Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

БЕН-БАХАР — ПУЦ Николай

БЕН-БАХАР — ПУЦ Николай
Помогите с информацией об этом человеке!

Бен-Бахар (настоящее имя Николай Пуц) — иллюзионист первой половины ХХ века. Псевдоним предположительно включает название индийской провинции Бахар (ныне штат Бихар). Известно о гастрольных выступлениях артиста в 1920–30-х гг. на территории Украины и Белоруссии, а также в октябре 1941 года в оккупированном гитлеровцами Херсоне. В качестве его ассистента азы иллюзионного жанра постигал Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов. Ориентировочно в 1930 году он заменил Бен-Бахара во время гастролей в Бердичеве (см. далее воспоминания А.С. Шаг-Новожилова).

По непроверенной информации, полученной от Леонида Леонидовича Грина, Бен-Бахар, находившийся в Харькове во время фашистской оккупации, имел неосторожность выступить перед захватчиками. За это после освобождения города он поплатился жизнью. Его расстреляли как коллаборациониста.

Впоследствии артистическая деятельность Бен-Бахара на оккупированных гитлеровской Германией территориях подтвердились. Найдены шесть рекламных объявлений в херсонской газете «Голос Дніпра» (в пер. с укр. яз. «Голос Днепра») о выступлениях иллюзиониста 12, 14 и 19 октября 1941 года (всего шесть концертов, по два в день) в городском Малом театре на ул. Горького, 15.

Начало поисков по Бен-Бахару обозначено на нашем сайте публикацией о расстрелянных фокусниках. Поисковая работа продолжается.


Реклама Бен-Бахара в херсонской газете «Голос Дніпра» (Голос Днепра), № 14, 10.10.1941, стр. 2

Литература:
  1. Осипенко А.Х. Пятерка отважных. Издательство «Юнацтво», серия «Библиотека приключений и фантастики», 1990;
  2. Шаг-Новожилов А.С. Былое не исчезает. Записки иллюзиониста. М.: 1997, самиздат;
  3. Тучкова А. Иллюзии Шаг-Новожилова // Фигуры и лица, № 12 (75), 28.06.2001;
  4. Лабутина Ж. Обыкновенный волшебник;
  5. Рекламное объявление (на укр. яз.). Малый театр города Херсон, гастроль Бен-Бахара: два открытых эстрадных концерта 12.10.1941 // Херсон: Голос Дніпра, № 14, 10.10.1941, стр. 2;
  6. То же // Херсон: Голос Дніпра, № 15, 11.10.1941, стр. 2;
  7. То же // Голос Дніпра, № 16, 12.10.1941, стр. 4;
  8. То же. Два концерта 14.10.1941 // Голос Дніпра, № 17, 14.10.1941, стр. 2;
  9. То же. Два концерта (новая программа) 19.10.1941 // Голос Дніпра, № 21, 18.10.1941, стр. 2;
  10. То же. // Голос Дніпра, № 22, 19.10.1941, стр. 4.

Ниже приведена глава из воспоминаний А.С. Шаг-Новожилова с рассказом о Бен-Бахаре и технике иллюзионного трюка из его репертуара «Отсечение головы зрителя». Разрешение на публикацию отрывка любезно предоставил сын артиста Сергей Анатольевич Новожилов.


Как я стал иллюзионистом

Глава из воспоминаний А.С. Шаг-Новожилова

КАК Я СТАЛ ИЛЛЮЗИОНИСТОМ

Работая в Николаеве музыкальный номер с Михалини и «Акробаты-эксцентрики» со Швецовым, я еще был коверным и ассистировал в иллюзионном аттракционе Бен-Бахара (настоящая фамилия Николай Пуц). Он занимал все третье отделение.

Гастроли в Николаеве прошли успешно. Вся программа полностью переехала в город Винницу. Была уже осень. Цирк летний — под шапито, в нескольких местах рваный, а дожди буквально замучили. Зрителей мало. Дирекция задолжала артистам большие суммы. Платить хозяйкам за квартиры нечем. Горленко и Чарский сбежали...

Артисты программы, оставшись без средств, разделились на две группы и решили начать гастроли по близлежащим городам. Я со своими партнерами попал в группу, которую возглавил Бен-Бахар. Первый город — Бердичев. Артисты вывернули карманы, чтобы набрать денег на билеты и заказать рекламу, в которой основная ставка делалась на Бен-Бахара. Сверх всякого ожидания за два дня все билеты в городской театр на субботу и воскресенье, по три представления в день, проданы! Бен-Бахар, узнав о таком успехе, собирает всю труппу артистов и объявляет: он должен получать от сбора 50 процентов, а остальные 50 процентов пойдут на расходы и остальным участникам. Вся труппа возмутилась! Тогда он заявил:

— Если вас это не устраивает, можете оставаться без меня. Сегодня же уеду!

А у нас вся реклама на него. У всех полное безденежье, даже еду купить не на что. Умоляют Бен-Бахара остаться, но смягчить условия, а он ни в какую. Только так, и точка.

Мне в ту пору было уже 19 лет, я себя представлял в полной степени взрослым и не мог стерпеть такого хамства и такой обираловки. Встал и сказал:

— Друзья мои, если Бен-Бахар такой жлоб, не уважающий труда своих товарищей, то пусть катится к чертовой матери! Обойдемся и без него!

— Ах ты сопляк! — воскликнул Бен-Бахар. — И вы все позволяете этому грубияну так со мной разговаривать!?.. Аня (это была его жена и ассистентка), беги быстро за извозчиком. Мы уезжаем!

Некоторые артисты стали его уговаривать:

— Да успокойтесь, пожалуйста, мало ли что по молодости и сгоряча скажут.

А тут Аня:

— Извозчик у порога. Грузимся и поехали!

— Вот так, дурачье! — воскликнул Бен-Бахар. — Можете оставаться со своим грубияном!

И укатили в неизвестном направлении... Артисты с бранью набросились на меня:

— Ты соображаешь, что натворил!?.. Мы сидим без копейки. Завтра жрать будет не на что. А ты себе позволяешь такое!

— Да, позволяю. Но и хама нам терпеть ни к чему! А то, что я натворил, я за это и отвечать буду...

— Ой, не могу! — захохотала одна из актрис. — Чем отвечать-то будешь?.. Своей задницей, что ли?

— А вот вас, за вашу грубость, действительно, надо было бы оставить без копейки. Друзья мои, не паникуйте, все будет хорошо.
С этими словами я вышел из комнаты.

— Ты что задумал? — остановив меня, спросил Швецов.

— Алексей Григорьевич, к субботе будет полностью изготовлен иллюзион-ный аттракцион Бен-Бахара, если вы вдвоём мне в этом поможете.

На том и порешили. Бердичев есть Бердичев... Надо срочно найти скупщика ценностей и продать ему очень памятный для меня, полученный от Коды, золотой перстень с необыкновенно большим жемчугом, который на пальце оживает и пульсирует... Каких трудов все прошедшие годы мне стоило его сохранять при разных сложных ситуациях... Получил я за него хорошую цену. Скупщик был опытный и хорошо знал, за что платит. На прощание только спросил:

— Скажи честно — это же музейная вещица, а?..

Я ответил:

— Да. Была музейная, а теперь ваша.

Полученных денег хватало с лихвой на все задуманное. В Бердичеве на базаре были любые кустарные мастерские, что меня вполне устраивало. Сидел я с мастерами с утра до ночи, помогая им. Мне удалось по памяти полностью скопировать аппаратуру Бен-Бахара. Будучи у него ассистентом в Николаеве и Виннице, я досконально изучил не только принцип работы аппаратуры, но и актерское поведение иллюзиониста на манеже, словно предвидел ситуацию.

В пятницу к 12 часам ночи реквизит готов. Я и мои партнеры, предельно измученные, репетируем всю ночь...

И вот первое утреннее представление. Но до иллюзионного аттракциона нам всем надо ещё отработать свои номера, надевать разные костюмы и гримироваться до неузнаваемости.

После антракта аттракцион. Все артисты побежали в зал, смотреть на это «чудо». Швецов загримировал меня жженой пробкой под индуса, приклеил черные усики, как на плакате у Бен-Бахара. Я надел на голову чалму с блестящей диадемой и восточный халат. У меня такая уверенность в себе, будто я этот аттракцион уже давно работаю. Михалини объявляет:

— Всемирно известный индийский иллюзионист Бен-Бахар!

Я повторил в точности все движения Бен-Бахара, продемонстрировал все его трюки, в том числе — в финале — трюк «Отсечение головы живому человеку»...

Трюк сложен даже в подготовке. Баранья горловина, обернутая мясом до размера человеческой шеи, помещается в дамский чулок телесного цвета. Эта «шея» одним краем укрепляется в поддельной голове, а другим — вставляется в специальное предплечье. Заготовка располагается под крышкой стола, накрытого скатертью, а на крышке — специальная перекидная задвижка под цвет скатерти. Трюк заключается в ловкой подмене: живую голову меняют на поддельную и наоборот.

Из зала приглашается человек, с которым заранее договорились. Этот человек — из заметных: жестянщик — «Кому лудить, паять, ведра, кастрюли чинить?», либо булочник: «Кому бублики горячие, булочки свежие!?..» В ту пору провинциальные городки были маленькими и этих людей, как правило, знали все жите-ли. Таким образом, зрители убеждались, что голову я отсекаю не своему ассистенту. Конечно, известным людям хорошо платили, но секрет трюка им не открывали.

Итак, провинциальный Бердичев. Обращаюсь к залу:

— Товарищи, кто из вас хочет, чтобы я отрубил ему голову, но он останется живым?..

В зале смятение. Наконец, выходит тот, с кем мы договаривались. Я продолжаю:

— Товарищи, зрелище страшное. Прошу слабонервных, покинуть зал.

Но... Кто покинет зал, если все пришли смотреть, в основном, этот трюк? Потом бывали случаи, когда от увиденного слабонервные теряли сознание и их приходилось приводить в чувство. Порой дело доходило и до вызова скорой помощи. Но в Бердичеве обошлось.

Вышедшего на сцену предупреждаю:

— Для того, чтобы вам не было страшно, я накрою вам голову цветной тонкой бумагой и ленточку завяжу на шее, — это я делал для того, чтобы настоящая голова выглядела как поддельная, обернутая подобной бумагой.

Ассистенты пристегивают смельчака к столу ремнями — руки, ноги и туловище, чтобы не трепыхался и не сбежал. И со словами «Внимание!» делаю взмах острой секирой над головой лежащего.

Ассистенты:

— Стоп! Стоп!..

Отнимаю секиру от головы:

— В чем дело?!

— Забыли продезинфицировать!

— Как же так? — возмущаюсь я.

Ассистенты берут полотенце, пропитывают его с помощью пульверизатора обыкновенной водой и, вытирая старательно шею, мгновенно заменяют настоящую голову на поддельную. Голова лежащего на защелке. Он кричит, но это было предусмотрено: сервант, куда попадала его голова, изнутри и снаружи оббиты толстым слоем ваты, чтобы звук не проникал. Да и оркестр знал, что в это время надо играть громче...

Поддельную голову можно рубануть сразу, она отвалится в большой эмалированный белый таз, стоящий вплотную к столу. Но это мало душещипательно. Поэтому рублю шею, как мясник, неторопливо, с небольшим взмахом секиры. Из горловины хлещет «кровь». Это ассистент, стоящий с обратной стороны стола, нажимает рукой под скатертью огромную резиновую грушу с красной краской. А потом уж и я нажимаю на такую же резиновую грушу, которая находится в отрубленной поддельной голове. Я держу ее через бумагу как бы за волосы. «Кровь» стекает в белый таз...

Зрелище страшное! Ассистенты берут два полотенца, один вытирает обрубок шеи, дабы не испачкать лежащего, а второй — полушею отрубленной поддельной головы... Потом они вдвоем присоединяют к туловищу отрубленную голову, а под прикрытием полотенец лихо меняют поддельную на живую. Расстегивают ремни и ставят «подопытного» на ноги, Снимаю с его головы цветную бумагу, спрашиваю:

— Ну, как здоровье?

— Нормально...

Самое интересное, что нередко потом, когда зрители задавали вопрос, чувствовал ли себя смельчак без головы, почти каждый раз звучал ответ:

— Да, чувствовал.

Это чувство — следствие продуманности деталей трюка. При подмене голову человека защелкивали так, что было полное ощущение: отрубили, он без головы. А потом, когда защелку ослабляли, происходил прилив крови в голову и создавалось ощущение ее оживания. Вот и все...

Бывали, конечно, и казусы. Однажды, когда закончив трюк я велел ассистентам поднять и поставить на ноги «подопытного», они в испуге зашептали:

— Он в глубоком обмороке...

Ни оттирание ушей, ни нашатырь — ничего не помогло. Пришлось вызывать городскую «скорую» и уж она завершала мой трюк оживления. Но зато кассовые дела были переаншлаговые.