Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

СИМЕНС Луиза

СИМЕНС Луиза
Помогите с информацией об этом человеке!

Луиза Сименс — иллюзионистка первой половины ХХ века. Предположительно русская, выступавшая под иностранным псевдонимом. Настоящее имя неизвестно. Вероятно, именно она упомянута в книге А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней» вместе с неким/некой Н. Сименс как участница первых при Советской власти иллюзионных представлений. По крайней мере буква инициала «Л» соответствует имени Луиза. Осталось вычислить таинственного «Мистера Н.».

Найдена фотография 1920-х годов (см. ниже в разделе «Фото») с изображением Провала в Пятигорске. У входа наклеена афиша Луизы Сименс, дававшей в Рабочем клубе «только две гастроли» — 7 и 8 августа. К сожалению, даже значительное увеличение снимка не позволило разобрать всю рекламную информацию.

Поиск по артистке начат следующей публикацией.


Литература:
  1. Реклама выступлений Зенона и Луизы Сименс в театре «Бомонд» // Одесса: газета «Маленькие одесские вечерние новости», № 7–9, 25–27.11.1913, стр. 1;
  2. Анонс выступлений Зенона и Луизы Сименс в Художественном театре миниатюр // Херсон: газета «Юг», 24.02.1914;
  3. Ник С. Халтура на рабочей сцене (гастроли Луизы Сименс) // Кирсановская коммуна, № 36 (955), 25.03.1936;
  4. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней, М.: Искусство, 1966, стр. 238; 1979, стр. 206;
  5. Ногина Е.В. Эволюция культурного досуга городского населения Ставрополья в 1920–1930-е годы / Диссертация на соискание ученой степени «кандидат исторических наук», Ставрополь, 2004;
  6. Захаров А. [настоящее имя Хмель В.А.] Чудеса левитации на городской сцене // Херсон: газета «Гривна. Субботний выпуск», № 24 (656), 14.06.2014.

Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. 238

В первые послереволюционные годы перед рабочими, красноармейцами и крестьянами выступали манипуляторы и иллюзионисты Газалиус (Газалян), А. Георгини, А. Козюков, Дик Картер, Куляджи (Лев Кулявский), Д. Лонго, Л. и Н. Сименс, Чарский, Шерой, Юстус и другие.


Из диссертации Елены Владимировны Ногиной «Эволюция культурного досуга городского населения Ставрополья в 1920–1930-е годы», 2004

В Ставропольском и Кисловодском цирке в 1924 г. выступали знаменитые братья Винкины — гимнасты, акробаты, мастера пантомимы и клоунады. Приезжала на гастроли и любимая местной публикой цирковая труппа Бранских, демонстрирующая «народу» мировой трюк: езду в мешке с завязанными глазами на одноколесном велосипеде. Известностью пользовались номера воздушных крафт-гимнастов и атлетов братьев Океанос, исполнявших трюк «Человек под автомобилем». Рекламы призывали горожан «спешить увидеть» гастроли знаменитого экспериментатора Иама. Он прокалывал себе части тела без боли, откусывал зубами раскаленное железо и вливал себе в рот расплавленное олово, выпивал литр керосина и возвращал его обратно огненным фонтаном. Ловкой работой рук поражала зрителей мировая иллюзионистка Луиза Сименс. Особенный наплыв публики цирк переживал с мая 1925 г., когда в его стенах начался чемпионат по французской борьбе, а также бенефис тяжелоатлета И. Поддубного, демонстрировавшего мировой трюк: на своих могучих плечах он держал мост с полным оркестром, который исполнял увертюру.


Статья Виктора Адольфовича Хмеля [печатается под псевдонимом Александр Захаров] «Чудеса левитации на городской сцене»

Опубликовано как 2-я часть статьи «Забытые гастролеры старого Херсона» в газете «Гривна. Субботний выпуск», № 24 (656), 14.06.2014

Чудеса левитации на городской сцене

Немного ранее уже известных нам знаменитых детей-актеров — Бобы и Володи Зубрицкого — в Херсоне с гастролями в Художественном театре миниатюр, располагавшемся на Витовской улице (ныне улица Горького) в доме С.М. Писаренко, с грандиозным успехом выступали в 1914 году американцы Зенон и Луиза Сименсы. Впрочем, принадлежность их к Новому Свету, пожалуй, можно было бы и оспорить. Скорее всего, это был сценический образ. Зато их высокопрофессио­нальные номера были совсем не похожи на привычные балаганные выступления залетных артистов.

Вообще фокусников и факиров разных мастей на подмостках зрелищных учреждений Херсона и в шатрах кочевавших цирковых трупп горожане видели довольно часто. Без номеров «чародейства и волшебства» не обходился ни один гастролировавший в Херсоне цирк. А их в тот период в наш город приезжало предостаточно: цирк Труцци, Вальшина, Годфруа, Лара, Девинье, Эрдтмана и многие другие. Мало того, факиров и магов демонстрировали в дополнение к киносеансам многочисленных кинотеатров-биоскопов. Анонсы в херсонских газетах и афиши гласили:

Американский биоскоп. Сверх программы только несколько гаст­ролей короля огня и факиров, знаменитого исследователя, всемирного парфебтибелиста японца Мун-Пер-Тима. Мун-Пер-Тим будет откусывать зубами раскаленное докрасна железо. Будет пить разогретое до 700 градусов теплоты расплавленное олово. Будет вбивать по желанию публики гвозди в шею, покажет японского змея, исполнит японское гусарское фехтование-молнию, исполнит знаменитые японские фокусы с разъяснениями, исполнит англий­ские фокусы, корейские упражнения с яблоками. В один момент стулья взлетят в воздух. Смешение разных цветов песка и разделение снова по цветам. Предлагает 1000 франков тому, кто докажет, что он всего этого не делает. Посещение ученикам разрешено.

К слову, часто в прессе после очередных выступлений можно было найти разгромные, обличительные рецензии и даже обвинения в шарлатанстве и непрофессионализме всех этих «магов и чародеев»: «Силачу Ян Чин Хо можно посоветовать оставить эксперименты с кирпичами, ибо близко сидящим зрителям было видно, что кирпичи подпилены, и чтобы их разбить, не нужно быть факиром. Оркестр жидок и сбивчив настолько, что даже лошади удивлялись», — писала газета «Херсонский курьер» после выступлений китайского силача-факира, гастролировавшего в Херсоне с цирком Эрдтмана в 1908 году.

В то же время были и исключения: гастроли Зенона и Луизы Сименсов значительно отличались от привычной херсонцам халтуры. Различия начинались прямо с газетных анонсов: «Просим не смешивать с фокусничеством, а также с различными опытами прокалывания, с которыми мы ничего общего не имеем».

В программе гастролей, поразивших херсонцев, были: «Таинст­венный шар, свободно летающий по всему театру с дамой в гондоле. Погреб Мефистофеля и райский огненный фонтан, заколдованное озеро. Превращение некрасивых в красивых, бедных в богатых…»

И все же главным в репертуаре Сименсов стал сценический иллюзионный номер левитации: «Небывалый опыт, бывший гвоздем всемирного съезда в Нью-Йорке, тайна Египта! Г. Сименс поста­вит два обыкновенных стула, положит обыкновенную доску, положит Луизу Сименс на доску и накроет прос­тыней. Луиза Сименс поднимается высоко в воздух от доски и совершает путешествие. Тогда Сименс просит убедиться в действительно­сти, что никакие механические приспособления не применялись, после чего Луиза Сименс на глазах у публики моментально исчезнет».

Пожалуй, здесь стоит дополнить, что впервые в мире подобный номер был продемонстрирован в 1896 году в США Александром Германом. В начале нового века номер левитации начинают демонстрировать в Европе. К 1914 году секретом левитации овладевает иллюзионист Российской империи Гордей Иванов, а также Зенон и Луиза Сименсы.

Обратив внимание на анонс херсонского выступления Сименсов в феврале 1914 года, можно по­ставить под сомнение утверждение энциклопедистов, что британский иллюзионист бельгийского происхождения Серве Леруа в паре с супругой-ассистенткой Тальмой первым в мире продемонстрировал в 1914 году новый вариант левитации, совмещенный с мгновенным исчезновением помощницы. Скорее все же подготовка и первенство исполнения номера принадлежат чете Сименсов…

Готовя материал о давно забытых в Херсоне гастролерах, автор этих строк обратился к разработчику сайта magicpedia.ru Андрею Федорову, с помощью которого удалось отыскать следы Луизы Сименс уже в СССР. В желчной, критической статье, напечатанной в «Кирсановской коммуне» в 1936 году, которая называлась «Халтура на рабочей сцене», сказано:

…Уже по афишам можно было судить о качестве выступлений Сименс. Это была дешевая, плоская реклама. Такую рекламу делали незадачливые фокусники на ярмарках заштатных городов царской России.

К счастью, только два вечера продолжались дешевые „фокусы“ Луизы Сименс. Не было ни одного интересного номера — ни по технике исполнения, ни по своей оригинальности, а в афишах значится, что артистка является «единственной в мире иллюзионисткой». Зритель уходил со спектаклей недовольным. Помимо неинтересных номеров Сименс давала явно вредные номера. Она спрашивает у зрителей: «Желаете ли быть богатыми?». Голоса — «Желаем!». В руках исполнительницы появляется какая-то машинка, и из белых кусочков бумаги она делает фальшивые деньги. Хорош путь быть «богатым» — делать фальшивые деньги! Не надо таких дешевых иллюзий, не надо таких «единственных в мире» на рабочей сцене.

И все же, несмотря на подобные отзывы в провинциальной прессе, в Советской стране выпускали почтовые карточки с портретом Луизы Сименс и надписью: «Единственная в СССР женщина-иллю­зионист»…

Фото

  • СИМЕНС Луиза
  • СИМЕНС Луиза
  • СИМЕНС Луиза