Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

МЕЛЬНИКОВ Анатолий Дмитриевич (1936 – 1992)

МЕЛЬНИКОВ Анатолий Дмитриевич (1936 – 1992)
Помогите с информацией об этом человеке!

Анатолий Дмитриевич Мельников (2.05.1936 – 31.12.1992) — иллюзионист из Куйбышева (ныне Самара), заслуженный артист РСФСР, специализировался на фокусах с цветами, создал иллюзионный спектакль «Земля цветов». Выпускник Московского авиационного института (МАИ), служил в офицерском звании в вооруженных силах, после увольнения работал на Куйбышевском авиастроительном заводе. Самостоятельно изготовлял реквизит для фокусов. Выступал вместе с женой и ассистенткой Светланой Юртаевой. При поддержке режиссера Москонцерта А.И. Бойко создал иллюзионный спектакль. Много гастролировал по стране, выступал перед воинами-интернационалистами в Афганистане. Трагически погиб в расцвете творческих сил, заснул в работающем автомобиле и отравился угарным газом. В Самаре проводился фестиваль иллюзионного искусства памяти А.Д. Мельникова.


Литература:
  1. Бойко А.И. Земля цветов» Анатолия Мельникова // Советская эстрада и цирк, 1986, № 9, стр. 25–26.

«Земля цветов» Анатолия Мельникова

Статья А.И. Бойко  в журнале «Советская эстрада и цирк», 1986, № 9, стр. 25–26

«ЗЕМЛЯ ЦВЕТОВ» АНАТОЛИЯ МЕЛЬНИКОВА

Иллюзионному жанру в последние годы в нашей печати уделяется много внимания. И вполне заслуженно. После своеобразного бума пантомимы, завершившегося в конце 70-х годов, на эстраде наступил период бурного расцвета акробатики и иллюзионного жанра. Как в цирке, так и на эстраде, мастера иллюзионного жанра создают целые аттракционы, спектакли, феерии, в которых тема, сюжет, идейная направленность приобретают яркое художественное воплощение. Мне кажется, что именно в этом — будущее жанра. Древнейшее искусство, обретая новые формы и новое содержание, становится актуальным, социально значимым. Убедительным подтверждением этого служат концертные программы и спектакли народного артиста СССP Арутюна Акопяна, заслуженных артистов РСФСР, народных артистов МАССP Лидии и Юрия Мозжухиных, заслуженного артиста РСФСР Владимира Данилина и Елены Данилиной, лауреатов международных конкурсов Сары Кабигужиной, Султангали Шукурова, Елены и Рафаэля Циталашвили, а также Владимира Переводчикова.

Большинство публикаций в прессе о достижениях жанра связаны в основном с именами перечисленных мною артистов. Однако существует немало и других одаренных и перспективных исполнителей, творческие достижения и творческие искания которых представляют несомненный интерес. Этим исполнителям зачастую нужен добрый совет, дружеская помощь, квалифицированная и принципиальная критика, то есть все то, что поможет им избавиться от недостатков и скорее овладеть вершинами мастерства. Показательным в этом смысле является творчество артиста из Куйбышева Анатолия Мельникова, успешно выступающего с большой и разнообразной иллюзионной программой.

...Улыбки на лицах, взрывы смеха, оживление, бурные аплодисменты то и дело возникали в зрительном зале на концерте артистов Куйбышевской государственной филармонии, проходившем в г. Купавна Московской области. Несмотря на вечернее время, в зале было много детей. Было видно, что на концерт многие пришли семьями. И всем было интересно, всем было весело. Основным «виновником» этого вечера явился иллюзионист Анатолий Мельников, который был главным действующим лицом на протяжении всего концерта. Надо сказать, что Московская областная филармония дважды приглашала руководимый им коллектив для поездки по Московской области и оба раза гастролям сопутствовали переполненные залы. Однако кассовый успех, как известно, не всегда соответствует высокому профессиональному уровню всех исполнителей, участвующих в представлении. Не стал исключением и этот концерт. Номера жонглирования, эквилибра, пластический этюд были слабыми, и это особенно было заметно на фоне высокого профессионализма самого Мельникова.

В одной из наших бесед А. Мельников сказал: «Тот, кто стремится в этом жанре идти своим путем, должен обладать, помимо богатого творческого воображения, глубокими техническими знаниями. Он обязан глубоко усвоить опыт и знания мастеров прошлого, так как практика иллюзионного жанра убедительно доказывает, что все новое сегодня открывается на основе того, что уже было».

Трудно не согласиться с этим утверждением. Что же касается самого Анатолия Мельникова, то он много часов провел в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина, где знакомился с литературой об иллюзионистах прошлого. Анатолий обычно сам делает чертежи для оснащения трюков, под силу ему изготовить своими руками и реквизит. Думаю, что высшее техническое образование (он закончил МАИ) играет в этом не последнюю роль.

...Репертуар артиста огромен, однако отдельные трюки страдают вторичностью, а это в свою очередь несколько снижает общий художественный уровень его концертной программы. Единственным оправданием артисту является то обстоятельство, что он стремится в любой уже известный трюк внести элемент новизны. Проявляется это в более эффектной подаче, лучшем оформлении, более совершенном техническом исполнении. Так, например, Анатолий Мельников одну из своих ассистенток осторожно кладет на три цветка. Убирается одна точка опоры, то есть первый цветок, затем другой, и ассистентка зависает в воздухе, опираясь головой лишь на один цветок. Трюк становится более эстетичным и зрелищным, все выглядит несколько романтично, сказочно и воспринимается зрителями с большим интересом. Совсем иное впечатление производит этот номер, когда ассистента укладывают на острие кинжалов или просто стулья.

Известный трюк с разрыванием афиши, которая потом становится целой, артист демонстрирует с таким мастерством, что, находясь в метре от него, вы не сможете заметить, куда же исчезает порванная афиша. Очень нравится зрителям такой номер: публике раздаются чистые листы бумаги с просьбой написать на них фамилию русского или зарубежного поэта или композитора любой эпохи. На сцену вызываются помощники из числа зрителей. Ассистент фокусника, возвращаясь на сцену с собранными записками, помещенными в сачок, просит зрителей, стоящих на сцене, взять любую записку и прочесть задание вслух... Анатолий Мельников подходит к пустой рамке, стоящей на сцене, накрывает ее газетой и тут же снимает. Зрители видят в рамке портрет композитора или поэта, только что названного зрителем. Большой зрительский интерес вызывает и следующий трюк. На сцене два изящных столика. На одном — прозрачная пустая ваза. На другом — маленькая коробка, в которую помещается голубь. Артист, отойдя на два-три метра, производит по коробке выстрел. Коробка сама раскрывается, однако голубя в ней нет, и совершенно не понятно, куда он мог исчезнуть, так как никаких платков и других перекрывающих деталей реквизита нет. Артист вновь поднимает пистолет и производит второй выстрел по пустой вазе, стоящей поодаль на другом столике. В вазе вспыхивает огонь, а из огня вылетает живой и невредимый голубь.

Все описанные мною трюки исполняются безупречно, во всем виден высокий профессионализм. Однако творческое кредо артиста наиболее ярко и талантливо проявилось в интереснейшем, красочном номере «Земля цветов».

В основу номера положена мысль о том, что Земля создана для мира, цветов и счастья всех людей.

Первый эпизод пронизан светлым мажорным настроением. В спокойной, элегантной манере, без малейших притязаний на эффект творит свое чудо на сцене Анатолий Мельников. Добрый Волшебник идет по земле и украшает ее цветами. Манипулируя лишь платком, артист насыщает все сценическое пространство цветами различной формы и самых разных размеров. Сцена превращается в сказочное поле. Сотворив это чудо, он уходит со сцены с мягкой доброй улыбкой, как бы говоря зрителям, сидящим в зале: «Любуйтесь, люди, эта красота — для вас».

В следующем эпизоде в музыке (композитор Е. Мартынов) возникает напряженная вибрирующая тема. Вместе с ней на сцену зловеще наползает темнота, которая, словно покрывало, окутывает только что созданный на глазах зрителей волшебный сад цветов. На сцену в полумраке выползают зловещие фигуры в черных балдахинах. Словно фантастические птицы кружат они над цветами, напоминая хищников, высматривающих добычу. Вдруг фигуры в черном резко прерывают свой полет и начинают делать магические жесты. Словно привидения, повинуясь мрачной силе черных хищников, среди цветов встают огромные черные ракеты.

Неожиданно возникают антивоенные плакаты, надписи на многих языках, призывающие к борьбе за мир. Этот эпизод также решен через трюк. Плакаты, словно живые существа, движутся, наступают, негодуют, создавая выразительный пластический образ. Они живут сами по себе, автономно, их никто не держит. Черные фигуры мечутся и исчезают словно тени. Бомбы растворяются и пропадают бесследно. В музыке звучит тема жизнеутверждения. Вновь появляется Волшебник со своими помощниками, их костюмы сотканы из светящихся нежно-голубых огоньков. Сцена начинает превращаться в еще более сказочный сад. Один за другим в руках Волшебника возникают огромные букеты удивительных цветов. Каждый бутон цветка, каждый лепесток пронизан нежно-голубым, желтым или красным огоньком. И когда вся сцена стала огромным светящимся садом, когда в глубине сцены вспыхнуло графически пульсирующее солнце с разлетающимися бегущими лучами и замерцала неоновая надпись «Миру — мир» — всем становится понятной главная мысль, которая заключена в этом финальном эпизоде: если человечество уничтожит ракеты, если оно не допустит войны, планета наша станет еще прекраснее.

В практике нередко приходится сталкиваться с тем, что зрители скорее помнят сам фокус, а не исполнителя. Мне приходилось встречаться с совершенно безликими артистами, которые считают себя тонкими знатоками иллюзионного жанра, основывая свою убежденность лишь на знании секретов фокусов. На мой взгляд, это глубочайшее заблуждение. Думаю, что истинным знатоком и творцом жанра может считаться артист, умеющий мыслить в этом жанре художественными образами. Умение средствами иллюзионного искусства создать тему, сюжет, выразить определенную идею, создать художественный образ, наконец, определенную атмосферу, в которой действует герой, — вот что требуется сегодня от артистов этого жанра. Творчество ведущих мастеров эстрады и цирка развивается именно в этом направлении. Заставить работать иллюзионные трюки в такой последовательности и взаимосвязи, чтобы они являли собой определенный «текст» — главная задача режиссуры и актерского воплощения. Закономерно, что, идя именно этим путем, Анатолий Мельников сумел создать иллюзион «Земля цветов», являющийся подлинным украшением его репертуара.

Фото

  • МЕЛЬНИКОВ Анатолий Дмитриевич (1936 – 1992)
  • МЕЛЬНИКОВ Анатолий Дмитриевич (1936 – 1992)
  • МЕЛЬНИКОВ Анатолий Дмитриевич (1936 – 1992)