Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

МАКАРОВ Сергей Михайлович (р. 1940)

МАКАРОВ Сергей Михайлович (р. 1940)

Сергей Михайлович Макаров (р. 18.04.1940, Москва) — цирковой артист, работавший в жанре клоунады и иллюзии, режиссер, историк и теоретик цирка. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1999), доктор искусствоведения (1992), советник Китайского национального цирка (1998), президент Академии циркового искусства, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.

В 1961 окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (отделение клоунады и музыкальной эксцентрики) и стал выступать как буффонадный клоун. В 1964 подготовил оригинальный номер «Комическая иллюзия». В 1967 совместно с Е.Б. Майхровским (р. 12.02.1938) организовал и возглавил молодежный цирковой коллектив «Беспокойные сердца». С 1968 — режиссер-стажер у народного артиста РСФСР М.С. Местечкина (1900 – 1981), педагог Студии клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, участник многих представлений в качестве артиста и режиссера. С 1969 — режиссер Союзгосцирка, поставил спектакли: «Цветы дружбы» (совместно с Ю. Архипцевым), «Цирковой салют», «Хрустальные слезы». В 1970 окончил театроведческий факультет ГИТИС им. А.В. Луначарского, в 1974 — аспирантуру Института истории искусств Министерства культуры СССР, получив звание кандидата искусствоведения. В 1975 совместно с Ф.Г. Бардианом (1909 – 1993) и  М.С. Местечкиным организует в ГИТИС кафедру циркового искусства, где начинает преподавать историю цирка и режиссуру. В течение 1975 года ведет рубрику «По ту сторону фокуса» в журнале «Юный техник». С 1977 является членом редколлегии журнала «Советская эстрада и цирк», а в период 1991–1993 —  главным редактором издания. С 1978 по 1986 — директор ГУЭЦИ, затем научный сотрудник сектора эстрады и цирка НИИ искусствознания. С 1992 по настоящее время — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, изучает историю цирка и эстрады, магии и шаманизма, эзотерические теории, семантику циркового и сценических искусств.

Биографические данные:
  • 1961 — окончание ГУЦЭИ (отделение клоунады и музыкальной эксцентрики);
  • 1964 — создание оригинального номера «Комическая иллюзия»;
  • 1967 — начало преподавательской деятельности в ГУЦЭИ;
  •          — организатор и художественный руководитель молодежного циркового коллектива «Беспокойные сердца»;
  • 1968 — режиссер–стажер у народного артиста РСФСР М.С. Местечкина;
  • 1969 — начало работы в качестве режиссера Союзгосцирка;
  • 1970 — окончание ГИТИС им. А.В. Луначарского (театроведческий факультет);
  • 1974 — окончание аспирантуры Института истории искусств Министерства культуры СССР (кандидат искусствоведения);
  • 1974–1975 — начальник методической службы Всесоюзной дирекции по подготовке новых цирковых номеров и аттракционов при Союзгосцирке;
  • 1975 — ведение рубрики «По ту сторону фокуса» в журнале «Юный техник», начало преподавательской деятельности в ГИТИС;
  • 1977 — член редколлегии журнала «Советская эстрада и цирк»;
  • 1978–1986 — директор ГУЦЭИ;
  • 1979 — член президиума правления ЦДРИ;
  • 1991–1993 —  главный редактор журнала «Советская эстрада и цирк» (после развала СССР журнал переименован в «Эстрада и цирк»);
  • 1992 по наст. время — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания;
  • 1993–1994 — вице-президент «Росгосцирка»;
  • 1995 — научный консультант и один из авторов энциклопедии «Мир цирка».

Сочинения:
  1. Контрасты одной программы // Советская эстрада и цирк, 1967, № 11;
  2. С мечтой о необычном // Советская эстрада и цирк, 1968, № 5;
  3. Зрелище великолепное // Советская эстрада и цирк, 1969, № 12;
  4. Представление начинается // Семья и школа, 1973, № 7;
  5. Чудеса на арене // Газета «Советская культура», 20.11.1973;
  6. Клоуны и театр Аристофана // Советская эстрада и цирк, 1974, № 1;
  7. Смех — начало свободы // Наука и религия, 1974, № 3;
  8. Клоуны и дети // Советская эстрада и цирк, 1974, № 8;
  9. Еще раз про клоунаду // Советская эстрада и цирк, 1975, № 2;
  10. Клоун — юморист и сатирик // Советская эстрада и цирк, 1975, № 9;
  11. Пантомима «Хан Гирей» // Советская эстрада и цирк, 1976, № 2;
  12. Таинство циркового искусства // Советская эстрада и цирк, 1976, № 6;
  13. Ю. Никулин и М. Шуйдин. М.: Искусство, 1981, 240 стр.;
  14. Советская клоунада (учебник). М.: Искусство.1986, 272 стр.;
  15. Этот неповторимый медвежий цирк (совместно с Н. Кривенко). 1993;
  16. Цирковая Москва (справочник–путеводитель). 1996;
  17. Клоунада мирового  цирка. История и репертуар. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001, 368 стр.;
  18. Шаманы, Масоны, Цирк. Сакральные истоки циркового искусства. М.: КомКнига, 2006, 280 стр.;
  19. Влияние китайских артистов на развитие российского цирка / В сборнике «Театр, эстрада, цирк: К 95-летию Дмитриева Ю.А.», М.: URSS, 2006;
  20. Китайская премудрость русского цирка. Взаимовлияние китайского и русского цирка. М.: Красанд, 2009, стр. 224;
  21. Оригинальный жанр на эстраде / В сборнике статей «Эстрада сегодня и вчера». Выпуск 1. М.: ГИИ, 2010, стр. 128–148;
  22. Фестиваль эстрадной клоунады / В сборнике статей «Эстрада сегодня и вчера». Выпуск 1. М.: ГИИ, 2010, стр. 149–160;
  23. Искусство клоунады в СССР. М.: Либроком, 274 стр.;
  24. Театрализация цирка. М.: Либроком, 288 стр.;
  25. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений. М.: Либроком, 2011, 208 стр.

Перечень фокусов, опубликованных С.М. Макаровым в рубрике «По ту сторону фокуса» в журнале «Юный техник» (ЮТ):
  1. Эквилибр на газете // ЮТ, 1975, № 1, 4-я стр. обл.;
  2. Сборка фонарика на голове // ЮТ, 1975, № 2, 4-я стр. обл.;
  3. Ожившая кукла // ЮТ, 1975, № 3, 4-я стр. обл.;
  4. Уменьшающаяся перчатка // ЮТ, 1975, № 4, 4-я стр. обл.;
  5. Платок-эквилибрист с ложным разоблачением // ЮТ, 1975, № 5, 4-я стр. обл.;
  6. Трансформация бабочки // ЮТ, 1975, № 6, 4-я стр. обл.;
  7. Неуязвимый галстук // ЮТ, 1975, № 7, 4-я стр. обл.;
  8. Цепочка с перескакивающими звеньями // ЮТ, 1975, № 8, 4-я стр. обл. (трюк также описан в ЮТ, 1984, № 9) ;
  9. Лимонад из ваты // ЮТ, 1975, № 9, 4-я стр. обл.;
  10. Платок запрыгивает на веревку // ЮТ, 1975, № 10, 4-я стр. обл.;
  11. Платок появляется в пузырьке // ЮТ, 1975, № 11, 4-я стр. обл.;
  12. Появление ларца с подарками // ЮТ, 1975, № 12, 4-я стр. обл.

Благодаря содействию Сергея Михайловича, наш сайт был дополнен разноплановой информацией об иллюзионистах китайского происхождения, включая Дун Цин-Фу, Сун Сиу-Ли, Ван Ю-Ли, Ван Тен-Тау и др.