Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ЦИТАЛАШВИЛИ Рафаэль Михайлович (1949 – 2011)

ЦИТАЛАШВИЛИ Рафаэль Михайлович (1949 – 2011)

Рафаэль Михайлович Циталашвили (30.04.1949, Баку – 25.05.2011, Москва) — иллюзионист, лауреат Московского конкурса артистов эстрады (1979, третья премия), лауреат XIX Международного фестиваля современной магии в Карловых Варах (1984, две первых премии в разделах «Манипуляция» и «Общая магия»), обладатель памятной медали Французской ассоциации иллюзионистов имени Робера Удена (1989), член МКФ (членский билет № 30). Выступал вместе с женой Еленой Юрьевной Вайман, иллюзионисткой, профессиональной пианисткой, ученицей профессора Б.Я. Вайншенкера.

Заниматься иллюзией начал в школьном иллюзионном театре с 11 лет, в 13 лет поступил в цирковую студию при Бакинском цирке, которым руководил режиссер Сиявуш Шафиев. В 15 лет Р. Циталашвили был принят в артистический состав Бакинской филармонии с иллюзионным номером «Осенние листья»: манипулировал на сцене вместо традиционных карт желтыми листьями. Работая ведущим в программе инструментального ансамбля, подготовил номер «Иллюзионные пародии» на известных фокусников: Арутюна Акопяна, Дика Читашвили и других популярных артистов (1974). С этим номером выступал в эстрадных программах Тбилисской филармонии (1973–1977). В московской дирекции «Цирк на сцене», где Циталашвили начал работать в 1977, подготовил и выпустил номера «Я шагаю по Москве» (1979), «Поэма о пламени» (манипулировал языками пламени). В 1986 организовал театр магии «Черная кошка», в котором были поставлены спектакли «Путешествие в тайну», автор О. Левицкий, режиссео А. Юников, композитор М. Глуз (1987), «Руслан и Людмила», инсценировка Р. Циталашвили, режиссер Д. Плоткин (1990). С представлением «Избранные страницы» гастролировал в Швеции, Норвегии, Франции (1990), Финляндии, Канаде, США (1993), Кувейте и других странах. Был постановщиком иллюзионных эффектов в нескольких спектаклях московских театров. В 1994 режиссер А.И. Сурикова сняла фильм-концерт «Дайте чуду шанс», посвященный творчеству Р.М. Циталашвили

Похоронен на Хованском кладбище.

Елена Вайман и Рафаэль Циталашвили — участники многих телевизионных проектов, включая шоу «Феномен» (2008), программы «Очевидное-невероятное», «Ночной полет», «Истории в деталях».

Племянники Рафаэля Михайловича — Михаил и Ларико Цителашвили — весьма успешные и востребованные профессиональные фокусники.

Сайт Елены Вайман и Рафаэля Циталашвили: http://www.rafaelmagic.ru


Сочинения:
  1. Как работают волшебники. Газета «Советская культура», стр. 8;
  2. Я работаю волшебником... М.: Знание, 1986, 48 стр. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство», № 10);
  3. Тайны Магического замка (рубрика «Путешествия „ЮТ“») // Юный техник, 1998, № 4, стр. 48–40;
  4. Секрет ключа Гарри Гудини (рубрика «Возвращаясь к напечатанному») // Юный техник, 1998, № 5, стр. 50–51;
  5. Он жил под куполом небес... Книга воспоминаний о В.А. Мильруде. М.: ООО «Комментарий», 2007, стр. 77–85;
  6. Ашумов М. (составитель) Star Перлы или Что-то совсем другое. М.: «ИПК Шварц Медиа XXI век, 2015.

Литература:
  1. Поянэ З. Этот обычный и столь необычный цирк // Кагул, Молдавская ССР: газета «Красный октябрь», № 33 (3815), 17.04.1977, стр. 4;
  2. Гогоберидзе Гр. Называем победителей. Закончился Московский конкурс артистов эстрады // Советская культура, № 54 (5270), 6.07.1979, стр. 4;
  3. Кривенко Н.В. Своя тропинка // Советская эстрада и цирк, 1979, № 11, стр. 9–11;
  4. Марьяновский В.А. Под небесным куполом // Советская эстрада и цирк, 1979, № 12, стр. 8–9;
  5. Гурович А. Он — мастер // Советская культура, № 57 (5689), 12.05.1983, стр. 4;
  6. Павлов В. Золотые медали артистов // Советская культура, № 97 (5885), 14.08.1984, стр. 8;
  7. Голубцова Д. Золотые медали — не иллюзия. Волшебники работают с «огоньком» // Литературная газета, № 36 (4998), 5.09.1984, стр. 8;
  8. Когтев Ю. Чудеса продолжаются // Советская эстрада и цирк, 1984, № 7, стр. 22;
  9. Сцена из спектакля «Путешествие в тайну» [фото Б. Филатова] // Советская культура, 26.05.1987, стр. 5;
  10. Боровик Э. Звезды магического неба // Советская эстрада и цирк, 1988, № 1, стр. 18–19;
  11. Елена и Рафаэль Циталашвили [фото В. Чейшвили] // Советская культура, № 31 (6443), 12.03.1988, стр. 5;
  12. Рубрика «24 часа планеты» [про конкурс «Магии-88» в Норвегии] // Правда, № 211 (25563), 29.07.1988, стр. 7;
  13. Гольдштейн. Л. Путешествие в тайну, или как стать волшебником // Баку: неизвестная газета;
  14. «Союзтеатр»: Театр-студия «Черная кошка» [реклама] // Советская культура, № 30 (6598), 11.03.1989, стр. 12;
  15. Абрамова Д. «Черная кошка» путает карты // Вечерняя Москва, 1.09.1989;
  16. Кривенко Н.В. Волшебный театр Рафаэля Циталашвили // Советская эстрада и цирк, 1990, № 12, стр. 18–20;
  17. Каминская Н. Фокус удался // Культура, № 46 (7005), 25.11.1995, стр. 7;
  18. Каминская Н. Честная магия Рафаэля // Культура, № 44 (7054), 16.11.1996, стр. 9;
  19. Труснова Е. Это невозможно, Рафаэль! // Обыватель, 1997, № 3, стр. 29–32;
  20. Труснова Е. Он работает... волшебником // Юный техник, 1997, № 5, 1 стр. обл., стр. 40–43;
  21. Ходырева Е., Каминская Н. Охота на Копперфилда. Несколько разрушенный иллюзий // Культура, № 36 (7096), 18.09.1997, стр. 3;
  22. Акатова В. Сколько же волшебников живет на земле? [про Первый Российский международный конгресс иллюзионистов «Москва-97»] // Юный техник, 1997, № 10, стр. 44, 48;
  23. Соберутся фокусники // Санкт-Петербургские ведомости, № 42, 6.03.1999;
  24. Репертуар театров и концертных залов с 19 по 25 апреля [анонс юбилейного вечера «Воздушный замок Рафаэля» 25.04.1999 в Театре эстрады] // Московская правда, № 70, 16.04.1999;
  25. Факир был трезв [50-летний юбилей Р.М. Циталашвили] // Культура, № 16 (7176), 29.04–19.05.1999, стр. 2;
  26. Боссарт А. Фокусное состояние // «Магазин. Иронический журнал Жванецкого», выпуск № 39, июнь 1999, стр. 2–3;
  27. Куликовская Н. Рафаэль Циталашвили: Фокусники — самый честный народ  // Газета Юго-Западного административного округа Москвы «За Калужской заставой», № 45 (130), 25.11–1.12.1999, стр. 14;
  28. Кудряшов Сергей. Копперфилд покупает фокусы в Москве // Иркутск: СМ Номер один, № 2 (594), 5.01.2000, стр. 17;
  29. Макаров С.М. Эстрада в России. XX век. Лексикон. М.: Росспэн, 2000, стр. 646;
  30. Шведова И. Кавказский десант [анонс гала-концерта во МХАТ им. Горького 6.04.2001] // Московская правда, № 61, 3.04.2001, стр. 6;
  31. Проекты. Щедр Кавказ на таланты [упомянут среди участников гала-концерта во МХАТ] // Московская правда, № 66, 10.04.2001, стр. 6;
  32. Васильева К. Прилетит вдруг волшебник // Журнал «Лица», май 2001, стр. 64–67;
  33. Каминская Н. Рафаэль Циталашвили: И дождь прольется, и рояль взлетит // Культура, № 38 (7345), 19–25.09.2002, стр. 2;
  34. Макаров С.М. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2004, стр. 723;
  35. Владимиров М. Факир был пьян... [репортаж с V фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!»] // Новгородские ведомости, № 67, 13.11.2004;
  36. Каминская Н. Сезон с фокусами // Культура, № 37 (7598), 20–26.09.2007, стр. 3;
  37. Буланкин В. Волшебство прямо в эфире. Интервью ежедневному аудиожурналу «PodFM.ru». Выпуск 22, 1.10.2010;
  38. Рафаэль Михайлович Циталашвили [некролог] // Культура, № 18 (7778), 2–8.07.2011, стр. 2;
  39. Александрова В. «Чорна кішка» — в Харкові // Соціалістична Харківщина, 14.10.1989.

Из статьи З. Поянэ «Этот обычный и столь необычный цирк»

Городская газета «Красный октябрь», № 33 (3815), 17.04.1977, стр. 4, (город Кагул, Молдавская ССР)

Иллюзионист Рафаэль
Циталашвили

На сцене актового зала педагогического училища имени А.С. Макаренко артисты коллектива № 5 Московского цирка веселят публику: выступают дрессированные собачки, жонглеры, молодой иллюзионист Рафаэль танцует с волшебной палочкой, Сен Тен-Ай угадывает любую фамилию выдающихся писателей, композиторов, которую зрители шепотом называют артисту Евгению Михалину, спустившемуся к ним в зал, Валентин Валяев прогуливается по проволоке, затем, сев на стул и установив пюпитр на ногу, играет на кларнете, клоун Петр Кукушкин смешит зрителей своими веселыми проказами... И взрослые, и особенно маленькие зрители смотрят представление глазами, полными восхищения и удивления.

Из зрительного зала цирк всегда кажется необычным, чем-то сверхъестественным. Но за кулисами цирк обыкновенный. Здесь цирк означает много-много работы.

После представления в комнате за сценой артисты цирка укладывают костюмы в маленькие чемоданчики, с которыми не расстаются ни в гастрольных поездках, ни дома, на репетициях. Первым уложил свой багаж Рафаэль и с таким же веселым, как и на сцене, настроением, со смеющимися глазами, спортивным шагом направляется к выходу.

— Рафаэль, по тому, как нам аплодировала публика в зале, у меня создалось впечатление, что вам нетрудно ее развлекать. Это Действительно нетрудно?

— На сцене нет, а вот на репетициях — в большинстве случаев...

— Вы давно в цирке?

— В цирке — нет, а на сцене — да. Я выступал 12 лет на эстраде в Баку, затем в Тбилиси, откуда и забрал меня главный режиссер нашего цирка С. Шафиев. Цирк меня привлекает больше, потому что здесь больше возможностей раскрыть себя. Во всяком случае, для меня.


Из статьи Виктора Александровича Марьяновского «Под небесным куполом»

Журнал «Советская эстрада и цирк», 1979, № 12, стр. 8–9

Сегодня речь пойдет о представлении «Мы празднуем свой юбилей», которое поставлено Ю. Ларионовой минувшим летом.

 …В еще большей степени это положение относится к Р. Циталашвили. Казалось бы, трудная задача — создать полноценный номер, манипулируя таким незамысловатым реквизитом, как зонтик, платочки и карты. Но артист успешно решает ее, найдя удачный прием. Он искренне недоумевает: «В прошлом году я был в Дании, видел вот эти фокусы в исполнении одного иллюзиониста, но как он их делает — до сих пор понять не могу». И под этот рефрен Р. Циталашвили, сам вроде бы удивляясь, ловко манипулирует картами и открытками. Успеху артиста способствует его пластичность, умение разговаривать, доверительность в общении со зрителем.


Волшебный театр Рафаэля Циталашвили

Статья Николая Васильевича Кривенко в журнале «Советская эстрада и цирк», 1990, № 12, стр. 18–20

Волшебный театр Рафаэля Циталашвили

Расскажи мне кто-нибудь об этом иллюзионном трюке, я бы, наверное, засомневался: возможно ли такое? А здесь все происходило на моих глазах, с моим, можно сказать, участием.

Вместе с Рафаэлем Циталашвили мы сидим в его квартире на Ленинском проспекте. Артист достает два красных поролоновых шарика. Один он кладет мне на ладонь и предлагает крепко-накрепко зажать его в кулаке (я отчетливо ощущаю шероховатую поверхность шарика), другой зажимает в своей руке. На вопрос, где сейчас шарики, я, естественно, отвечаю: «один у меня, другой у вас». Циталашвили разжимает пальцы — в руке у него ничего нет. Разжимаю я — у меня на ладони... два шарика!

Понимаю, что ничего сверхъестественного не произошло: иллюзионист просто — напростоловко обманул меня, проделал нечто такое, что ускользнуло от моего внимания. И тем не менее загадочное перемещение шарика изумляет. Как изумляют и другие «домашние» мини-фокусы, показанные артистом по ходу беседы.

Непостижимым образом, в самых причудливых комбинациях исчезали и появлялись монеты, карты, спичечные коробки. Отчетливо просматривалось каждое движение манипулятора, благо он находился совсем рядом, все было подчеркнуто открыто и обнажено, а чудеса следовали одно за другим. И вот эта предельная обнаженность движений и жестов, игра, что называется, в открытую, присущие, к слову говоря, только первоклассным иллюзионистам, особенно привлекает в исполнительской манере Циталашвили.

Но, может быть, мое изумление в какой-то мере объясняется тем, что я недостаточно разбираюсь в тонкостях иллюзионного искусства, и другие, более искушенные зрители не разделят моих восторгов. Может быть... Но все дело в том, что на концертах Циталашвили, как я убедился, не бывает равнодушных зрителей. Мне вспоминается его недавнее выступление в Центральном Доме работников искусств, где он показывал фрагменты своего иллюзионного спектакля «Путешествие в тайну». Известно, какая привередливая публика приходит обычно на концерты в ЦДРИ — удивить ее трудно, она видела-перевидела все на свете. Однако даже в такой аудитории едва ли не каждая комбинация, показанная Циталашвили и его партнерами, завершалась, а нередко и прерывалась аплодисментами, возгласами «браво!». Не припомню другой иллюзионной программы, которая проходила бы с таким ошеломляющим успехом...

Рафаэлю Циталашвили немногим более сорока, на эстраде он двадцать пять лет. Увлечение фокусами, а с ним и первый успех у зрителей, пришли рано — еще в школьные годы он завоевал первое место на конкурсе иллюзионистов — любителей, проходившем в Баку. Став профессиональным артистом, несколько лет работал в Азербайджанской и Грузинской филармониях, в Московской дирекции «Цирка на сцене». Последнее время выступает со спектаклями театра «Черная кошка» («Путешествие в тайну» — третья тематическая программа, до этого были «Я помню чудное мгновенье» и «Магия при свечах»).

Творческий путь Циталашвили дает повод поразмышлять над тем, как вчерашние любители становятся профессионалами. Дарование дарованием, но только ли оно помогло бакинскому школьнику овладеть многотрудным искусством иллюзии? Интересно, мне кажется, суждение на сей счет самого артиста. Одну из своих статей, опубликованную несколько лет назад в «Советской культуре», он начал с вопроса: «Что нужно, чтобы стать волшебником?» И сам же ответил на него: «Нужно, чтобы был учитель».

Любопытная, кстати, закономерность. Чем одареннее художник и значительнее его творческие успехи, тем с большей благодарностью и теплотой вспоминает он о людях, чье заинтересованное внимание и практические советы помогли ему обрести себя в искусстве. Подлинные мастера не забывают своих учителей, они не похожи на тех самовлюбленных «мэтров», которые считают, что всем, что ими достигнуто, они обязаны только себе, своему таланту.

Циталашвили так не считает. Во многих статьях и беседах, опубликованных в газетах разных городов, он постоянно возвращается к людям, оставившим заметный след в его артистической судьбе. И в нашем с ним разговоре снова вспоминает о мастерах, которые преподали ему профессиональные уроки иллюзионного жанра, помогли избавиться от ошибок, свойственных молодым исполнителям. О бурятском фокуснике Арсалане Галсане, не устававшем повторять: «Все надо делать просто. Прелесть фокуса в простоте. Только тогда мы волшебники». О манипуляторе Зиновии Кривицком, чей совет особенно запомнился: «Техника манипуляции у тебя хорошая, но зачем копировать? Это не для профессионального артиста». О маститом Дике Читашвили, который заметил однажды, посмотрев номер молодого иллюзиониста: «Твоя ошибка в том, что в номере два лишних трюка. Трюки хорошие, новые. Наверное, много дней потратил? И все-таки... нагромождение. Убери ненужное — номер будет отличным». О режиссере Сергее Каштеляне, о клоуне-миме Леониде Енгибарове... Да-да, и о Енгибарове тоже: он подсказал выразительное и броское название оригинальной композиции с осенними листьями, убедил, как важно, чтобы иллюзионный номер не только поражал трюками, но и вызывал у зрителей определенное настроение, побуждал к эмоциональному сопереживанию того, что происходит на сцене.

Выходит, не только дарование и рано пробудившаяся любовь к фокусам помогли артисту подняться к вершинам жанра — ему помогали, его напутствовали мастера, уже тогда поверившие в незаурядные творческие возможности молодого исполнителя. Так что все они тоже причастны к созданию иллюзионного театра.

Театр магии «Черная кошка» — что это такое? И что побудило артиста создать такой театр, отказаться от привычного «дивертисментного» построения программы?

— По мере того, — говорит Циталашвили, — как накапливались и совершенствовались трюки (а их у меня сегодня около пятисот), я все больше убеждался в неисчерпаемых, далеко не познанных до конца нашими предшественниками и нами возможностях «волшебного» искусства. Пришло время, когда разрозненные комбинации, пусть даже самые сложные, перестали меня удовлетворять. Захотелось создать театрализованное представление, где иллюзионные трюки были бы взаимосвязаны и взаимозависимы. Иначе говоря, хотелось, чтобы трюки не существовали сами по себе, а помогали развитию действия, укладывались если не в сюжетные, то, во всяком случае, в тематические рамки представления. По такому принципу построен и спектакль «Путешествие в тайну», в котором задействовано примерно 120 трюков. Сценарий написали О. Левицкий и я, режиссеры — В. Почивалов и А. Юнников, композитор — М. Глуз...

«Путешествие в тайну» — это путешествие в многовековую историю жанра, театрализованный, хронологически последовательный обзор иллюзионного искусства разных времен и народов. Зримо оживают загадочные манипуляции магов древней Индии, кумира аристократических салонов XVIII века графа Калиостро и легендарного американского фокусника Гарри Гудини, выдающихся чудодеев Испании, Италии, Франции, России... Меняются не только костюмы и реквизит: в характере и антураже фокусов воссоздаются атмосфера минувших лет, вкусы и пристрастия наших далеких предшественников. И как разительный контраст — современные композиции с оптимистической символикой, с утверждением благородных и светлых идеалов.

Щедрым разнообразием трюков радует иллюзионная миниатюра «Поэма о пламени». Она начинается с того, что в руках артиста множатся огни и горящим ковром устилают сцену. В театрализованном образе пламени появляется партнерша, она держит шпагу, по клинку которой бежит огонь. Тревожные сполохи огня рассыпаются солнечными брызгами. «Из ничего» возникает чаша с пламенем. От нее, как эстафета олимпийского огня, загорается факел и свободно парит в воздухе. И вдруг вспыхивает высокий огненный столб, из которого выпархивает голубь. Мгновенная трансформация, и платье партнерши превращается в тунику, в руках у нее олимпийский факел и голубь мира.

В спектакле «Путешествие в тайну» демонстрируются преимущественно новые оригинальные трюки, которых нет у других иллюзионистов. Но даже исполняя знакомые комбинации, артист по-своему интерпретирует и усложняет их, завершает неожиданным финалом.

Многие фокусники показывают «загадочный шкаф», в который запирают ассистента, а затем прорезают шкаф пластинами или протыкают клинками, после чего человек выходит «на свободу». Есть такой номер и в программе Циталашвили: в шкаф прячется один (подчеркиваю: один) из его партнеров. Но концовка другая. Из шкафа, который прорезали тремя металлическими подносами и проткнули шестью трубами, выходят... три человека!

Восстановлен классический трюк Гудини из его знаменитого иллюзионного цикла «Освобождение из неволи», о котором и поныне, спустя почти сто лет, ходят легенды. Партнерша, закованная в цепи, упрятанная в завязанный мешок и в запертый сундук, освобождается в мгновение ока, а на ее месте в мешке и с наручниками на запястьях оказывается партнер, который только что стоял на крышке сундука. По свидетельству современников, у Гудини это занимало одиннадцать минут, у Циталашвили — немногим более двух.

Многие комбинации, как я уже говорил, обыгрываются «сюжетно», и это придает им особую выразительность. Эффектен сам по себе трюк, когда артист... снимает с плеч свою голову и держит ее в руке (голова при этом разговаривает). Но в данном случае это делается «неспроста»: по ходу программы герой спектакля стремится к тому, чтобы покорить сердце возлюбленной, и буквально кладет голову к ее ногам...

В разговоре я задал собеседнику вопрос, который, наверное, не следовало задавать. Мне даже показалось, что он немножко обиделся, когда я спросил, сколько у него ассистентов. По твердому убеждению Рафаэля Михайловича, ассистентов у него нет, а есть артисты. Их одиннадцать, и среди них — степисты Сергей Скоробогатов и Александр Абдуллаев, акробаты Николай Новиков и Евгений Бежин, пантомимист Геннадий Торшин... В коллектив принимаются люди, уже проработавшие до этого в драматическом театре или в цирке. Все они помимо своей основной специальности отлично танцуют, играют на нескольких музыкальных инструментах, профессионально разбираются в тонкостях иллюзионного искусства. «Наш театр, — говорит Циталашвили, — это, в сущности, театр-студия, где мы готовим актерскую смену».

И, уж конечно, никак не назовешь ассистенткой жену и первую помощницу иллюзиониста Елену Циталашвили, которая несет зачастую основную смысловую нагрузку номера. Вместе они более десяти лет. У Елены высшее музыкальное образование (до этого два года работала на профессиональной сцене), она изысканно красива и артистична. В 1984 году, еще до создания театра «Черная кошка», супруги Циталашвили выступали на Международном конкурсе современной магии в Карловых Варах и завоевали две Большие золотые медали, а Елене был вручен специальный приз — «За элегантность».

Ничего не хочу предсказывать, но очень может быть, что со временем родится семейная династия иллюзионистов Циталашвили. Профессией родителей увлеклась дочь. На прошлогоднем Международном конкурсе в тех же Карловых Варах (Елена и Рафаэль выступали на сей раз вне конкурса) восьмилетняя школьница Тамара Циталашвили завоевала «Гран-при» для юниоров. Я спросил, не мешает ли увлечение фокусами занятиям в школе. Нет, не мешает, девочка учится охотно, отметки только «хорошо» и «отлично».

За последние годы иллюзионисты Циталашвили объехали с гастролями более сорока стран. Выступали в Америке, Японии, Франции, Италии, Испании, Индии, Корее, побывали в девяти странах Африки, исколесили Скандинавию... И всюду огромный успех, приглашений так много, что от некоторых поездок приходится отказываться. В 1988 году в Норвегии они были удостоены престижной среди иллюзионистов награды — Золотого шлема «Викинг-88». А в прошлом году им вручена Золотая медаль Французской ассоциации иллюзионистов имени выдающегося фокусника Робера Удена.

Я слушал все это, держал в руках медали, просматривал видеозаписи прежних работ иллюзионистов и думал: а какими наградами и поощрениями отмечены творческие успехи Рафаэля Циталашвили в нашей стране? Двадцать пять лет на эстраде — срок немалый, было время, чтобы по достоинству оценить его новаторскую работу в «волшебном» жанре, воздать ему должное.

Почетного звания у Рафаэля Циталашвили нет — существует, очевидно, мнение, что сорокалетний мастер еще «не дорос» до заслуженного артиста республики. Впрочем, меня это не очень удивляет: со званиями в нашей эстраде не торопятся, все мы хорошо помним, как непомерно долго тянулось и откладывалось присвоение звания заслуженного артиста РСФСР редкостно одаренному Геннадию Хазанову.

Не присвоили звания, но, может быть, жюри наших эстрадных конкурсов приметили и поощрили незаурядного артиста? Как бы не так! На двух Всесоюзных конкурсах — в 1970 и 1974 годах — иллюзиониста Циталашвили попросту «завалили»: не тот, дескать, уровень, не то мастерство. И только жюри конкурса 1979 года расщедрилось настолько, что присудило ему аж третью (!) премию и звание лауреата. Невольно вспоминается последний, восьмой Всесоюзный конкурс артистов эстрады, проходивший в 1987 году, где нехитрое, по мнению профессионалов, «доставание» голубей из платка принесло молодому артисту Ш. первую премию. А вот Циталашвили фортуна, как говорится, не улыбнулась. Она, фортуна, в лице авторитетных членов жюри тоже не всегда бывает объективной и беспристрастной...

В июне, когда мы встречались, Циталашвили работал над четвертым по счету иллюзионным спектаклем. По контракту с американским импресарио театр магии готовит программу «Русская черная шкатулка» (по произведениям А. Пушкина). Контрактом предусмотрена демонстрация этой программы в семи странах, на ее рекламу уже израсходован миллион долларов. Одновременно по заказу американского телевидения на материале прежних работ театра снимался фильм «Магия из Москвы».

Что же, остается только порадоваться за великолепного иллюзиониста Рафаэля Циталашвили!

Ник. Кривенко

Заметка «Соберутся фокусники» в разделе «Телевидение. Новости» газеты «Санкт-Петербургские ведомости», № 42, 6.03.1999

Соберутся фокусники

21 февраля в ресторане «Каменный цветок» состоялась съемка пилота новой программы «Фокус-покус» телекомпании REN-TV. Известные люди будут учить зрителей различным фокусам, в том числе «политическим», «научным», «экономическим» и «семейным». В съемках программы приняли участие: ученый Сергей Капица, политик Сергей Юшенков, поэт Владимир Вишневский, танцевальный коллектив «Звездный экспресс» под руководством Владимира Андрюхина. Руководитель и автор проекта — Элла Митина. Ведущий программы — знаменитый иллюзионист, обладатель золотой медали в Париже и 9 наград на самых престижных всемирных конкурсах Рафаэль Циталашвили.


Отрывок из статьи Максима Владимирова «Адъютант ее превосходительства. Записки штабиста кинофестиваля „Улыбнись, Россия!“»

Опубликовано в газете «Новгородские ведомости», № 67, 13.11.2004

Факир был пьян...

Гвоздями этого вечера была группа фокусников: настоящий — Рафаэль Циталашвили и два любителя: актер Михаил Державин и губернатор Михаил Прусак. Оба Михал Михалыча оказались очень способными учениками. Губернатор легко разгадывал любые сложные фокусы, а Державин даже сам продемонстрировал эротический трюк с платком, чем вогнал в краску восторженных дам. А вот Рафаэль Циталашвили едва не пострадал во время исполнения одного фокуса.

Делая сложные пассы руками, он легко двигал летящую в воздухе сигарету. А потом, не довольствуясь произведенным эффектом, решил усложнить задачу и зажег ее. Публика успела только ахнуть, когда коварная «мальборина» полетела горящим концом прямо ему в рот. Только быстрота реакции супруги Рафаэля спасла его от производственной травмы. Как потом пояснил маг взволнованным слушателям, такие проколы бывают, когда ему случается выпить.


Волшебство прямо в эфире

Буланкин В. Интервью Рафаэля Циталашвили и Елены Вайман ежедневному аудиожурналу «PodFM.ru». Выпуск 22, 1.10.2010

Слушать интервью



Некролог в газете «Культура», № 18 (7778), 2–8 июля 2011, стр. 2

Рафаэль Михайлович Циталашвили

На 63-м году жизни скончался один из ведущих иллюзионистов России, заслуженный артист РФ Рафаэль Циталашвили. Не стало прекрасного мастера иллюзионного жанра. В раннем детстве увлекшись фокусами, он уже в 16 лет стал профессиональным артистом Бакинской филармонии. По-настоящему его талант иллюзиониста раскрылся, когда он с 1977 года начал работать в московской дирекции «Цирк на сцене». Здесь им было подготовлено несколько оригинальных иллюзионных номеров, которые стали основой для будущих иллюзионных спектаклей. В 1981 году Рафаэль Михайлович организовал Театр магии «Черная кошка», в котором были поставлены спектакли «Путешествие в тайну», «Волшебный замок Рафаэля», «Руслан и Людмила». Эти постановки стали образцами иллюзионного спектакля, и с ними он объездил многие города России и республики бывшего СССР, показывал их в ряде зарубежных стран. Рафаэль Михайлович очень любил свою профессию. Он занимался фокусами буквально круглосуточно. Помимо того, что он вел очень активную концертную жизнь, он был еще и горячим пропагандистом иллюзионного жанра: снимался в различных телевизионных передачах, увлеченно рассказывая о фокусах, о трудной, но удивительной профессии иллюзиониста. Он очень хотел, чтобы иллюзионный жанр в нашей стране поднялся на новый, более высокий уровень. За свою жизнь Рафаэль Михайлович успел сделать очень многое. А то, что не успел осуществить, мы надеемся, осуществят и продолжат его племянники Михаил и Лерико Циталашвили, которых он вывел в артистическую жизнь, которым передал все свои знания и богатый опыт. Выражаем глубокие соболезнования супруге и сценическому партнеру Рафаэля Елене, его дочери Тамаре, всем родным и близким. Светлая память о Рафаэле Михайловиче Циталашвили навсегда сохранится в сердцах всех, кто знал этого замечательного человека и талантливого артиста.

Президиум Российской ассоциации иллюзионистов
Газета «Культура»

Фото

  • ЦИТАЛАШВИЛИ Рафаэль Михайлович (1949 – 2011)
  • ЦИТАЛАШВИЛИ Рафаэль Михайлович (1949 – 2011)
  • ЦИТАЛАШВИЛИ Рафаэль Михайлович (1949 – 2011)
  • ЦИТАЛАШВИЛИ Рафаэль Михайлович (1949 – 2011)
  • ЦИТАЛАШВИЛИ Рафаэль Михайлович (1949 – 2011)
  • ЦИТАЛАШВИЛИ Рафаэль Михайлович (1949 – 2011)

Видео

Реклама театра-студии «Черная кошка»

Елена Вайман и Рафаэль Циталашвили
в телепередаче «Истории в деталях»