Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ЗУБРИЦКИЙ Владимир Степанович (1904 – 1998)

ЗУБРИЦКИЙ Владимир Степанович (1904 – 1998)

Владимир Степанович Зубрицкий (25.04.1904 – 17.12.1998) — исполнитель номера «Живая счетная машина», сын цирковых артистов: акробата, турниста Степана Александровича 3убрицкого (1876 – 1960) и танцовщицы на проволоке Маргариты 3убрицкой (1888 – 1957). С раннего детства выступал с отцом в номере «Вольтижная акробатика», затем стал демонстрировать оригинальный номер «Чудеса памяти». Мальчика рекламировали как вундеркинда, он производил в уме сложные арифметические вычисления, по памяти цитировал по желанию публики любой абзац на любой странице учебника российской истории. Впоследствии отказался от карьеры циркового артиста и стал моряком. Участник гражданской и Великой Отечественной войны, имеет боевые награды.

Его сын — Роман Владимирович Зубрицкий (р. 21.5.1945), клоун (псевдоним Ромашка). В 1966 окончил ГУЦЭИ; работал турнистом, акробатом-эксцентриком, участвовал в клоунской группе под руководством Карандаша (М.Н. Румянцев). В 1971–1973 выступал в дуэте с Н. Красавиной (программа «Пусть всегда будет солнце»), затем с В. Серебряковой. В 1975–1979 Роман — коверный клоун в паре с Ю. Каменковым, в 1979–1991 — с О. Штейном, с 1991 — с В. Материным; выступает в образе обаятельного, неунывающего, эксцентричного молодого человека. Его герою свойственны некоторая самонадеянность, легкомыслие, которые становятся источником комических ситуаций. Его сын — Роман Романович Зубрицкий (р. 30.6.1974), акробат. Окончил ГУЦЭИ (1992).


Литература:
  1. «Программа», 1912, № 3, стр. 15;
  2. А.С. Володя Зубрицкий // Артистический мир, 1912, № 8, стр. 4;
  3. Маленький Диаманди // Раннее утро. 6.09.1912;
  4. Заметка «Феноменальные счетчики Арраго и Зубрицкий» в рубрике «Русская жизнь» журнала «Природа и люди», 1913, № 1 (номер от 1.11.1912), стр. 16;
  5. Веди (видимо, псевдоним автора). Володя Зубрицкий. «Варьете и цирк», № 4, 10.11.1912, стр. 3–4;
  6. Гастроли Володи Зубрицкого [о выступлениях в полтавском электро-театре «Рекорд»] // Полтавский голос, 8.03.1913;
  7. Фото на 4-й стр. обложки в журнале «Артист», № 5, 22.09.1913, Владикавказ;
  8. Заметка «Отец чудо-ребенка» // Журнал «Варьете и цирк», № 10–11, стр. 4;
  9. М.Б. Театр «Фарс» // Петроградский листок, 8.01.1915;
  10. Выступление В. Зубрицкого [анонс московских гастролей в театре «Эрмитаж»] // М.: Вечерний курьер, 17.06.1915;
  11. Волшебники цифр // Цирк, 1927 № 11 (22), стр. 7;
  12. Вадимов А.А. 846382 × 45687 = ? // Советский цирк, 1958, № 9, стр. 25;
  13. Эйдельс Л. По следам феномена // Советский цирк, 1962, № 5, стр. 12;
  14. Дмитриев Ю.А. Цирк в России. От истоков до 1917 года. М.: Искусство, 1977, стр. 375;
  15. Символоков И.К. Как я завоевал золотую магическую палочку. М.: Искусство, 1979, стр. 46–48;
  16. Трофимов Г. Чудо XX века. 1997;
  17. Славский Р.Е. Цирковое искусство России. Энциклопедия. М.: 2000, стр. 160;
  18. Черненко Г. Феномен XX века // Газета «Секретные материалы 20 века», 2001;
  19. Непомнящий Н.Н. Сто великих феноменов, М.: изд. «Вече», 2009;
  20. Храбрых О. Казус Зубрицкого // Экспресс К, № 43 (16915), 12.03.2010;
  21. Захаров А. [настоящее имя Хмель В.А.] Забытые гастролеры старого Херсона // Херсон: газета «Гривна. Субботний выпуск», № 23 (655), 7.06.2014.

Рекламная фотография Володи Зубрицкого на 4-й странице обложки владикавказского журнала «Артист», № 5, 22 сентября 1913 г.


Заметка из московской газеты «Вечерний курьер», 17.06.1915

В Москву призезжает феноменальный ребенок Володя Зубрицкий.

Раньше Володя выступал как великолепный математик и в этой области показывал прямо таки чудеса.

В этот приезд  В. Зубрицкий в закрытом выступлении для людей науки и литературы прочтет лекцию по средней истории, приводя все время большие цитаты всех крупных ученых.

Для широкой публики Володя Зубрицкий выступит, вероятно, в театре «Эрмитаж» с речью о крестовых походах.

Кроме того, он будет делать вычисления и разбирать таблицу Диаманди.


Из статьи «Волшебники цифр»

Журнал «Цирк», № 11 (22), март 1927, стр. 7

…Володя Зубрицкий — это действительно был феномен, опрокидывавший все теории. Гастроли этого 7-летнего мальчика в цирках Никитина, Девинье и Чинизелли собирали 15 лет тому назад всю Москву, весь Ленинград.

Странное зрелище представлял на арене этот маленький славный мальчик, одетый в матроску и подстриженный, как Джэкки Куган. Когда смотришь на его личико со спокойными детскими глазами, когда слышишь его тоненький голосок, как-то не верится, что в этой детской головке так просто и легко совершается титаническая работа с цифрами и математическими комбинациями.

Однажды маленького артиста пригласили на экспертизу в дом известного профессора. Здесь в присутствии членов комиссии он дал такой сеанс, перед которым бледнеют сеансы лучших взрослых калькуляторов. Володе дали такую задачу: — «Помножь 4792 на 839».

Мальчик внимательно посмотрел на предложившего задачу, сначала сел на стул, как будто углубившись в какую то большую недетскую думу, потом слез со стула, заложил руки назад и сосредоточенно зашагал по комнате, точь-в-точь, как шагает маленький Джэкки Куган на экране.

— «Готово: получилось 4020488».

Стали проверять на бумаге. Результат оказался верен. Когда члены комиссии зааплодировали маленькому артисту, у Володи было на лице безразличное выражение.

Написали квадрат, разделенный на 25 клеток, с цифрами в каждой.

Володя внимательно посмотрел на цифры, видимо запечатлевая их в памяти, отошел от доски и так же, как раньше, серьезно произнес: «Готово».

В любом порядке он произносил все цифры — справа слева, комбинировал их по диагонали и складывал — и при этом ни разу не взглянул на доску.

Володя Зубрицкий мог называть любой из дней, если ему указывали год, месяц и число. Председатель экспертизы задал ему еще один вопрос:

«Какой день был 29 августа 1873 года».

— «Среда», — и, внимательно взглянув на спросившего, Володя добавил: — «А вы-то сами, знаете, какой был день?»

Было что-то донельзя странное в этом вопросе семилетнего мальчика, не доверявшего памяти взрослого человека.


Из статьи А.А. Вадимова «846382 × 456872 = ?»

Журнал «Советский цирк», 1959, № 9

Мое первое знакомство с демонстрацией математики на арене цирка произошло 45 лет назад. Я был тогда учеником Нижегородского реального училища.

Цирк Никитина на Нижегородской ярмарке широко рекламировал «Чудо XX века!» — семилетнего Володю Зубрицкого. Его выступления в цирке проходили с шумным успехом. На манеж выходил мальчик, одетый в костюмчик с матросским воротником, с отпущенными волосами, подстриженными на лбу челочкой. С ним выходил мужчина средних лет и, представив Володю зрителям, предлагал давать задачи. На доске в клетках писались пять пятизначных чисел (по одной цифре в каждой клетке), и Володя, взглянув на доску, сразу говорил сумму всех пяти чисел. Он множил четырехзначное на четырехзначное, возводил числа в квадрат и куб, извлекал квадратные и кубические корни. Гремели аплодисменты, а в антракте шли оживленные споры. Были предположения, что все делается при помощи подсаженных лиц, которые и называли нужные числа, но эти предположения тотчас же разбивались зрителями, которые сами называли и писали числа.

Знакомство с номером Зубрицкого возбудило среди учеников реального училища много споров и разных толков. Скоро мы узнали, что старший брат Володи (брата звали, если мне память не изменяет, — Женя) принят в приготовительный класс нашего училища. Я отыскал этого малыша и постарался с ним подружиться. Это был очень замкнутый мальчик, но постепенно лед таял, и Женя в большую перемену стал иногда приходить ко мне. Я спросил его как бы между прочим: «А кто учил Володю?» «Папа с ним занимается. Володя способный, а вот у меня ничего не вышло». Я узнал, что и Женю готовили к роли математика-вундеркинда. Женя неплохо в уме множил трехзначное на двухзначное число, но делал это неохотно. Труднее было ему множить трехзначные на трехзначные. На нас эти опыты производили большое впечатление, и мы всячески старались узнать «секрет». Постепенно нам удалось от него научиться множить в уме двухзначные на двухзначные.

Предположим, нужно умножить 54 на 93. Первой цифрой в произведении всегда будет цифра, полученная от умножения единиц (в нашем случае 4×3=12; двойку записываем в результат, а десятки, т.е. 1, держим в уме). Вторая цифра результата получится от умножения единиц множимого на десятки множителя плюс произведение десятков множимого на единицы множителя и плюс остаток, т. е. 4×9=36 и 5×3=15. Полученные числа сложим: 36+15=51 и прибавим единицу, которую держали в уме, получится 52. Десятки (2) пишем в произведение второй цифрой. Теперь в произведении у нас будет записано две цифры (22), а сотни (т.е. 5) держим в уме. Третья и четвертая цифры произведения получатся от умножения десятков на десятки и плюс остаток, т.е. 5×9=45; 45+5=50. Пишем эти две цифры в результат, и у нас получится 5022.

На первый взгляд кажется, что система умножения в уме очень трудна, но если вы достаточно потренируетесь, то в считанные секунды будете точно называть произведение.


Из книги Ю.А. Дмитриева «Цирк в России. От истоков до 1917 года», 1977, стр. 375

Не меньший успех, чем Арраго, имел Володя Зубрицкий. Сын циркового артиста, он с пятилетнего возраста начал выступать в акробатических номерах. К десяти годам Зубрицкий обнаружил замечательную память, и с этого времени начался его тяжкий путь. Володя в уме множил двузначные и четырехзначные числа, приводил на память хронологические данные из истории, запоминал большое число цифр, записанных на доске. И при этом нигде не учился. «С того момента, как случайно обнаружились свойства замечательной памяти Володи, его способности к счету, судьба мальчика была решена бесповоротно. Одаренность ребенка была не более чем капитал, который может и должен приносить доход. Суровый и строгий отец не церемонился с ребенком». Журналисту довелось встретиться с Зубрицким: «Ко мне в комнату вошел мальчик похожий цветом лица на лимон. Ненормальная жизнь мальчика и ее последствия сразу бросились мне в глаза».


Из книги И.К. Символокова «Как я завоевал золотую магическую палочку», 1979, стр. 46–48

Много слышал я и о другом удивительном цирковом математике — Володе Зубрицком, выступления которого во времена наших дедушек и бабушек делали битковые сборы в лучших цирках России. Афиши громко возвещали: «Чудо-ребенок», «Семилетний феномен». Он появлялся в манеже в синей матроске, в коротких штанишках с белыми пуговками по бокам, с выстриженной челкой. Приглашенные из публики писали на грифельных досках столбцы пятизначных цифр, и Володя мгновенно и безошибочно производил в уме всевозможные подсчеты. С одного взгляда мальчик запоминал до шестидесяти пяти цифр и мог назвать их в любом порядке. В особенности нравилось публике, когда Володя мгновенно и бойко отвечал на вопросы: в каком году, например, родился или умер какой-то царь, или, скажем, его дочь, или внук. Юный математик знал не только хронологию жизни коронованных особ, но и мог без запинки рассказать по памяти о любом событии из русской истории — древней, средних веков нового времени.

Скептики пытались выискать в номере ребенка какие-то хитрые фокусы, подозревали участие подставных лиц. Однако чуда и тем более обмана здесь не было. То, что демонстрировал на арене юный математик, достигалось путем упорной тренировки незаурядных природных способностей. Володю Зубрицкого часто приглашали выступить то в университете, то в каком-нибудь научном обществе — и он поражал присутствующих своими математическими опытами. Ученые сулили ему большое будущее.

Я заинтересовался биографией Зубрицкого и вот что узнал. Родился он в семье цирковых артистов, отец его был отличным турнистом, мать — акробаткой и танцовщицей. Мальчик рано проявил способности к счету и цепкую память. Кто-то подал родителям мысль использовать дар малыша на манеже, и отец (о нем мне сказали: он был человеком «здравых рассуждений») тотчас принялся развивать в сыне быстроту решения арифметических задач. В цирке ему не раз случалось видеть номера подобного рода, и он упорно вел мальчика к намеченной цели. Однажды выступление юного математика увидел в третьеразрядном заведеньице директор столичного цирка Никитин, человек с остро развитым чутьем на все, что сулило кассовые сборы. Сперва Никитин «опробовал» находку в своем Нижегородском цирке, а затем с шумной рекламой показал в Москве.

В годы гражданской войны семью Зубрицких разметало, кого куда. Отец ушел в Красную гвардию, старшего брата Володи расстреляли беляки, а сам Володя спасся, убежав к тетке в Екатеринодар. Когда Владимиру Зубрицкому исполнилось семнадцать лет, он добровольцем записался в Красную Армию и по комсомольской разверстке попал на флот. Там он получил специальность и первое воинское звание — «старшина рулевой». Перед Великой Отечественной войной моряк Владимир Зубрицкий служил на Черном море. О своей былой громкой популярности в качестве «живой счетной машины» он вспоминал с улыбкой.

А недавно я узнал, что Владимир Степанович Зубрицкий здравствует и ныне, живет в Киеве. Во время Великой Отечественной войны он геройски сражался с врагами Родины в рядах Советского флота, был ранен, удостоен многих правительственных наград.


Феномен ХХ века

Статья Геннадия Черненко из газеты «Секретные материалы 20 века», 2001

ФЕНОМЕН ХХ ВЕКА

Теперь имя Володи Зубрицкого, «историка и циркового математика», мало кому известно. Слава его была недолгой. Он появился на арене цирка 89 лет назад и произвел настоящий фурор. Публика валом валила на его выступления. «Феноменальный счетчик», «вундеркинд XX века, свободно умножающий в уме 4-й 5-значные числа на тысячи и миллионы», «поразительное явление», «необъяснимый ум». Так писали о Володе Зубрицком газеты того времени.

ЧУДЕСНЫЙ МАЛЬЧИК

Впрочем, в те годы славились и другие цирковые счетчики, поражавшие умением быстро производить в уме сложные вычисления. Например, немецкий артист Макс Бероль Конора почти мгновенно складывал в уме восемь восьмизначных чисел, перемножал шестизначные, мог, не задумываясь, назвать возраст любого из присутствовавших в минутах и секундах. Был знаменит на весь мир и наш моментальный счетчик Семен Романович Арраго — «гений калькуляций», как его называли. Но это были взрослые люди, а Володе Зубрицкому, когда он впервые вышел на манеж со своим номером, исполнилось всего семь лет!

Если говорить точнее, на манеже он появился значительно раньше, так как, можно сказать, вырос в цирке. Он родился в 1905 году в Екатеринодаре. Брат и сестра Володи никакими выдающимися способностями не отличались. Их отец, Степан Александрович Зубрицкий — цирковой гимнаст, работал в провинциальных балаганах. Вместе с ним в акробатическом номере участвовали и его сыновья — Володя и Жорж. Пятилетний Володя исполнял с завязанными глазами по десять задних сальто подряд, каждый раз приходя на подстеленный на арене носовой платок. Этот гуттаперчевый мальчик умел делать стойку на одной руке и поднимать тяжелые гири. Однажды случилась беда: отец Володи сорвался с трапеции, сильно разбился, и его цирковая карьера закончилась.

К этому времени Зубрицкий-старший уже знал, что у Володи — необычайный дар быстро считать в уме. Обнаружилось это почти случайно. Когда Володе было пять, отец заметил, что маленький сын удивительно легко справляется с арифметическими задачами, которые с трудом решал его старший брат — школьник. Отец прорепетировал сына и был просто поражен его неожиданной памятью и сообразительностью. Уникальные способности мальчика могли принести хороший доход. Это Степан Зубрицкий сообразил сразу. Наняли репетитора, составили программу выступлений, и судьба Володи была решена окончательно.

Продажу феномена начали летом 1912 года в волжских городах, Саратове, Нижнем Новгороде. «Спешите увидеть великий дар природы, — извещали афиши. — Вся история России с ее хронологией в памяти этого ребенка».

В ЦИРКЕ ЧИНИЗЕЛЛИ

Известный иллюзионист Вадимов (Алли-Вад), будучи учеником Нижегородского реального училища, видел первые гастроли Володи. «Цирк Никитина на нижегородской ярмарке широко рекламировал чудо XX века, семилетнего Володю Зубрицкого, — вспоминал Вадимов — Его выступления проходили с шумным успехом. На манеж выходил мальчик, одетый в костюмчик с матросским воротником, с отпущенными волосами, подстриженными на лбу челочкой. С ним выходил мужчина средних лет и, представив Володю зрителям, предлагал давать задачи».

Публика называла числа. Володя, лишь немного подумав, умножал четырехзначное число на четырехзначное, в уме возводил в степень, извлекал из больших чисел квадратные и кубические корни. На черной доске чертили мелом так называемую таблицу Диаманди — квадрат, разделенный на 25 клеток. В каждой клетке писали цифру (от нуля до девятки). Володя некоторое время внимательно смотрел на таблицу, запечатлевал ее в памяти, и затем, не глядя на доску перечислял написанные цифры в любом порядке, в любой строке и по диагонали, складывал их построчно и все цифры вместе.

Далее начиналась, так сказать, историческая часть программы. По просьбе зрителей Володя называл годы различных выдающихся исторических событий, демонстрируя свою феноменальную память. И наоборот, называл события, приходившиеся на те или иные годы. Мог, и тоже почти не задумываясь, сказать, какой день недели приходится на такое-то число такого-то месяца давным-давно прошедшего года.

В сентябре 1912 года Володю Зубрицкого привезли на гастроли в Москву, где они тоже прошли с большим успехом в цирке Никитиных, а в конце октября прибыли в Петербург. Он выступал в столице на арене знаменитого цирка Чинизелли (того самого, что и ныне возвышается у реки Фонтанки). Гастроли вундеркинда в Петербурге продолжались большую часть ноября. «Всех поражало, — писал петербургский журнал, — как этот мальчик решает в уме такие сложные числовые задачи, какие и на бумаге-то можно решить лишь после пяти-шестиминутной работы».

В один из дней Володя был приглашен в редакцию известного тогда «Синего журнала», издававшегося в столице. Он пришел вместе со своим репетитором, Милый, обыкновенный мальчик из хорошего дома, аккуратно одетый и причесанный, жаждущий пошалить, побегать из угла в угол, повернуться на одной ножке. Таким предстал Володя Зубрицкий перед сотрудниками «Синего журнала». В присутствии членов редакции он выступил со своим обычным сеансом: быстрым перемножением многозначных чисел, с таблицей Диаманди.

КРИК ДУШИ

Володе дали задачу: помножить в уме 4 792 на 839. Он сел на стул и будто погрузился «в какую-то большую недетскую думу». Затем слез со стула и, заложив руки за спину, с сосредоточенным видом зашагал взад-вперед по комнате, не обращая внимания на пристальные взгляды окружающих. Спустя полминуты остановился и серьезно произнес:

— Готово. Получилось четыре миллиона двадцать тысяч четыреста восемьдесят восемь.

Начали проверять на бумаге, потратив на это несколько минут. Действительно: 4 020 488.

Когда все в редакции захлопали в ладоши, у Володи было такое безразличное выражение лица, словно он хотел сказать: «Да чему же тут удивляться? Все это так просто».

Кто-то спросил: «Какой день недели был 29 августа 1873 года?» Володя ответил, что среда. Потом внимательно взглянув на спросившего, добавил недоверчиво: «А вы сами знаете, какой был этот день?» Неожиданный вопрос семилетнего малыша прозвучал так странно, даже пугающе, что превосходство взрослого ума вдруг разом померкло.

«Когда смотришь на Володю Зубрицкого, на эти милые кудряшки, на детское личико, — писал корреспондент «Синего журнала», — когда слышишь тоненький детский голосок, как-то не верится, что в маленькой головке, в детском сознании так просто и легко совершается сложная, титаническая работа. Однако это так. Володя Зубрицкий действительно гениальный ребенок».

В заключение попросили оставить автограф: «Ну, напиши, что ты больше всего любишь. Наверное, сладости?» Мальчик-вундеркинд нахмурил лоб и, чуть подумав, написал нетвердым еще почерком: «Я люблю учиться и бегать. Володя Зубрицкий». И в этой кроткой фразе, крике души, выразилась вся трагедия маленького артиста, лишенного нормального детства, вынужденного ежедневно напрягать свой неокрепший мозг, манипулируя с огромными числами. Воспитанный на жестоких обычаях цирка, суровый и строгий отец Володи не знал жалости, спешил заработать на чудесных способностях сына как можно больше. Он заставлял его выступать по нескольку раз в день и не только в цирке, но и в гимназиях, в институтах благородных девиц, на различных вечерах. Учиться в школе Володя не мог, было некогда. Зато в Киеве отец уже строил просторный каменный дом и нанял собственного импресарио.

Владимир Зубрицкий через много лет, взрослым человеком, вспоминал, что по ночам его мучили кошмары. Он плохо спал. Он ненавидел цирк. Несколько раз вместе с братом (тот был старше всего на год) пытался убежать из дома. Но каждый раз их ловили и возвращали к отцу.

ПОТЕРЯННЫЙ ДАР

Способностями маленького счетчика не только восхищались. Иногда раздавались голоса и в его защиту. «Демонстрировать ребенка — грешно, — укорял в 1912 году артистический журнал «Программа». — Стыдно отцу кормиться ребенком». Известный московский невропатолог Россолимо, в течение двух недель исследовавший Володю Зубрицкого, отметил «специфическую зрительную и слуховую память» мальчика, «встречающуюся весьма редко», и все же настоятельно советовал прекратить выступления. Говорили, что сам граф Витте предлагал отцу Володи отдать сына в реальное училище, где он содержался бы государством на полном пансионе. Но Степан Зубрицкий и слышать об этом не хотел. Доходы от выступлений Володи были ему дороже.

Вскоре, однако, началась Первая мировая война. Зубрицкого-старшего мобилизовали на фронт, и выступления юного циркового математика прекратились. Постепенно имя Владимира Зубрицкого стерлось из памяти. Жизнь его между тем складывалась непросто и нелегко. В 13 лет он записался добровольцем в красноармейский батальон. Затем служил разведчиком на бронепоезде. Был ранен в голову и контужен. Подлечившись, снова воевал. До 1921 года служил во флоте. Не раз отличная память помогала ему и в жизни, и на службе. Он почти никогда не пользовался записной книжкой. Все крепко откладывалось в его голове.

С гражданской войны возвратился в Киев. Мелькнула было мысль снова стать артистом, но он отогнал ее, поскольку уже не чувствовал в себе тех способностей, того дара, который так блистал раньше. Да и очень уж много тяжелых воспоминаний оставило то время, оставил цирк. Поэтому выбрал он для себя работу самую прозаическую — поступил матросом-спасателем на водную станцию, а позже стал председателем киевского Общества спасения на водах.

Потом опять воевал, в Великую Отечественную, на тральщиках и бронекатерах. В 1943 году снова было ранение. Дослужился до звания капитана 3-го ранга. Иногда рассказывал сослуживцам о своем необыкновенном детстве, о выступлениях на арене и шумном успехе. Те не верили. Да ему и самому его прошлое казалось каким-то странным, удивительным сном.


Из статьи Ольги Храбрых «Казус Зубрицкого»

Газета «Экспресс К» № 43 (16915) от 12.03.2010

Цирковая династия Зубрицких берет свое начало еще с дореволюционных времен. Степан Зубрицкий родился в семье служителей арены, и свое первое сальто сделал в трехлетнем возрасте. В начале XX века его имя было известно по всей России. Однако славу Степана превзошел его сын Владимир, появившийся на свет в 1905 году. Способности к математике обнаружились у Вовы Зубрицкого совершенно случайно. После полугода арифметических нагрузок и занятий с репетитором выяснилось, что Володя обладает уникальной памятью. А уже спустя два года номер с участием мальчика, умножающего в уме пятизначные цифры, стал приносить не только славу, но и колоссальные доходы.

Посмотреть на чудо-чадо, извлекающее корни из многозначных чисел, стремились все. А уж для жаждущих сенсаций журналистов юное дарование стало настоящей находкой. Какие только проверки не устраивали любопытные, дабы убедиться в способностях мальчика. Например, писали на доске латинские буквы вперемешку с цифрами, потом их стирали, а Володя Зубрицкий должен был по памяти воспроизвести все написанное. И надо сказать, делал он это блестяще. Мальчуган приносил своей семье отнюдь не детский доход. Так, за месяц, выступая в цирке Чинизелли, маленький артист получал около 75 рублей золотом. По тем временам на эту сумму можно было приобрести около 15 коров. Но мальчугану, побывавшему с гастролями во многих странах мира, радость приносили не заработанные деньги, а тот факт, что он встал в один ряд с выдающимися людьми того времени. Сильные мира сего не скупились на почести и подарки. Например, бывший премьер-министр царского правительства граф Витте собирался взять талантливого мальчугана под свое крыло и дать ему высшее образование за казенный счет. А одна княгиня, очарованная способностями и талантом вундеркинда, подарила ему целый паровоз.

Артистическое детство закончилось с началом гражданской войны. Владимир и его брат Жорж записались на фронт. В 1937 году, когда Владимир Зубрицкий расследовал хищение денежных средств в Одессе, он был репрессирован. Но благодаря заступничеству влиятельных лиц его реабилитировали. Володя Зубрицкий сражался и на полях Великой Отечественной войны, был ранен. Всего он прожил 95 лет.

Фото

  • ЗУБРИЦКИЙ Владимир Степанович (1904 – 1998)
  • ЗУБРИЦКИЙ Владимир Степанович (1904 – 1998)
  • ЗУБРИЦКИЙ Владимир Степанович (1904 – 1998)
  • ЗУБРИЦКИЙ Владимир Степанович (1904 – 1998)
  • ЗУБРИЦКИЙ Владимир Степанович (1904 – 1998)