Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)

МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)

Михаил Владимирович Михелев (р. 11.04.1964, Чирчик, Ташкентская обл., УзССР) — многопрофильный артист из Узбекистана, фокусник, танцор, музыкант, исполнитель шоу теней кистей рук. Выпускник ВТМЭИ (1989), лауреат двух Всесоюзных фестивалей иллюзионного искусства (1988, 1990) и открытого фестиваля-конкурса «Степ-парад» (1999).

Фокусами увлекся в детстве, занимался в самодеятельном цирковом коллективе «Рассвет» при дворце культуры Чирчикского электрохимического комбината (ДК химиков, город Чирчик). В 1979 году по окончании восьми классов средней школы поступил в Чирчикский индустриальный техникум. В 1983–1985 гг. проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР (военно-строительные войска, Приморский край).

В 1985 году поступил в Республиканскую студию эстрадно-циркового искусства (г. Ташкент) на цирковое отделение. Под влиянием педагога студии Юрия Леонидовича Волкова заинтересовался чечеткой. Дополнительным стимулом для страстного увлечения степом стал вышедший в том же году кинофильм «Зимний вечер в Гаграх». По окончании студии в 1987 году начал работать как артист иллюзионного жанра в Дирекции ташкентских коллективов «Цирк на сцене». В 1988 году направлен во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ, г. Москва). Подготовил два номера: «Танцующий фокусник» (режиссер-постановщик Юрий Александрович Гусаков) и «Тени» (режиссер-постановщик Ирина Павловна Осинцова).

В мае 1988 года стал лауреатом Второго Всесоюзного фестиваля иллюзионного искусства «Волшебный парад — 88» (Черноголовка, Московская обл.), заняв с номером «Манипуляция с шариками» третье место в разделе «Манипуляция». В мае 1990 года на III Всесоюзном фестивале иллюзионного искусства «Москва — 90» занял второе место в разделе «Манипуляция» с номером «Танцующий фокусник».

В 1993 году принял участие в открытом фестивале «Степ-парад» (г. Москва) с двумя номерами: «Танцующий фокусник» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (хореограф Михаил Кушнер-Гусаков, США), занял первое место в разделе «Техника» (по условиям состязания требовалось исполнить чечеточную комбинацию без музыки). В 1999 году на открытом фестивале «Степ-парад» (г. Иваново) исполнил танец под знаменитый регтайм С. Джоплина «Артист эстрады» и занял второе место в номинации «Соло», возрастная категория старше 26 лет.

Работал артистом оригинального жанра в «Узбекконцерте», Республиканском доме актера, «Узгосэстраде». Гастролировал в Азербайджане, Германии, Казахстане, Китае, Республике Корея, России, Туркменистане, Украине. C 2000 года основной упор в исполнительской работе делает на номер «Тени». Наряду с традиционными силуэтами животных искусно демонстрирует портреты известных личностей, включая Пушкина, Горького, Ленина, Сталина. Особые симпатии публики вызывает образ восточного чародея, в котором заметны черты персонажа Турок из одноименного номера Владимира Букатича. В настоящее время Михаил Михелев — артист Государственного джаз-оркестра имени Батыра Закирова. Помимо шоу теней и фокусов, играет на классической гитаре, поет, сочиняет музыку.


Биографические данные:
  • 1987–1990 — артист иллюзионного жанра в Дирекции ташкентских коллективов «Цирк на сцене» (г. Ташкент);
  • 1988–1989 — учеба в ВТМЭИ (г. Москва);
  • 1988, май — 3-е место в разделе «Манипуляция» на Втором Всесоюзном фестивале иллюзионного искусства «Волшебный парад — 88» (Черноголовка, Московская обл.);
  • 1990–1991 — артист оригинального жанра «Узбекконцерта» (г. Ташкент);
  • 1990, 27 мая — 2-е место в разделе «Манипуляция» на III Всесоюзном фестивале иллюзионного искусства «Москва — 90»;
  • 1991–1995 — артист оригинального жанра театра-студии под руководством Андрея Петровца в Республиканском дома актера (г. Ташкент);
  • 1993, 22 февраля — 1-е место в разделе «Техника» на открытом фестивале «Степ–парад» (г. Москва);
  • 1994 — начал сочинять музыку для шестиструнной гитары;
  • 1995–2004 — артист оригинального жанра «Узгосэстрады» (г. Ташкент);
  • 1999, 5 декабря — 2-е место в номинации «Соло» (возрастная категория старше 26 лет) на открытом фестивале «Степ–парад» (г. Иваново);
  • 2004–2014 — артист оригинального жанра Дирекции академических, народных и художественных коллективов им. Мухитдина Кари-Якубова «Оркестр им. Б. Закирова» (г. Ташкент);
  • 2006, 25–27 февраля — выступление с номером «Тени» на фестивале «Цирк встречает классику» немецкого цирка «Ронкалли» (Roncalli Event Festival “Circus meets Classic”, Дортмунд, Германия);
  • 2006, 30 октября – 2007, 27 января — гастроли с номером «Тени» в театре-варьете «Винтергартен» (Wintergarten Variete, Берлин, Германия);
  • 2007, 28 октября – 2008, 26 января — гастроли с номером «Тени» в театре-варьете «Фридрихсбау» (Friedrichsbau Variete, Штутгарт, Германия);
  • 2008, 27 августа – 26 октября — гастроли с номером «Тени» в театре-варьете «Кристалл-палас» (Krystallpalast Variete, Лейпциг, Германия);
  • 2014 – настоящее время — артист оркестра им. Б. Закирова Объединения оркестров Узбекистана (г. Ташкент);
  • 2016 — дополнительный специальный диплом и приз за предоставленную «Волшебную паузу» (номер «Тени») на ХVII международном фестивале авторской песни и поэзии «Осенний аккорд – 2016» в Ходжикенте (Узбекистан).

Литература:
  1. Карташкин А.С. Иллюзионисты соревнуются // Советская эстрада и цирк, 1989, № 1, стр. 45;
  2. Моисеева, Любовь. В эти дни в Москве танцевали только степ [про фестиваль «Степ-парад — 93», есть фото М. Михелева, исполняющего танец «Нью-Йорк, Нью-Йорк», фотограф Владимир Суворов] // газета «Клуб»?, февраль 1993;
  3. Карташкин А.С. Праздник с чудесами. М.: Просвещение, 1993, стр. 107;
  4. Карташкин А.С. Фокусы. Занимательная энциклопедия. М.: издательский дом «Искатель», 1997,  стр. 41, 218;
  5. Шереметьевская Н.Е. Прогулка в ритмах степа. М.: Печатное дело, 1996, стр. 214;
  6. Шбинтаев Р. Чудо в квадрате [три фото М. Михелева, фотограф Алексей Некрасов] // Алма-Ата: Экспресс К, № 10 (15170), 18.01.2003, стр. 7;   
  7. Еланская А. Единство, творящее чудеса // Ташкент: Вести.uz, 14.04.2006;
  8. Рибар И. [рецензия на концерт 15.02.2007] О любви, джазе и тенях // Press-uz.info, 26.02.2007;
  9. Махнев А. Похвала тени // Правда Востока, 5.02.2009.

Песни на музыку и в исполнении Михаила Михелева можно услышать на сайте music.lib.ru.



Из книги Анатолия Карташкина «Праздник с чудесами», 1993, стр. 107

Эта вариация усовершенствования известного была разработана мной с целью создания новых зрелищных эффектов в жанре иллюзии. С ней я познакомил в 1986 году участников II съезда Московского клуба фокусников. Собравшиеся чародеи оценили ее в целом положительно, а Михаил Михелев из Ташкента попытался применить ее к усовершенствованию своих собственных трюков. Через два года Михелев стал одним из лауреатов иллюзионного конкурса «Волшебный парад — 88», а данный подход займет свое место среди других методов разработки нестандартных иллюзионных эффектов.

Михаил Михелев о творческом взаимодействии с Анатолием Карташкиным

С Анатолием Сергеевичем я советовался, когда делал номера. Его принцип комбинирования очень помог и помогает мне в работе. А еще его советы заряжают энтузиазмом и учат думать!



Михаил Михелев рассказывает, как создавался номер «Тени»

Как появились «Тени»? Тут есть немного мистики...

В детстве отец научил меня складывать из пальцев фигурку зайца и показывать его тень на стене. Я пробовал делать другие персонажи и иногда развлекал друзей этим баловством. Но вот однажды по телевидению показали номер Алексея Горяченкова, где он демонстрировал профили известных людей. Это меня просто ошеломило! Оказывается забава может быть искусством! Тогда-то и засела в моей голове мысль сделать что-нибудь подобное. В ташкентской студии я пытался подготовить номер, взяв за основу песенку «Пластилиновая ворона», но как-то не пошло... Впоследствии на одном из магических вечеров в ЦДРИ я увидел номер Сергея Солоницына на основе «Пластилиновой вороны». Воистину идеи витают в воздухе! А работу Горяченкова я неоднократно видел и на фестивале МКФ, и когда учился в ВТМЭИ.

Да, о мистике. На просмотре при поступлении в ВТМЭИ Ирина Павловна вдруг САМА предложила мне делать «Тени»! Я об этом даже не заикался! Работа над номером была очень тяжелой. Нельзя было повторять Горяченкова, да и при всем желании не получилось бы! Информации не было никакой. Всю энергию я отдавал степу и работе над «Фокусником». В результате через год пришлось выпускаться только с одним номером. Однако в «Тенях» было найдено «рациональное зерно», и я потихоньку дорабатывал номер уже дома. Когда бывал в Москве, то непременно заезжал в ВТМЭИ и Ирина Павловна вносила коррективы. Сейчас «Тени» — мой основной жанр. Фокусы несколько сместились на второй план. Хочется делать что-то не как все...

Персонажи шоу теней Михаила Михелева


Статья Расула Шбинтаева «Чудо в квадрате»
Опубликовано в алматинской газете «Экспресс К», № 10 (15170), 18.01.2003, стр. 7
Чудо в квадрате

Тень — самая, пожалуй, иллюзорная вещь в мире: неуловимо-мистическая граница света и тьмы. Поэтому мало кто из людей мотет управлять тенью. Для этого надо родиться именно иллюзионистом, как Михаил Михелев. Он любит танцевать степ под «Розовую пантеру». А еще записывает музыку, не зная нотной грамоты, — не сочиняет, а записывает то, что иногда само приходит из неведомого.

В одном из алматинских ресторанов, развлекающих посетителей эстрадными представлениями, большим успехом пользуются выступления «теневого специалиста» Михаила Михелева. Вроде бы все просто: необыкновенно гибкие руки Михаила производят манипуляции между светом фонаря и белым экраном...

Многие из вас в детстве, наверное, поднимали руки, когда во время киносеанса рвалась пленка, и в луче кинопроектора баловались тенями. Но уровень искусства изображения зрителей не поднимался выше рожек и фигушек. У Михаила же это буквально мультяшка, а точнее, эстрадный номер, вобравший в себя теневые изображения двигающихся и говорящих людей и, более того, показывающих фокусы. То есть это фокус превращения теней рук (впрочем, участвует даже голова, а также различные предметы) с показом фокусов. То есть чудо в квадрате. Добавьте к этому остроумные диалоги. Конечно, не обходится и без участия самых различных зверюшек — теневая «Планета животных» в «ТВ-сеансах» Михелева очень обширна: волка непременно отличишь от собаки, а последние даже разных пород.

К этому редкому, даже в мировом масштабе, как говорит сам Михаил, жанру его подтолкнуло, безусловно, детство: отец, сложив у лампы руки, показал зайчика на стене. А как-то показал фокус с исчезновением лимонадной пробки. Первыми зрителями Михаила стали друзья, чирчикские пацаны — он ведь из Чирчика, небольшого города под Ташкентом. Там и началась самодеятельность.

Михаил начинал в народном цирке «Рассвет», что находится в чирчикском Дворце химиков. После армии поступил в эстрадно-цирковую студию в Ташкенте. Там больше занимался акробатикой, чем фокусами: не было специального педагога. После учебы устроился на работу в ташкентский «Цирк на сцене», откуда его для подготовки новых номеров направили в Москву, во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ). И встреча произошла!

В Москве в это время учились Раиса и Балтабек Жумагуловы, которые уже были мастерами иллюзиона, победителями многих фестивалей. Михаил был с ними знаком по республиканскому конкурсу артистов эстрады, проходившему когда-то в Ташкенте. И встреча в Москве очень сблизила парня из Ташкента и двух алматинцев.

— Они мне были, как брат с сестрой: когда мне становилось очень одиноко, буквально, бежал к ним, — вспоминает Михаил, который многому научился у них. — Сейчас Раисы нет в живых, Балтабек — заслуженный артист PK. Слышал, что он в Астане, занимается строительством цирка. Хотелось бы встретиться...

В Москве Балтабек познакомил Михаила с Ириной Павловной Осинцовой, педагогом ВТМЭИ. Она-то и предложила ему сделать номер с тенями.

— У меня были на этот счет свои задумки, и вдруг она мне это предлагает. Это была мистика какая-то! «У тебя такие гибкие руки», — говорит. «Меня это давно интересует, я кое-что умею», — сказал я и продемонстрировал зайца, которого мне отец показал. Она говорит: «Видишь, как я попала!» Но в это время у меня было желание научиться чечетке. И совместить фокусы с чечеткой. Тем более что она же и свела меня со знаменитыми чечеточниками братьями Гусаковыми.

Этот номер Михелева тоже впечатляет. Представьте себе оркестровую флегму «Розовой пантеры» под изящный степ каблуков настоящего джентльмена. А третий номер Михаила «Танцующий фокусник» (созданный при помощи Михаила Кушнера, известного степ-танцора из Нью-Йорка) соединил два этих жанра, чем напрочь убрал скуку почти неподвижно стоящих у «цилиндра чудес» иллюзионистов.

Кстати, Михаил не считает Коперфильда гениальным фокусником. Гениальным артистом — да. То есть магистр иллюзиона «выезжает» больше благодаря очень артистичной, необычной режиссуре, считает Михаил, а технически нового у него ничего нет.

Из скрытых талантов Михаила самый, пожалуй, необычный — композиторство. При этом он не знает нотной грамоты, а мелодии приходят из неизвестного ему источника. Он напевает их на магнитофон, а потом на гитаре подбирает музыку. Уже есть около 10 законченных произведений (некоторые «приходят» частями в течение многих лет).

— Я не хвалю себя, — говорит он. — Просто показывал их профессионалам — они поражались. Я как медиум — они сами приходят, с детства.



Статья Алины Еланской «Единство, творящее чудеса», 14.04.2006
Единство, творящее чудеса

Жизнь постоянно доказывает нам, что в искусстве мало что-то переживать, понимать — надо еще уметь делать, уметь воплотить, материализовать пережитое и познанное. С этим согласится каждый, а тем более — служащий искусству человек, считающий его священным ремеслом.

О таком человеке — мастере своего дела — талантливом, одержимом, влюбленном в жизнь и хочется рассказать. Это — Михаил Михелев, личность, заявившая о себе в эстрадно-цирковом искусстве Узбекистана довольно давно. Артист, обладающий богатым духовным миром, достигший глубокого взаимопонимания со зрителем и слушателем любого возраста.

Путь в искусство уроженца города Чирчика Ташкентской области не был тернистым. Он выбрал его сам: «Еще со школьных лет я мечтал о цирке, а участь в Чирчикском индустриальном техникуме регулярно посещал народно-цирковую студию «Рассвет» при Дворце культуры химиков города Чирчика. И весьма благодарен педагогам этой студии, оценившим и точно предсказавшим мою дальнейшую судьбу».

Армейская служба в инженерно-строительных войсках Приморского края закалила дух и тело молодого парня и научила многому — не пасовать перед трудностями, достигать поставленной цели во что бы то ни стало.

Техникум и армия позади, а впереди учеба в Республиканской студии эстрадно-циркового искусства в городе Ташкенте, где педагог по народному танцу Юрий Леонидович Волков увлек Михаила степом. После студии Михаила с номером «Иллюзия» приняли в Дирекцию ташкентских коллективов «Цирк на сцене», возглавляемую в те годы знаменитым Иркином Шакиржановичем Ташкенбаевым.

После четырехмесячных гастролей по Дальнему Востоку — это был 1988 год — Михаил не замыкаясь в кругу узких интересов, с согласия директора цирка едет по направлению на подготовку нового концертного номера во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) в Москву (ВДНХ, «Зеленый театр»). Учеба длилась более года и дала хороший результат.

Еще до отъезда в Москву у Миши возникла идея совместить фокусы с чечеткой, нравившейся ему, но этим мастерством еще надо было овладеть. В ВТМЭИ режиссером у Михаила был один из знаменитейших в прошлом танцоров-чечеточников братьев Гусаковых — Юрий Александрович Гусаков, который поставил Михаилу оригинальный номер, где и удалось это осуществить.

Художественным руководителем ВТЭМИ в эти годы был замечательный человек Леонид Семенович Маслюков (сейчас студия носит его имя), точные советы которого очень продвигали работу над номером. Режиссером второго номера «Тени», была Ирина Павловна Осинцова, которая раньше других, наверное, оценила достоинства Михаила и помогла своим богатым опытом и терпением, чтобы в будущем он сумел сотворить свой театр теней.

1990 год стал для Михаила Михелева знаковым. Вернувшись в Ташкент он познакомился с заслуженным артистом Узбекистана Андреем Петровцом, открывшим свою театральную студию в Доме Актера при Союзе театральных деятелей Узбекистана. Михаил представил ему новые номера и сразу же был принят в труппу.

В течение пяти лет артисты студии успешно выступали не только в республике, но и выезжали на гастроли в страны СНГ и дальнего зарубежья: в Туркмению, на Украину, в Китай, в Республику Южная Корея и т.д.

От Андрея Александровича Петровца я услышала о Мише самые лестные отзывы: «Работать с Михаилом легко и приятно — его восприятие мира, жизнелюбие и оптимизм, одаренность и богатство фантазии способствовали тому, что работа его ума, сердца и рук каждые раз рождали новые замечательные номера, глубоко эмоциональные, волнующие зрителей. Нас знали, любили и ждали всегда».

Сказано искренне и справедливо, а подтверждение тому — неоднократные победы Михаила Михелева во Всесоюзных конкурсах эстрадно-циркового искусства «Волшебный парад» в Москве и Московской области (1988 и 1990 гг.), а международных конкурсах «Степ-парад» в городах Москва и Иваново (1993 и 1999 гг.).

На эстраде Михаил Михелев уже более двадцати лет и в данное время числится в штате Дирекции академических народных и художественных коллективов им. Кари Якубова при эстрадно-симфоническом оркестре Узбекистана, носящем имя Батыра Закирова.

Коронный номер Михаила Михелева «Театр теней» пользуется большой популярностью не только среди жителей столицы — об этом говорят многочисленные теплые отзывы и слова благодарности в адрес артиста.

Благодаря искусной манипуляции пальцев рук, удачно подобранным световым и звуковым эффектам на экране оживают герои сказок и мультфильмов: знакомые и любимые животные, мудрый старик Хоттабыч, и многие другие образы, приводящие в восторг зрителей и особенно малышей.

Нельзя умолчать еще об одном увлечении Михаила. С двенадцатилетнего возраста он самостоятельно овладел игрой на гитаре-шестиструнке, а в 1994 году увлекся композицией — сочинением музыки на стихи популярных ташкентских поэтов: Тамары Сологуб (ныне живущей в Израиле), Степана Балакина, Александра Махнева, Натальи Бунич, Софии Демидовой, Андрея Ролича и Владимира Уфлянда из Санкт-Петербурга.

Рождаются лирические песни, мелодии которых, приятные на слух, надолго остаются в памяти. На стихи Т. Сологуб написано семнадцать песен. Записан на диск цикл песен М. Михелева «Гитару к сердцу прислонив» на стихи А. Махнева и В. Уфлянда.

Когда-то в юности Миша посещал чирчикский клуб авторской песни «Пилигрим» и тогда в нем, наверное, пробудился композиторский талант. А интерес к музыке привили, разумеется, родители: отец владеет игрой на баяне, балалайке, гитаре, а мама любит музыку с детства (она пела в школьном хоре).

Песни в исполнении Михаила на творческих вечерах поэтов-бардов, в клубах авторской песни и в литературно-творческих объединениях города Ташкента. Недаром говорят, что если человек одарен, то его талант многогранен. Живет такой человек в нашем городе — Михаил Михелев — скромный, но знающий себе цену, творящий добро и чудеса. Впереди у него целая жизнь, и пусть она будет счастливой.



Из статьи Ирины Рибар «О любви, джазе и тенях», 26.02.2007
О любви, джазе и тенях

Когда в детстве отец показал Михаилу Михелеву, как из пальцев руки можно сделать фигурку зайчика, он даже и не предполагал, что через много-много лет детская забава станет его профессией, а «театр теней» — одним из лучших номеров, пишет независимая газета Узбекистана «Зеркало XXI». Уже будучи студентом Республиканской студии эстрадного и циркового искусства в Ташкенте, он задумался о номере с использованием теней. Но тогда, как говорится, не сложилось, мечта была отложена в загашник, а Михаил сосредоточил всю свою творческую фантазию на фокусах и чечетке.

Надо отметить, что работа с тенью — жанр на эстраде достаточно редкий, требующий особых знаний и информации. Да, к тому же, и весьма трудоемкий. Ведь это только из зрительного зала кажется, что фигурки возникают сами по себе и без особых усилий артиста. Это через много лет о работе М. Михелева будут говорить: «Руки, тень и мастерство», а пока…

В 1988 году М. Михелев был направлен дирекцией Цирка на сцене на постановку номера в Москву, во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, где ему, заметив его пластичные руки, как бы случайно предложили сделать «теневой номер». Он с удовольствием согласился и стал готовить параллельно сразу два номера — работу с тенями и еще один (который ему режиссировал Ю. Гусаков), где пытался связать фокусы с чечеткой. Кстати, знаменитые танцоры степа братья Гусаковы прекрасно известны зрителям по фильму «Карнавальная ночь».

На подготовку танцевального номера ушло более года, а вот идею «театра теней» и тогда воплотить в жизнь так и не удалось. Только через пятнадцать лет Михаил снова вернулся к своей детской забаве и вновь решил поэкспериментировать с образами животных. Так потихоньку стал нарабатываться репертуар, сложившийся в сегодняшний номер, который теперь некоторые артисты эстрады даже пытаются копировать.

На сцену выносится специальное приспособление, обтянутое белым экраном, в зале выключается свет и зритель уже не видит артиста, а только следит за игрой его рук, создающих причудливые образы: зайчика, вылизывающую себя кошку, лающую собаку, верблюда, слона, хрюкающую свинью… Всего в репертуаре артиста оригинального жанра М. Михелева более двадцати персонажей.

Я поинтересовалась у Михаила:

Сколько времени затрачивается на разработку одного теневого образа? Недели, месяцы?..

Сначала фигурка должна родиться в голове, — рассказывает Михаил, — и только потом пытаешься сделать ее руками. А сколько пройдет времени до полной готовности, предсказать невозможно — может уйти и год. К примеру, образ свиньи я искал очень долго. Когда пытался его делать, у меня вначале даже руки сводило судорогой. Ведь нужно продумать не только саму фигуру животного, но и ракурс. В работе должно присутствовать мышление художника-мультипликатора, только в этом случае «герои» будут действительно узнаваемы.

Лучшим же свидетельством тому, что они не только узнаваемы, но и что каждый персонаж живет своей собственной сценической жизнью, служат громкий смех в зрительном зале, аплодисменты и крики «Браво!».

Наверное, не нужно объяснять то, как порой капризна актерская судьба и какое место в ней занимает его величество Случай. Свою сценическую карьеру Михаил Михелев начинал с Цирка на сцене, затем вместе с артистом оригинального жанра А. Петровцом, работающим с большими куклами, они организовали детское шоу. Так Михаил перешел на эстраду. И вот уже около двух лет артист оригинального жанра, лауреат международного конкурса М. Михелев работает с джаз-оркестром Б. Закирова, на концерте которого мы, собственно, и встретились.



Из статьи Александра Махнева «Похвала тени»
Опубликовано в газете «Правда Востока», 5.02.2009
Похвала тени

Михаил Михелев — человек оригинальный. А и каким еще может быть человек, чья профессия «Артист оригинального жанра»?

Ее он получил в далеком уже теперь 1987 году в Республиканской студии эстрадного и циркового искусства. Цирковой артист должен уметь многое. Он и фокусник, и танцор и певец. Такая работа. Тогда в студии Михаила особенно заинтересовала чечетка. Может потому, что знакомил его с этим делом замечательный педагог по танцу Юрий Леонидович Волков.

Поработав после окончания студии в Ташкентском коллективе «Цирк на сцене», Михаил был командирован с целью повышения квалификации и постановки новых номеров в Москву. Во Всероссийскую мастерскую эстрадного искусства.

И там ему очень повезло с режиссером. Им был Юрий Александрович Гусаков. Один из двух братьев Гусаковых, тех самых, что исполняли «чечеточный» номер в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь»! И там же он познакомился с режиссером Ириной Павловной Осинцовой. Именно она предложила ему сделать номер «Театр теней». Именно она натолкнула Михаила Михелева на те приемы («мульки» на языке молодежного сленга) которые Михаил по возвращении на родину развил и доработал. Теперь это его коронный номер!

Работая в Дирекции народных академических и художественных коллективов имени Кары Якубова при эстрадно-симфоническом оркестре имени Батыра Закирова Михаил выступает с этим номером с неизменным успехом. И не только дома, в Узбекистане. За последнее время Михаил гастролировал в Южной Корее и Китае, в России и Германии. Приглашался, между прочим, и в программу «Смехопанорама» Евгения Петросяна и не менее известное шоу «Шире круг».

А кроме того Михаил увлечен авторской песней. Сочиняет музыку и даже записал несколько дисков. Ну что тут скажешь — Артист. Оригинального жанра!

* * *

Но сейчас… сейчас мы вот что сделаем: мы погасим весь свет! Кроме одной единственной лампы. Перед которой круглый, белый экран и он. Во фраке и бабочке. Проездом из Москвы и Берлина! Б-е-е-е-е-с-подобный укротитель… Т-Е-Н-И.

Обычные человеческие руки. Вернее сказать даже кисти рук. Две. Но обманчивая обычность сохраняется ровно до того момента, когда эти руки начинают пляску перед лампой. В результате замысловатого танца на наших глазах из света и тьмы один за другим рождаются персонажи. Собаки, кошки, слон и крокодил, осел и олень, лось и лягушка, старик Хоттабыч, фокусник и пожилой ловелас, одаривающий публику воздушным поцелуем… Люди и звери. Но тень это ведь только контур? Плоская иллюзия? Ничего подобного! У его теней есть и характеры! Добрые и милые, смешные и грустные, пугливые и кровожадные. Очаровательные. Не только тень в арсенале мастера, но и оттенки. Тот, кого мы не видим, вдыхает в фантомы жизнь. Расцвечивает черно-белые персонажи во все цвета радуги. И уже катится по зрительским рядам восторг и восхищение и слышны детские голоса с замиранием и придыханием шепчущие: Мама! Это корова!

Тени отбрасывают столбы, дома, заборы и животные. Загулявшие граждане, возвращаясь домой, заковыристые тени отбрасывают.

Всякий из нас с помощью настольной лампы и собственных рук может изобразить на стене что-нибудь. Что-то очень несложное вроде собаки неизвестной породы. А как вам сочинить: пуделя, бульдога, дворняжку? Или, например не просто собаку, а именно Моську из известной басни Крылова?

Лично мне не дано понять одного. Как ему удается все это не только сочинить, но и запомнить? Я спрашивал. Он сказал мне что-то про «мышечную память», тренировки и репетиции. Нет, меня подобные объяснения не удовлетворили. Что-то он скрывает.

А впрочем, я и не хочу проникать в его секрет. В тайну тени. В тайну артиста Михаила Михелева. Пусть он будет моей сказкой. Не так уж много остается их в наших взрослых жизнях.

Гаснет свет, лишь одна лампа освещает круглый экран, на котором вдруг, возникает таинственная тень. Сказка начинается…

Фото

  • МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)
  • МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)
  • МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)
  • МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)
  • МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)
  • МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)
  • МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)
  • МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)
  • МИХЕЛЕВ Михаил Владимирович (р. 1964)

Видео

Выступление на Международном джазовом фестивале
Ташкент, апрель 2018 г.

Из передачи «Юмор! Юмор! Юмор!!!»
Выпуск 4. Телеканал «Россия 1», эфир 22.10.2016