Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ЛОРИЦ Альберт — НОРИЦА Александр

ЛОРИЦ Альберт — НОРИЦА Александр

Альберт Лориц (возможно, настоящее имя Александр Норица) — российский артист, выступавший в конце XIX — начале XX века как факир и фокусник-менталист. Демонстрировал неуязвимость, включая хождение по лестнице из сабель, псевдогипноз, обезболивание (наркотизацию), каталепсию людей и животных, а также телепатические эффекты, основанные на принципе «мускульного чтения» (идеомоторика). Многие номера носили вызывающе неэстетичный характер: зашивание рта, порезы и проколы тела, приколачивание ладоней гвоздями. Для гипноза и наиболее жестоких трюков вместо добровольцев из публики использовал своих помощников, чем вызывал ропот зрителей и критику местной прессы. Достоверно известно о трех ассистентах, один из которых носил имя (псевдоним) Л. Неметти.

Гастрольная география артиста, выходца из Полтавской губернии (ныне Украина), простиралась от Севастополя до Ташкента и Омска. В январе 1901 года находился в Екатеринбурге вместе с женой. Был человеком авантюрного склада, практиковал недостоверную рекламу, в которой именовал себя известным путешественником по Африке, доктором хирургии, окончившим Калькуттский университет в Индии. Некоторые представления завершались скандалами. По непроверенным данным, в 1896 году был осужден севастопольским судом на семь дней тюремного заключения.

Отмечены попытки факира ввести в заблуждение ученых и медиков. Биолог, психиатр и психотерапевт Петр Павлович Подъяпольский (1862 – 1930) в докладе «Об отгадывании мыслей» (1918) упомянул исполнителя Антона Лорица, выступавшего в 1901 году в Саратове. Автор выразил неуверенность в правильности приведенного имени, поскольку сеанс состоялся за 17 лет до написания доклада. Почти наверняка это был Альберт Лориц.

Судьба артиста неизвестна. По отдаленному сходству псевдонимов можно предположить, что после революции 1917 года он выступал как гипнотизер, фокусник и чревовещатель Де-Лори. Имеются сведения о четырех представлениях этого исполнителя: 17.09.1922 в Тюменском цирке, 11.10.1922  в цирке Г.И. Зуева в городе Челябинск, 11.01.1925 в театре «Восход» города Вязники Владимирской области (совместно с мисс Нелли) и в конце января 1926 года в Вологодском цирке «Луч».

Начало поисков по Лорицу было обозначено следующей публикацией. Характерной особенностью работы стал ряд «вторичных следов», то есть современные публикации, в которых процитированы выдержки из газет вековой давности (см. нижнюю часть списка литературы). Данные материалы использовались как подсказки для выявления первоисточников. Серьезное информационное содействие оказал Хохлов Сергей Анатольевич, ведущий редактор отдела комплектования и обработки литературы Центральной библиотеки имени Д.Н. Мамина-Сибиряка города Ирбит.

Найденные многочисленные рекламные объявления, заметки и статьи о сеансах Лорица преимущественно однотипны и вряд ли представляют интерес для широкой читательской аудитории. В связи с этим изучается возможность публикации материалов в каком-то более привлекательном и занимательном формате.


Известно о следующих выступлениях Альберта Лорица:
  • 1896, 10 ноября — «хирурго-анатомический сеанс и чтение чужих мыслей и желаний» в зале Городского клуба (дом Шнейдера) Симферополя — по неизвестной причине отменен;
  • 1896, 13 ноября — в Севастополе анонсирован «хирурго-анатомический сеанс лейб-хирурга персидского шаха Музавер-Эддина, воспитанника Калькуттского университета», возможно, данный сеанс или заведомо ложная реклама явились причиной недельного судебного заключения артиста;
  • 1899, 26 июня — «единственный сеанс доктора хирургии, окончившего Калькуттский университет в Индии» в летнем театре городского сада Феодосии;
  • 1899, 27 декабря — сеанс в зале Ташкентского военного собрания;
  • 1899, 28 и 29 декабря — два сеанса в зимнем городском театре города Ташкент;
  • 1900, 11 и 14 марта — два сеанса «научных опытов индуктивной передачи чужих мыслей на расстоянии известного путешественника по Африке» в помещении Коммерческого собрания Самары;
  • 1901, 21 января — в зале Общественного собрания Екатеринбурга;
  • 1901, 26 января — в зале Общественного собрания города Верх-Исетск (ныне район Екатеринбурга);
  • 1901, 2 февраля — два сеанса в зале Уездного съезда города Ирбит (дата второго сеанса, который состоялся после начала 3.02.1901 Ирбитской ярмарки, не установлена);
  • 1901 — сеанс в Саратове (дата не установлена);
  • 1910, 15 и 18 января — два сеанса в здании Коммерческого собрания города Омск состоялись, включали лекцию, опыты гипноза, обезболивания (наркотизации) и чтения мыслей;
  • 1910, лето — выступление перед жителями поселка при Воткинском заводе (Сарапульский уезд, Вятская губерния, ныне город Воткинск).

Литература:
  1. Рекламное объявление о хирурго-анатомическом сеансе 10.11.1896 // Симферополь: газета «Крым», № 249, 9.11.1896, стр. 1;
  2. Объявление об отмене хирурго-анатомического сеанса 10.11.1896 // Симферополь: газета «Крым», № 250, 10.11.1896, стр. 1;
  3. Информация об анонсировании 13.11.1896 сеанса в Севастополе // Одесса: Южно-русская медицинская газета,  № 47, приложение, 21.11.1896, стр. 568;
  4. Хирург из Калькутты [про сеанс 26.06.1899 в Феодосии] // Одна из газет: «Салгир», «Крымский курьер» или «Крым», 1899, конец июля;
  5. Рекламное объявление // Туркестанские ведомости, № 101, 25.12.1899, стр. 653;
  6. Валентин Р. Знаменитость, реклама и публика [критическая статья о сеансе 27.12.1899] // Туркестанские ведомости, № 2, янв. 1900;
  7. Реклама выступлений 11.03 и 14.03.1900 в Самаре // Cамарская газета, 11, 14 и 15 марта 1900 года;
  8. Рекламные объявления и описания номеров сеанса 21.01.1901 // Екатеринбург: газета «Урал», № 1125–1126, 19–20.01.1901, стр. 1, 4;
  9. Хроника [заметка-реклама сеанса 21.01.1901] // Екатеринбург: Урал, № 1126, 20.01.1901, стр. 3;
  10. Дополнение к заметке в разделе «Хроника» в № 1126, 20.01.1901 и описание номеров сеанса 21.01.1901 // Екатеринбург: Урал, № 1127, 21.01.1901, стр. 3, 4;
  11. Фланер. Екатеринбургский альбом [о выступлении от 21.01.1901] // Екатеринбург: Урал, № 1128, 23.01.1901, стр. 3;
  12. Фланер. Екатеринбургский альбом [о встрече автора с артистом] // Екатеринбург: Урал, № 1129, 24.01.1901, стр. 2, 3;
  13. Рекламное объявление сеанса 26.01.1901 // Екатеринбург: Урал, № 1130, 25.01.1901, стр. 1;
  14. Ирбитская ярмарочная жизнь. XIII // Екатеринбург: Урал, февраль 1901;
  15. Ирбитский ярмарочный листок, № 14, февраль 1901;
  16. Первухин М. Закулисная сторона интересных сеансов Альберта Лорица // Ялта: Крымский курьер, 1902?, стр. 3;
  17. Анонс «Едет Альберт Лориц» с обширным перечнем эффектов // Омскиий вестник, № 10, 14(27).01.1910;
  18. Рекламное объявление сеанса 15.01.1910 в Коммерческом собрании г. Омск // Омскиий вестник, № 11, 15(28).01.1910;
  19. Рекламное объявление сеанса 18.01.1910 в Коммерческом собрании г. Омск // Омскиий вестник, № 13, 17(30).01.1910;
  20. И.К. Сеанс Альберта Лорица [о выступлении от 15.01.1910] // Омскиий вестник, № 13, 17(30).01.1910, стр. 3;
  21. Подъяпольский П.П. Об отгадывании мыслей. Природа, 1987, № 7, стр. 86;
  22. Завальный А.Н., Кобытов П.С., Рыбалко Ю.Е. [составители] Самарская губерния: день за днем... 1896–1900 годы. Хроника событий. Самара: Изд. «Универс-груп», 2006, стр. 160, 197;
  23. Живулин В.А. Здесь бывает великая ярмарка (краеведческие этюды). Ирбит: Вик и Ко, 2007, стр. 18;
  24. Ефанов Л.А. Жизнь и люди Крыма в 1899 году [приведена заметка «Хирург из Калькутты»] //Севастополь: газета «Колесо» №24 (105), 28.06.2008, стр. 16;
  25. Жилин С. Сквозь слезы... [о сеансе для рабочих Воткинского завода] // Газета «Автовитрина Ижевска», № 16 (508), 2.05.2011, стр. 13;
  26. Науково-довідкове видання «Южно-русская медицинская газета» (1892–1897). Хронологічний розпис змісту. Вип. 4 (1896) / Упорядник І.В. Бабушкіна. Одеса: Одеська національна наукова бібліотека ім. М. Горького, с. 117, 131.

Из доклада П.П. Подъяпольского, прочитанного 9.12.1918 в Обществе невропатологов и психиатров при Саратовском университете

Опубликовано в журнале «Природа», 1987, № 7, стр. 86

В 1901 г. странствующий гипнотизер и чтец чужих мыслей, кажется Антон Лориц, выступал перед саратовской публикой. Он предлагал желающим задумать, что он должен сделать (пойти, найти, взять). Загадавший должен был ему возложить руки на плечи и усиленно думать о загаданном. Чтец мыслей пускался нарочно в бег, это помогало ему обнаружить непроизвольные движения чужих рук, возложенных на его плечи, отвечающих очередно предстоящему действию. Я успел предварить одного добровольца-индуктора, что в опыте надо себя самого поставить в условия, исключающие всякую возможность невольно передать на языке толканий свои идеи. Задумано было: во втором ряду подойти к пятому креслу и на него встать. При условии возложения рук на плечи на языке толканий передача «сесть» была бы возможна, но «встать» передать нельзя. «Встать» можно было бы передать при условии поддерживания индуцируемого индуктором под локти, но тогда на языке бессознательных реакций непередаваема была бы идея «сесть». Нетрудно было предвидеть, что все, кроме «встать», в нашем случае будет исполнено. Так оно и случилось. И мне пришлось выступить перед публикой с объяснением.


Отрывок из книги Валентина Александровича Живулина «Здесь бывает великая ярмарка. Краеведческие этюды», Ирбит, 2007, стр. 18

Материал основан на заметках и рекламных объявлениях в газетах «Урал» и «Ирбитский ярмарочный листок» за февраль 1901 года

Так было и в ярмарку, когда в Ирбите появился «магнетизёр и гипнотизер» Альберт Лориц. Театральные афиши буквально терялись среди саженных афиш «знаменитого» гипнотизера. Билеты расхватали в момент. «Листок» писал: «На скамье, на которой могут сесть четверо, будет назначено 6 мест». Почтеннейшей публике, сообщала газета «Урал» в феврале 1901 года, было обещано много таких чудес, как узнавание чужих мыслей, хождение босыми ногами по раскаленной плите и еще много таинственного…

«Жертвами господина Лорица все время были три каких-то субъекта. Боже мой, что он с ними проделывал: колол иглой, вставал на них ногами, внушив им предварительно, что они — дерево. На лицах жертв было написано, что они могут претерпевать и еще большие мучения, лишь бы это оплачивалось…»

В гипнотизере усомнился не только корреспондент областной газеты. После первых многообещающих представлений количество зрителей поубавилось. Заметив пустоту в зале, А. Лориц заявил, что он не может начать сеанс, ибо «сможет производить свои опыты только при отсутствии пустых мест».

Корреспондент газеты, прикрывшийся псевдонимом «И», язвительно пишет: «...Удивительное дело, как это господин профессор, обладая замечательной силой массового внушения, не может внушить публике желание посещать его сеансы».

Отмена сеанса гипнотизеру с рук просто так не сошла — зрители потребовали возвращения денег за билеты. По их просьбе в дело вмешалась полиция... Пришлось «артисту» и деньги возвращать, и театру за аренду 75 рублей заплатить. Причем делать это добровольно, без всякого гипноза.


Из статьи Сергея Жилина «Сквозь слезы...»

Опубликовано в рубрике «Машина времени» газеты «Автовитрина Ижевска», № 16 (508), 2.05.2011, стр. 13

По материалам Центрального государственного архива Удмуртской Республики и Музея истории и культуры Среднего Прикамья г. Сарапула

Летом 1910 года чуть не на всех заборах Воткинского завода появились афиши «величайшего гипнотизера Альберта Лорица», который обещал показать публике массу таких чудес, которые едва ли в состоянии произвести даже индийские факиры... Эти опыты представляли бы ещё некоторый интерес, если бы Лориц выбрал для погружения в глубочайшую степень гипноза сомнабулизм лиц из публики, но он и этого не сделал, а довольствовался теми пациентами, которые были припасены заранее...

В начале того же 1910 года приезжал ещё «японский факир Са-Са», который оказался ловким фокусником и которого даже воткинская публика ошикала... Поэтому влияния с таинственной стороны на рабочих он не имел. Один сеанс Лорица в этом отношении превзошел по результатам всякую рекламу. Все воочию убедились, что гипнотизм существует, а раз это так, то почему не попытаться быть гипнотизёром? Отсюда та обильная жатва, которую собрали с Воткинского завода «Нью-Йоркские институты знаний», книгоиздательства «Психологическое Вань Тайль Даниэльса», «Надежда» и др.

Фото

  • ЛОРИЦ Альберт — НОРИЦА Александр
  • ЛОРИЦ Альберт — НОРИЦА Александр