Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

КИО Эмиль Эмильевич (р. 1938)

КИО Эмиль Эмильевич (р. 1938)

Эмиль Эмильевич Кио (р. 12.07.1938, Орджоникидзе, Северо-Осетинская АССР) — потомственный цирковой иллюзионист, председатель Союза цирковых деятелей России (СЦДР), народный артист РСФСР (1990). Выпускник Московского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева (МИСИ). В цирке начал работать как ассистент отца — выдающегося советского иллюзиониста Э.Т. Кио. В 1966 году создает собственный иллюзионный аттракцион. Гастролировал в ГДР, Голландии, Мексике, ФРГ, Швейцарии, Японии. В течение цирковой карьеры дал свыше 14 тысяч иллюзионных представлений. С 1976 по 1992 год в журнале «Юный техник» вел рубрику «По ту сторону фокуса». Один из основателей СЦДР, бессменно возглавляет его с 1991 года.


Биографические сведения:
  • 1955 — окончание московской средней общеобразовательной школы № 16;
  • 1955–1960 — учеба в МИСИ (ныне Московский государственный строительный университет);
  • 1961–1965 — совместная работа с братом Игорем в цирке в качестве ассистентов отца;
  • 1966 — начало самостоятельной артистической карьеры;
  • 1969, 28 июля — присвоено почетное звание заслуженного артиста Северо-Осетинской АССР;
  • 1976–1992 — ведущий рубрики «По ту сторону фокуса» в журнале «Юный техник»;
  • 1977, 14 января — удостоен почетного звания заслуженного артиста РСФСР;
  • 1990 — присвоено звание народный артист РСФСР;
  • 1991 — избрание председателем Союза цирковых деятелей России.

Литература:
  1. Марьямов А. Большие иллюзии Кио // Советская эстрада и цирк, 1967, № 3 (114), стр. 16–17;
  2. Долгополов М.Н. Сын доброго волшебника // Неделя», 1968, № 25;
  3. Марьяновский В.А. Кио: отец и сыновья. М.: Искусство, 1976, 64 стр.;
  4. Долгополов М.Н. Мастер иллюзиона / В сборнике «Минувших дней воспоминанья». М.: «Известия», 1977, стр. 297–302;
  5. Долгополов М.Н. Чародей — сын чародея / В сборнике «Звездное ожерелье». М.: «Известия», 1986, стр. 322–325;
  6. Балюков В. Маг и волшебник // Московская правда, № 127, 11.07.1998;
  7. Уманская А. Просто он работает волшебником // Культура, № 26 (7137), 16–22.07.1998, стр. 2;
  8. Злодорев Д. Весь фокус в том, что денег нет // Московская правда, № 65, 7.04.2001, стр. 4;
  9. Хиц Валентина. Эмиль Кио раскрывает секреты // М.: Центральная профсоюзная газета «Солидарность», № 33, 10.09.2003;
  10. Тедеева Арина. Король иллюзиона Эмиль Кио первое звание получил в родной Осетии // Сайт «Осетия-Квайса», 28.07.2009;
  11. Вишневская Ксения. Эмиль Кио: Цирк будет жить до тех пор, пока люди не разучатся верить в чудеса // Литературная газета, № 2–3 (6308) 26.01–1.02.2011, стр. 12;
  12. Авдеенко А., Павлов В.А. Эмиль КИО Иоланта (серия «Семейный альбом»). М.: издательство «Сфера», 2011, 148 стр.;
  13. Парамонова Наталья. По ту сторону фокуса // Литературная газета, № 28 (6422), 10.07.2013;
  14. Сидорская Н. Просто я работаю волшебником... // Газета «Трибуна», № 10470, 11–17.07.2013 стр. 16;
  15. Дзантиев И. Иллюзионист, прославивший на весь мир Осетию // Сайт «Осетия-Квайса», 12.07.2013;
  16. Науменко І. В гостях у чарівника [інтерв'ю під час гастролей в Харкові] // Харків: Соціалістична Харківщина, 22.11.1968, стр. 4;
  17. Стадниченко Л. Піввіку доброго чаклунства // Харків: Ленінська зміна, 23.11.1968.
  18. Чиркін Г. Цирк захоплює, цирк виховує // Вечірній Харків, 1.01.1984;
  19. Harris, Art. Circus Bim Bom, Homeward Bound: Stranded Soviet Troupe Bailed Out By Rival Big Top Promoter // Washington Post, vol. 113, № 262, 24.08.1990, p. C1, C5.

Перечень фокусов, опубликованных Э.Э. Кио в рубрике «По ту сторону фокуса» в журнале «Юный техник» (ЮТ):
  1. Освобождение из петли и захват в петлю стула (эскапизм) // ЮТ, 1976, № 1, 4-я стр. обл.;
  2. Стрельба платком по рамке с двумя другими платками // ЮТ, 1976, № 3, 4-я стр. обл.;
  3. Восстановление веревки, натянутой между стойками // ЮТ, 1976, № 4, 4-я стр. обл.;
  4. Вода из журнала // ЮТ, 1976, № 5, 4-я стр. обл. (фокус с обратным эффектом описан в ЮТ, 1987, № 7);
  5. Восстановление разрезанной бумажной ленты // ЮТ, 1976, № 6, 4-я стр. обл.;
  6. Фокус «Бабушкино ожерелье» — три бусины на двух веревках // ЮТ, 1976, № 7, 4-я стр. обл.;
  7. Кольцо на веревке появляется и исчезает // ЮТ, 1976, № 8, 4-я стр. обл.;
  8. Удлиняющаяся булавка // ЮТ, 1976, № 9, 4-я стр. обл.;
  9. Непредсказуемая папка // ЮТ, 1976, № 10, 4-я стр. обл.;
  10. Между двух связанных платков появляется третий // ЮТ, 1976, № 11, 4-я стр. обл.;
  11. Шарик-акробат в роли нижнего // ЮТ, 1976, № 12, 4-я стр. обл.;
  12. Сломанный под салфеткой карандаш «срастается» // ЮТ, 1977, № 1, 4-я стр. обл.;
  13. Превращение чернил в воду // ЮТ, 1977, № 2, 4-я стр. обл.;
  14. Послушный водолаз // ЮТ, 1977, № 3, 4-я стр. обл.;
  15. Кубик исчезает — гирлянды появляются // ЮТ, 1977, № 4, стр. 69, 4-я стр. обл.;
  16. Появление конфет // ЮТ, 1977, № 5, 4-я стр. обл.;
  17. Разрезанный и восстановленный платок // ЮТ, 1977, № 6, 4-я стр. обл.;
  18. Палочка превращается в платки // ЮТ, 1977, № 7, 4-я стр. обл.;
  19. Яйца из пустого мешка // ЮТ, 1977, № 8, 4-я стр. обл.;
  20. Кубик проходит сквозь пластину // ЮТ, 1977, № 9, стр. 77, 4-я стр. обл.;
  21. Разбитые молотком часы восстанавливаются // ЮТ, 1977, № 10, 4-я стр. обл.;
  22. Множество коробок из пустого ящика // ЮТ, 1977, № 12, 4-я стр. обл.;
  23. Карандаш левитирует над бутылкой // ЮТ, 1978, № 1, 4-я стр. обл.;
  24. Превращение поролонового кубика в шарик и наоборот // ЮТ, 1978, № 2, 4-я стр. обл.;
  25. Непредсказуемая стрелка // ЮТ, 1978, № 3, 4-я стр. обл.;
  26. Появление кубиков из журнала // ЮТ, 1978, № 5, 4-я стр. обл. (фокус также описан в ЮТ, 1982, № 6);
  27. Шарик балансирует на палочке // ЮТ, 1978, № 6, 4-я стр. обл.;
  28. Разрезанный и восстановленный платок // ЮТ, 1978, № 7, 4-я стр. обл.;
  29. Превращение игрушечного голубя в живого // ЮТ, 1978, № 8, 4-я стр. обл.;
  30. Неожиданное появление третьего кубика // ЮТ, 1978, № 9, 4-я стр. обл.;
  31. Шнурки переменной длины // ЮТ, 1978, № 11, 4-я стр. обл. (фокус также описан в ЮТ, 1991, № 4, стр. 62);
  32. Неуязвимое поздравление // ЮТ, 1978, № 12, 4-я стр. обл.;
  33. На грифельной доске появляется сумма чисел // ЮТ, 1979, № 1, 4-я стр. обл.;
  34. Перекрашивание кубика // ЮТ, 1979, № 2, 4-я стр. обл.;
  35. Появление разноцветных цветков // ЮТ, 1979, № 3, 4-я стр. обл.;
  36. Быстрый счет // ЮТ, 1979, № 4, 4-я стр. обл.;
  37. Домино-хамелеон // ЮТ, 1979, № 5, 4-я стр. обл.;
  38. Кубики под колпаками // ЮТ, 1979, № 6, 4-я стр. обл.;
  39. Головоломка с пуговицами и петлями // ЮТ, 1979, № 7, 4-я стр. обл.;
  40. Заклинатель змей // ЮТ, 1979, № 8, 4-я стр. обл. (аналогичный эффект описан в ЮТ, 1987, № 6);
  41. Как одновременно завязать пять узлов // ЮТ, 1979, № 9, 4-я стр. обл., в этом же номере журнала на стр. 40–41 в рубрике «Коллекция эрудита»  опубликован математический фокус с числами Фибоначчи;
  42. Топологический трюк с освобождением (эскапизм) // ЮТ, 1979, № 10, 4-я стр. обл.;
  43. Названное число появляется на грифельной доске // ЮТ, 1979, № 11, 4-я стр. обл.;
  44. Топологический фокус с платком, завязанным на Z-образной веревке // ЮТ, 1979, № 12, 4-я стр. обл.;
  45. Неуязвимый платок на рамке // ЮТ, 1980, № 1, 4-я стр. обл.;
  46. Как из двух веревок получается одна // ЮТ, 1980, № 2, 4-я стр. обл.;
  47. Стакан сквозь столешницу // ЮТ, 1980, № 3, 4-я стр. обл.;
  48. Ширма с потайным отделением // ЮТ, 1980, № 5, 4-я стр. обл.;
  49. Многократная транспозиция стакана и бутылки // ЮТ, 1980, № 6, 4-я стр. обл.;
  50. Часы исчезают в коробке // ЮТ, 1980, № 7, 4-я стр. обл.;
  51. Восстанавливающаяся веревка // ЮТ, 1980, № 8, 4-я стр. обл.;
  52. Печатный станок иллюзиониста // ЮТ, 1980, № 9, 4-я стр. обл.;
  53. Мяч-эскапист освобождается из мешка // ЮТ, 1980, № 10, 4-я стр. обл.;
  54. Потайной карман в разбирающейся шкатулке // ЮТ, 1980, № 11, 4-я стр. обл.;
  55. Появляющиеся и исчезающие кубики в футляре // ЮТ, 1980, № 12, 4-я стр. обл.;
  56. Неуязвимые ленты // ЮТ, 1981, № 1, 4-я стр. обл.;
  57. Раскладная коробка с потайным сервантом // ЮТ, 1981, № 3, 4-я стр. обл. (аналогичный фокус описан в ЮТ, 1987, № 4);
  58. Коробка с качающимся дном-стенкой // ЮТ, 1981, № 4, 4-я стр. обл.;
  59. Неиссякаемая конфетница // ЮТ, 1981, № 5, 4-я стр. обл.;
  60. Ящик с поворотной задней стенкой // ЮТ, 1981, № 6, 4-я стр. обл.;
  61. Зарядка, скрытая в двух цилиндрах // ЮТ, 1981, № 7, 4-я стр. обл.;
  62. Математический фокус с кубиками и числами // ЮТ, 1981, № 8, 4-я стр. обл.;
  63. Телепатический циферблат // ЮТ, 1981, № 9, 4-я стр. обл.;
  64. Самодвижущаяся волшебная палочка // ЮТ, 1981, № 10, 4-я стр. обл.;
  65. Клетка с птицей из заполненной коробки // ЮТ, 1981, № 11, 4-я стр. обл.;
  66. Обменный сачок // ЮТ, 1982, № 1, 4-я стр. обл.;
  67. Платок превращается в яйцо // ЮТ, 1982, № 2, 4-я стр. обл. (фокус частично описан в ЮТ, 1988, № 11);
  68. Математический фокус с отгадыванием дня рождения // ЮТ, 1982, № 3, 4-я стр. обл.;
  69. Чашка-непроливайка // ЮТ, 1982, № 4, 4-я стр. обл.;
  70. Кубики из журнала // ЮТ, 1982, № 6, 4-я стр. обл. (эффект также описан в ЮТ, 1978, № 5);
  71. Шарики из воздуха заполняют кулек // ЮТ, 1982, № 7, 4-я стр. обл.;
  72. Невидимое перемещение кубика из футляра в цилиндр // ЮТ, 1982, № 8, 4-я стр. обл.;
  73. Загипнотизированный шарф // ЮТ, 1982, № 9, 4-я стр. обл.;
  74. Стрелы пронзают стекло в раме // ЮТ, 1982, № 10, 4-я стр. обл.;
  75. Неистощимая бутылка // ЮТ, 1982, № 11, 4-я стр. обл.;
  76. Мгновенное перекрашивание платков // ЮТ, 1983, № 1, 4-я стр. обл.;
  77. Волшебная палочка левитирует и вращается // ЮТ, 1983, № 2, 4-я стр. обл.;
  78. Снятые бусы исчезают с помощью обменного сачка (см. ЮТ, 1982, № 1) и возвращаются на шею // ЮТ, 1983, № 3, 4-я стр. обл.;
  79. Перекрашивание платка в бумажной трубочке // ЮТ, 1983, № 4, 4-я стр. обл. (аналогичный фокус описан в ЮТ, 1987, № 5);
  80. Выравнивание длины трех веревок // ЮТ, 1983, № 5, 4-я стр. обл.;
  81. Прокалывание воздушного шарика // ЮТ, 1983, № 6, 4-я стр. обл.;
  82. Математический трюк с угадыванием задуманного на циферблате часа // ЮТ, 1983, № 7, 4-я стр. обл.;
  83. Специальная коробка для исчезновения мелких предметов // ЮТ, 1983, № 8, 4-я стр. обл.;
  84. Вода из надувного шарика // ЮТ, 1983, № 9, 4-я стр. обл.;
  85. Арифметический трюк с игральными кубиками // ЮТ, 1983, № 10, 4-я стр. обл.;
  86. Исчезновение кольца в платке // ЮТ, 1983, № 11, 4-я стр. обл.;
  87. Пропажа часов из шкатулки // ЮТ, 1983, № 12, 4-я стр. обл.;
  88. Кольцо исчезает из платка и появляется на палочке // ЮТ, 1984, № 1, 3-я стр. обл.;
  89. Вода не выливается из перевернутого стакана // ЮТ, 1984, № 2, 3-я стр. обл.;
  90. Шайбы проникают сквозь платок // ЮТ, 1984, № 4, 4-я стр. обл.;
  91. Мгновенное разделение разноцветного конфетти // ЮТ, 1984, № 5, 4-я стр. обл.;
  92. Пенал для исчезновения предметов // ЮТ, 1984, № 6, 4-я стр. обл.;
  93. Стакан с водой меняет направление стрелки // ЮТ, 1984, № 7, 4-я стр. обл.;
  94. Исчезновение пиалы с водой // ЮТ, 1984, № 8, 4-я стр. обл.;
  95. Цепочка с перескакивающими звеньями // ЮТ, 1984, № 9, 4-я стр. обл. (трюк также описан в ЮТ, 1975, № 8);
  96. Разрезание веревки, проходящей сквозь две палочки // ЮТ, 1984, № 10, 4-я стр. обл.;
  97. Усовершенствованный вариант фокуса из ЮТ, 1984, № 10, позволяющий полностью разделить палочки // ЮТ, 1984, № 11, 4-я стр. обл.;
  98. «Китайские палочки» — наиболее эффектное техническое решение фокуса, описанного в ЮТ, 1984, № 10 и 11 // ЮТ, 1984, № 12, 4-я стр. обл.;
  99. Платки развязываются в обменном цилиндре // ЮТ, 1985, № 1, 4-я стр. обл.;
  100. Соединяющиеся веревочные кольца // ЮТ, 1985, № 2, 4-я стр. обл.;
  101. Проницаемый стакан — платок извлекается из накрытого стакана // ЮТ, 1985, № 3, 4-я стр. обл. (секрет также описан в ЮТ, 1988, № 3);
  102. Неуязвимый шнурок, завернутый в бумагу // ЮТ, 1985, № 4, 4-я стр. обл.;
  103. Проткнутая пальцем шляпа оказывается целой // ЮТ, 1985, № 6, 4-я стр. обл.;
  104. Полуметровая линейка из спичечного коробка // ЮТ, 1985, № 7, 4-я стр. обл.;
  105. Разрезание шнурка, проходящего сквозь два спичечных коробка (вариант фокуса в ЮТ, 1984, № 10) // ЮТ, 1985, № 8, 4-я стр. обл.;
  106. Мгновенное перекрашивание палочек (фокус от В.А. Переводчикова) // ЮТ, 1985, № 9, 4-я стр. обл.;
  107. Исчезновение в стеклянном ящике // ЮТ, 1985, № 10, 4-я стр. обл.;
  108. Букет исчезает и появляется в пустой трубке // ЮТ, 1985, № 11, 4-я стр. обл.;
  109. Большой шар превращается в множество маленьких // ЮТ, 1985, № 12, 4-я стр. обл.;
  110. Кубик перемещается из футляра под шляпу // ЮТ, 1986, № 1, 4-я стр. обл.;
  111. Пустой стеклянный цилиндр оказывается с водой // ЮТ, 1986, № 3, 4-я стр. обл.;
  112. Зарядка цилиндра с помощью специального столика // ЮТ, 1986, № 4, 4-я стр. обл.;
  113. Кольцо в клубке // ЮТ, 1986, № 5, 4-я стр. обл.;
  114. Появление галстука на портрете // ЮТ, 1986, № 6, 4-я стр. обл.;
  115. Поднос с секретом для фокусов с монетами // ЮТ, 1986, № 7, 4-я стр. обл.;
  116. Кукла из пустой коробки // ЮТ, 1986, № 8, 4-я стр. обл.;
  117. Мячики перелетают в стеклянный ящик, а вместо них появляются две клетки с птицами // ЮТ, 1986, № 9, 4-я стр. обл.;
  118. Конфетти в пиале превращается в воду // ЮТ, 1986, № 10, 4-я стр. обл.;
  119. Ящик для исчезновения предметов с потайным запорным механизмом // ЮТ, 1986, № 11, 4-я стр. обл.;
  120. Зарядка в шкатулках-матрешках и специальный стол // ЮТ, 1986, № 12, 4-я стр. обл.;
  121. Платок появляется на острие шпаги // ЮТ, 1987, № 1, 4-я стр. обл.;
  122. Стакан с молоком исчезает из футляра // ЮТ, 1987, № 2, 4-я стр. обл.;
  123. Левитация предметов с использованием ширмы // ЮТ, 1987, № 3, 4-я стр. обл.;
  124. Раскладная коробка с потайным сервантом // ЮТ, 1987, № 4, 4-я стр. обл. (аналогичный фокус описан в ЮТ, 1981, № 3);
  125. Перекрашивание платка в свернутой афише // ЮТ, 1987, № 5, 4-я стр. обл. (аналогичный фокус описан в ЮТ, 1983, № 4);
  126. Заклинатель змей // ЮТ, 1987, № 6, 4-я стр. обл. (аналогичный эффект описан в ЮТ, 1979, № 8);
  127. Вода заливается в журнал // ЮТ, 1987, № 7, 4-я стр. обл. (фокус с обратным эффектом описан в ЮТ, 1976, № 5);
  128. Разорванная и восстановленная афиша // ЮТ, 1987, № 10, 4-я стр. обл.;
  129. Два перевернутых стакана не падают // ЮТ, 1987, № 12, 4-я стр. обл.;
  130. Прокалывание человека иглой (трюк из репертуара клоуна А.Н. Николаева) // ЮТ, 1988, № 1, стр. 35, 4-я стр. обл.;
  131. Два платка на виду самопроизвольно связываются меж собой (фокус от В.А. Переводчикова) // ЮТ, 1988, № 2, 4-я стр. обл.;
  132. Проницаемый стакан (фокус от Кати Медведевой) // ЮТ, 1988, № 3, стр. 39, 4-я стр. обл. (ранее секрет описан в ЮТ, 1985, № 3);
  133. Внезапно возникающая в руке волшебная палочка // ЮТ, 1988, № 4, 4-я стр. обл.;
  134. Появление платка в нагрудном кармане // ЮТ, 1988, № 5, 4-я стр. обл.;
  135. Треугольники в футляре меняют цвета // ЮТ, 1988, № 7, 4-я стр. обл.;
  136. Из свернутого в кулек листа появляются платки // ЮТ, 1988, № 8, 4-я стр. обл.;
  137. Платок превращается в яйцо // ЮТ, 1988, № 11, 4-я стр. обл. (расширенная версия фокуса описана в ЮТ, 1982, № 2);
  138. Платок исчезает и появляется между двумя другими, лежащими в разных карманах // ЮТ, 1988, № 12, 4-я стр. обл.;
  139. Топологические фокусы // ЮТ, 1989, № 1, стр. 35, 4-я стр. обл. (дополнение к статье А. Кипренского «Кое-что об узлах и топологии», стр. 30–34);
  140. Нитка на пиджаке и восстановление распущенного платка // ЮТ, 1989, № 2, 4-я стр. обл.;
  141. Исчезновение платка из кулька посредством волшебной палочки // ЮТ, 1989, № 3, 4-я стр. обл.;
  142. Исчезновение волшебной палочки // ЮТ, 1989, № 4, стр. 43;
  143. Шарик, всплывающий в воображаемой воде — псевдообоснование левитации (фокус от В.К. Постолатия) // ЮТ, 1989, № 5, стр. 50;
  144. Постолатий В.К. Трижды меняющаяся картина в раме // ЮТ, 1989, № 6, стр. 47;
  145. Математический фокус с предсказанием суммы двух числе, выбранных на доске 5х5 клеток // ЮТ, 1989, № 7, стр. 54;
  146. Ключ висит на нарисованном крючке // ЮТ, 1989, № 9, стр. 62;
  147. Как снять цветные бумажные кольца с веревки, не разорвав? // ЮТ, 1989, № 11, стр. 57;
  148. Мгновенное перекрашивание волшебной палочки // ЮТ, 1989, № 12, стр. 61;
  149. Пенал для исчезновения монеты // ЮТ, 1990, № 1, стр. 55;
  150. Исчезновение одна за другой двух перчаток // ЮТ, 1990, № 2, стр. 57;
  151. Исчезновение мелких предметов при помощи платка // ЮТ, 1990, № 3, стр. 58;
  152. Математический фокус с перемещением костяшек домино // ЮТ, 1990, № 4, стр. 51;
  153. Секрет тузов (Де Кубик о секретах Д. Эллиота) // ЮТ, 1990, № 5, стр. 52;
  154. Исчезновение кубика в футляре и появление в цилиндре // ЮТ, 1990, № 6, стр. 56;
  155. Как извлечь кубический корень в уме (из арсенала сценических счетчиков) // ЮТ, 1990, № 7, стр. 54;
  156. Механическое превращение пиковой шестерки в червовую // ЮТ, 1990, № 8, стр. 61;
  157. Шаблий Тарас. Секрет книги с исчезающим текстом // ЮТ, 1990, № 9, стр. 60;
  158. Определение вслепую цвета бусинки на булавке // ЮТ, 1990, № 10, стр. 60;
  159. Постолатий В.К. Превращение чернил в воду // ЮТ, 1990, № 11, стр. 59;
  160. Самовоспламеняющиеся свечи // ЮТ, 1990, № 12, стр. 60;
  161. Математический трюк с определением дня недели любой даты // ЮТ, 1991, № 1, стр. 60;
  162. Картина, нарисованная огнем (фокус В.К. Постолатия, без объяснения) // ЮТ, 1991, № 3, стр. 62;
  163. Шнурки переменной длины // ЮТ, 1991, № 4, стр. 62 (ранее фокус описан в ЮТ, 1978, № 11);
  164. Постолатий В.К. Превращение газеты в рубашку // ЮТ, 1991, № 5, стр. 60;
  165. Постолатий В.К. Висящий стакан // ЮТ, 1991, № 6, стр. 59;
  166. Постолатий В.К. Фонарик светит без батареек // ЮТ, 1991, № 7, стр. 58;
  167. Постолатий В.К. Непоколебимая свеча // ЮТ, 1991, № 8, стр. 64;
  168. Постолатий В.К. Изменение узора на платке (фокус Б. Боско) // ЮТ, 1991, № 9, стр. 63;
  169. Постолатий В.К. Свеча под... гипнозом // ЮТ, 1991, № 11, стр. 61;
  170. Волшебный апельсин (фокус Уилла Декстера) // ЮТ, 1991, № 12, стр. 64;
  171. Постолатий В.К. Бездонный ящик // ЮТ, 1992, № 2-3, стр. 51 (на стр. 49–50 вне рубрики представлен фокус «Таинственная девятка»);
  172. Лапшин Максим. «Перевертыши» (изменение карт в обменной коробке) // ЮТ, 1992, № 4-5, стр. 51;
  173. Постолатий В.К. «Живая» картина (фокус из репертуара С.В. Ван Тен-Тау) // ЮТ, 1992, № 6, стр. 64 (на стр. 57 в рубрике «Патенты отовсюду» описано изобретение В.С. Свечникова, В.В. Бурмисторова и В.Д. Куликова, a.c. № 1540846);
  174. Постолатий В.К. Вот так письмо! (из почтового конверта извлекается объемный куб) // ЮТ, 1992, № 7, стр. 64;
  175. Постолатий В.К. Загадочный платочек (фокусы с напалечником) // ЮТ, 1992, № 10, стр. 64;
  176. Постолатий В.К. Послушные шарики (мгновенное разделение разноцветных бусинок) // ЮТ, 1992, № 12, стр. 61;
  177. Постолатий В.К. Карнавальные чудеса (платки из маски) // ЮТ, 1993, № 1, стр. 62;
  178. Постолатий В.К. Сколько веревок? (размножение веревок) // ЮТ, 1993, № 3, стр. 62;
  179. Как найти задуманное число? (загадка-фокус в рубрике «Игротека ЮТ») // ЮТ, 1993, № 4, стр. 49;
  180. Постолатий В.К. Галантерейный магазин... в спичечном коробке (платки появляются между двух пластинок)  // ЮТ, 1993, № 7, стр. 54;
  181. Постолатий В.К. Ловкость рук и кольцо с секретом // ЮТ, 1993, № 8, стр. 64;
  182. Шар Окито // ЮТ, 1993, № 9, стр. 63–64;
  183. Постолатий В.К. Все свое ношу с собой (фокус с извлечением предметов из пиджака зрителя) // ЮТ, 1994, № 2, стр. 63;
  184. Как заставить столик летать? // ЮТ, 1994, № 5, стр. 77;
  185. Постолатий В.К. Как сделать стакан колдовским // ЮТ, 1994, № 7, стр. 60–61 (в этом же номере на стр 61–62 опубликована статья Е. Либенсона «Квадраты и магия», посвященная магическим квадратам);
  186. Постолатий В.К. Дождь из лакомств // ЮТ, 1994, № 8, стр. 66;

В период, когда Э.Э. Кио вел рубрику «По ту сторону фокуса», в ней также публиковались материалы других авторов, в том числе:

  1. Два платка на виду самопроизвольно связываются меж собой (фокус от В.А. Переводчикова) // ЮТ, 1988, № 2, 4-я стр. обл.;
  2. Проницаемый стакан (фокус от Кати Медведевой) // ЮТ, 1988, № 3, стр. 39, 4-я стр. обл. (ранее секрет описан в ЮТ, 1985, № 3);
  3. Кипренский А. Кое-что об узлах и топологии (с тремя топологическими фокусами в качестве дополнения)  // ЮТ, 1989, № 1, стр. 30–35, 4-я стр. обл.
  4. Постолатий В.К. Шарик, всплывающий в воображаемой воде (псевдообоснование левитации) // ЮТ, 1989, № 5, стр. 50;
  5. Постолатий В.К. Трижды меняющаяся картина в раме // ЮТ, 1989, № 6, стр. 47;
  6. Секрет тузов (Де Кубик о секретах Д. Эллиота) // ЮТ, 1990, № 5, стр. 52;
  7. Шаблий Тарас (читатель журнала). Секрет книги с исчезающим текстом // ЮТ, 1990, № 9, стр. 60;
  8. Как найти задуманное число? (загадка-фокус в рубрике «Игротека ЮТ») // ЮТ, 1993, № 4, стр. 49;

С 1976 по 1993 годы рубрика не печаталась в следующих номерах «Юного техника»: 1976, № 2; 1977, № 11; 1978, № 4, 10; 1980, № 4; 1981, № 2, 12; 1982, № 5, 12; 1984, № 3; 1985, № 5; 1986, № 2; 1987, № 8, 9, 11; 1988, № 6, 9, 10; 1989, № 8, 10; 1991, № 2, 10; 1992, № 1, 8, 9, 11; 1993, № 2, 4, 5-6, 10, 11-12; 1994, № 1, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 12.


«Маг и волшебник». Интервью Виктора Балюкова с Эмилем Эмильевичем Кио

Опубликовано в газете «Московская правда», № 127, 11.07.1998

МАГ И ВОЛШЕБНИК

— Эмиль Эмильевич, как получилось, что вы связали свою жизнь с цирком?

— Я родился в цирковой семье. Мой папа, иллюзионист, народный артист РФ, в свое время был признан лучшим фокусником мира. Так я попал в такую необычную, почти сказочную атмосферу, где люди ходят на руках, переворачиваются через голову, летают по воздуху. Естественно, мне, как цирковому ребенку, захотелось научиться все это делать, но особенно — удивлять зрителей.

— Впервые вы попали на арену цирка, когда вам было около двух лет: бросились «спасать» маму от отца, якобы грозившего распилить ее во время представления. Какие еще забавные случаи, связанные с цирком, вы помните из своего детства?

— Мне было, наверное, лет пять или шесть. Мы с ребятами играли в прятки за кулисами. Я решил забраться в папин большой ящик, рабочий реквизит для цирковых номеров. Меня очень долго искали, но так и не нашли. В ящике было очень темно, и я уснул. А день был воскресный, шли утренние представления. Папины ассистенты вынесли этот ящик на манеж, открыли и вытряхнули меня под яркий свет софитов. Зрители же решили, что так и было запланировано.

— Эмиль Эмильевич, вы закончили Московский инженерно-строительный институт. Это несколько необычный выбор для циркового артиста...

— Мой отец всегда считал, что современный человек должен иметь высшее образование. В то время еще не было отделения цирка в ГИТИСе, и я выбрал технический вуз, думая, что эти знания помогут мне при конструировании наших иллюзионных аппаратов для новых номеров. В 60-м году я закончил факультет городского строительства и хозяйства. А потом мой дипломный проект участвовал в конкурсе, и по нему построена Театральная площадь в Рязани. За эту работу Министерство высшего и среднего специального образования наградило меня медалью.

— Но любовь к цирку оказалась сильнее?

— Да, правда, еще два месяца я отработал мастером в СУ-37 треста по строительству набережных и мостов в Москве. Затем ушел в аттракцион к отцу. После его смерти мы создали свою программу, которую выпустили в 1966 году в Ялте. С этим номером мы отработали во всех городах бывшего Союза, выезжали на заставы, в гарнизоны - к военным, на поля - к колхозникам, на стройку БАМа — к рабочим. Этот аттракцион увидели более 30 миллионов зрителей.

— Пригодились ли вам знания инженера-градостроителя?

— Да. Кстати, с этим связана одна очень интересная история. Будучи в Англии, отец зашел в один иллюзионный магазин. В каталоге всех известных фокусов была напечатана фотография, подпись под которой гласила, что трюк, изображенный на ней, никогда никем не исполнялся и исполняться не будет. Фокус состоял в следующем: мягкий канат, подбрасываемый фокусником в воздух, становился твердым першем, на котором гимнаст исполняет трюки. Отец решил сделать этот фокус в манеже, но все его попытки ни к чему не привели. Материал, из которого делали канат, не выдерживал веса гимнаста. Тогда я вспомнил, что когда-то учился на строителя. Построил схемы, рассчитал напряжения, выбрал материал и... номер пошел.

— Вы объехали со своими программами почти полмира, насколько я знаю, в последнее время часто бываете в Японии?

— Зарубежных поездок действительно было много. Первой страной, где проходили выступления, была Мексика, потом ГДР, ФРГ, Голландия, Швейцария, США. В Японии, где, кстати, очень любят фокусы, я был 13 раз, а последние шесть лет мы каждый год по шесть месяцев работаем в этой стране.

Однако и свою страну Эмиль Эмильевич не забывает. По крайней мере свой 60-летний юбилей он собирается отметить в российской столице.


Статья Дмитрия Злодорева «Весь фокус в том, что денег нет...»

Опубликовано в рубрике «Под куполом цирка» газеты «Московская правда», № 65, 7.04.2001, стр. 4

Весь фокус в том, что денег нет, и поэтому Эмиль КИО выступает в Японии

Положа руку на сердце, идти на встречу с Эмилем Кио было немного боязно. Ведь во время своих шоу он распиливает людей.

А что если и с журналистами также обходится? Впрочем, Эмиль Эмильевич сразу же развеял мои сомнения — ни клонировать меня, ни делить на две части знаменитый фокусник не собирался.

— Эмиль Эмильевич, вы собеседников не пилите, не испепеляете, на Луну не отправляете?

— Если и пилю — только зрителей, и только тех, кто сам того пожелает. Когда кто-то хочет, почему бы его не распилить. Мы, кстати, и справки выдаем: дескать, такого-то числа человек был распилен, поэтому в течение двух месяцев просим родственников его не «пилить».

— В последние годы вы со своим уникальным аттракционом выступали, в основном, в Японии. Почему же Кио оказался, по сути, невостребованным в России?

— Наверное, потому, что у нас в аттракционе много людей — и им надо платить. Но если будут приглашения — согласимся работать, несмотря ни на какие проблемы. Ведь цирк учит человека думать — нельзя забывать об этом. Ребенок, которого родители привели на представление, начинает понимать: если хорошо потрудиться, можно достичь того, что обычному человеку несвойственно, — жонглировать многими предметами, летать, делать сальто.

— Сегодняшнее положение в цирке вы называете кризисом. А может, он проявляется в том, что на афишах отсутствуют имена? Есть хорошие артисты, но всенародно любимых — таких, как Кио, Акопян, Никулин, Попов, — увы, не видно.

— Вы правы, раньше артистам делали имена. Отец, например, сделал его, когда еще не было телевидения, — ездил по стране, постоянно выступал. Дошло до того, что его имя стало нарицательным: рассказывая о каком-то жулике, газеты писали: «делает, как Кио». Отец понимал важность рекламы. Однажды в Ленинграде во время его выступлений затопило цирк на Фонтанке, так он прежде всего бросился спасать афиши. И когда приезжал куда-то на гастроли, весь город пестрел афишами. А сейчас вы много цирковых афиш видите? Повесить «растяжку» — тысячи долларов.

— Неужто цирк перестал быть прибыльным предприятием? Раньше ведь он приносил немалый доход...

— В том-то и дело, что прибыли были огромные. Сейчас это тоже возможно, нужно только вложить в дело хорошие деньги. Иначе много не заработаешь.

— Обычно артисты оригинального жанра обижаются, когда их называют фокусниками, вы же это слово произносите постоянно. Оно вас не задевает?

— Фокусники разные бывают. Есть манипуляторы, которые работают с небольшими предметами — как, например, Акопян. Иллюзионисты имеют дело со специальной аппаратурой, трансформаторы быстро меняют, к примеру, костюмы — бывает, по 5–6 смен за номер. Есть мимотехника — отгадывание мыслей на расстоянии, есть еще многое другое. И все это делают фокусники. Правда, жуликов у нас иногда тоже, увы, так называют. Это, впрочем, неважно: главное, чтобы сам фокусник жуликом не прослыл.

— В последние несколько лет ваш аттракцион выступал в Японии. Что вам дала Страна восходящего Солнца как артисту?

— Прежде всего, мне удалось сохранить коллектив. Там мы начали работать не только на арене цирка, но и в концертных залах, на стадионах. Японцы любят иллюзионный жанр, так что наши выступления у них пользуются большим успехом.

— А чем зрители в России отличаются от японских?

— Наш человек хочет сам во всем разобраться. В свое время была выпущена книга, в которой разоблачались почти все наши фокусы. И вот однажды в Одессе я заметил, что в первом ряду сидит зритель с этим сборником. Когда же он пришел на представление в седьмой раз, я не выдержал. Подошел к нему после спектакля и сказал: «У вас же есть книжка, вы же все знаете». А он отвечает: «Конечно, знаю, но все равно интересно».

— Я думаю, все секреты ваших фокусов раскрыть, в принципе, невозможно.

— Один мальчик прислал мне толстую тетрадку, в которой разбирал наш аттракцион. Процентов на 75 он был прав. Поэтому я и считаю, что дети — наша самая сложная аудитория. Их мозг не обременен высшим образованием, они идут напрямик и часто обо всем догадываются. Правда, тот парень занимался по журналу «Юный техник», где я 16 лет вел рубрику «По ту сторону фокусов». Помимо прочего, мне хотелось научить ребят делать реквизит, помочь им освоить пилу, молоток, другие инструменты. Ведь техникой сегодня никого не удивишь: люди по Луне ходят, по мобильным телефонам разговаривают. Заворожить можно самыми обычными вещами, поэтому мы стараемся делать наши фокусы как можно проще.

— Фокус с распиливанием женщины существует сотни лет, его пытались раскрыть и даже раскрывали тысячи раз. Почему же он до сих пор интересен зрителям?

— В нем постоянно открывается что-то новое. У нас, например, появились совсем другие секреты: мы распиливаем сразу двух женщин и меняем им ноги. А потом приглашаем зрителей и пилим их. Артист всегда должен что-то придумывать — только тогда он будет интересен публике.

— На Западе многие иллюзионисты сейчас используют всевозможные суперэффекты. Лучший пример — творчество того же Копперфилда. Не мешает ли вся эта техника восприятию самих фокусов?

— Она делает их интереснее и зрелищнее. Но к самим фокусам эта техника не имеет никакого отношения: это просто оформление спектакля. Любят же люди смотреть салют... Сейчас даже певцы пользуются всевозможными спецэффектами, не говоря уж об иллюзионистах.

— А что мешает нашим фокусникам делать такие же красочные шоу, какие готовят их западные коллеги?

— Все, как обычно, упирается в финансы. Например, у нас есть номер «сожжение женщины», в котором мы использовали восемь фейерверков. Но сейчас они так подорожали, что директора залов, где мы выступаем, просят нас уменьшить количество пиротехники. Их можно понять, ведь все это обходится в копеечку. Подобный «секвестр», конечно, влияет на красочность представления, однако на качестве он никак не сказывается.

— Говорят, что талант — единственная болезнь, которая не передается по наследству. Как же вашей семье удалось стать исключением из правил?

— Почему же исключением? В цирке очень много семейных «кланов». Например, моя жена — цирковая артистка в шестом поколении, из династии Ольховиковых. Ее мама работала с дрессированными собачками, дядя был великолепным жонглером на лошадях. А сейчас и ее дочка вышла на арену. Так что наша семья — скорее, правило, чем исключение.

— А фокусник — это профессия или состояние души?

— Я же родился в этом необычном мире, и мне всегда хотелось делать так, как папа. Еще в институте пытался всячески удивлять товарищей. Правда, закончил МИСИ. Иногда и учителям показывал фокусы. Прихожу на экзамен, а один преподаватель говорит: «Мы видели тебя на сцене. А вот достань нам сейчас билет номер один». Я и достал — и надо же такому случиться, действительно первый. Пока готовился к ответу, тот преподаватель все время на меня с испугом поглядывал. А когда настал мой час, он отложил билет и стал гонять меня по всей программе. Так что в учебе фокусы не помогали.

Фото

  • КИО Эмиль Эмильевич (р. 1938)
  • КИО Эмиль Эмильевич (р. 1938)
  • КИО Эмиль Эмильевич (р. 1938)

Видео

Э.Э. Кио в проекте «Монолог»
Телеканал «Время», 2010