Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

КОНЦОВ Николай Александрович (р. 1954)

КОНЦОВ Николай Александрович (р. 1954)

Николай Александрович Концов (р. 17.07.1954, Воронеж) — фокусник-манипулятор Воронежской филармонии, один из основателей МКФ (членский билет № 4), почетный член Индийской академии магов (1982), член Международного братства магов — IBM (1990), дипломант международных фестивалей, участник концертных программ Олимпийских игр в Москве (1980) и Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985).

В 1969 году сделал первые шаги на пути к артистической карьере. Будучи учащимся 8 класса школы-интерната начал заниматься в кружке пантомимы при Воронежском дворце культуры им. Ленина. Вел кружок Анатолий Литвинов. Однажды в ДК состоялся концерт приезжих артистов. Зал был полупустым, поэтому для массовости на мероприятие пустили ребят из кружка. Вел программу конферансье-фокусник Владимир Долгин. Под впечатлением от его работы Николай увлекся иллюзионным жанром, разучивал фокусы по журналам «Юный техник», «Наука и жизнь», приобрел книгу А.А. Вадимова «Искусство фокуса». Первое выступление с манипуляционным номером состоялось в интернате на новогоднем концерте. В 1970 году стал заниматься в цирковой студии при клубе Воронежского механического завода. Под руководством преподавателя Николая Константиновича Терлихова осваивал жонглирование, эквилибр, акробатику, но наибольшее внимание уделял фокусам.

В июне 1971 года, уже на следующий день после окончания школы, устроился работать униформистом в Воронежском цирке (тогда это был цирк-шапито, стационарное здание возведено только в 1975 году). По окончании сезона отправился в Ярославский госцирк (с 1963 года стационарный, функционировал круглогодично), где также работал униформистом. В тот период ездил в Москву и познакомился с манипуляторами братьями В. и А. Назаренко из Омской филармонии (их коллектив готовил в ВТМЭИ программу «На эстраде омичи», режиссеры Т.А. Птицына и Л.С. Маслюков, выпуск 1972).  В марте 1972 года вернулся в Воронеж и устроился монтером АТС на Станкостроительный завод. Активно участвовал в заводской самодеятельности.

С мая 1973 по май 1975 года проходил срочную службу в ВС СССР (батальон связи, Читинская обл., станция Безречная, Забайкальский военный округ). В составе воинского самодеятельного коллектива выступал в гарнизонном доме офицеров, гастролировал по Забайкалью, в Бурятии. Весной 1975 года стал лауреатом конкурса армейской самодеятельности ЗабВО (занял первое место с номером «Манипуляция»).

По окончании службы вернулся в Воронеж и восстановился в прежней должности на Станкостроительном заводе. Однако проработал недолго. Уже в августе 1975 года был принят в Воронежскую филармонию как артист оригинального жанра. Совместно с ВИА «Россы» из Запорожья гастролировал по Воронежской области. Весной 1976 года по результатам аттестации так называемая сельская бригада была расформирована. Директор филармонии Михаил Аркадьевич Галынкер уволил коллектив ВИА «Россы», а фокуснику Николаю Концову, наоборот, поднял ставку с 4 рублей до 6 руб. 50 коп.

С августа 1976 года стал работать совместно с вокальным ансамблем «Воронежские девчата». Более десяти лет выступал со своим концертным номером в составе этого знаменитого коллектива, объездил вместе с ним весь Советский Союз. В 1977 году во время VI Всероссийского конкурса артистов эстрады познакомился с В.П. Рудневым и увлекся идеей создания Московского клуба фокусников (МКФ). В декабре 1978 года состоялись первые зарубежные гастроли — артисты выступали в ГДР перед военнослужащими Группы Советских войск в Германии. Осенью 1979 года впервые посетил капиталистическую страну. Это была Швейцария, там встретился с президентом Швейцарского клуба фокусников и получил у него устав и другие бумаги организации, чтобы использовать их в интересах учреждения МКФ. В 1980 году участвовал в концертных программах XXII Олимпийских игр в Москве. В 1982 году стал одним из из основателей МКФ, получил членский билет № 4. После гала-концерта I съезда МКФ приглашен на работу в Москонцерте, но отказался. В 1985 году участвовал в программе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

По линии Госконцерта и Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) много выступал за рубежом. Приходилось работать и в зонах ведения боевых действий — Афганистане, Чечне. В общей сложности гастролировал более чем в 40 странах, среди них: Германия (1978, 1986, 1991), Швейцария (1979), Эфиопия (1980), Великобритания (1981, 1992), Италия (1982), Индия (1982, 1983), страны Африки — Сенегал, Гвинея-Бисау, острова Зеленого Мыса (1983, 1988), Шри-Ланка (1984), Финляндия (1985, 1987, 1990, 1996), Чехословакия (1985), Швеция (1986), страны Латинской Америки — Мексика, Никарагуа, Венесуэла (1986), Япония (1987, 1989),  Мальта (1990), КНДР (1991), Объединенные Арабские Эмираты (1994), Китай (1994), США (1997), Испания (2006), Лаос, Кампучия и др.

В ходе двух поездок в Индию побывал в городах Бомбей, Калькутта, Дели, Тривандрум, Бангалор и пр. Удостоен звания почетного члена Индийской академии магов (Бомбей, 1982). В КНДР стал дипломантом ежегодного Международного фестиваля искусств «Апрельская весна», посвященного дню рождения «Великого вождя товарища Ким Ир Сена» (Пхеньян, 1991).

В течение двух лет (с 1987 по 1989 год) повышал исполнительское мастерство в Ленинградской творческой мастерской театрально-эстрадного искусства. Под руководством режиссера Михаила Абрамовича Вайля подготовил 45-минутную программу «Белая магия или волшебный мир волшебного искусства». По окончании учебы в течение года работал в Ленинградском кооперативе «Палитра», был на месячных гастролях в Великобритании, где выступал на выставке «Все для дома». В 1992 году вернулся в Воронеж и до настоящего времени работает в филармонии.

Выступления Николая Концова отличает высокая культура исполнения, отточенная техника манипуляции, изящество, лаконизм, актерское мастерство и личное обаяние. Он работает в классическом салонном стиле, демонстрирует манипуляции с шарами, газетами, веревками. Особое внимание уделяет фокусам с участием зрителей. В его репертуар входят композиции: «Бал свечей», «Симфония колец», «Летающий шар», «Трости и платки», «Снег», «Монетный дождь». Наряду с вышеупомянутой программой «Белая магия», подготовил иллюзионное представление «Магик–шоу» и две программы для детей: «Волшебное представление» и «Страна маленьких чудес».

В 2007 году удостоен Почетной грамоты Министерства культуры Российской Федерации. В 2009 году имя Николая Концова внесено в «Воронежскую историко-культурную энциклопедию».


Литература:
  1. Карташкин А.С. Искусство удивлять. М.: Профиздат, 1990, стр. 74;
  2. Карташкин А.С. Праздник с чудесами. М.: Просвещение, 1993, портрет на форзаце;
  3. Воронежскоге государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония» (буклет). Воронеж. 2007;
  4. Юрова Т.В. Энциклопедическая статья о Концове Н.А. / Ласунский О.Г. (ред.) Воронежская историко-культурная энциклопедия: Персоналии. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009, стр. 257.

Из книги А.С. Карташкина «Искусство удивлять», 1990, стр. 74

Николай Концов. Артист Воронежской филармонии, будущий почетный член Индийской магической академии. Невероятно пластичный манипулятор, напрочь отвергающий различного рода технические приспособления, исповедующий «чистую» ловкость рук — его выступления всегда кажутся зрелищной мелодией, творимой его музыкальными пальцами. Короткое и ударное слово «трюк» как-то не очень вяжется с его плавными и отточенными движениями.

Фото

  • КОНЦОВ Николай Александрович (р. 1954)
  • КОНЦОВ Николай Александрович (р. 1954)
  • КОНЦОВ Николай Александрович (р. 1954)
  • КОНЦОВ Николай Александрович (р. 1954)
  • КОНЦОВ Николай Александрович (р. 1954)
  • КОНЦОВ Николай Александрович (р. 1954)
  • КОНЦОВ Николай Александрович (р. 1954)