Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ТЮМЕНЦЕВ Михаил Яковлевич (р. 1951)

ТЮМЕНЦЕВ Михаил Яковлевич (р. 1951)

Михаил Яковлевич Тюменцев (р. 16.01.1951, Томск) — манипулятор, иллюзионист, лауреат международных конкурсов иллюзионистов, обладатель гран-при Московского открытого конкурса иллюзионистов (2003), член МКФ с 1982 года.

Начинал с циркового кружка при Доме культуры — свободная проволока, жонглирование, иллюзия и манипуляция. С 1969 — артист оригинального жанра (иллюзия, манипуляция) Томской областной филармонии. На VI Всероссийском конкурсе артистов эстрады (1977) Михаил Тюменцев продемонстрировал мировое достижение в жанре манипуляции — появление и исчезновение 15 шариков. Председатель жюри конкурса — Л.С. Маслюков (директор и художественный руководитель ВТМЭИ), заметив молодого артиста, убедил руководство Томской филармонии направить его на обучение в ВТМЭИ. За три года кропотливой работы (1979–1982) был создан уникальный номер, не имеющий аналогов в мире — «Игра с кубиками, или не может быть!» (режиссер-постановщик — Л.С. Маслюков). Этот номер стал впоследствии «визитной карточкой» артиста на международных, конкурсах иллюзионистов мира, гастролях по СССР и более 20 странам мира (Австрия, Англия, Франция, Китай и др.). В основу номера заложена игра в «наперстки». На глазах у зрителя, появляются три кубика, которые накрываются тремя чашами и перемещаются из-под одной чаши в другую. Затем все три кубика мгновенно меняют свой цвет — с черного на красный и начинают множиться. Появляются три синих, а затем три черных кубика. Все девять кубиков отправляются в один большой куб н накрываются скатертью, под которой затем оказывается лишь прозрачный пустой куб. Этот безупречный по технологии номер может демонстрироваться при круговом расположении зрителей.

С 1988 по 1991 вновь работает в ВТМЭИ им. Л.С. Маслюкова над новыми номерами. Артист вместе с режиссером-постановщиком И.П. Осинцовой создает вторую редакцию номера, под названием «Чертовщина», в котором была сохранена технология номера «Игра с кубиками». Изменился облик самого артиста. В классический образ «фокусника во фраке» — режиссер привнес тему булгаковской дьяволиады. Изменился финал номера. Накидка, которую исполнитель набрасывал на себя, падает и фокусник исчезает. С этим номером М.Я. Тюменцев стал лауреатом Международного конкурса иллюзионистов (1989, Лодзь), Всероссийского конкурса артистов эстрады (1990, Кисловодск) и Всесоюзного конкурса артистов варьете (1991, Ялта).

В основе номера «Многогранники» лежит принцип японского национального занятия-превращения листа бумаги в различные по форме игрушки. В номере Тюменцева таким рабочим материалом стали дюралевые листы, из которых возникают различные модификации многогранников, на глазах зрителя кубы трансформируются в двенадцатигранники и обратно. В номере артиста работают его партнерши — артистки Надежда Кондакова (жена) и Вероника Тюменцева (дочь).


Сочинения:
  1. Осинцова И.П. Всё движется любовью. Воспоминания о Л.С. Маслюкове. М., ВТМЭИ им. Л.С. Маслюкова, 2003, стр. 255–259.

Литература:
  1. Валиков Г. Четверть века для эстрады // Советская эстрада и цирк, 1987, № 4, стр. 16–17;
  2. Фото на первой странице обложки // Молодежная эстрада, 1987, № 6;
  3. Карташкнн А.С. Чудеса close-up // Техника — молодежи», 1995, № 10, стр. 14;
  4. Акатова В. Сколько же волшебников живет на земле? (фото в статье о Первом Российском международном конгрессе иллюзионистов «Москва-97») // Юный техник, 1997, № 10, стр. 45;
  5. Карташкин А.С. Калейдоскоп фокусов. М.: Мир искателя, 2000, стр. 318–319;
  6. Смирнягина Т.Ю. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2004, стр. 676–677.
Сайт Михаила Тюменцева, Надежды Кондаковой и их дочери Вероники: http://www.magic-tk.narod.ru

Фото

  • ТЮМЕНЦЕВ Михаил Яковлевич (р. 1951)
  • ТЮМЕНЦЕВ Михаил Яковлевич (р. 1951)
  • ТЮМЕНЦЕВ Михаил Яковлевич (р. 1951)
  • ТЮМЕНЦЕВ Михаил Яковлевич (р. 1951)
  • ТЮМЕНЦЕВ Михаил Яковлевич (р. 1951)
  • ТЮМЕНЦЕВ Михаил Яковлевич (р. 1951)