Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ю  Я 
 

МАКАРОВ Сергей Михайлович (р. 1940)

МАКАРОВ Сергей Михайлович (р. 1940)

Сергей Михайлович Макаров (р. 18.04.1940, Москва) — цирковой артист, работавший в жанре клоунады и иллюзии, режиссер, историк и теоретик цирка. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1999), доктор искусствоведения (1992), советник Китайского национального цирка (1998), президент Академии циркового искусства, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.

В 1961 окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (отделение клоунады и музыкальной эксцентрики) и стал выступать как буффонадный клоун. В 1964 подготовил оригинальный номер «Комическая иллюзия». В 1967 совместно с Е.Б. Майхровским (р. 12.02.1938) организовал и возглавил молодежный цирковой коллектив «Беспокойные сердца». С 1968 — режиссер-стажер у народного артиста РСФСР М.С. Местечкина (1900 – 1981), педагог Студии клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, участник многих представлений в качестве артиста и режиссера. С 1969 — режиссер Союзгосцирка, поставил спектакли: «Цветы дружбы» (совместно с Ю. Архипцевым), «Цирковой салют», «Хрустальные слезы». В 1970 окончил театроведческий факультет ГИТИС им. А.В. Луначарского, в 1974 — аспирантуру Института истории искусств Министерства культуры СССР, получив звание кандидата искусствоведения. В 1975 совместно с Ф.Г. Бардианом (1909 – 1993) и  М.С. Местечкиным организует в ГИТИС кафедру циркового искусства, где начинает преподавать историю цирка и режиссуру. В течение 1975 года ведет рубрику «По ту сторону фокуса» в журнале «Юный техник». С 1977 является членом редколлегии журнала «Советская эстрада и цирк», а в период 1991–1993 —  главным редактором издания. С 1978 по 1986 — директор ГУЭЦИ, затем научный сотрудник сектора эстрады и цирка НИИ искусствознания. С 1992 по настоящее время — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, изучает историю цирка и эстрады, магии и шаманизма, эзотерические теории, семантику циркового и сценических искусств.

Биографические данные:
  • 1961 — окончание ГУЦЭИ (отделение клоунады и музыкальной эксцентрики);
  • 1964 — создание оригинального номера «Комическая иллюзия»;
  • 1967 — начало преподавательской деятельности в ГУЦЭИ;
  •          — организатор и художественный руководитель молодежного циркового коллектива «Беспокойные сердца»;
  • 1968 — режиссер–стажер у народного артиста РСФСР М.С. Местечкина;
  • 1969 — начало работы в качестве режиссера Союзгосцирка;
  • 1970 — окончание ГИТИС им. А.В. Луначарского (театроведческий факультет);
  • 1974 — окончание аспирантуры Института истории искусств Министерства культуры СССР (кандидат искусствоведения);
  • 1974–1975 — начальник методической службы Всесоюзной дирекции по подготовке новых цирковых номеров и аттракционов при Союзгосцирке;
  • 1975 — ведение рубрики «По ту сторону фокуса» в журнале «Юный техник», начало преподавательской деятельности в ГИТИС;
  • 1977 — член редколлегии журнала «Советская эстрада и цирк»;
  • 1978–1986 — директор ГУЦЭИ;
  • 1979 — член президиума правления ЦДРИ;
  • 1991–1993 —  главный редактор журнала «Советская эстрада и цирк» (после развала СССР журнал переименован в «Эстрада и цирк»);
  • 1992 по наст. время — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания;
  • 1993–1994 — вице-президент «Росгосцирка»;
  • 1995 — научный консультант и один из авторов энциклопедии «Мир цирка».

Сочинения:
  1. Контрасты одной программы // Советская эстрада и цирк, 1967, № 11;
  2. С мечтой о необычном // Советская эстрада и цирк, 1968, № 5;
  3. Зрелище великолепное [про гастроли цирка ГДР «Аэрос»] // Советская эстрада и цирк, 1969, № 12 (147), стр. 29;
  4. Представление начинается // Семья и школа, 1973, № 7;
  5. Чудеса на арене // Газета «Советская культура», 20.11.1973;
  6. Клоуны и театр Аристофана // Советская эстрада и цирк, 1974, № 1;
  7. Смех — начало свободы // Наука и религия, 1974, № 3;
  8. Клоуны и дети // Советская эстрада и цирк, 1974, № 8;
  9. Еще раз про клоунаду // Советская эстрада и цирк, 1975, № 2;
  10. Клоун — юморист и сатирик // Советская эстрада и цирк, 1975, № 9;
  11. Пантомима «Хан Гирей» // Советская эстрада и цирк, 1976, № 2 (221), стр. 7–9;
  12. Таинство циркового искусства // Советская эстрада и цирк, 1976, № 6 (225), стр. 8–9;
  13. Вместе с ним улыбались люди [Акрам Юсупов] // Советская эстрада и цирк, 1976, № 12 (231), стр. 8–9;
  14. Ю. Никулин и М. Шуйдин. М.: Искусство, 1981, 240 стр.;
  15. Нешуточные проблемы цирковых смехотворцев [про клоунаду] // Советская эстрада и цирк, 1981, № 3 (282), стр. 4–5, фото;
  16. Широкая программа сотрудничества [Союзгосцирка и ГУЦЭИ с зарубежными цирками] // Советская эстрада и цирк, 1981, № 12 (291), стр. 22–23;
  17. Они выйдут на эстраду завтра [о ГУЦЭИ] // Советская эстрада и цирк, 1982, № 1 (292), стр. 1–2;
  18. И дольше жизни длится жизнь... [некролог на уход М.С. Местечкина] // Советская эстрада и цирк, 1982, № 3 (294), стр. 23–24, фото;
  19. Дуэт, ставший историей [рецензия на книгу К.В. Ганешина «Ротман и Маковский»] // Советская эстрада и цирк, 1983, № 7 (310), стр. 24–25;
  20. Встречи на Шведской земле [про семинар «Будущее циркового искусства»] // Советская эстрада и цирк, 1983, № 12 (315), стр. 26–27;
  21. Он приносил радость людям [некролог на уход М.И. Шуйдина] // Советская эстрада и цирк, 1984, № 2 (317), стр. 20–21;
  22. Художественные принципы советской клоунады // Советская эстрада и цирк, 1984, № 6 (321), стр. 11–13;
  23. Советская клоунада (учебник). М.: Искусство.1986, 272 стр.;
  24. Этот неповторимый медвежий цирк (совместно с Н. Кривенко). 1993;
  25. Цирковая Москва (справочник–путеводитель). 1996;
  26. Клоунада мирового  цирка. История и репертуар. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001, 368 стр.;
  27. Из глубины тысячелетий [об истории цирка] // Театральная жизнь, 2005, № 1, стр. 2–3;
  28. Шаманы, Масоны, Цирк. Сакральные истоки циркового искусства. М.: КомКнига, 2006, 280 стр.;
  29. Влияние китайских артистов на развитие российского цирка / Театр, эстрада, цирк: К 95-летию Дмитриева Ю.А. Отв. ред. С.М. Макаров. М.: КомКнига, 2006, стр. 232–240;
  30. Китайская премудрость русского цирка. Взаимовлияние китайского и русского цирка. М.: Красанд, 2009, стр. 224;
  31. Оригинальный жанр на эстраде / В сборнике статей «Эстрада сегодня и вчера». Выпуск 1. М.: ГИИ, 2010, стр. 128–148;
  32. Фестиваль эстрадной клоунады / В сборнике статей «Эстрада сегодня и вчера». Выпуск 1. М.: ГИИ, 2010, стр. 149–160;
  33. Искусство клоунады в СССР. М.: Либроком, 274 стр.;
  34. Театрализация цирка. М.: Либроком, 2010, 288 стр.; 2020, 288 стр.;
  35. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений. М.: Либроком, 2011, 208 стр.;
  36. Искусство цирка в России. От Императорского цирка до цирка братьев Никитиных. М.: Либроком, 2015, 304 стр.;
  37. Смех сквозь века: История смеха от трикстеров до Юрия Никулина. М.: Либроком, 2017, 256 стр.;
  38. Режиссер цирка: Очерки истории цирковой режиссуры в 1940–1980-е годы. М.: Либроком, 2017, 416 стр.

Литература:
  1. Беспокойные сердца [фото номера «Комическая иллюзия» в исполнении Татьяны и Сергея Макаровых] // Советская эстрада и цирк, 1969, № 1 (136), 1 стр. обл., фото;
  2. Славский Р.Е. Для завтрашних режиссеров [рецензия на учебную программу С.М. Макарова «История цирка»] // Советская эстрада и цирк, 1982, № 2 (293), стр. 26–27;
  3. Дмитриев Ю.А. Книга о знаменитых клоунах [рецензия на книгу С.М. Макарова «Юрий Никулин и Михаил Шуйдин»] // Советская эстрада и цирк, 1982, № 3 (294), стр. 26–27;
  4. Агапова Г. На студенческом смотре [про IV конкурс им. Л. Енгибарова] // Советская эстрада и цирк, 1984, № 9  (324), стр. 12–13, фото.

Перечень фокусов, опубликованных С.М. Макаровым в рубрике «По ту сторону фокуса» в журнале «Юный техник» (ЮТ):
  1. Эквилибр на газете // ЮТ, 1975, № 1, 4-я стр. обл.;
  2. Сборка фонарика на голове // ЮТ, 1975, № 2, 4-я стр. обл.;
  3. Ожившая кукла // ЮТ, 1975, № 3, 4-я стр. обл.;
  4. Уменьшающаяся перчатка // ЮТ, 1975, № 4, 4-я стр. обл.;
  5. Платок-эквилибрист с ложным разоблачением // ЮТ, 1975, № 5, 4-я стр. обл.;
  6. Трансформация бабочки // ЮТ, 1975, № 6, 4-я стр. обл.;
  7. Неуязвимый галстук // ЮТ, 1975, № 7, 4-я стр. обл.;
  8. Цепочка с перескакивающими звеньями // ЮТ, 1975, № 8, 4-я стр. обл. (трюк также описан в ЮТ, 1984, № 9) ;
  9. Лимонад из ваты // ЮТ, 1975, № 9, 4-я стр. обл.;
  10. Платок запрыгивает на веревку // ЮТ, 1975, № 10, 4-я стр. обл.;
  11. Платок появляется в пузырьке // ЮТ, 1975, № 11, 4-я стр. обл.;
  12. Появление ларца с подарками // ЮТ, 1975, № 12, 4-я стр. обл.

Благодаря содействию Сергея Михайловича, наш сайт был дополнен разноплановой информацией об иллюзионистах китайского происхождения, включая Дун Цин-Фу, Сун Сиу-Ли, Ван Ю-Ли, Ван Тен-Тау.