Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

БРИЕДИТИС Имант Оттович (1932 – 2016)

БРИЕДИТИС Имант Оттович (1932 – 2016)

Имант Оттович Бриедитис (8.05.1932, с. Ругаи, Балвский район, Латвия – 13.07.2016, Рязань) — эстрадный артист оригинального жанра, разработчик уникальных иллюзионных аппаратов, лауреат 19-го и 22-го международных конкурсов иллюзионистов в Карловых Варах (Чехословакия), член МКФ. Был ассистентом циркового иллюзиониста А.Г. Сокола в аттракционе «Чудеса без чудес». Совместно с партнершей и женой Евгенией Ивановной (псевдоним Ия) Бриедитис (р. 8.04.1938, Хабаровск) работал в Минской и Рязанской филармониях. Наибольшую известность супруги Бриедитис получили как исполнители тематического иллюзионного номера об освоении космоса. Гастролировали по Советскому Союзу, странам Европы и Африки. Завершили артистическую карьеру 17.04.2001 выступлением в Политехническом музее (г. Москва) на торжествах по случаю 40-летнего юбилея первого полета человека в космос.

Имант Оттович скончался на 85-м году жизни, похоронен в Рязани на Богословском кладбище (5 участок).


Литература:
  1. Артисты Харьковской филармонии в гостях у журналистов «Восточно-Сибирской правды». Газета «Восточно-Сибирская правда», 9 июня, стр. 4 (фото И. Подкорытова);
  2. Деснянский П. Гости из Белоруссии. Газета Черниговской области «Деснянская правда», № 12 (8388), 19.01.1965, стр. 4 (на укр. яз.);
  3. Литвин А. Гвардейцы сдают ленинский зачет. Газета «Советская Белоруссия», № 88 (11843), 15.04.1970, стр. 4;
  4. Сысоев А. «Наследники славы отцов». Газета «Во славу Родины», № 88 (14987), 15.04.1970, стр. 4 (фото Е. Кольченко);
  5. Михалов В. На сцене — «Спектр». Газета «Степной маяк» (г. Кокчетав, Каз. ССР), № 12 (9343), 17.01.1980, стр. 4;
  6. Рашкевич В. Приживется ль диско-фанки? Газета «Марийская правда», 26.03.1980, стр. 4;
  7. Васькина С. Незабываемые ритмы «Спектра». Газета Сафоновского района Смоленской обл. «Сафоновская правда», № 141 (6890), 2.08.1980;
  8. Карташкин А.С. Как изобрести фокус. «Техника — молодежи», № 5 1984, стр. 57–59;
  9. Бакланов О. Тайна волшебной трости. Газета Рязанской области «Приокская правда», 2.09.1984;
  10. Кушниренко В. «Мы верим в добро и дружбу». Газета Ворошиловградского ЛКСМ Украины «Молодогвардеец», № 79 (4356), 2.07.1985, стр. 3 (на укр. яз.);
  11. Чирков В. ...И фестивальная ромашка. Газета «Рязанский комсомолец», 3.08.1985;
  12. На гастроли в Кению. Газета «Приокская газета», № 238 (19308), 16.10.1985, стр. 4 (фото И. Концевого);
  13. Чирков В. По просьбе кенийцев. Газета «Приокская правда», 13.11.1985;
  14. Дзенитис Г. Космические полеты над сценой. «Юрмала», № 1 (1401), 8.01.1987;
  15. Славин В. Гастроли по Финляндии. Газета «Приокская газета», № 300 (19970), 31.12.1987;
  16. Чирков В. «Мирный космос» в Африке. Газета «Приокская правда», 31.12.1988, стр. 2;
  17. Радость возвращения. Газета «Приокская правда», 22.06.1989, стр. 3 (фото С. Пастушенко);
  18. Славин В. И вновь — лауреаты. Газета «Приокская газета», 7.09.1989, стр. 4;
  19. Сапунов Вл. «И невозможное возможно. Мы это доказали». Газета «Приокская газета», № 298 (25577), 28.12.1996, стр. 3 (фото И. Ефстифеева);
  20. Фото актива МКФ. Эстрада в России. XX век. Лексикон. М.: Росспэн, 2000, вклейка с фотографиями;
  21. Doweri, Dismas. Après Ngozi, les artistes soviétiques à Bujumbura. Газета Бурунди «Le Renouveau du Burundi», № 2760, 11–12 декабря 1988, стр. 7 (на французском языке, с фотографией артистов).

Отрывок из статьи А.С. Карташкина «Как изобрести фокус»

Журнал «Техника — молодежи», № 5 1984, стр. 57– 59

Под звуки загадочной космической мелодии выходят на пустую сцену Евгения и Имант Бриедитис (г. Рязань). Они останавливаются друг против друга, делают несколько движений — и перед глазами зрителей возникают метровый радиолокатор, полутораметровый луноход, огромных размеров ракета... Секрет их поразительной магии — в техническом творчестве этой удивительной пары. Все иллюзионные аппараты изготовлены самим Имантом в его маленькой домашней мастерской.


Тайна волшебной трости

Статья О. Бакланова в рубрике «200 строк для знакомства» газеты «Приокская правда», 2.09.1984

ТАЙНА ВОЛШЕБНОЙ ТРОСТИ

Десять лет работают в Рязанской филармонии Имант и Евгения Бриедитис. Не раз они выступали в составе творческого коллектива «Голоса дружбы» перед жителями области, много и с успехам гастролировали по стране. Недавно рязанские артисты стали лауреатами XIX Международного конкурса современных «магов» в Карловых Варях. Сегодня руководитель номера Имант Бриедитис — гость нашей рубрики «200 строк для знакомства».

Имант и Евгения Бриедитис
Фото Ю. Жукова

— Иллюзионист — профессия необычная и особенная. Не так-то просто на глазах у сотен зрителей «сотворить чудо». Манипуляции, фокусы, как правило, вызывают любопытство, зритель подсознательно стремится разгадать тайну «мага», понять ее, а, может, даже и повторить. Именно это стремление найти ключик к «колдовству» и помогло многим стать иллюзионистами. А что было отправной точкой в вашей творческой биографии?

— Конечно, отчасти и этот пресловутый «ключик». Но главное — большое желание удивить, сделать невозможное. Уже в ранней юности я мечтал стать артистом, бредил сценой. В погоне за мечтой уехал из дома, устроился в группу техников иллюзиона Анатолия Сокола «Чудеса без чудес». Мастерил приспособления для иллюзиона. И вот однажды пришла дерзкая мысль: «А что если попробовать сделать свой номер?» Потихоньку от всех стал обдумывать, мастерить, совершенствовать. Несколько месяцев трудился я, наконец, решился показать знакомым свою работу. Номер понравился. И вот я расстался с Соколом и предложил свои услуги Казанской филармонии. Так я стал профессиональным артистом.

— Мне довелось присутствовать на концерте с Вашим участием. Ваш номер не просто оригинален, он удивителен, да и иллюзионом его, пожалуй, не назовешь. Некий синтез фокусов, манипуляций, иллюзиона. Вы выходите к зрителю с одной тросточкой, и через несколько секунд на сцене появляются космические аппараты, «спутники», крупные макеты-фотографии поверхностей планет и т.д. Уверен, в основе всех ваших фокусов лежит один общий секрет. Что это: точный расчет, математическая формула, какой-то закон механики?..

— Конечно, профессиональные секреты есть у каждого, но главное — это трудолюбие, помноженное на упорство. А вообще-то фокусник — это прежде всего внимательный наблюдатель, искусный выдумщик и грамотный инженер.

— В таком случае сделайте, пожалуйста, экскурсию для наших читателей в свою творческую лабораторию. Как вы работаете над элементами своего номера?

— До приезда на работу в Рязанскую филармонию моя творческая лаборатория размещалась в комнате двенадцати квадратных метров, в общежитии. В свободное от концертов время, как правило, засиживаешься за справочниками по сопромату, металловедению. Постоянно слежу за новинками техники, выискиваю в специальной литературе новые эластичные материалы, изучаю их свойства. Потом но магазинам, стройкам, заводам ищу нужный для работы материал, чтобы купить его (это, кстати, самое трудное, так как удача здесь зависит не всегда от тебя лично). Ну, а потом материализую замысел: рассчитываю, вытачиваю, паяю, конструирую. Не понравится — переделываю. Как видите, сплошная проза, но без нее никогда не станешь хорошим иллюзионистом.

— Жюри международного конкурса высоко оценило ваш номер. Около 120-ти участников из семнадцати стран мира состязались в «турнире магов» в Карловых Барах. И Вы с Евгенией стали лауреатами, завоевали бронзовую медаль. Безусловно, этот успех приятен...

— Приятен, но и ко многому обязывает. Сейчас мы с Евгенией много работаем, над номером, шлифуем его, совершенствуем, хотим ввести новые элементы.

— Бытует мнение, что самые скрытные и необщительные люди — фокусники: дескать, профессия обязывает. С одной стороны, может, это и естественно: открыл техническую сторону номера, рассказал, поделился и все — вышел номер в тираж, стал неинтересным...

— Думаю, что это не так. Представители моей профессии, как все нормальные люди, не могут, жить без живого общения, и, конечно, без друзей. Об этом сужу по моим товарищам из московского клуба фокусников, членом которого являюсь. Лично мне доставляет большое удовольствие общаться с заслуженным артистом РСФСР Владимиром Данилиным, научным сотрудником МАИ, кандидатом технических наук Анатолием Карташкиным, лауреатами международного конкурса иллюзионистов Еленой и Рафаэлем Циталошвили...

— Вы говорите в клубе о работе?

— Конечно, но мы не только говорим о работе, мы помогаем друг другу, подсказываем, советуем. И, надо сказать, такое общение очень полезно, оно мне помогло в подготовке к конкурсу.

— Ну а как же эмбарго на тайны магии?

— Разве могут быть у друзей тайны?

— Имант Оттович, сейчас много спорят о том, что фокус или иллюзион должен быть не просто интересным и зрелищным, но и иметь богатое смысловое, идейное содержание. Как считаете Вы?

— Я за идею в фокусе. Выступление мага-артиста должно не только удивлять зрителей, но и вызывать определенные положительные эмоции. Хороший фокус — это искусство, а искусство должно заставлять думать. Конечно, это не всегда удается, но к этому надо стремиться. Думаю, что простые манипуляции уже не интересны современному зрителю. Что касается моего номера, то идея его — борьба за мирный космос. Насколько мне удается ее воплотить — судить зрителю.

Беседу вел О. Бакланов

Космические полеты над сценой

Статья Гирта Дзенитиса в газете «Юрмала», № 1 (1401), 8.01.1987

Космические полеты над сценой

После тридцатилетнего отсутствия декабрьский пляж показался Иманту Бриедитису оазисом. Суматоха бесконечных переездов сменилась отпуском.

Имант Бриедитис родился под Балвами, но постоянно жил в Рязани. Вернее — там у него квартира, где он редко когда появляется, поскольку часто бывает в гастрольных поездках. Советский Союз изъездил вдоль и поперек, побывал в Чехословакии и Кении.

Сейчас Имант Бриедитис — единственный латышский иллюзионист, ставший лауреатом международного конкурса.

Ия и Имант Бриедитисы после победы
на международном конкурсе в Карловых Варах

Продолжаются традиции, начало которым было положено Мартино де Костроци (он же Мартиньш Карстиньш из Валмиеры). На рубеже столетий газеты Курземской и Видземской губерний сообщали о гастролях прославленного парижского иллюзиониста в Лиепае, Вентспилсе, Елгаве, Риге, Цесисе и других городах Латвии, Позднее на представлениях М. Карстиньша побывал и нынешний академик Арвйд Григулис. Впечатления, полученные от этих выступлений, послужили основой для создания романа «Люди в саду».

В середине XX столетия не менее знаменитым в Париже стал Борсук из Риги. Он ошеломлял публику технически суперсложными трюками — мог проглотить часы и с помощью рентгеновского аппарата продемонстрировать, что они действительно находятся в желудке.

Несколько лет назад в Чехословакии, где на конкурс иллюзионистов собрались маги и волшебники из 18 государств, в числе победителей были Ия и Имант Бриедитисы.

Из Риги он уезжал тогда как ассистент заслуженного артиста РСФСP Анатолия Сокола. Их трюки в то время воспринимались как чудо из чудес: зрители из амфитеатра могли переговариваться с близкими по беспроволочному телефону. Сейчас у любого сотрудника милиции более совершенная аппаратура.

Однажды Имант Бриедитис решил, что пора создать что-то свое. Сам он был и конструктором, и сценаристом, и режиссером. Появилось доселе невиданное ревю — иллюзион. Много повидавший на свете патриарх латышского цирка, заслуженный артист Латвийской ССР Альфонс Виркаусс был в полном восторге, случайно побывав на представлении своего соотечественника.

Имант Бриедитис не пользуется почти неизбежным для каждого иллюзиониста «вспомогательным реквизитом». Сцена совершенно пуста. И вот появляются Ия и Имант Бриедитисы. Гаснет свет. Возникает макет космического корабля, летит, спускается на землю и пропадает за кулисами...

Свою деятельность он начинал в Казани, где ему, начинающему артисту, была оказана всяческая помощь и поддержка. Кстати, в Казани начинал и известный ныне дирижер симфонических оркестров Илмар Лапиньш, который часто приезжает с гастрольными концертами на родину, и наши любители музыки всегда с большим признанием встречают его выступления.

Со своим «космическим» номером Имант Бриедитис пока еще не выступал в Латвии. Зато руководство Рязанской филармонии оказалось щедрым и поддержало артиста — как в творческом, так и в финансовом  смысле. Сейчас иллюзионист охвачен новым замыслом, — создать аттракцион с использованием голографии. Пригодился бы также лазерный луч. Разумеется, постановка такого номера потребует немалых затрат. И. Бриедитис проконсультировался со специалистами из института кинофототехники, заручился их поддержкой. К каждому своему номеру он готовится основательно, поскольку уверен, что эксперимент должен опираться на точный расчет. Потому ему и верят: если, дескать, за дело взялся Имант Бриедитис, то он все доведет до конца, и успех не заставит себя ждать.

Юрмалу Ия и Имант Бриедитисы покинули отдохнувшими, в хорошем настроении. Всем юрмальчанам они от души желают счастья и успехов в новом году. Их самих ждут новые гастрольные маршруты.

Гирт Дзенитис

Фотография актива МКФ в энциклопедии «Эстрада России. XX век. Лексикон», 2000
Актив Московского клуба фокусников. Стоят слева направо:
Переводчиков В., Карташкин А. Внизу: Руднев В., Бриедитис И.

Фото

  • БРИЕДИТИС Имант Оттович (1932 – 2016)
  • БРИЕДИТИС Имант Оттович (1932 – 2016)
  • БРИЕДИТИС Имант Оттович (1932 – 2016)
  • БРИЕДИТИС Имант Оттович (1932 – 2016)
  • БРИЕДИТИС Имант Оттович (1932 – 2016)
  • БРИЕДИТИС Имант Оттович (1932 – 2016)
  • БРИЕДИТИС Имант Оттович (1932 – 2016)

Видео

Выступают Ия и Имант Бриедитисы