Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ЗУБАЛЬ Нина (ГЕРОЛЬД)

Помогите с информацией об этом человеке!

Нина Зубаль (псевдоним Герольд) — исполнительница фокусов, выступавшая в первой половине XIX века. Первоначально работала в балаганах. Впоследствии, так и не сумев пробиться на столичную сцену, уехала в Германию, где якобы стала весьма востребованной иллюзионисткой. В мае 1834 года Герольд упомянута в газете «Северная пчела», впоследствии — в книге «От магов древности...». По утверждению авторов, имеются некие немецкие свидетельства успеха артистки за рубежом. К сожалению, соответствующие источники в книге не приведены, поэтому достоверность этой информации остается под вопросом.

Предпринятая Владимиром Пономаревым в книге «Тайны знаменитых фокусников» попытка позиционировать Нину Зубаль как первого исполнителя трюка «Шар Окито» не имеет исторических оснований. Очевидно, автор был введен в заблуждение литературным ходом Анатолия Карташкина, который в занимательной энциклопедии «Фокусы» увязал почерпнутые из книги «От магов древности...» факты биографии артистки со старинным трюком «Шар на веревке».


Литература:
  1. Р.М. Смесь. Народные увеселения на Светлой неделе в 1834 в Петербурге // СПб.: Северная пчела, № 109, 16.05.1834, стр. 434–435;
  2. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 219–220; 1979, стр. 188;
  3. Карташкин А.С. Фокусы. Занимательная энциклопедия. М.: издательский дом «Искатель», 1997, стр. 358–359;
  4. Пономарев В.Т. Тайны знаменитых фокусников. Ростов-на-Дону: Феникс, Донецк: «Кредо», 2007, стр. 176–177;
  5. Селезнева-Редер И.А. Цирк в Санкт-Петербурге первой половины XIX века. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009, стр. 193.


Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. стр. 219–220; 1979, стр. 188

Но среди фокусников, выступавших в балаганах, были и одаренные артисты, отлично владевшие техникой. Некоторые из них, не добившись признания в своем отечестве, уехали за границу. Нина Зубаль, выступавшая под псевдонимом «Герольд», в Петербурге так и не смогла подняться выше балагана. «Она не захотела в этом году быть площадной и показывает фокусы в частных домах», — замечает «Северная пчела» в 1834 году. Но, очевидно, и такой характер выступлений ее не удовлетворял. Нина Зубаль уехала в Германию, где, по сообщению немецких исследователей, выступления ее проходили с успехом.



Из книги А.С. Карташкина «Фокусы. Занимательная энциклопедия», 1997, стр. 358–359

Одной из первых русских женщин, посвятивших себя искусству иллюзии, была Нина Зубаль, выступавшая в Санкт-Петербурге под сценическим псевдонимом Герольд — невысокого роста, худощавая, она демонстрировала загадочные трюки в мужском костюме средневекового герольда. Сначала ее исполнительской площадкой была сцена обычного балагана, а позднее ее стали приглашать в частные дома, что и отметила «Северная пчела» в 1834 году: «В этом году она не захотела быть площадной и показывает фокусы в дворянских и купеческих домах». Вскоре она уехала в Германию, где ее представления пользовались значительным успехом. Один из ее трюков был таким.

Рис. 88

Исполнительница растягивала в руках веревку, на которой был нанизан красивый блестящий шар. Затем, не выпуская концов веревки, поворачивала ее вертикально. По всем законам тяготения шар должен был съехать по веревке к ее нижнему концу. Но нет — шар оставался в самом центре. Затем иллюзионистка просила кого-нибудь из зрителей произнести сначала «Поехали!», а через некоторое время сказать «Стоп!» И когда раздавалось «Поехали!», шар вдруг начинал двигаться вдоль веревки вниз. Когда же слышалось «Стоп!», шар на веревке замирал неподвижно. Такие команды повторялись несколько раз, и зрители с удовольствием принимали участие в зрелищном чуде, которое выполнялось весьма просто.

Внутри шара был просверлен изогнутый сквозной «туннель». В этот «туннель» вдвигалась веревка (рис. 88), после чего устройство оказывалось готово к демонстрации. Когда веревка располагалась вертикально, исполнительница натягивала ее, растягивая за концы. От этого веревка сильно прижималась к выступу, находящемуся в «туннеле», и шар замирал на веревке неподвижно. Стоило же чуть-чуть ослабить натяжение, как веревка становилась мягче, и шар, под действием собственного веса соскальзывал вниз.



Из книги В.Т. Пономарева «Тайны знаменитых фокусников», 2007, стр. 176–177

В современной литературе один из фокусов называется почему-то «Японский шар», поскольку, дескать, его первым демонстрировал Окито (1875–1963). Эту несправедливость необходимо исправить.

Рис. 39. «Магический шар»

Жизнь на манеже этому фокусу дала одна из первых русских женщин, посвятивших себя искусству иллюзии, Нина Зубаль. Она выступала в Санкт-Петербурге под псевдонимом Герольд. Невысокого роста, худощавая, она демонстрировала загадочные трюки в мужском костюме средневекового герольда. Вначале ее исполнительской площадкой являлась сцена обычного балагана. С ростом популярности ее стали приглашать в частные дома, что отметила «Северная пчела» в 1834 г.: «В этом году она не захотела быть площадной и показывает фокусы в дворянских и купеческих домах». Вскоре Нина Зубаль уехала в Германию, где ее представления пользовались неизменным успехом. Одним из ее трюков и был «Магический шар».

Исполнительница растягивала в руках веревку, на которую был нанизан красивый блестящий шар. Потом, не выпуская концов веревки, поворачивала ее вертикально. По всем законам тяготения шар должен был съехать по веревке к ее нижнему концу, однако оставался в самом центре. Иллюзионистка просила кого-нибудь из зрителей произнести сначала «Поехали!», а потом через некоторое время «Стоп!». Когда раздавалось «Поехали!», шар начинал двигаться вдоль веревки вниз. Когда слышалось «Стоп!», шар на веревке неподвижно замирал. Подобные команды повторялись несколько раз. Публика с удовольствием принимала участие в зрелищном чуде, которое выполнялось очень просто.

Внутри шара был просверлен изогнутый сквозной «туннель». В него вдвигалась веревка.

Устройство оказывалось готово к демонстрации. Когда веревка располагалась вертикально, исполнительница натягивала ее, растягивая за концы. От этого веревка сильно прижималась к выступу, находящемуся в «туннеле», и шар замирал неподвижно. Стоило немного ослабить натяжение, как веревка освобождалась, и шар под воздействием собственной массы соскальзывал вниз.