Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ВАН-ТЕН-ТАУ Борис Николаевич (1928 – ?)

Помогите с информацией об этом человеке!

Борис Николаевич Ван-Тен-Тау (22.05.1928, Иваново – ?) — акробат, фокусник, музыкант, педагог. Выходец из цирковой семьи, племянник Сергея Валентиновича Ван-Тен-Тау и Владимира Валентиновича Уан-Зо-Ли (сын их сестры Юлии). Лауреат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957).

С 1947 года стал выступать с дядей С.В. Ван-Тен-Тау в «Китайском аттракционе». Действуя в дуэте, они играли на музыкальных инструментах, жонглировали, показывали фокусы. Закончив Эстрадную студию под художественным руководством Б. Петкера (1948), подготовил самостоятельный номер «Иллюзия — манипуляция» (режиссер-постановщик Б. Петкер), в котором умело соединял иллюзию и манипуляцию с игрой на саксофоне-сопрано.

В 1955 году совместно с Валентиной Яковлевной Ян Де-Чень создал номер «Китайские игры» (режиссер-постановщик В. Ушаков): демонстрировал акробатические трюки, жонглировал вазами и тарелками, манипулировал картами, монетами, папиросами. Артисты выступали в ярких китайских одеяниях, а реквизит был украшен национальным орнаментом. В 1958 с сольным номером «Восточные игры» поступил в Москонцерт. Артист жонглировал вазами, прыгал в обруч, который был утыкан ножами, манипулировал картами, монетами, папиросами.

В 1978 году сыграл эпизодическую роль японского генерала в фильме «Поговорим, брат...» (в картине также снимался В.В. Уан-Зо-Ли). В 1979 году перешел на педагогическую работу в ГУЦЭИ, где преподавал иллюзию до 1984. В числе учеников Бориса Николаевича Ван Тен-Тау артист Якутской областной филармонии Д. Колосов.


Литература:
  1. Второй всесоюзный конкурс эстрады [об отборе во второй тур] // Советское искусство, № 25 (760), 22.06.1941, стр. 4;
  2. Циркобъединение: Московская группа. Китайско-корейская труппа «Ван-Тен-Тау» [плакат] / Глав. управление цирков. 1950, худ. М.А. Буланов;
  3. Ван-Тен-Тау. Китайско-корейская труппа [афиша] / Глав. управ. цирков, Циркобъединение, Московская группа. 1954, худ. М.А. Буланов;
  4. Личное дело Ван-Тен-Тау Б.Н., артиста оригинального жанра. Крайние даты 22.02.1960–31.12.1964 / РГАЛИ, Москва. Фонд 3178, опись 2, ед. хр. 372, 9 листов. Московская концертная организация «Москонцерт» (1964 – настоящее время);
  5. Тихонова Н. С режиссером и самостоятельно [упомянут как консультант по пластике Е. Исаева, С. Нечаева и Б. Оплетаева в их номере «Шива — покровитель воинов] // Советская эстрада и цирк, 1984, № 12 (328), стр. 14;
  6. Макаров С.М. Эстрада в России. XX век. Лексикон. М.: Росспэн, 2000, стр. 94–95;
  7. Макаров С.М. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2004, стр. 102–103;
  8. Макаров С.М. Влияние китайских артистов на развитие российского цирка / Театр, эстрада, цирк. Отв. ред. С.М. Макаров. М.: КомКнига, 2006, стр. 235–237;
  9. Макаров С.М. Китайская премудрость русского цирка. Взаимовлияние русского и китайского цирка. М.: КРАСАНД, 2009, стр. 86–89.

Благодарим Б.З. Рамазанова за помощь в поиске информации об артисте.