Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

СЕЛЕЗНЕВ Петр Леонтьевич (1872 – ?)

СЕЛЕЗНЕВ Петр Леонтьевич (1872 – ?)
Помогите с информацией об этом человеке!

Петр Леонтьевич Селезнев (1872, Петербург – ?) — русский иллюзионист, работавший на рубеже XIX–XX столетий. Член Союза артистов сцены и арены с 1917 года. Стаж работы на советской эстраде начал в 1922 году. Выходец из крестьян, образование среднее. Демонстрировал левитацию, эскапизм, трюки, основанные на принципе «черного кабинета». Упомянут в двух книгах А.А. Вадимова. Выступал совместно с женой и сценической партнершей Феклой Иосифовной Селезневой, родилась в Петербурге, беспартийная, из крестьян, образование среднее, на советской эстраде с 1919 года.

В 1926–1927 годы артисты Селезневы проживали в Ленинграде по адресу: ул. Садовая, д. 118, кв. 1.


Литература:
  1. Афиша «Опытов известного иллюзиониста и манипулятора П.Л. Селезнева». Л.: Издание автора. Типо-литография Военно-технической академии Р.К.К.А. им. тов. Дзержинского, середина 1920-х гг., размер 107×71,5 см;
  2. Анкета П.Л. Селезнева от 25.11.1926 / ЦГАЛИ СПб, фонд 283, опись 2, ед. хр. 1074. Анкеты работников эстрады. Часть 14, «С», лист 3;
  3. Анкета Ф.И. Селезневой от 8.01.1927 / ЦГАЛИ СПб, фонд 283, опись 2, ед. хр. 1074. Анкеты работников эстрады. Часть 14, «С», лист 2;
  4. Вадимов А.А. Фокусы для всех. М.: Издательство ВЦСПС Профиздат, 1962, стр. 25;
  5. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 221; 1979, стр. 189;
  6. Карташкин А.С. Карточные фокусы. М.: Искатель, 1998, стр. 193–194.

Благодарим искусствоведа Петра Багрова (Санкт-Петербург) за информационную поддержку.


Из книги А.А. Вадимова «Фокусы для всех», 1962, стр. 25

Назовем еще одного известного русского артиста, Селезнева, использовавшего оригинальный способ демонстрации фокусов, так называемый «Черный кабинет». На черном полу, кулисах и заднике из бархата при определенном освещении, слегка бьющем в глаза зрителей, работали помощники, одетые в такие же бархатные черные костюмы. На темном фоне их не было видно, и они могли спокойно убирать «исчезающий» реквизит и людей, накрывая их черными бархатными покрывалами. Ассистенты помогали также «появлению» людей и предметов, вынося их закутанными в черное покрывало, а потом, когда нужно, сдергивая его. Весь реквизит был для контрастности окрашен в яркие цвета, а сам Селезнев выходил в белом костюме средневекового «мага».


Из книги А.А.Вадимова и М.А.Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. 221; 1979, стр. 189

Кроме него1 еще один русский иллюзионист, Селезнев, рисковал выступать в то время под своим именем. Он показывал хорошо сделанный «черный кабинет». Селезнев выходил на сцену в ярком костюме средневекового мага, но с настоящей окладистой русской бородой.

1 Речь идет о выдающемся русском иллюзионисте и цирковом предпринимателе Гордее Осиповиче Иванове (1858 – 1922). Прим. редактора сайта.


Из книги А.С. Карташкина «Карточные фокусы», 1998, стр. 193–194

...А Гордей Осипович — нет. Так и писал во всю афишу — Иванов. И народ — шел! Не гнушался. Хотя немного смельчаков таких из фокусников находилось — он да Селезнев, вот, пожалуй, и все. Селезнев, кстати, своеобразный мужик был, колоритнейший. Представь — в парчовом халате, в падающих рукавах, в шапочке-беретике пупырчатом, ни дать ни взять средневековый маг! Из веков Людовика там, директора всей Франции, или еще кого — и с окладистой бородой, будто купец! Ну противоречие — а он доволен. Да, Селезнев тоже публику привлекал.