откинуть науку и технику! Отбросить методики технического творчества? Презреть советы неспециалистов в иллюзии?

Призываю вас остаться диалектиками: уходя от одной точки зрения, не следует полностью забывать о ней. Истина, как говорили древние, располагается посредине. Такова диалектика самого массового отряда зрелищного волшебства — аппаратурного иллюзионизма.


Фотографии О.А. Ратиани предоставлены музеем Союза цирковых деятелей России

Фото

  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)
  • РАТИАНИ (БЕЛОУСОВ) Отар Александрович (1920 – 1992)