Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

РУСАНОВ Сергей Александрович (1908 – 1991)

РУСАНОВ Сергей Александрович (1908 – 1991)

Сергей Александрович Русанов (25.10.1908, Москва – 18.07.1991, Москва) — танцовщик, иллюзионист, заслуженный артист РСФСР (1986). Окончил курсы искусства движения В. Цветаевой (1930). Начал в балетной труппе Московского театра оперетты, выступал в мимансе московского Большого театра. В 1935 вошел в состав танцевальной труппы Московского мюзик-холла, где подготовил номер с Татьяной Леман.

Татьяна Николаевна Леман (14.12.1906, Одесса – октябрь 1995, Москва) — танцовщица, иллюзионистка. Окончила хореографическое отделение Театрального техникума им. А. Луначарского в Москве (1929). Начала выступать в танцевальной группе Московского мюзик-холла под рук. К. Голейзовского (1929 – 1936).

Одновременно с 1935 демонстрировала совместно с Русановым номер «Ритмический танец» (степ), насыщенный акробатическими и жонглерскими трюками. В 1936 номер под названием «Эстрадная шутка» был включен в спектакль мюзик-холла «Под куполом цирка». В нем было найдено удачное сочетание танцевальных элементов с жонглированием, акробатикой, фокусами. Позднее вместе с режиссером Михаилом Харитоновым артисты подготовили остросатирический танцевальный номер «Настоящие джентльмены» (1946) и лирическую миниатюру с элементами иллюзии «Поговорим о любви» (1951). С 1967 показывали номер «Концертная шутка». Особое обаяние партнеров заключалось в несколько старомодной элегантности. Стремясь покорить очаровательную интеллигентную даму. Русанов демонстрировал различные жонглерские и иллюзионные трюки. При этом чрезмерные старания его обретали комедийную заостренность. Например, он хотел снять с лацкана черного пиджака ниточку белого цвета, нитка тянулась до тех пор, пока артист не наматывал из нее целый клубок, случайно распустив собственный галстук. И тогда кургузый остаток галстука артист трансформировал в концертную бабочку, украшавшую ворот рубашки. В конце номера артисты демонстрировали серию трюков с цветами. Букеты возникали всюду, даже там, где. по логике, им никак быть не положено, например, в рояле.

Гастролировали за рубежом: в Финляндии. Швеции, Германии. Румынии. Болгарии, Индии, Афганистане, Египте и других странах.

Сергей Русанов обучил азам степа правнука Александра Андреевича Лымарева (род. 18.01.1983, Москва), который уже в тринадцатилетнем возрасте стал призером чемпионата Европы по степу, однако впоследствии вместо карьеры танцора избрал актерскую профессию.


Литература:
  1. Хроника [анонс танц-аттракциона 7 июля 1937 г. в Эстрадном театре парка ЦДКА] // Советское искусство, № 31 (377), 5.07.1937, стр. 6;
  2. Эрманс Виктор. Цирк и эстрада на Всесоюзной с.-х. выставке // Советское искусство, № 61 (641), 9.08.1939, стр. 4;
  3. Сегодня в театрах, парках и садах [анонс концерта в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького] // Правда, № 231 (7916), 21.08.1939, стр. 6;
  4. Сегодня в театрах [анонс концерта в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького] // Известия, № 194 (6964), 22.08.1939, стр. 4;
  5. Артисты эстрады на кораблях [о концертах для моряков Северного флота] // Советское искусство, № 7 (677), 29.01.1940, стр. 4;
  6. Эрманс В. Декада советской музыки и эстрады // Советское искусство, № 61 (731), 1.12.1940, стр. 3;
  7. Ковалев А. Эстрадная декада // Известия, № 280 (7352), 3.12.1940, стр. 4;
  8. Второй всесоюзный конкурс эстрады [об отборе во второй тур] // Советское искусство, № 25 (760), 22.06.1941, стр. 4;
  9. Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Итоги первого тура // Известия, № 146 (7522), 22.06.1941, стр. 4;
  10. Боевая эстрада // Советское искусство, № 31 (766), 7.08.1941, стр. 2;
  11. Семенова И., Брагин Е. Путь многих. Эксцентрик // Огонек, № 8 (1081), 22.02.1948, стр. 28;
  12. Сегодня в театрах [анонс концерта 8 августа 1948 г. в Зеленом театре МПКиО «Сокольники»] // Известия, № 187 (9717), 8.08.1948, стр. 4;
  13. Анисимов А. Очистить эстраду от чуждых влияний [упомянуты как степисты-пародисты] // Советское искусство, № 12 (1152), 19.03.1949, стр. 4;
  14. Читашвили Д.И. Непроторенными путями // Советская культура, № 70 (1095), 14.06.1960, стр. 3;
  15. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: 1966, стр. 269; 1979, стр. 233;
  16. Кторов А. Подлинно оригинальные // Советская эстрада и цирк, 1966, № 10, стр. 14–15;
  17. Дмитриев Ю.А. Единственные в своем роде // Советская эстрада и цирк, 1982, № 3, стр. 29, 30;
  18. Ганешин К.В. Незабываемое // Советская эстрада и цирк, 1986, № 8, стр. 18–19;
  19. Ганешин К.В. От фокусов к образу // Советская эстрада и цирк, 1986, № 8, стр. 10–12;
  20. Тихомиров В. Прогулка по степу // Советская эстрада и цирк, 1988, № 11, стр. 30–31;
  21. Замковец Г. Московский государственный театр эстрады. М.: МГТЭ, 1990, стр. 43, 50, 52–53;
  22. Макаров С.М. Эстрада в России. XX век. Лексикон. М.: Росспэн, 2000, стр. 527–528;
  23. Макаров С.М. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2004, стр. 586;
  24. Василевский А.Н. Иллюзионное искусство. М.: самиздат, 2007, стр. 30–32.

Отрывки из очерка И. Семеновой и Е. Брагина «Путь многих», опубликованного в журнале «Огонек», № 8 (1081) от 22.02.1948, стр. 28

Путь многих

В дни Великой Отечественной войны работники советского искусства, как и все советские люди, отдавали все силы фронту.

1300 тысяч концертов и спектаклей было дано бойцам Советской Армии. Ведущие деятели «искусства — народные и заслуженные артисты — выезжали со специальными программами и спектаклями на передовые позиции.

Крупнейшие режиссеры, балетмейстеры и хормейстеры руководили военной самодеятельностью. Художники и скульпторы запечатлевали в своих творениях героические подвиги советского народа.

Немало работников искусства встало на защиту своей социалистической Родины с оружием в руках.

Пребывание в Советской Армии духовно обогатило их и научило мужеству, требовательности и взыскательности к себе, оно дало возможность работникам искусства расширить свой кругозор, глубже познать жизнь, людей, характер советского человека и отобразить его в творчестве.

Мы рассказываем о пяти молодых артистах, представителях различных видов искусства, в годы Отечественной войны сменивших сцену на поле брани и вернувшихся с победой к родному искусству. Их путь — путь многих...

Эксцентрик

Зимою 1944 года Н-ский истребительный противотанковый полк принимал участие в отражении контратаки крупных танковых соединений немцев, пытавшихся остановить наступление советских войск в одном из районов Прибалтики. Пушки выкатывали из засады и били в упор, прямой наводкой, по движущимся танкам.

Рисунки О. Верейского

Сержант Русанов осуществлял связь передовой со штабом.

Несмотря на серьезные потери, враг не прекращал атаки. Ряды истребителей танков тоже редели. В один из моментов боя, когда Русанов докладывал по телефону о том, что появились новые немецкие машины, разрывом снаряда был уничтожен орудийный расчет, находившийся от него в нескольких метрах. Из семи человек уцелели лишь двое. Тогда Русанов подбежал к ним, и они втроем стали вести огонь из орудия.

После боя командир полка вручил Русанову медаль «За отвагу».

Через несколько дней, когда Русанов передавал по телефону очередное донесение, начальник штаба сказал ему:

— Только что из Москвы передавали по радио письма на фронт. Послушайте текст письма, адресованного вам:

«Дорогой Сережа! Искренно и сердечно поздравляем тебя с правительственной наградой. Нам радостно и приятно, что наш товарищ и друг артист Сергей Русанов оказался прекрасным бойцом. Недалек день — и мы снова увидим тебя на эстраде...»

Последних слов Русанов не расслышал: противник открыл огонь, и связь была нарушена. Значительно позже узнал он фамилии подписавшихся под письмом: «Русланова, Утесов, Дарский, Миров, Набатов, Смирнов-Сокольский».

До войны молодой артист Сергей Русанов со своей неизменной партнершей Татьяной Леман исполнял на эстраде номер, в котором соединялось искусство ритмического танца с жонглированием, игрой с обручами, манипуляциями и пр. В первые дни Отечественной войны Русанов добровольцем ушел на фронт и демобилизовался лишь в 1945 году. Теперешнее творчество Сергея Русанова стало значительно злободневнее и острее. Своим новым номером «Настоящие джентльмены» Русанов и Леман, высмеивая современные нравы буржуазного Запада, вызывают одобрение зрителей.


Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. 269; 1979, стр. 2331

Говоря о современном советском иллюзионном искусстве, нельзя не назвать еще нескольких артистов. Т. Леман и С. Русанов разыгрывают иллюзионную сценку: Русанов с помощью различных трюков пытается привлечь внимание своей партнерши, за которой он ухаживает. В заключение целой серии трюков с букетами цветов (артист заставляет их появляться в самых неожиданных местах) раскрывается рояль и из него «льется» водопад цветов.


Из статьи Ю.А. Дмитриева «Единственные в своем роде»

Журнал «Советская эстрада и цирк», 1982, № 3, стр. 30

Сергей Русанов и Татьяна Леман

Когда говорят о первом специализированном учебном заведении, готовящем артистов для цирка и эстрады, обычно называют Училище циркового искусства и предшествующую ему Мастерскую циркового искусства (МАЦИС), открытую в 1926 году. Но следует вспомнить еще одно учебное заведение — Курсы искусства движения, возглавляемые двоюродной сестрой знаменитой поэтессы В. Цветаевой. Именно там на акробатическом отделении начал преподавательскую деятельность С. Сергеев, подготовивший огромное число цирковых артистов. Из числа его учеников до сих пор остается на манеже руководитель труппы исполнителей икарийских игр В. Ушаков. Эти же курсы закончил С. Русанов, сейчас вместе с Т. Леман показывающий фокусы.

Но до того как прийти к фокусам, оба прошли большую дорогу.

Сергей Александрович учился, одновременно выступая в мимическом ансамбле Театра оперетты. А окончив курсы, начал работать в танцевально-пластическом ансамбле, руководимом Верой Майя. Здесь он исполнял танец «Шарманщик», содержащий и акробатические элементы.

В 20-е годы много говорили о синтезе искусства, об универсальных мастерах, использующих различные сценические приемы. И, готовя под руководством И. Моисеева номер с известной танцовщицей Ириной Дубовской, Русанов приналег на жонглирование, которым он занимался на курсах под руководством В. Жанто.

Позже, войдя в состав драмбалета, возглавляемого Н. Греми-ной Русанов исполнял сюжетные танцы, требующие и драматического дарования: «Зеркало», «Бокс», «Хирургия». И что существенно — некоторые из этих танцев, как и балет «Времена года», в котором он тоже участвовал, ставил выдающийся балетмейстер-новатор К. Голейзовский.

Не будем перечислять все номера, исполненные Русановым. Заметим только, что, работая в московском мюзик-холле, он танцевал «Блюз» с Л. Чернышевой, вскоре ставшей ведущей актрисой Центрального детского театра. Что же касается «Зеркала», то его партнером оказался С. Мартинсон. Так что учиться было у кого.

Теперь несколько слов о Татьяне Николаевне Леман. Она выпускница хореографического техникума имени Луначарского, из которого вышло немало выдающихся мастеров танцевального искусства. Участница знаменитого ансамбля «Герлс», соединяющего в постановках Голейзовского танцы с групповыми вольными гимнастическими движениями. Так что и у нее подготовка была отличной. Соединила этих двух людей в одном из номеров балетмейстер Н. Глан.

Вначале номер состоял из нескольких частей: общего танцевального ритмического вступления, далее Русанов жонглировал. Кроме того, он освоил мастерское владение обручами, которые у него катались в разные стороны и даже вальсировали. В заключение номера Леман исполняла так называемый боген, то есть, встав на два стула, сильно прогибалась в. спине и зубами поднимала с пола платок. А исполнялись все эти разнородные вещи удивительно непосредственно, элегантно, казалось, что сами артисты забавлялись тем, что они делали.

Войну Русанов провел в Действующей армии, а когда вернулся, стало ясно — номер восстановить невозможно, годы давали себя знать. И тогда решили показывать фокусы. И все новые, каких больше ни у кого нет, — рояль превращался в цветочную клумбу, рюмка изгибалась, и в нее невозможно было налить вино, из галстука тянулись нити, и он в конце концов превращался в бабочку.
Впрочем, не будем перечислять всех трюков — лучше это видеть. Скажем о другом. Артисты не пытаются молодиться, но люди они веселые, что называется «заводные», и кажется, что фокусами они в первую очередь радуют и удивляют друг друга, а потом и нас, зрителей.

Первоклассный номер Т. Леман и С. Русанова годен для любой площадки, от клубной сцены до циркового манежа. Но, вероятно, лучше всего он смотрится в варьете или мюзик-холле. Он прямо-таки рожден для зрелищных предприятий такого рода.


Отрывки из статьи Кирилла Владимировича Ганешина «От фокусов к образу»

Журнал «Советская эстрада и цирк», 1986, № 8, стр. 10, 11

В программе «От фокуса к фокусу» участвуют лауреат Международного конкурса Александр Василевский и Тамара Василевская, лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады Вероника Малиновская и Константин Зайцев, заслуженный артист РСФСP Сергей Русанов и Татьяна Леман, лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване Владимир Руднев и Лариса Рубцова, молодые исполнители Ирина и Владимир Тишковы.

«Концертные шутки» — так называется номер Леман и Русанова. У них фокусы-шутки. Поднятые со сцены рассыпанные платки у них склеиваются, срастаются в цветистое покрывало, как бы в лоскутное одеяло. Но один платок поднять забыли, а без него — в покрывале квадратное отверстие.

А вот артист берет из рук партнерши роскошный веер из перьев, который у него оказывается общипанным, потрепанным. Возвращенный артистке, веер приобретает первоначальный вид. В «Концертных шутках» подкупают взаимоотношения партнеров, предельная учтивость, галантность, сегодня, может быть, даже излишне чопорная, в то же время трогательная, вызывающая уважение. Партнер хитрит не для того, чтобы обмануть даму, а чтобы не огорчить, не обеспокоить ее. А она опекает своего партнера отнюдь не для того, чтобы утвердить свое превосходство, а проявляя заботу о нем. В финале кавалер столь сильно желает доставить приятное даме, что в его руках один за другим ниоткуда возникают роскошные букеты цветов.


Из книги А.Н. Василевского «Иллюзионное искусство», 2007 год, стр. 30–32

Т. Леман и С. Русанов

В тридцатые годы в московском Мюзик-холле выступал дуэт молодых артистов. Он и она. Они показывали фокусы, но делали это с таким мастерством и юмором, что вскоре стали гвоздем программы.

Грянула война, и он ушёл на фронт. Она в составе фронтовых бригад выступала перед бойцами и краснофлотцами нашей Красной Армии. Пришло известие, что он погиб, но она верила в то, что он вернется. Она берегла их театральные костюмы, берегла их театральный реквизит.

— Ты с ума сошла, Танька! — говорили ей подруги, а она в это время покупала для него впрок концертные рубашки. Она верила в то, что он вернется!

И свершилось чудо! Три побега из концлагерей совершил он и живой с медалями и орденами, после взятия Берлина, вернулся с фронта домой!

И вот Татьяна Леман и заслуженный артист республики Сергей Русанов выступают перед нами.

На сцену быстрым шагом выходит стройная, элегантная она, а за ней поспевает он. В руках у нее платок. Она роняет его, а он, как истинный джентльмен, подхватывает платок и отдает ей. Она роняет другой платок. Он поднимает и отдает ей. Она роняет снова и снова. Он каждый раз поднимает платки. И вот она роняет платок, но он не падает. Партнер успел завязать платки!

Она кладет связанные платки ему через плечо, затем берет их и из этих платков сыпется на пол сотни платков! Он поднимает платки, она помогает ему. Вот все платки собраны в большой ком, она распускает его, и платки превращаются в громадный платок, состоящий из разноцветных платков.

Посередине зияет квадратное отверстие. Это следствие его небрежности. Одного платка нет. Он смущен. Она изящным движением достает платок у него из-за шиворота. Платок привязан к веревочке. А на ней еще несколько десятков платков. Она, держа веревку за конец, убегает за кулисы. За ней следом вьются разноцветные платочки.

Оставшись один, он отряхивает костюм и находит ниточку. Он тянет за нитку. Она тянется из лацкана его пиджака. Нитка тянется до бесконечности. Наконец нитка кончилась. Он довольный осматривает себя и видит, что его галстук стал совсем коротким. Он распустил за нитку свой галстук! Чтобы как-то выйти из положения, он выворачивает остатки галстука и превращает его в элегантную бабочку!

На сцену с веером в руках возвращается она. Она обмахивается веером, а затем отдаёт веер ему. Он, не зная, что с ним делать, нечаянно проводит перышками по носу. Чихает, и из веера летят перья. Он осторожно открывает веер. Из веера торчат остатки перьев. Он быстро отдает веер ей. Она, как ни в чем ни бывало, раскрывает веер. С ним все в порядке. У нее в руках большой красивый белый веер. Он берет веер, раскрывает. У него огрызки. Он пытается снова и снова закрыть и открыть веер, но в руках у него не веер, а уродство!

Она берет веер, раскрывает и у нее веер снова имеет нормальный вид. Он достает очки, надевает и смотрит на веер. Она закрывает и открывает нормальный веер. Когда он видит это, у него очки лезут на лоб!

Разыграв своего ухажера, она уходит за кулисы. Он, оставшись один, достает из рояля бутылку хорошего шампанского и бокал. Оглянувшись, он наливает вино в бокал. Но бокал разломился надвое, и верхняя часть бокала отклонилась в сторону от бутылки.

Он занес руку с бутылкой с другой стороны бокала. Бокал ломается в другую сторону. Тогда он берет бокал за верхнюю часть. Теперь никуда не денешься! Наливает вино, но в этот момент ломается горлышко у бутылки, оно поднимается вверх, отворачиваясь от бокала!

Он не заметил, как подошла она. Его застали на месте...! Она отбирает бокал, а он, ища выхода из положения, извиняясь, превращает бутылку в букет цветов и дарит ей. Цветы появляются у него в руках неведомым образом. Он достает их отовсюду. Цветов масса. Он заваливает ее цветами.

Наконец он подходит к роялю, открывает крышку, и под крышкой появляются цветы. Цветы заполняют весь рояль!


1 Цитируется по изданию 1979 года. По сравнению с публикацией 1966 года приведенный абзац отличается незначительными стилистическими правками. В обеих изданиях неправильно указан инициал Сергея Русанова — «Г.» вместо «С.»

Примечание редактора сайта

Фото

  • РУСАНОВ Сергей Александрович (1908 – 1991)
  • РУСАНОВ Сергей Александрович (1908 – 1991)

Видео

Сергей Русанов и Татьяна Леман в художественном телефильме
«Семнадцать мгновений весны» (12-я серия)

Этот же эпизод из оцвеченной версии фильма
При наложении цвета размер кадра уменьшен,
длительность эпизода сокращена вдвое