Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

МЕДВЕДЕВА Екатерина Владимировна

МЕДВЕДЕВА Екатерина Владимировна

Екатерина Владимировна Медведева (род. 10 февраля) — профессиональная артистка, фокусник-манипулятор, выпускница актерского факультета ГИТИС (РАТИ), педагог А.Н. Николаев. Лауреат международных конкурсов иллюзионистов, Президент Российской ассоциации иллюзионистов (с 2015 года). Член МКФ с 1984 года. Двукратный обладатель титула МКФ «Мисс Магия» (1987 и 1990). Член магического круга Германии (1993). С 2000 года ассоциированный член внутреннего круга Лондонского магического круга (A.I.M.C. Silver Star), многолетний бессменный и пока единственный представитель России в Международной Федерации иллюзионных обществ (ФИСМ, от фр. FISM — Fédération Internationale des Sociétés Magiques), входит в международную судейскую коллегию ФИСМ, председатель и член жюри конкурсов, проводимых в рамках Всемирных и региональных конгрессов иллюзионистов ФИСМ (первая женщина — председатель жюри ФИСМ). Председатель и член жюри телешоу «Удиви меня» и «TR!CK Awards». Как Президент РАИ и авторитетное лицо в международной иллюзионной иерархии активно вовлекает молодежь в работу Ассоциации, целенаправленно реализует политику повышения роли и значимости России в ФИСМ, способствует продвижению инициативы по проведению в нашей стране конгресса ФИСМ.

Екатерина Владимировна является наиболее ярким и успешным представителем иллюзионной семьи Медведевых. Ее отец Владимир Абрамович Медведев (р. 16.09.1944) — фокусник-любитель, продюсер, активный член МКФ, спонсор и один из организаторов III Всесоюзного фестиваля иллюзионного искусства (Москва, 25–27.05.1990); брат Олег Владимирович Медведев (р. 13.08.1975) — профессиональный фокусник, член МКФ и РАИ.

Фокусами увлеклась в 9-летнем возрасте. Занялась ими вместе с братом под влиянием отца. Обучалась в созданной под эгидой МКФ студии иллюзионного искусства при Доме культуры имени В.П. Чкалова. В качестве педагогов выступали Владимир Руднев, Василий Руденко, Анатолий Кириченко, Николай Концов. Будучи выпускницей специализированной московской школы с лингвистическим уклоном, мастерски владеет ораторским искусством и риторикой, обладает высокой культурой речи. свободно говорит по-английски. Отличается дипломатичностью и тактом. При подготовке Международных конгрессов РАИ традиционно выполняет одну из наиболее ответственных и деликатных функций — проводит переговоры с потенциальными иностранными гостями и организует всестороннее обеспечение их визитов.


Биографические данные:
  • 1985, июль–август — одна из самых юных участников XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве;
  • 1987, май — победитель Первого Всесоюзного конкурса иллюзионистов (1-е место в категории «Микромагия», группа детей до 14 лет), Черноголовка, Московская обл., обладатель титула «Мисс Магия» (присваивалось МКФ впервые);
  • 1988, май — победитель II Всесоюзного конкурса иллюзионистов (1-е место в разделе «Общие/сценические фокусы», группа детей), Черноголовка, Московская обл.;
  • 1988 — участница театрализованных представлений в рамках проекта Дни культуры Москвы в Варшаве;
  • 1988 — поездка в рамках международного проекта Peace Child в США: Даллас, Хьюстон, Вашингтон;
  • 1989 — дважды лауреат Международного конкурса в Софии (Болгария) — 2-е место в разделе «Микромагия» и 3-е — в «Сценической иллюзии»;
  • 1990, май — участница III Всесоюзного конкурса иллюзионистов в Москве, обладатель титула «Мисс Магия»;
  • 1990 — поездка в рамках проекта Peace Child в Хиросиму, Япония;
  • 1993 — выступления в Израиле и Германии;
  • 1993 — участие в телепередаче «Добрый вечер, Москва»;
  • 1994, апрель — участница цирковой программы к 100-летнему юбилею Э.Т. Кио;
  • 1995, ноябрь — второе место на конкурсе Рона Макмиллана по салонным фокусам (12th Ron McMillan's International Magic Close-Up Competition), Лондон1;
  • 1995, 4 декабря — показательное исполнение номера «Кубки и колокола» (Cups&Bells) на сцене Лондонского магического круга. Также оказывала помощь в качестве переводчика российским коллегам В.И. Руденко и В.В. Колмыкову;
  • 1996 — участница шоу салонных фокусов на конгрессе кольца Великобритании (I.B.M. British Ring Convention) в городе Истборн, Англия2;
  • 1996, декабрь — выступление на ежегодном московском балу для военных атташе (The Moscow Military Attache Annual Ball);
  • 1997, 30 апреля — принята в члены Лондонского магического круга (MMC — Member of The Magic Circle). Сертификат о членстве вручил известный британский фокусник-комик Али Бонго (Ali Bongo) на Всемирном конгрессе иллюзионистов ФИСМ в июле 1997 года в Дрездене (ФРГ);
  • 1997, 7 декабря — участница гала-шоу 26-го фестиваля «Интернешнл мэджик конвеншн» (26th Convention & 14th Close Up Competition). Другие участники из России: Игорь Лавров, Эдуард Копалин и Снежанна Алексеева.
  • 1999, 2 ноября — удостоена почетного титула ассоциированный член внутреннего круга Лондонского магического круга с серебряной звездой (AIMC Silver Star)3;
  • 2000 — со стилизованным номером «Кубки и колокола» (Cups&Bells) вошла в двадцатку лучших фокусников мира; 
  • 2005 — исполнитель номера с кубками и ведущая семинара по работе с визитными карточками на американской конференции по микромагии «Четыре эф»4 Батавия (Batavia), шт. Нью-Йорк, США;
  • 2009 — начало работы в качестве члена жюри ФИСМ;
  • 2012 — член жюри телешоу на канале ТВ-3 «Удиви меня»;
  • 2012 — Председатель жюри (раздел микромагия) XXV Всемирного конгресса ФИСМ в Блэкпуле, Великобритания;
  • 2013 — назначена вице-президентом РАИ;
  • 2015 — приступила к исполнению обязанностей Президента РАИ;
  • 2015 — Председатель жюри (раздел микромагия) XXVI Всемирного конгресса ФИСМ в Римини, Италия;
  • 2017, 28 марта — официально избрана на должность Президента РАИ;
  • 2017, июль–ноябрь — член жюри телевизионной премии TR!CK Awards для фокусников, ставшей наиболее значимым проектом за недолгую эфирную жизнь телеканала TRiCK.

Литература:
  1. Карташкин А.С. Волшебница Катюша // Пионерская правда, № 51 (6986), 25.06.1985, стр. 3;
  2. Карташкин А.С. Одиннадцатилетняя фокусница // Московские новости, № 30, 28.07.1985;
  3. Кирюшкина Т. Так растут волшебники // Неизвестная газета, 1985;
  4. Боссарт Алла. В чем фокус? // Огонек, № 1 (3206), 31.12.1988–7.01.1989, стр. 16;
  5. Карташкин А.С. Искусство удивлять. М.: Профиздат, 1990, 120 стр., стр. 90, 95, фото на обложке;
  6. Карташкин А.С. О фокусниках и фокусах / Игры и развлечения. Книга 3 / Сост. М.Л. Фирсова. М.: Молодая гвардия, 1991, стр. 148, 165, 173;
  7. Карташкин А.С. Фокусы. Занимательная энциклопедия [итоги I и II Всесоюзных конкурсов иллюзионистов]. М.: издательский дом «Искатель», 1997, стр. 41;
  8. Орлов Сергей. Высокое Искусство Иллюзии // Журнал событий «Event & Travel», 2016, № 9 (10), стр. 42–44, 46–49;
  9. Бойкова Марина. Екатерина Медведева: Просто я работаю волшебницей // Вечерняя Москва, 10.11.2016;
  10. Бойкова Марина. Екатерина Медведева: «Я верю, что магия существует» [рубрика «Знакомство»] // Лилит [журнал для женщин], № 4, 2017, стр. 38–42;
  11. Ковалева Татьяна. Фокусники не обманывают, а удивляют [интервью с Екатериной Медведевой] // Труд, № 68–69 (27154), 6.10.2017, стр. 12;
  12. Женщина-иллюзионист Екатерина Медведева о своих мечтах, призвании и жизни // Cosmopolitan Russia,18.10.2017;
  13. Vorobiev, Alexander. Magic Parade – 87 in the USSR // The Magic SYMbol, Jan 1988, Vol. 4, № 3, p. 1–2;
  14. Randi, JamesConjuring. St. Martin's Griffin, 1993;
  15. Berglas, David. President's Message // London: The Magic Circular, Jan-Feb 1996, Vol. 90, Issue 962, p. 5, col. 2;
  16. Sibley, Brian. The Magic Circle Entertains // The Magic Circular, Mar 1996, Vol. 90, Issue 963, p. 44;
  17. Council Minutes [about MMC] // The Magic Circular, Jul 1997, Vol. 91, Issue 977, p. 146;
  18. Ron & Martin MacMillan's 26th International Magic Convention [Gala Show Stars] // The Magic Circular, Nov 1997, Vol. 91, Issue 980, p. 205;
  19. Blanchard, Peter D. Kate Medvedeva [rubric "This Is Your Life"] // The Magic Circular, Jan 1998, Vol. 92, Issue 982, p. 14–15;
  20. Blanchard, Peter D. Neil Rousseau Medical Manipulator [photo with Ron MacMillan and Neil Rousseau in Red Square, Moscow, Aug 1997] // The Magic Circular, Feb-Mar 1998, Vol. 92, Issue 983, p. 43;
  21. Council Minutes and Routine Matters [about AIMC Silver Star] // The Magic Circular, Feb 2000, Vol. 94, Issue 1003, p. 81;
  22. Council Minutes and Routine Matters [Alternations to Records] // The Magic Circular, Feb 2003, Vol. 97, Issue 1039, p. 60;
  23. Council Minutes and Routine Matters [Change of Telephone Numbers] // The Magic Circular, Mar 2005, Vol. 99, Issue 1064, p. 105;
  24. Dawes, Robin W. Fechter’s Finger Flicking Frolic 2005 [photo by Dale Ferris] // The Linking Ring, Vol. 85, № 7, 2005, p. 38–43;
  25. Warlock, Elizabeth. A Look at Some 20th Century Women Magicians. Part 3 // The Magic Circular, Feb 2008, Vol. 102, Issue 1099, p. 48–49;
  26. Greenberg, Don. The Magic of Russia // The Linking Ring, Aug 2012, Vol. 92, № 8, p. 56–61;
  27. W25. Current members [photo] // The Magic Circular, Oct 2016, Vol. 111, Issue 1200, p. 304.

1 Конкурсы Рона Макмиллана по салонным фокусам (Ron McMillan's International Magic Close-Up Competitions) проводились с 1984 года в рамках ежегодного конгресса «Интернешнл мэджик» (International Magic Convention). В течение 12 лет (с 1972 по 1983 год) конгрессы не включали конкурсную программу, поэтому нумерация мероприятий не совпадает. Организатором выступал лондонский магазин для фокусников «Интернешнл мэджик шоп» (International Magic Shop), поэтому, несмотря на действительно интернациональный состав участников, слово «международный» (international) в названии мероприятий содержит известную долю лукавства. С 2015 года ни конкурсы, ни конгрессы не проводятся. Последний 31-й конкурс Рона Макмиллана (в рамках 43-го конгресса «Интернешнл мэджик») состоялся 15 ноября 2014 года. Победителем его стал Виктор Ренер (ФРГ), от России участвовал Алексей Пивоваров. С историей конгрессов «Интернешнл мэджик» можно ознакомиться по ссылке.

2 В английских магических «кругах» и «кольцах» легко запутаться. Ежегодные конгрессы британского кольца (British Ring Conventions) проводит национальное отделение Международного братства фокусников (The International Brotherhood of Magicians — IBM), имеющее порядковый № 25. В нашей стране филиал IBM № 288 был учрежден в мае 1990 года на III Всесоюзном фестивале иллюзионного искусства. В противовес западным «округлостям», назывался он «угловато» — РОМБ, что означало Русское отделение международного братства магов. 

3 Почетный титул ассоциированного члена внутреннего круга (Associate of the Inner Magic Circle — AIMC) свидетельствует о достижениях в области иллюзии или признании заслуг перед Лондонским магическим кругом (The Magic Circle — TMC), старейшим иллюзионным клубом (образован в 1905 году). Как правило, титул присваивается по итогам проделанной работы, в том числе исследовательской. В отдельных случаях статуса удостаиваются особо отличившиеся кандидаты в члены магического круга, показавшие высокие результаты на письменном экзамене (не менее 18 баллов из 20 возможных) или продемонстрировавшие исключительное исполнительское мастерство. В последнем случае ассоциированное членство дополняется символической «серебряной звездой» (AIMC Silver Star). Именно такой статус получила в 2000 году Екатерина Медведева, которая к тому времени уже неоднократно восхищала англичан своим обаянием и талантом. Она первая и пока единственная россиянка, удостоенная такой чести. Поручителями выступили испанец Ксеви Хирона (Xevi Girona), и британцы Роб Кокс (Rob Cox) и Алистер Кук (Alistair Cook) из Борхэмвуда и Лондона соответственно.

4 Конференции «Четыре эф» (4F, FFFF — The Fechter's Finger Flicking Frolic) входят в число наиболее престижных и привилегированных ежегодных слетов микромагов. Проводятся в США с 1971 года. Участвуют только приглашенные фокусники, как правило, не более 200 человек. В 2005 году Екатерина Медведева в числе девяти наиболее известных исполнителей классического трюка «Кубки и шары» продемонстрировала собравшимся свою знаменитую вариацию «Кубки и колокола». В ходе встречи под патронажем британского фокусника Патрика Пейджа (Pat Page) также состоялся мастер-класс по трюкам с визитными карточками. Один из семинаров провела Екатерина Медведева. Она показала, как достигается эффект блуждающего по карточке пятна и завершила зрелищным появлением визитки. Ей ассистировал известный американский фокусник Марк де Соуза (Mark DeSouza). Краткий фотоотчет о конференции доступен по ссылке.




Волшебница Катюша
Статья А.С. Карташкина в газете «Пионерская правда», № 51 (6986), 25.06.1985, стр. 3
ВОЛШЕБНИЦА КАТЮША

Живет в Москве девочка. Зовут ее Катя Медведева. Ей 11 лет, она перешла в 5-й класс 27-й спецшколы. Девочка как девочка, и вдруг... Только что ее руки были пусты, и вдруг в них неизвестно откуда появляется яркий шарик. Он танцует в ее гибких пальцах, превращается в шелковый платок... Затем в ее ладонях все таинственным образом исчезает. Ребята замирают от удивления. Перед ними уже не просто Катя, а Катя-волшебница!

Научилась она «волшебству» в студии иллюзионного искусства Дома культуры имени В.П. Чкалова.

— Я очень люблю показывать фокусы с шариками, — рассказывает Катя. — Мой учитель — Владимир Руднев, президент Московского клуба фокусников. Вот он-то настоящий волшебник!

— Как ты себя на сцене чувствуешь?

— Всегда кажется, что попала в сказку. Даже забываю, что на меня смотрят зрители.

Среди Катиных фокусов есть особенно удивительный: «Трость, летающая по воздуху». Это трудный фокус. Его делают наши ведущие мастера искусства иллюзии.

— Какой фокус, Катюша, ты показала самым первым?

— Трюк с тремя веревочками различной длины. Я соединяю их в руках, развожу в стороны — и они становятся одинаковыми, а потом вновь оказываются прежними.

— Кем ты хочешь стать?

— Артисткой-фокусницей. Это моя мечта!

Недавно президиум Московского клуба фокусников, посмотрев выступление Кати Медведевой, включил ее в число участников XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Будет выступать рядом с профессиональными иллюзионистами. Успеха, тебе, волшебница Катюша!

Анатолий Карташкин,
вице-президент Московского клуба фокусников


Так растут волшебники
Статья Т. Кирюшкиной в неизвестной газете, 1985

ТАК РАСТУТ ВОЛШЕБНИКИ

Среди иллюзионистов, которые выступят на фестивале, — одиннадцатилетняя москвичка Катя Медведева.

Если бы был учрежден приз — самой юной участнице культурной программы фестиваля, то Катя Медведева смело могла бы на него претендовать.

Ей одиннадцать лет. Вы думаете, она поет песни? Танцует? Читает стихи, стоя на табуретке? Рисует?

Катя Медведева может показывать фокусы.

Крибли-крабле-бумс! И в руках у Кати из ничего возникает серебристый шарик. Он сам по себе скользит меж пальцев, кажется, он вообще живет своей, абсолютно самостоятельной жизнью, а потом исчезает в никуда.

Катин папа и его друг В.И. Руденко уже давно отдают свое свободное время фокусам, и это они научили Катю простейшим манипуляциям.

Дальше — больше. Катя учила свои руки ловкости и быстроте, пальцы — чуткости и гибкости. В школе и пионерском лагере, на утренниках и вечерах показывала мастерство: рассыпала бусы, а они сами собирались на нитку.

Катю учили опытные мастера из клуба московских фокусников, членом которого она является.

Никогда не рано начать делать чудеса. И помогать одиннадцатилетней Кате на фестивале будет ее младший брат, десятилетний Олег Медведев. Так что не только стихи и рисунки подвластны самым маленьким, но и настоящие чудеса — эти обыкновенные невероятные фокусы.

Т. Кирюшкина



Одиннадцатилетняя фокусница
Статья А.С. Карташкина в газете «Московские новости», № 30, 28.07.1985
ОДИННАДЦАТИЛЕТНЯЯ ФОКУСНИЦА

Катя Медведева — заправская фокусница. Среди многих фокусов в ее репертуаре имеется и «Необыкновенная трость, летающая по воздуху» — трюк, исполняемый чародеями международного класса. А Катя всего лишь окончила 4-й класс московской школы № 27, в которой по расширенной программе изучают английский язык.

— Английский язык — мой самый любимый предмет, — рассказывает Катя — Это, наверное, потому что Мария Ефимовна, наша учительница, умеет увлечь нас. Она преподает как-то по-волшебному — много рассказывает нам о театрах, требует, чтобы мы писали свои сочинения обязательно с фантазией. А недавно она организовала для нас праздничный вечер «Бал цветов», и я была «Черным тюльпаном».

Не с этого ли началось твое увлечение фокусами?

Нет, — отвечает Катя. — К нам в гости приезжал папин друг Василий Руденко. Он член Московского клуба фокусников и очень здорово умеет показывать фокусы. И мне было страшно интересно — как он их делает? Потом он открыл мне несколько секретов, и я тут же побежала тренироваться.

Но настоящую школу Катя прошла в студии иллюзионного искусства, которой руководит артист Москонцерта Владимир Руднев.

— Есть ли у тебя любимый фокус?

— Есть, конечно, — улыбается она. — С шариком, когда он будто бы сам по себе катится по руке от локтя к пальцам и не падает, потом перескакивает на другую руку и уже по ней взбирается до локтя. Я вообще люблю работать с шариками. И мне очень нравится, когда на сцене появляется фокусник Анатолий Кириченко из Тулы — он всегда выступает в образе андерсеновского Оле-Лукойе, и я вижу перед собой настоящего волшебника.

Непрофессиональная волшебница Катя Медведева будет представлять искусство фокуса на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве вместе с прославленными мастерами этого удивительного жанра.

Анатолий Карташкин,
вице-президент Московского клуба фокусников


Фокусники не обманывают, а удивляют
Интервью Татьяны Ковалевой с Екатериной Медведевой
Опубликовано в рубрике «Сильные люди» газеты «Труд», № 68–69 (27154), 6.10.2017, стр. 12
ФОКУСНИКИ НЕ ОБМАНЫВАЮТ, А УДИВЛЯЮТ

О том, как придать новое дыхание старому искусству, рассказывает
глава Российской ассоциации иллюзионистов (РАИ) Екатерина Медведева

Кто и почему сегодня посвящает себя старинному искусству фокусов?
Какие секреты профессии разрешено раскрывать публике, а какие нет?
Как случилось, что магию в России вытеснили из концертных залов
в рестораны? Пользуются ли ловкостью рук фокусников спецслужбы?
Об этих очень интересных вещах наш разговор.
Татьяна Ковалева

Екатерина, для начала совсем наивный вопрос: что вообще за люди эти иллюзионисты? Они особенные?

— Да нет, вполне обычные. Хотя, когда человек посвящает делу всю жизнь, это накладывает отпечаток. Балерину нетрудно выделить из толпы хотя бы по походке. А фокусник — это прежде всего артист, умеющий приковать внимание самым неожиданным образом. К примеру, если вы заметите человека с кучей разноцветных резинок на запястье,не исключено, что перед вами иллюзионист. Впрочем, это может быть и бухгалтер, имеющий дело с пачками купюр, среди них ведь тоже встречаются неплохие «фокусники»...

А вообще хороший иллюзионист должен обладать упорством,умением говорить, двигаться, разбираться в психологии. Не помешает и владение токарным станком, пилой, рубанком, иглой — при создании оригинального реквизита.

— А как вы выбрали этот путь?

— Скорее путь выбрал меня. Я несколько раз пыталась убежать в другую сторону, но жизнь неизменно возвращала на круги своя.Это было папино хобби, которое увлекло и нас с братом. Мой брат Олег Медведев — победитель всесоюзных и международных конкурсов иллюзионистов. С 6 лет мы начали заниматься фокусами, а в 10 уже выступали вполне профессионально. Мама шила костюмы с секретными карманами,папа ездил с нами на концерты и съемки. Этакие «дети полка». И лучшие фокусники страны не отказывали нам в омощи, в совете. Ведь вуза, где обучают фокусам, не существует.

Я, как и Олег, окончила ГИТИС. Потом получила и психологическое образование. Среди моих учителей — Василий Руденко, папин друг детства по Суворовскому училищу, который после военной карьеры осуществил детскую мечту и стал фокусником. Еще Владимир Руднев, заслуженный артист России, основатель и первый президент Российской ассоциации иллюзионистов, Анатолий Кириченко из Тулы, блестящий манипулятор, заслуженный артист России, Николай Концов из Воронежа, умеющий создать атмосферу настоящего чуда...

— И каким хитростям вы у них научились?

— Начинала я как манипулятор. Это ремесло требует очень тренированных мышц рук и необыкновенной пластичности пальцев. Потом осваивала трюки салонной магии (то, что сейчас называют интерактивом, работой с публикой), общей магии (летающая трость, китайские кольца, моментальная смена костюмов). А когда в 90-х исчезли концертные площадки, для «большой» магии остались только рестораны. Но выступать перед жующей публикой мне не очень хотелось — пришлось переквалифицироваться в микромага, показывающего фокусы на близком расстоянии. Зато здесь я придумала нечто особенное, по технике не уступающее мужским трюкам, но женственное. Так появились фокусы «Подписанная зрителем карта на каблуке», «Обручальное кольцо вместо кулона на цепочке»...

А в 2000-м я со своим любимым трюком Cups & Balls вошла в топ-20 лучших фокусников мира. После чего удостоилась чести дважды быть председателем жюри на всемирных чемпионатах FISM (Международная ассоциация обществ магов). Это самые престижные конкурсы иллюзионного искусства, наши Олимпийские игры. За всю историю, с 1947 года, я была первым и единственным членом жюри от России и первой женщиной, возглавившей судейскую бригаду.

— За что такая честь?

— Женщин-фокусников высокого уровня единицы, а в микромагии их можно сосчитать по пальцам. Помогло и то, что я много ездила с лекциями по миру, имею театральное образование, знаю английский.

— Можно ли обмануть фокусника? Или вы сразу разгадываете, в чем ловкость рук?

— Мы не волшебники, но, бесспорно, отвлечь наше внимание гораздо сложнее.

— Говорят, приемами и трюками иллюзионистов вовсю пользуются спецслужбы?

— Слышала об этом, но наверняка не знаю. У нас ведь свой кодекс чести: фокусники не обманывают, а удивляют. И публичное раскрытие секретов фокусов недопустимо для профессионала. Обучать товарищей по цеху можно, а раскрывать тайны ради праздного любопытства нельзя. Хотя, насколько известно, британская разведка использовала фокусников в своих целях.

— Есть ли сегодня династии иллюзионистов?

— В СССР фокусы стойко ассоциировались с фамилиями Кио и Акопян. Но эти династии — из двух поколений, а вот менее известная ветвь чревовещателей Донских существует уже в трех поколениях. Раньше фокусы передавались от учителя к ученику, часто — от отца к сыну. Теперь же есть книги, видеолекции, интернет.

— Где на планете ваше искусство наиболее развито?

— В Великобритании, США, Японии, Южной Корее фокусы — часть огромной машины шоу-бизнеса. Гигантские парки развлечений создаются в Китае. Там построено множество концертных залов, а правительство выделяет солидные суммы, чтобы возродить иллюзионное искусство.

— А у нас?

— У нас фокусники — редкие гости на ТВ, а чего по телевизору не показывают, того практически не существует. Хотя российская школа фокусов очень сильная, наши фокусники по-прежнему награждаются на международных конкурсах, но без господдержки искусство становится маргинальным. Да и засилье интернета ведет к обезличке. Новое поколение фокусников в основном копировало западных коллег.

Но я оптимист. Все, что не убивает, делает нас сильнее. Есть и молодые таланты, жаждущие славы и верящие в мечту. Это Илья Ильин из Екатеринбурга, питерцы Сергей Коллер, Вадим Гордеев и Елена Александрова, Никита Яцик из Иваново, москвич Александр Ерохин и другие. РАИ ежегодно проводит международный конгресс, а в его рамках — открытый чемпионат страны по фокусам. Жаль, его не видят миллионы телезрителей. Какие феерические впечатления получили зрители, да и мы сами на прошлогодних гала-концертах! Нам бы еще свое здание, вроде того, что имеет, например, «Магический круг» Англии, патронируемый королевской семьей...



Интервью с Екатериной Медведевой, опубликованное в журнале «Cosmopolitan Russia», 18.10.2017
Женщина-иллюзионист Екатерина Медведева о своих мечтах, призвании и жизни

Каждая из нас в детстве мечтала стать волшебницей — позже мечты растаяли, забылись за суетной «взрослой» жизнью. Воспитанные на вере в чудеса, мы болезненно принимали тот факт, что магии не существует. Или существует, но это все про кого-то другого, не про нас. Удивительно и радостно слышать, что есть люди, которые пронесли эту веру через свою жизнь, сделали их своим призванием. В ноябре состоится первая телевизионная премия TRiCK Awards для фокусников, мистификаторов и трикстеров. Мы пообщались с одним из членов жюри, президентом Российской ассоциации иллюзионистов Екатериной Медведевой, и расспросили у нее — как оно все, по ту сторону чуда.

Есть в слове «профессия» что-то топорное, пыльное. Оно отдает офисом, столбцами с цифрами или даже «у нас дресс-код, но по пятницам можно носить джинсы». Трудно соотнести это слово со словом «иллюзионист», и все же придется. Потому что магия — это профессия Екатерины Медведевой.

Я жду ее в кафе и не знаю, на что рассчитывать: какой будет женщина, которая творит волшебство? Она будет говорить низким грудным голосом, смотреть таинственно исподлобья? Принесет хрустальный шар?

Вместо этого я вдруг вижу перед собой молодую женщину с копной темных волос, веснушками на носу и подвижным улыбчивым лицом. Она легко смеется, глаза светятся, голос звонкий и легкий, и обстановка между нами быстро разряжается. Она заказывает имбирный лимонад, и я думаю, что этот напиток ей очень подходит.

— Екатерина, мой первый вопрос, наверное, немного странный: как вы себя называете? Я имею в виду, вы иллюзионист, фокусник или иллюзионист-ка?

— Вообще, фокусник, иллюзионист, престидижитатор — это всё слова-синонимы. В английском языке, например, они так и говорят: «волшебник». Я сама себя называю «фокусник». Есть определенное заблуждение, что «иллюзионист» — это тот, кто работает с большой аппаратурой, а фокусники — все остальные. Это не так. Иллюзионист имеет более широкое значение. Никак не могу привыкнуть к слову «фокусница». Так как профессия всегда была исконно мужской, я привыкла быть наравне с мужчинами, и слово «фокусница» как будто звучит немного пренебрежительно.

— Как началось ваше увлечение? Наверняка с детства — все творческие люди начинают рано.

— Вы совершенно правы, я не исключение. Все началось с того, что мой папа захотел научиться фокусам с картами, мне было лет пять или шесть. Папа попросил своего друга его научить. В нас, детях, сразу проснулось любопытство. (Когда я говорю «мы» или «нас», я имею в виду меня и моего брата Олега Медведева, который мне ничуть не уступает в мастерстве). И вот двое детей, которые узнают, что папа знает секреты фокусов, какая несправедливость. Тогда мы тоже потребовали нам раскрыть секрет. Нас предупредили, что тайны фокусов просто так не раскрывают: как только мы узнаем, как делать один фокус, мы должны будем его тщательно отрепетировать, и только после этого мы сможем приступать к разучиванию следующего. С этого и начались наши занятия, так мы начали заниматься фокусами. Нам очень повезло — знаете, как говорят, «сын полка», а вот мы стали «детьми Московского клуба фокусников». Этот клуб объединял всех фокусников Советского Союза и позже перерос в Российскую ассоциацию иллюзионистов. Детей в члены клуба не принимали, а нас — приняли, в виде исключения.

— А вы помните ваш первый фокус? Он был с картами?

— Нет, ну разве детям интересны карты? Какие-то картинки, цифры — несерьезно. Я помню, у меня был фокус с бусами. Я брала бусы, разрезала их, они падали в стакан, потом я наливала в стакан воду, выпивала ее, а изо рта вынимала целенькую нитку.

— А как вы это делали?

— Вот, мы дошли до главного. У фокусников есть что-то вроде клятвы Гиппократа: мы обязуемся хранить тайну фокуса! Правильные фокусники не раскрывают свои секреты. Есть очень тонкая грань между «научить» фокусу и «раскрыть секрет» фокуса. Если я научу вас фокусу, а вы мне пообещаете, что будете его репетировать — это допустимо. Если хотите, я могу научить вас одному фокусу, при условии, что вы мне пообещаете его отрепетировать!

— Катя, вы женщина, которая работает в мужской профессии. Расскажите, как вас приняли? Сталкивались ли вы когда-нибудь с пренебрежением со стороны коллег-мужчин?

— Вот вам яркий пример. В 2000 году «Магический клуб Англии» праздновал свое столетие. Сейчас — 2017 год, он существует 117 лет, а женщин в этот клуб стали принимать только 25 лет назад. Женщинам туда вход был закрыт. Я была тогда одна из первых, кого пригласили стать членом клуба.

У меня был интересный случай, когда я приехала на одну очень престижную конвенцию иллюзионистов — конкурс Рона Макмиллана. Пока я гуляла по фойе, меня останавливали участники конгресса и предлагали показать фокусы. Я, конечно, не отказывалась. Скажем прямо, фокусы были простенькие, а люди ждали от меня реакции. Я как вежливый человек, разумеется, благодарила, хлопала, восхищалась — а как еще было реагировать? А позже, когда я уже выступила со своими номерами, эти же люди подходили ко мне и упрекали, им показалось, что я над ними насмехалась!

Мне повезло, потому что российские фокусники, которые были моими учителями, — самые лучшие: Василий Руденко, Владимир Руднев, Анатолий Кириченко, Николай Концов.

— А как люди разучивают новые фокусы?

— О, эра интернета изменила всё! Раньше секреты фокусов передавались «от сердца к сердцу», от отца к сыну, от учителя — ученику. Когда в 1859 году Жан Эжен Робер-Уден написал свою первую книгу, где раскрывались секреты фокусов, это взорвало иллюзионный мир. Фокусники посчитали это предательством. Прошли годы, издание книг стало чем-то естественным и почетным. До России они, правда, не доходили — мешал «железный занавес», и книги стоили очень дорого, и перевод сделать было достаточно сложно. Потом стали выпускать первые кассеты с семинарами. Позже — DVD. А в советское время были, скажем, 10 фокусников в Москве. У одного был телевизор, у другого — видеомагнитофон, у третьего — видеокассета, это была настоящая «сходка»! Поначалу фокусы, которые привозились из заграницы, «делились»: мы буквально договаривались и распределяли, что кто показывает, чтобы репертуар не пересекался.

— А у фокусников есть специализация?

— Да. Условно можно разделить фокусы на две категории: те, что показываются на сцене, и те, что на близком расстоянии. На самом деле, существует 9 основных направлений: «Большая Иллюзия», «Общая магия», «Манипуляция», «Комическая магия», «Ментальная Магия» и «Микромагия», «Карточная магия», «Салонная магия».

— Катя, а вы суеверная?

— Знаете, мне повезло, я встречалась с людьми, о которых я точно знаю, что они не фокусники, но я не знаю, как они это делают. Бывают, скажем, люди, которых я называю «пророками». Они проходят мимо, бросают фразу, и через некоторое время вдруг она сбывается.

— Были когда-нибудь сомнения в выбранном пути?

— Как и у всех, были, конечно. Временами задаешься вопросом: а твой ли это путь, а сам ли ты его выбрал, или это было решение родителей, но позже только убеждаешься, что сделал правильный выбор.

Так как в моей семье не стояло вопроса, получать или нет высшее образование, я поступила в ГИТИС. Мне повезло, моим учителем и мастером был Андрей Николаевич Николаев, это клоун Нико или Андрюшка. Его, к сожалению, в нашей стране не так знают. У него есть удивительная коллекция: автографы Чаплина, Ремарка… Удивительный мастер.

— Наверняка случаются и непредвиденные обстоятельства. Расскажите о каком-нибудь случае, когда приходилось искать выход из трудного положения.

— Дело было в театре «Ее Величества», в Лондоне. Мои знакомые пригласили импресарио, менеджеров, агентов, чтобы те посмотрели на мое выступление. У меня был номер с летающей тростью в ритмах танго. Трость символизировала мужчину. Но в тот день все не задалось. Сначала у меня сломался каблук, прямо на сцене! Можете себе представить мои чувства. Что поделать — я отламываю второй.

Сразу оговорюсь: я человек запасливый, у меня было три запасных трости как раз на случай непредвиденных обстоятельств. За время выступления у меня ломается 70% реквизита. Как — совершенно неясно. Одну трость ломают те, кто выступают передо мной, другую случайно уносят, а третья ломается во время выступления! Хорошо, что меня не объявили как фокусника. В общем, так страстно я никогда не танцевала! В английских газетах даже написали, что это мне «гремлины все испортили».

То выступление меня подкосило, мне потребовалось много времени, чтобы прийти в себя.

— Скажите, конкуренция в этой среде высокая?

— Я с этим не сталкивалась, люди всегда относились очень доброжелательно. Мы просто одна большая семья.

Как-то перед поездкой на международный конкурс я познакомилась с одним известным астрологом, он предложил мне задать вопрос, конечно, я спросила о конкурсе, и он мне сказал: «Катя, что бы с тобой ни происходило, помни, что это — к лучшему». Приезжаю на конкурс, открываю чемодан, а специальное приспособление, которое должно было давать дым, не работает. Я в слезы! Вспомнила совет — пошла «в люди» и стала рассказывать, что у меня сломался реквизит. Мне повезло, один известный испанский фокусник мне помог.

— Что входит в обязанности президента Ассоциации фокусников?

— Моя обязанность — мечтать! Фокусников мало показывают по телевизору. Я мечтала, чтобы мы смогли показать широкой общественности настоящих мастеров, и благодаря каналу TR!CK, который организовал первую в России ежегодную телевизионную премию для фокусников и трикстеров, ученых и журналистов, моя мечта сбылась. Это будет яркое событие, следите за новостями на сайте премии www.trickawards.ru

А если вы фокусник, то вы можете еще успеть подать заявку до 15 октября.

— Традиционный вопрос: дальнейшие планы?

— Вы знаете, моя мечта и мое главное стремление — сделать так, чтобы у нас появилось свое здание, где была бы своя сцена, музей, библиотека, академия фокусов, где можно было бы получить высшее образование и выпуститься с диплом иллюзиониста. Академия, где могли бы учиться полноценно и разносторонне, чтобы молодые люди научились не только технике исполнения трюков, но и сценической речи, актерскому мастерству, танцам, работе с аудиторией, искусству импровизации, а также изучали бы историю живописи, театра, эстрады. Вот об этом я мечтаю.

Кстати, Катя, как и обещала, показала мне фокус, и я честно его репетировала. Теперь я могу научить его делать только тех, кто пообещает отточить его до совершенства!



Kate Medvedeva
The article by Peter D. Blanchard for the rubric "This Is Your Life"
Published in "The Magic Circular", Jan 1998, Vol. 92, Issue 982, p. 14–15
KATE MEDVEDEVA

From Russia with Love comes the lovely Kate Medvedeva MMC. All those who have seen her perform know what she stands for — high skills in the art of magic, charisma and charm, a credit to her country and the world of magic.

Kate says "I am grateful to destiny, for everything in my life. I consider myself a very lucky person, because from the very beginning and right up to today I have always been surrounded by people who loved and supported me".

Ali Bongo presents Kate with her certificate of membership
for The Magic Circle at FISM, Dresden in July 1997

Her father's old friend Vasily Rudenko impressed the young Kate with his superb magic, and her only wish was to know how he did it all. He taught her magic for three years and introduced her to The Moscow Club of Magicians which united all the professional and amateur magicians of the U.S.S.R. When she is asked "Who taught you magic?" she says she can name five magicians but there were more who could take credit for helping her to reach the high standard which she has achieved today. Nothing less than high standards appeals to her in performance, presentation, and in dress on or off stage.

Kate points out that it wasn't until 1997 that she felt she had really established herself in the world of magic. Last year (1997) proved the hardest, facing the challenges put before her. She believes that now the sky is the limit, but feels that she must still take advice from experienced performers to learn much, much more.

Taking a five year course at the Russian Academy of Theatre Arts she graduated as an actress, which is so important to her as she knows that a magician who can act has a flying start because a good magician is a good actor playing the part of a good magician.This attractive young Russian lady believes that the most important thing in magic is the atmosphere that a real magician creates. Many small things go towards creating that atmosphere. She says she can only compare it with the smell of chocolate or baking, which makes her feel like a child for a moment forgetting the whole world around her.Kate Medvedeva is a deep thinker. She told me "It doesn't matter what I do it'show I do it that counts. Social roles have changed greatly. Because I am female my magic will always be different from what male magicians do, even if I do exactly the same tricks. Female logic and intuition are different from those of the male species. When I perform I always hope that my audience will enjoy themselves,and have great fun. If that happens I am the happiest magician in the world."

She has taken various prizes in her country, 1st prize at the Soviet Union Magic Convention (Under 16 Close Up)and was nominated Miss Magic, the first ever awarded. She was in 'Days of Moscow' in Warsaw, Poland, where she came first for stage magic. She followed this with a tour of the USA, appearing in Dallas, Houston and Washington under the title of 'Peace Child'. In 1989 Kate Medvedeva rocked the judges at the International Magic Contest in Sofia, Bulgaria where they gave her 2nd prize for close up and 3rd prize for stage (adult section).

Prizes again at the SUMC and then she was acclaimed 'Miss Magic' in the Soviet Union before travelling on to Hiroshima,Japan for the Peace Child Festival. Her close up magic 'Magic of Moscow' was videotaped by Mike Maxwell of the USA.1993 saw her performances in Israel and Germany, and Russians saw her on "Good Evening Moscow" on Russian Television network. This dynamic young magical character was in "Star Rain" on Russian TV and in "100 Years of Kio" in the Moscow Circus.

Her success at Ron Macmillan's'International Magic Convention in London led to bookings at the American and British Embassies and The Moscow Military Attache Annual Ball. In 1997she was riding on the crest of a wave.Young and talented she has got what it takes to take her to the top.

In spite of all her success she remains a modest girl, who does not forget the friends who have helped and advised her and above all she loves her dear parents who have given her their endless love,care and support through the years.

Peter D. Blanchard, AIMC



From the article "A Look at Some 20th Century Women Magicians. Part 3" by Elizabeth Warlock
Published in "The Magic Circular", Feb 2008, Vol. 102, Issue 1099, p. 48–49

There are some, though, who are equally at home on stage and with close-up, one being Russia’s Kate Medvedeva. She first got interested in magic as a child when she saw the renowned Vasily Rudenko. Such was her enthusiasm that she became a pupil of Rudenko, studying with him for three years and laying the foundation for the high standards she was later to achieve. He subsequently introduced her to The Moscow Club of Magicians where she was able to mix with some of the best magicians in Russia. No wonder she won first prize in Close-up for the under 16s at the Soviet Union Magic Convention, and later came first for stage magic at the Days of Moscow event in Warsaw, which gained her a tour of the United States. More prizes followed at the International Magic Contest in Sofia in 1989.

Realising, though, there was more to performing magic than sheer technical skills, she took a five year course at the Russian Academy of Theatre Arts where she graduated as an actress. She made her first appearance in this country at the MacMillan Weekend in 1995, astounding everyone not just with her skills but also her charming personality. A few months later she appeared in the International Close-up show at the British Ring Convention at Eastbourne where she performed an intriguing cups and balls routine silently to music; instead of the normal cups and balls, she used bells and clappers, with her final load being miniature Kremlins. She lives in Moscow.

Фото

  • МЕДВЕДЕВА Екатерина Владимировна
  • МЕДВЕДЕВА Екатерина Владимировна
  • МЕДВЕДЕВА Екатерина Владимировна
  • МЕДВЕДЕВА Екатерина Владимировна

Видео

Знаменитые «Кубки и колокола» (Cups&Bells) Екатерины Медведевой
Авторский вариант классического трюка «Кубки и шары» (Cups&Balls)

Екатерина Медведева покоряет западных коллег
Часть конкурсного выступления. Лондон, 1995