Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

КАСПАРДИ Леонард

Помогите с информацией об этом человеке!

Леонард Каспарди — факир, исполнявший в начале XX века экстремальный номер «Живой труп». В ходе представления артисту затыкали рот и нос, заклеивали глаза и закапывали его в стеклянном гробу на 15–20 минут. После извлечения из импровизированной могилы бессознательного факира демонстративно приводили в чувство.

В ноябре 1913 года в одесском театре «Мулен-Руж» выступал некий эскапист О. Каспарди, который будучи облаченным в усмирительную рубашку совершал побег из заполненного водой бидона. Был ли этот исполнитель тем самым Каспарди, который демонстрировал «живого мертвеца», выяснить пока не удалось.


Литература:
  1. Анонсы и реклама одесского театра «Мулен-Руж» [артист фигурирует как О. Каспарди] // Одесса: газета «Маленькие одесские вечерние новости», № 1–10, 19–28.11.1913, стр. 1;
  2. Анонс субботнего представления цирка Никитина // Газета «Утро России», 17(04).10.1914;
  3. «Новости сезона». Хроника, 1914, № 2965;
  4. Кио Э.Т. Фокусы и фокусники. М.: Искусство, 1958, стр. 10, 42;
  5. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1979, стр. 195;
  6. Рыбаков М.А. Киевский цирк: люди, события, судьбы. Киев: Атика, 2006, стр. ?;
  7. Необычное представление [о выступлении в Новочеркасске] // Сайт «Казачий стан», 24.06.2010.


Анонс выступления Каспарди с номером «Живой труп» в цирке Никитина
Опубликовано в газете «Утро России», 17(4).10.1914
Цирк Никитина

Программа сегодняшнего «субботника» в цирке Никитина составлена очень интересно. Кроме пользующейся неослабевающим успехом пантомимы «Взятие Львова», сегодня в последний раз выступает «живой труп», Каспарди, со своими опытами.



Отрывки из книги Э.Т. Кио «Фокусы и фокусники», 1958
Стр. 10, из предисловия Ю.А. Дмитриева «Кио и его предшественники»

Еще дальше пошли так называемые «живые покойники». «Каспарди — живой труп, — сообщала газета, — Ему затыкают рот и нос ватой, в горло засовывают большой тампон, рот, нос и глаза заклеивают липким пластырем, голову обматывают шарфами, кладут в стеклянный ящик, опускают в могилу и засыпают землей и песком. В могиле Каспарди находится четырнадцать минут. Потом его откачивают эфиром».

Стр. 42

Порой фокусники соперничали между собой не столько по части трюков, сколько по «антуражу». Если иллюзионист Каспарди выходил с четырьмя помощниками, то Тафт — с пятью. Если А. Бернардини и  его ассистентка Анина подавали свое выступление как вечер «египетских, индийских, тибетских тайн», то некий Кротон де Ридерс, он же «человек-наука», именовал себя «разоблачителем тайн египетских жрецов, факиров, браминов и йогов».



Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1979, стр. 195 (в издании 1966 года этого абзаца нет)

Каспарди ложился в стеклянный ящик, его закапывали в яму на целых пятнадцать минут и потом долго приводили в чувство.



Из книги М.А. Рыбакова «Киевский цирк: люди, события, судьбы», 2006

В 1912 году популярным был номер также весьма сомнительного содержания с соответствующим красноречивым названием — «Живой труп». В роли живого трупа выступал некий Леонард Каспарди — ему закрывали рот и нос ватой, голову обматывали шарфом, клали в стеклянный гроб, который опускали в яму, вырытую рядом с манежем, наконец, забрасывали песком... Через 14 минут Каспарди выкапывали, извлекали из гроба, освобождали от пут и приводили в чувство с помощью нашатырного спирта.

Подобные захоронения заживо демонстрировались и в других цирках другими исполнителями. Часто бывало так, что из закопанного в землю гроба наверх «в этот мир» протягивали веревку, как единственное экстренное средство сообщения между живым трупом и миром живых. Так что если живой мертвый чувствовал себя уже из рук вон плохо, он дергал за веревку, и тогда его спешно извлекали из могилы. Конечно же, подобные игры никакого отношения к цирковому искусству не имели.



Статья «Необычное представление», основанная на материалах газеты «Донские областные ведомости» за февраль 1914 года
Опубликовано на сайте «Казачий стан», 24.06.2010
Необычное представление

В начале февраля 1914 года весь Новочеркасск был оклеен афишами, сообщавшими о том, что в помещении располагавшегося тогда в городе Эллинского цирка будет показано необычное зрелище с леденящим душу названием «Живой труп». Вскоре городские газеты сообщили: новочеркасцам предстоит увидеть ни много, ни мало — чудо нового столетия. «Донские областные ведомости» писали: «С 7 февраля в цирке г. Лапиадо начнет демонстрироваться удивительный феномен Каспарди под назва­нием „Живой труп“. Экспериментатор-демонстрант является настоящим чудом XX века. Он едет с юга и по отзывам местных газет, где тот останав­ливался для своих сеансов, опыты его приводили в изумление публику».

Предварительный сеанс своих опытов экспериментатор-демонстрант Леонардо Каспарди устроил на два дня раньше анонсированного срока и пригласил на него только представителей местной администрации, медиков и журналистов. Он продемонстрировал все четыре своих основных опыта. Первый из них заключался в том, что Каспарди ввел себя в состояние полнейшего оцепенения (каталепсии), в чем было предложено удосто­вериться желающим.

Другой опыт также являлся демонстрацией феноменального оце­пенения, но с той разницей, что Каспарди не просто по-истукански замер, но буквально «задеревенел» на глазах. Как сообщалось в газетах, «путем той же каталепсии он обращается в совершенно деревянного человека и представляет собой бездушную куклу». Опыт завершился тем, что «импре­сарио толкнул „живой труп“ — тот упал на пол сцены, издав при падении деревянный звук».

Изюминкой представления явились импровизированные «похороны» экспериментатора. Они проходили так: Каспарди затыкал себе рот и нос ватой, заклеивал их липким пластырем и, обмотав себе голову толстым сук­ном, ложился в стеклянный ящик в виде гроба. Ассистенты закупоривали этот ящик, а добровольцы из числа публики засыпали ящик толстым слоем песка так, чтобы через него не проходил воздух. Затем выдерживалась 15-минутная пауза, после которой Каспарди на глазах у публики освобождался от своей «укупорки» и как ни в чем не бывало приступал к заключительному опыту.

Последний опыт был окрещен в газетах «самопроизвольное вырас­тание». И действительно, Каспарди демонстрировал ошеломленной публике то, как он становился выше ростом почти на целую голову. Причем, особенно вытягивалась его шея, весьма удлинялись и руки.

По отзывам газетного репортера, «публика была поражена всеми про­изведенными опытами и долго уже после сеанса, собравшись группами, делилась впечатлениями». Самое сильное из них было, разумеется, связано с импровизированными «похоронами и принародным оживлением же экспериментатора. На все лады обсуждали и комментарии, которые давал но во время сеанса импресарио знаменитого гастролера. Немалый интерес вызвал его рассказ о рекордной демонстрации этого опыта в Париже, — где Каспарди пролежал в гробу 23 минуты, а «засыпка песком была максимальной».

После предварительного сеанса начались платные представления, на которые новочеркасская публика валила, как говорится, валом. О феномене «живого трупа» в городе спорили буквально до хрипоты. Причем, те, кто считал Каспарди мошенником, были в явном меньшинстве. Местная пресса в своих высказываниях сходилась, в основном, на том, что новочеркасцы имели возможность наблюдать необъясненные пока наукой удивительные возможности человека. «Донские областные ведомости» отмечали: «Таких опытов нам еще не приходилось видеть и лишь только читать о них в полуфантастических романах, описаниях страны чудес — Индии, где чудеса такие проделывают местные аскеты-факиры. Но не всегда можно было верить в реальность описываемых фактов, так как трудно было подыскать им какое-либо научное объяснение. Поэтому сеансы „человека-трупа“ г. Каспарди представляют собой несомненный интерес».

Вспоминают, что реклама сенсационного представления велась в Новочеркасске с использованием индийских мотивов. Продавцы билетов, зазывая публику увидеть чудо «живого трупа», не забывали сопроводить свои увещевания приглашением заглянуть в самое чрево Индии. Как это не парадоксально, но именно они, пожалуй, более всего приблизились к прояснению сути происходившего. Показанное новочеркасцам пред­ставление впервые широко познакомило их с йогой — важнейшим компонентом религиозных и философских систем Индии. Йога — высочайшее искусство управления дыхательными и прочими физиологическими функциями организма. Ей подвластны многие неосознаваемые большинством людей скрытые возможности человека. В этом новочеркасцы смогли убедиться воочию, хотя тогда вещи и не были названы своими именами.