Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

БЕРЕСТОВ Василий Петрович

Помогите с информацией об этом человеке!

Василий Петрович Берестов (ок. 1865 – ?) — фокусник-манипулятор и мнемотехник первой четверти XX века. Имеются сведения о его выступлениях в Харькове в 1926 году.

Артистическую карьеру начал задолго до свержения самодержавия. После Октябрьской революции, будучи уже пожилым человеком, пытался привести свои иллюзионные номера в соответствие с требованиями пролетарской идеологии. Дополнял их элементами политической злободневности. Эти наивные неуклюжие попытки стали поводом для едкой критики со стороны журналиста П. Ж-кина1, опубликовавшего язвительную статью «Фокусник с „идеологией“» (журнал «Цирк», № 3 (14), 16–31 октября 1926). Сорок лет спустя А.А. Вадимов и М.А. Тривас включили цитаты из фельетона в книгу «От магов древности до иллюзионистов наших дней» (1966). Авторы, по-видимому, пытались завуалировать сарказм П. Ж-кина, поэтому в сноске на первоисточник исказили заголовок статьи до нейтрального «Фокусник и идеология». Несмотря на снисходительную иронию, по-маяковски рубленые фразы П. Ж-кина оказались единственным свидетельством артистической деятельности В.П. Берестова.

В фельетоне (см. далее) обращает на себя внимание обширный репертуар фокусника. Рисунок, совершенно не соответствующий тексту, остается загадкой. Видимо, редактору «Цирка» нужно было чем-то заполнить пустоты на страницах журнала.

Поиск по В.П. Берестову продолжается.


Литература:
  1. Ж-кин П. Фокусник с «идеологией». Журнал «Цирк», № 3 (14), 16–31.10.1926, стр. 12;
  2. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 236–237; 1979, стр. 205.

Фокусник с «идеологией»

Статья П. Ж-кина в журнале «Цирк», № 3 (14), 16–31 октября 1926, стр. 12

ФОКУСНИК С „ИДЕОЛОГИЕЙ“

„Фокусник с идеологией“ — не выдуманный фельетон. В редакцию прислана из Харькова афиша „антиспирита“, подтверждающая и „Турне на земном шаре“ и „Галатею, изобр. проф. Увазына“. По городам и местечкам еще и сегодня разъезжают фокусники с медалями шаха персидского, выбитые из колеи ремесленники, наивно пытающиеся внести „идеологию“ в карточные фокусы и в „превращение женщины в курицу“.

На шумной площади, где, подле конторы, гомонят кондуктора и вагоновожатые, осенним ветром треплется радужный лист.

Стена кричит: „40 лет турне на земном шаре. Остановился с собственной роскошно убранной обстановкой известно знаменитый Антиспирит, престидижитатор, угадыватель чужих мыслей и желаний профессор тайн искусства Василий Петрович Берестов.

Артист, заслуженный высших наград русской и заграничной прессы, гр. Берестов покажет с научной стороны чудо природы — разрешено медициной, — и сеансы опытов древних и знамен, профессоров. Часть опытов собственного изобретения, которые не были показаны в России, основаны на искусстве иллюзии, технической механике, химии, физике, оптике, обмане зрения и слуха.

Не удивляйтесь, прочтите дальше. „Чудо природы, — собачонка, которая имеет 1 голову, два туловища, 8 ног, 2 хвоста, удивительная редкость. Отрезание головы живому человеку. Момент парижской прачки(?). Превращение женщины в курицу. Местный повар без ошибки. Венецианская курица или хорошая выдумка во время нужды. Часы Семирамиды или прогресс местных булочников. Японский базар в Каире. Фонарь или игра в футбол Индии, прекрасная Галатея, изоб. проф. Увазына. Часовой циферблат исполн. желания публики. Любимый опыт древних событий П. Твардовского, жулики в осадном положении, но с пользой (!) Вся публика арабами (??). Бюст телефон, изобрет. Т.А. Эдиссона.

И, наконец, подводящий крепкую, как камень, идеологию: „Долой темноту, сверхъестественные предрассудки и суеверия, а поэтому состоятся сюрпризы во время сеанса массовой публике: открытие некоторых секретов, тайн знаменитых профессоров магического искусства, которые каждый из публики в состоянии тут же повторить“.

*  *  *

Осенняя сырость нипочем. В летнем дощатом театрике творятся чудеса. Яблоку негде упасть... На сцене „профессор тайн искусства“, которого время изжевало вместе с фраком и твердым воротничком композиция. Лязгают иконостасом развешанные медали.

Ловко работает. Удивлению нет конца. И только, когда старый фокусник подходит вплотную к идеологии, его руки трясутся, а ноги подкашиваются. Трудно в 60 лет справиться с идеологией. Ох, как трудно. Язык спотыкается. Горло перехватывается спазмой.

„Обнакнавенное яйцо превращается в бывшем буржуазном цилиндре в пролетарскую яичницу“ — легкий номер. Идеология здесь пустяковая. А вот с карточным королем потруднее:

„Потому, как всех валетов и дамочек называл — граждан и товарищ — этому королю позволить не могу. Потому он господин и его превосходительство и генерал Деникин яростный враг пролетарского родного государства, я должен крикнуть ему „Вон из пролетарской семьи“, т.е. из колоды карт“. Король, словно пуля, вылетает из колоды. Успех. Овации.

Сеанс продолжается. Морщинистый старик в потасканном фраке, манипулируя руками, проповедует идеологию.

П. Ж-кин

Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. 236–237; 1979, стр. 205

Другие продолжали выступать, как прежде, пытаясь приспособить затасканный репертуар к новым требованиям и не сознавая комизма своих наивных стараний. Вот выдержка из характерной безграмотной афиши такого артиста:

40 лет турне на земном, шаре! Известно знаменитый
Антиспирит, престидижитатор, угадыватель чужих
мыслей и желаний, профессор таинственного искусства
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ
Артист, заслуженный высших наград русской и заграничной
прессы, гражданин Берестов покажет с научной стороны
чудо природы, — разрешено медициной — и сеансы
опытов древних знаменитых профессоров...

Заменив, таким образом, на афише, в духе требований эпохи, привычное упоминание о милостях королей и императоров маловразумительным указанием на «награды прессы», а традиционных «древних и новых магов» превратив в профессоров, Берестов в числе прочих «чудес» обещает: «...обнакновенное яйцо в бывшем буржуазном цилиндре превращается в пролетарскую яичницу...» Свои карточные фокусы иллюзионист рекламирует так: «...всех валетов и дамочек называю граждане и товарищи, а королю этого позволить не могу. Потому он — господин, его Превосходительство и генерал Деникин, яростный враг пролетарского родного государства. Я должен крикнуть ему: „Вон из пролетарской семьи, то есть из колоды карт!“ И король словно пуля вылетает из колоды. Успех! Овация!..»*

И действительно, даже такие наивные попытки иллюзиониста откликнуться на злобу дня пользовались в то время успехом.


* П. Ж-кин. Фокусник и идеология. — «Цирк», 1926, № 3.


1 Полные имя и фамилия П. Ж-кина неизвестны, в журнале они не раскрываются.