Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

УРАЗОВ Измаил Алиевич (1896 – 1965)

УРАЗОВ Измаил Алиевич (1896 – 1965)

Измаил Алиевич Уразов (8.09.1896, с. Мулты, Касимовский уезд, Рязанская губерния – 22.01.1965, Москва) — журналист, литератор. По образованию юрист. В юности увлекался поэзией. С середины 20-х годов начал писать об искусстве: рецензии, критические заметки, литературные портреты киноактеров и цирковых артистов. Автор предисловия к сборнику «Английские писатели» (Харьков, 1925). В 1925–1929 заведовал редакцией журнала «Цирк» (издавался с 10 января 1925 года по 23 апреля 1927 года; с мая 1927 года и вплоть до закрытия в июле 1930 года выходил под новым названием «Цирк и эстрада»; периодичность — раз в две недели, в 1930 году — раз в 10 дней). Автор одной из немногочисленных в нашей стране книг, целиком посвященных факирскому искусству (Факиры, М.: Теа-кино-печать, 1928). В 1926 году участвовал в создании фильма Дзиги Вертова «Шестая часть мира». Сотрудничал с журналами «Пути творчества», «СССР на стройках», «Пламя», «Всемирный следопыт», «Огонек». В последнем из них вел рубрику «Почему мы так говорим», материалы из которой были изданы в виде отдельных брошюр библиотеки «Огонек» (1956, № 25 и 1962, № 47).


Сочинения:
  1. Уразов И.А., Прокопенко Александр. Стихотворения. Харьков: 1917;
  2. Цветные стекла. Стихи. Пг.: «L'olseau bleu», 1917, 22 стр.;
  3. Голубель. Стихи. М.: Лагуны, 1918, 16 стр.;
  4. Аста Нильсен. М.: Кинопечать. 1926, 16 стр., ил.;
  5. Гарри Лидтке. М.: Кинопечать, 1926, 16 стр., ил.;
  6. Грета Гарбо. М.: Кинопечать, 1926;
  7. Осси Освальда. М.: Кинопечать, 1926;
  8. Женни Портер. М.: Кинопечать, 1926;
  9. Дуров. М.: Кинопечать, 1927;
  10. Шут и прыгун Виталий Лазаренко. М.: Кинопечать, 1927, 32 стр., ил.;
  11. На полях программ... // «Цирк и эстрада», 1928, № 17;
  12. Факиры. М.: Теа-кино-печать, 1928, 32 стр.;
  13. «Москва горит» в цирке // «Цирк и эстрада», 1930, № 12;
  14. Почему мы так говорим. М.: Правда, (Библиотека «Огонек», № 25), 1956, 64 стр.;
  15. Вильямс  Труцци // Советский цирк, 1959, № 8;
  16. Почему мы так говорим. Серия вторая. М.: Правда, (Библиотека «Огонек», № 47), 1962, 64 стр.;
  17. Что значит слово клоун // Советская эстрада и цирк, 1964, № 3;
  18. Почему мы так говорим. Таллин: КПД, 2008, 128 стр.

Литература:
  1. Шнеер А.Я., Славский Р.Е. Цирк. Маленькая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1973, стр. 295–296; 1979, стр. 338;
  2. Дмитриев Ю.А. Фанатично преданный цирку (К 75-летию со дня рождения И.А. Уразова) // Советская эстрада и цирк, 1971, № 11, стр. 23;
  3. Макаров С.М. Китайская премудрость русского цирка. Взаимовлияние китайского и русского цирка. М.: Красанд, 2009, стр. 61.

Статья Юрия Арсеньевича Дмитриева «Фанатично преданный цирку» 

Опубликовано в журнале «Советская эстрада и цирк», 1971, № 9, стр. 23

Фанатично преданный цирку
(К семидесятипятилетию со дня рождения И.А. Уразова)

Сейчас у немногих хранятся комплекты журнала «Цирк и эстрада», выходившего с 1927 по 1930 год. В нем Измаил Алиевич Уразов работал ответственным секретарем и постоянно печатался.

И его маленькие заметки о цирковых артистах следует признать образцовыми. Вообще это был удивительно интересный человек — «европеизированный монгол», как он сам себя называл. Татарин по национальности, крестьянин по происхождению, родившийся 8 сентября 1896 года в селе Мулты Касимовского района Рязанской губернии, он сумел закончить юридический факультет Харьковского университета. Уразов хорошо знал украинский, греческий, латинский, немецкий, французский, польский и арабский языки. В молодости сочинял эстетские и немножко вычурные стихи — есть сборник стихов Уразова, вышедший в Петрограде в 1917 году — «Цветные стекла».

И буквально с первых дней революции он отдал себя делу советской печати. Работал во многих редакциях, то ответственным секретарем, то выпускающим, то заведующим отделом иллюстраций. В последней должности почти до самой смерти состоял в журнале «Огонек». И всегда Уразов много писал. В двадцатые годы любители кино увлекались его брошюрами о знаменитых тогда артистах — Осси Освальд, Жени Портер, Грете Гарбо. А после войны и в «Огоньке» и отдельными сборниками Уразов печатал своеобразные маленькие очерки на филологические темы: «Почему мы так говорим». И они имели успех.

Я привел эту справку, чтобы напомнить, какой это был квалифицированный и всесторонний журналист.

С цирком его связали сначала клоуны Прис, Гиги, Жорж. Те самые, которых так часто рисовал С. Эйзенштейн. А позже Уразов дружил с В. Лазаренко. Ему и еще одному знаменитому советскому цирковому артисту, В.Л. Дурову, Уразов посвятил книжки. Третья книжка им написана о факирах.

Что привлекало Уразова в цирке, о чем он стремился поведать своим читателям? Романтика странствий, творческое горение артистов на арене и еще то, как мастера манежа поэтизируют свой труд, превращают физическое действие а прекрасное эстетическое явление. А больше всего его привлекал цирк своей народностью. Тем, что под мишурой и блестками костюмов у каждого настоящего артиста цирка всегда можно обнаружить сердце скомороха, площадного гистриона. В этом смысле ему ближе всего был Виталий Лазаренко, умевший сохранить, выступая на лучших аренах, качества Балаганного артиста, но с большой буквы. Не ремесленнике, а мастера, клоуна-сатирика и несравненного акробата-прыгуна.

Не так-то много знал цирк подлинных знатоков, фанатично ему преданных, доходящих до сути его искусства. Урезов был таким.

Умер он 22 января 1965 года.

Ю. Дмитриев